Читая учебники по русской истории и особенно с исторические романы на русскую тему, хочется волком выть – такой гнилой капустой несёт, таким безнадёжным унынием, мерзотиной, скотством, паскудством. Дрянь страна, дрянь народ, рабы и падлы, падлы и рабы, уроды, срань, испоконно в зле да шёпоте под иконами в чёрной копоти. Как, ну я не знаю, акунинский «Алтын-Толобас» - и понимаешь вроде умом, что человек специально какашку лепил и в русских кидал, но ведь думаешь – метко ведь кинул, «мы такие».
А вот когда начинаешь ознакоммляться со сколько-нибудь специальными источниками, картинка поворачивается ну очччень сильно. Выясняются подробности, которые меняют дело, причём до того, что только охаешь: ну да, ведь правильно, так и должно было быть, мог бы и догадаться. И тоскливое – «суки, как же передёргивают».
Ну например. Есть такая традиционная до оскомины тема – русский народный монархизм. Дескать, русские – рабы по природе, и в силу рабской своей натуры ужасно обожали своего царя, на него молились как на бога, и вообще всячески ползали на брюхе. Даже иностранцы писали: мол, московиты сами себя называют рабами и холопами своего царя. Ну просто сиамцы какие-то, тьфу.
И вот читаю я на эту тему. Про народные представления о власти, особенно о царской. Причём автор книжки сам разделяет такое воззрение, по нему и работает. Видит, что нитки торчат – но другой гипотезы у него нет. Как же, «сакральный царь» и всё такое.
Между тем, натуральные высказывания – а Лукин работал ни с чем-нибудь, а со следственными делами по противугосударственным разговорчикам («непригожими речами») – демонстрируют совсем другую картинку. Кстати, совершенно понятную.
Она, в общем, такова. По мнению народному – XVII, повторюсь, века – главной обязанностью царя является защита народа от наездов «сильненьких людей». Царь должен покрывать подданных. Или, как мы скажем сейчас, КРЫШЕВАТЬ.
Откуда вообще берутся «сильненькие», народ не особенно задумывался. Точнее, думал так, что «сильные» заводятся сами по себе в любой луже, и никакой санкции сверху для этого не требуется. Нажрал мужик много, руки цепкие, наглый – вот, глядишь, и возвысился над прочими, и тут же начал теснить, обижать. Это так всегда. А чтобы жизнь под «сильненькими» была сколько-нибудь сносный, сильненькие должны хоть кого-то бояться. Таких инстанций всего две – Бог да царь. Правда, до Бога высоко, а до царя далеко, но не так далеко, как до Бога, и реально надеяться можно только на царя. У которого работа от Бога поставлена – давать сильненьким укорот. И смотрели на него как на гаранта… ну не Конституции, но хоть какого-то НЕБЕСПРЕДЕЛА.
Кстати, того же ждали от сил небесных. Представление о «царском покрове Богородице» над Россией – явно из той же оперы.
Но вернёмся к фигуре царя. Из подобного представления о царских обязанностях вытекает целый ряд следствий, иногда неожиданных.
Например, народ был уверен, что каждый обиженный имеет право обратиться к Царю, чтобы тот его защитил. Обратиться лично или хотя бы с челобитной, но – сразу к Царю. При этом не предполагалось даже, что защищать он будет «по справедливости». Идеальный царь «милостив», то есть отмажет от наезда в любом случае. Хороший, годный царь разберётся по каким-то своим понятиям (народ знал, что законов не знает, законы у царя и у сильных), но явить некоторое снисхождение он должен. Правда, царь мог и наказать без особой вины, но это тоже было, в общем, понятно.
Далее, главной добродетелью царя должен был быть страх, внушаемый «сильненьким». Государь, не способный «излить царёву грозу» на какого-нибудь боярского сына – не гуманист, а плохой, негодный царь. При этом опять же – чем больше царь бьёт «сильненьких» (неважно, виноваты они или нет – народ того не разбирал и считал, что разборка по понятиям не его ума дело), тем больше он демонстрирует свои царёвы качества. Раз бьёт сильненьких – знать, простых людей защищает. Правда, недовольными оставались люди тех, кого били, и недовольство распространяли довольно быстро. Отсюда и амбивалентное отношение к тем государям, которые были особенно скоры на царский гнев. «С одной стороны оно, конечно, царю виднее, а с другой – Федька-ключник сказал, что не по закону царь болярина Степана Пантелеевича ободрал да побил, да Федька не вор, напраслины не скажет… что ж выходит-то?» Выходил когнитивный диссонанс. Каковой проявился в полный рост, скажем, в народном отношении к Ивану Грозному, монарху в одном смысле популярному, в другом - совсем даже нет.
Далее. Формула «я холоп царёв» (а то и «раб царёв»), столь смущающая современных исследователей (ну как же, какое унижение, какие рабы) означала во всех случаях – «не тронь меня, я человек царский». Обычно говорилось это в случае наезда со стороны какого-нибудь «сильненького». И в полной форме звучало это примерно так – «я человек Божий да царёв, царя да Бога боюсь, а тебя, пёсьего сына, не боюсь». Угроза в большинстве случаев была тщетной и кончалась плохо – но ведь когда-то и работала.
Соответственно, и распространённейший флюродрос «барину» со стороны какого-нибудь мелкого холуя исполнялся так – «не надо мне царя-государя, у меня един царь-государь болярин Дорофей Дормидонтович, на ево одного надеюся, ево однова боюся, в ём весь мне свет положон».
И, конечно, «сакрализации монарха в народном сознании» не было. Например, ожидаемого выражения «царь – земной Бог» (которое при любой «сакрализации» абсолютно неизбежно) в источниках не встречается. Зато зафиксировано выражение «земной царь» - в смысле, «этот, наш», а не Царь Небесный. То есть Бога с царём сравнивали, а вот царя с Богом – нет.
) потом продолжу, спать (
s0tnik
March 25 2010, 22:32:34 UTC 9 years ago
В родственной Османской империи не было почетнее звания капы кулу, т.е. раб султана. Натуральный. Полученный по системе девширме в качестве налога с балканских христианских народов раб. Получивший милость султана капы кулу мог дослужиться вплоть до великого везира (пример - Мехмет Соколлу паша). Капы кулу чрезвычайно недолюбливали представители традиционной тюркской аристократии - свободные, типа дворян.
pevicei_budu
March 26 2010, 10:36:58 UTC 9 years ago
ammosov
March 25 2010, 23:32:58 UTC 9 years ago Edited: March 25 2010, 23:52:16 UTC
http://www.vostlit.narod.ru/Texts/rus13/Gordon/text9.htm
(примерно со 2 пол.текста про Россию)
Вот, скажем:
Как-то в воскресенье, после полудня, когда я был в Иноземской слободе, к дому, где у солдат имелась водка, явился стряпчий с 20 или 30 стрельцами 281. Дверь была заперта, и прежде чем те смогли войти, солдаты перенесли водку в сад. После тщательного обыска ничего не нашлось, солдаты изобразили возмущение и грубо выпроводили стряпчего и стрельцов за двери. Оказавшись на улице, те кликнули своих товарищей на подмогу и снова ворвались /л. 133 об./ *Ноябрь.* в дом и сад, где обнаружили водку и забрали оную, а также нескольких солдат. Но на шум сбежались другие солдаты и не только отбили своих и водку, но, сцепившись со стрельцами, прогнали их к городским воротам, где те усилились прочими, кои там живут, и отбросили солдат обратно. К этому времени обе стороны получили подкрепления. Стрельцов было около 700, солдат около 80, однако благодаря узости улицы и превосходству в отчаянной отваге, солдаты загнали стрельцов в ворота белой стены 282. При этом 600 стрельцов, прибывших из главной охраны крепости, отрезали путь тем, кто пробрался в ворота, и схватили 27 из них. Назавтра, после дознания, они были биты кнутом и сосланы в Сибирь.
Другое [происшествие]: русский капитан по имени Афанасий Константине[вич] Спиридонов, который командовал оными солдатами до того, как мы их приняли, /л. 134/ теперь состоял в полку. Будучи хитрым малым, он обрел и присвоил такую власть над солдатами, что совершал много поступков, несовместных с командою. Я не раз делал ему замечания и запреты, но ничто не помогало; взывал и к [109] полковнику, который, не любя, чтобы его беспокоили по какому-либо делу, пренебрег и этим, к моему неудовольствию. Однажды ночью сей капитан подловил солдат за игрой в карты и не только отобрал у них все бывшие в игре деньги, но и держал их под стражей у профоса, пока те не дали ему еще больше, всего около 60 рублей, и лишь тогда отпустил. И все сие без моего ведома, что непозволительно, ибо я старше по чину! Узнав об этом на другой день, я не мог совладать с собою, вечером послал за ним и устранил с дороги охрану и всех моих слуг, кроме одного. Когда он вошел, я стал его отчитывать и заявил, что больше не потерплю таких злоупотреблений /л. 134 об./ *Ноябрь.* и как-нибудь сверну ему шею. При этом он разбушевался, а я схватил его за голову, повалил наземь и крепкой короткой дубинкой так отделал ему спину и бока, что тот едва мог подняться. Я посулил ему вдесятеро больше, если и впредь будет играть такие шутки, и вытолкал его за дверь.
Назавтра он пошел жаловаться полковнику, который обещал провести следствие и дать удовлетворение. Однако по обыкновению этой страны, поскольку свидетелей не было, я все отрицал, а после его жалобы боярину в приказ сделал то же самое. Видя дружелюбие боярина ко мне, прибывшему недавно и незнакомому с местными обычаями, он отступился от своего иска и принял меры к уходу из полка, чего я как раз желал и добивался.
-- практически дословно гл.3 Алтын-толобаса.
stalker707
March 26 2010, 01:10:26 UTC 9 years ago
humanitarius
March 26 2010, 01:31:40 UTC 9 years ago
Конечно, жаль, что ответственный офицер и герой войны с турками - служилый иноземец, а сволочь - соотечественник. Но так тоже бывает.
stalker707
March 26 2010, 02:12:15 UTC 9 years ago
alexvelikoross
March 26 2010, 15:34:57 UTC 9 years ago
Где логика?
компрене:)
humanitarius
March 26 2010, 15:47:23 UTC 9 years ago
А вот Гордон - храбрый добросовестный офицер, который всю жизнь отказывался от русского подданства (что карьере не помогало) и считал себя подданным Стюартов.
alexvelikoross
March 26 2010, 16:02:58 UTC 9 years ago
И тот за него.
Так что -не надо ля ля.
То что Вы написали до этого подспудно говорит о полном одобрении политики Петра.
Комрпэнэ :) ?
humanitarius
March 26 2010, 16:13:31 UTC 9 years ago
И тот за него.
Так что -не надо ля ля.
+++
Ляля действительно не надо.
Гордон был военный и хороший военный, одна Чигиринская осада чего стоит. А вот с чего вы взяли, что Пётр отдал бы за него жизнь?
То что Вы написали до этого подспудно говорит о полном одобрении политики Петра.
Комрпэнэ :) ?
+++
Жё нё компран па :-)
Т.е. Гордон мог и полностью одобрять. А вот я - не одобряю.
alexvelikoross
March 26 2010, 16:26:26 UTC 9 years ago
Вы же профессиональный историк ,а не я. В архивах есть. И не токмо.Фраза его или там документ.
<Т.е. Гордон мог и полностью одобрять. А вот я - не одобряю
чё там не понимать;)
неа :)- о о полном Вашем одобрении политики Петра, ибо говорю -подспудно-то бишь подсознательно.
.Ну да ладно -знаю я Вас- "стрелецкие полки" ,восток есть восток и т.д.
а французкую музЫку тоже люблю .
с уважением.
humanitarius
March 26 2010, 18:35:55 UTC 9 years ago
Вот зачем Вы такой вздор пишете ? Ведь поверят,
farnabazsatrap
March 27 2010, 09:35:37 UTC 9 years ago
"Пётр - авантюрист, мечтающий жить в Амстердаме"
Он хотел ЗДЕСЬ сделать так же хорошо в цивилиз.смысле, как в Амстердаме.И во многом преуспел.
А вот устроить здесь Амстердам
humanitarius
March 27 2010, 09:42:53 UTC 9 years ago
Вы просто Питер не любите.Дело вкуса.
farnabazsatrap
March 27 2010, 09:57:54 UTC 9 years ago
"ломая Россию через колено"
Не только мы пользуемся создланной Петром версией алфавита, но и другие православные славяне.А создал он его, едучи в кибитке, когда армия отступала из Белоруссии.
Да кабы не Пётр-взяли б нас голыми руками те же шведы.
"ссоряс с соотечественникамми по пустякам - это и есть авантюризм"
Де -факто остановил лютые преследования старообрядцев, с сожжениями.Ужасно.
Я не люблю не Петербург, а петровский режим
humanitarius
March 27 2010, 14:54:56 UTC 9 years ago
+++
Город красивый, да.
"ломая Россию через колено"
Не только мы пользуемся создланной Петром версией алфавита, но и другие православные славяне.А создал он его, едучи в кибитке, когда армия отступала из Белоруссии.
+++
Вообще гражданский шрифт создал не самолично Петр.
Да кабы не Пётр-взяли б нас голыми руками те же шведы.
+++
До Петра шведов за противника первого уровня опасности не держали.
"ссоряс с соотечественникамми по пустякам - это и есть авантюризм"
Де -факто остановил лютые преследования старообрядцев, с сожжениями.Ужасно.
+++
Де-факто это при нем старообрядчество стало массовым движением против царя-антихриста.
Нет 100% уверенности, но , кроме него , некому было
farnabazsatrap
March 27 2010, 15:10:00 UTC 9 years ago
"гражданский шрифт создал не самолично Петр"
"До Петра шведов за противника первого уровня опасности не держали"
Швеция очень усилилась со времён "Потопа"
Армия же Алексея Михайловича, на которую Вы ссылаетесь, была разбита поляками в полевых сражениях, а после его смерти вообще начался общий маразм.
Папу вот хотели своего завести, четырёх патриархов...Расходы на войско старались
минимизировать, полонизация верхов шла .
"Де-факто это при нем старообрядчество стало массовым движением против царя-антихриста"
? Оно было массовым движением и до Петра, "жуткие расправы и "Двенадцать статей"
не Пётр придумал, он как раз их остановил и людей за веру не хотел губить, об этом и Татищев пишет.Так-лозунг новый появился, про "царя-антихриста"
"Ради экономических интересов общины скитники пошли даже на компромисс с “властью антихриста”. По договору с Петром I они участвовали в строительстве государственных металлургических заводов в Повенце. Когда же часть верующих, возмущенная этим (филипповцы), ушла в леса и основала там новые скиты, старожилы обратились к государственной власти с просьбой послать против них солдат.
В 20-х гг. XVIII в. поморцы, разорвав с традицией старообрядчества, стали молиться за царя. Затем они допустили и брак, но не как таинство, а как форму гражданских отношений. К концу XVIII в. поморское согласие отказалось от идеи ожидания конца света и продолжало существовать в основном как трудовая артель, крупнейший центр предпринимательства на Севере"
Re: Нет 100% уверенности, но , кроме него , некому было
humanitarius
March 27 2010, 15:34:23 UTC 9 years ago
"гражданский шрифт создал не самолично Петр"
+++
Ну, вот тут http://kak.ru/columns/masterclass/a6570/ картина более сложная.
"До Петра шведов за противника первого уровня опасности не держали"
Швеция очень усилилась со времён "Потопа"
Армия же Алексея Михайловича, на которую Вы ссылаетесь, была разбита поляками в полевых сражениях, а после его смерти вообще начался общий маразм.
+++
Армию Петра в полевых сражениях тоже били. И армии Алексея поляки войну слили.
Папу вот хотели своего завести, четырёх патриархов...Расходы на войско старались минимизировать, полонизация верхов шла .
+++
После Алексея - время смутное. А содержать постоянную армию как при Алексее - это нужно было другую экономику иметь.
"Де-факто это при нем старообрядчество стало массовым движением против царя-антихриста"
? Оно было массовым движением и до Петра, "жуткие расправы и "Двенадцать статей" не Пётр придумал, он как раз их остановил и людей за веру не хотел губить, об этом и Татищев пишет.Так-лозунг новый появился, про "царя-антихриста"
+++
Лозунг - очень острый по тому времени. Старообрядчество при Петре выросло в численности людей.
"Ради экономических интересов общины скитники пошли даже на компромисс с “властью антихриста”. По договору с Петром I они участвовали в строительстве государственных металлургических заводов в Повенце. Когда же часть верующих, возмущенная этим (филипповцы), ушла в леса и основала там новые скиты, старожилы обратились к государственной власти с просьбой послать против них солдат.
+++
Старообрядчество - это такой наш протестантизм с множественным дроблением сект.
В 20-х гг. XVIII в. поморцы, разорвав с традицией старообрядчества, стали молиться за царя. Затем они допустили и брак, но не как таинство, а как форму гражданских отношений. К концу XVIII в. поморское согласие отказалось от идеи ожидания конца света и продолжало существовать в основном как трудовая артель, крупнейший центр предпринимательства на Севере"
Re: Нет 100% уверенности, но , кроме него , некому было
farnabazsatrap
March 27 2010, 16:25:07 UTC 9 years ago
Спасибо, я как раз потерял ссылку, а текст более-менее помнил.
Там же и выходит, что Пётр набросал эскизы,дал их Куленбаху для выработки собственно типографского шрифта и корректировал его работу.
"армии Алексея поляки войну слили"
Поляки разбили армию Алексея Мих.в основных сражениях и даже попытались пойти на Москву.Только ресурсов не было-у них творилось то же, что у нас полвека назад.
Алексеевы полки нового строя на зиму , увы, распускались и становились порой хуже
старого войска, теряя боеспособность.
"Армию Петра в полевых сражениях тоже били"
В самом начале.А потом поражений не было, даже на Пруте тактически само сражение выиграли.
"Лозунг - очень острый по тому времени"
Поэтому гонения с 1715 г. восстановились, но-с бОльшим разбором и не с тем остервенением.
"Старообрядчество - это такой наш протестантизм с множественным дроблением сект"
Стадиально Никон отвечает Григорию 7-му.Но , поскольку не стеклянною стеною от людей отделены мы , накладывался и общеевропейский контекст, и переход к Новому времени с укреплением контроля государства и его церкви над личностью и ростом тягот простого люда был неизбежен,
получились параллели.А на самом деле протестантизм стоит на отбросе свящ.предания, а наши старообрядцы-начётчики, спровоцированные отказом от национальных форм церковной жизни, совшими с переходом от патриархального государства к классовому.
То, что Вам в петровском времени не нравится, было и в последнюю треть 17 века, и начало изживаться при Елизавете, когда Новому времени на пятки наступало Просвещение.
Re: Нет 100% уверенности, но , кроме него , некому было
humanitarius
March 27 2010, 16:42:48 UTC 9 years ago
Стрельцов, тем не менее, никто не распускал - они находились на службе постоянно. Наоборот, переучивали на новый европейский устав, как и дворян зачисляли в рейтары и драгуны, оставляя сотенную службу для обеспеченных на южных границах.
А после войны пришлось проводить демобилизацию - и солдатские полки свернули в поселенные полки и выборный полк.
Тяжелейшая осада Могилёва, который в итоге
farnabazsatrap
March 27 2010, 17:46:27 UTC 9 years ago
произошла именно от того, что наша армия была сокращена на зимний сезон-а литовцы как раз отмобилизовались.
Но, повторюсь,после смерти Алексея Михайловича всё ухудшалось и шло вразнос .
Стрельцы, в частности, изрядно разложились, учения не проводили.
karpion
March 26 2010, 11:10:12 UTC 9 years ago
Не всё так однозначно
zxcvbn_02
March 26 2010, 19:34:38 UTC 9 years ago
Старший прапорщик на подъёме мог взять палку и лупить "дедов" в кроватях, когда они сладко спали, а "духи" делали зарядку. Мог на вечерней поверке взять сапог (сапог "деда" с магниевой подковкой - о-о-о! :-) и бросить в кучу "дедов", мирно обсуждающих свои дела за спиной "молодёжи". Его любили те же "деды", так как он много делал для солдат, человек был очень хороший, но иногда возмущался, когда выводили его из себя.
Но кого больше всего боялись и уважали - это старшину роты, тоже старшего прапорщика. Но вот парадокс - он ни разу никого не ударил, и никому не сделал гадости. Хотя мог построить роту, перевернуть кровати и тумбочки и заставить делать генеральную уборку в казарме - только из-за того, что увидел на полу в туалете горелую спичку. Его все считали справедливым.
Так что не всё так однозначно.
Применяемое насилие должно быть обязательно ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ, ЗА ДЕЛО, только тогда оно будет иметь воспитательный эффект, будет оправдано самими солдатами и ненадолго удержит их от дурных поступков :-)
О справедливости
karpion
March 26 2010, 21:55:42 UTC 9 years ago
Коллективное наказание не м.б. справедливым.
Это наблюдения из жизни
zxcvbn_02
March 27 2010, 07:52:06 UTC 9 years ago
Насчёт старшины и горелой спички. Только потом, через некоторое время, до меня дошло, что он просто использовал любой повод, чтобы заставить солдат заняться генеральной уборкой, особенно в субботу и воскресенье - для нас нерабочие дни. Философия его была проста: пока солдат занят, он не уйдёт в самоход и не нажрётся, как свинья. И это работало.
Я хотел специально подчеркнуть - НИКОГДА НИКОГО НИ РАЗУ НЕ УДАРИЛ, НЕ ПОСАДИЛ НА ГУБУ И НЕ СДЕЛАЛ ГАДОСТИ - потому и считали справедливым. Но почему-то все его боялись, уважали и моментально выполняли все его приказы. Нормальный такой крепкий мужик, любил и пошутить и "жути нагнать". Одним словом - авторитет.
А коллектвные наказания бывают весьма полезны для достижения определённых целей. Потому что несправедливо наказанные остальные дадут хорошенько просраться тому одному, из-за которого весь сыр-бор. Между собой-то все знают, кто что и как.
Re: Это наблюдения из жизни
karpion
March 27 2010, 17:48:32 UTC 9 years ago
Ладно, в мирное время мне остаётся только терпеть издевательство. А в случае войны я буду рассматривать подобного командира как опасность для меня лично и для всего подразделения, т.к. дурацкие приказы и желание загрузить солдат бессмысленной работой снижают боеспособность подразделения. Поэтому патриотический солдат должен как можно быстрее убить такого командира даже ценой отправки под трибунал.
А если убить не получится, то шансы выжить в этой войне минимальны. Поэтому нет смысла напрягаться, а надо расслабиться, и пусть противник меня убьёт сейчас: лучше умереть сейчас отдохнувшим, чем завтра уставшим.
Придраться к спичке и заставить солдат вкалывать - это есть гадость.
Я считаю справедливым наказывать тех, кто нажрался и ушёл в самоход. А превентивно наказывать всех - это не справедливость.
Я думаю, его просто боялись. Но в случае войны страх коллективных наказаний быстро выветривается перед более сильным страхом.
Проблема в том, что уровень наказания не может превышать некого предела. И если этот предел достигнут, то полностью пропадает смысл соблюдать дисциплину; и смысл этот пропадает даже у тех, кто в принципе не склонен нарушать. Более того: у солдат появляется желание нагадить наказывающему так, чтобы он был загружен проблемами и не мог гадит подчинённым. Например, устроить пожар, после которого все командиры получат хорошие пистоны, и скорее всего будут перемещены на др.места службы.
PS: А почему бы не дать солдатам возможность сходить в увольнение и нажраться? Почему солдата рассматривают как раба?
Хотите влезть в казуистический спор? Хорошо!
zxcvbn_02
March 27 2010, 18:14:39 UTC 9 years ago
Хочу спор по сути
karpion
March 27 2010, 18:43:55 UTC 9 years ago
Re: Хочу спор по сути
zxcvbn_02
March 27 2010, 22:38:29 UTC 9 years ago
Изложу сразу свою точку зрения - будет по существу.
Цель призыва в армию в мирное время: научить молодых парней после школы основным навыкам военного дела по разным воинским специальностям, отработать взаимодействие и умение работать в воинских коллективах. После обучения вернуть призывников домой ЖИВЫМИ, ЗДОРОВЫМИ И НЕВРЕДИМЫМИ.
С гражданки приходят разные мальчишки - каждый со своими амбициями, со своими представлениями о жизни, со своими понятиями. Сделать из этого гражданского сброда воинский коллектив и вложить в мозги этих ребят, что в армии нет никакого "я", а есть только "мы" - вот это и есть первая и основная задача. Как танкист или артиллерист, Вы прекрасно понимаете, что только экипаж или расчёт способен выполнить учебную или боевую задачу. Что толку от остальных самых распрекрасных членов расчёта, если, скажем, наводчик или заряжающий - тормоз? Один тормоз ставит под удар всю работу целого коллектива.
А способы выработки коллективной работы специфичны. Начиная с одинаковой формы и причёски, и распорядком дня, когда строем - на зарядку, строем - на кормёжку, строем и с песней - на плацу, все эти бесконечные поверки и строевые - и кончая уже коллективной работой в учебных классах и на полигонах. Да ещё и соревнование - чей экипаж или расчёт лучше. Соответственно, существует и метод коллективного наказания, когда за действия без особо серьёзных последствий одного мудака отвечает весь коллектив. Это и есть высшая справедливость, специфичная для армии, негласный принцип - один за всех, все за одного. Конечно, надо сказать, что за серьёзные проступки каждый солдат должен нести индивидуальную ответственность - я этого вовсе не отрицаю. Но подчёркиваю, что существуют и коллективные наказания - и всё именно ради высшей цели: сплочению коллектива.
Теперь вернёмся к моим примерам.
=...Лично я не собирался ни нажираться, ни ходить в самоход. Поэтому лишние генеральные уборки я бы воспринимал как намеренное издевательство...=
Совершенно похую, как бы Вы воспринимали действия старшины: армия - это не детский сад, чтобы каждого на горшок водить. Да, забыл сказать - служил я в стройбате. Стройбат во времена СССР был как клоака Советской Армии, туда сливали всех самых негодных: нестроевых с различными медицинскими дефектами - больных, хромых, увечных (вплоть до дебилов и шизиков), условно судимых, замеченных в наркомании, чурок, не понимающих по-русски - короче, полнейший сброд.
Так вот, старшина из своего богатого житейского опыта уже имел случаи, когда народ валил в самоходы и нажирался до потери пульса. А что случается по пьяни - всем известно: потеря контроля, выяснение отношений, драки и разные прочие неприятности. Во время моей службы у нас такой пьяный умудрился засунуть голову под привод траспортёра - пожалуйста, смертельный случай.
А я ещё раз повторю - в мирное время призывник должен вернуться домой живой, здоровый и невредимый. Потому что это не полноценный взрослый и самостоятельный боец-контрактник, живущий на свои деньги, а маменькин сынок, которого забрали на 2 года у родителей сразу после школы, и должны его вернуть этим родителям, и офицеры за это отвечают, прежде всего по человеческим меркам, а потом уже и по служебным. Вот поэтому старшина и устраивал генеральные уборки в субботу и воскресенье после всех положенных мероприятий - фильмов там, концертов и разных прочих положенных культурных штучек. Все солдатики были под рукой и трезвые, что всегда увеличивало шансы на общий благоприятный исход. И похую, что кто-то там был недоволен.
=...Я думаю, его просто боялись...=
А я знаю, что его не только боялись, но и уважали. Опять же, про губу. Можно формально засадить человека - и потом "чёрный список", лишение всех поощрений и отпуска. Если у него была возможность не довести до этого - всегда это делал, но и всегда наказывал другими способами. Ну, кроме тех случаев, когда от дежурного офицера уже скрыть невозможно и рапорт ушёл. И когда родители приезжали к солдатам, всегда выбивал в штабе увольнительные - это было по делу.
ammosov
March 25 2010, 23:39:28 UTC 9 years ago
в языке второй половины 16 - начала 17 века "холоп" означает уже не "раб", а "наемный работник", employee. Уровня от работяги до топ-менеджера. Был целый класс "боевых холопов" - своего рода ландскнехтов. Были даже князья-холопы. См..иссл. С.Н.Тоценко.
aerys
March 26 2010, 00:06:54 UTC 9 years ago
alexei_grunin
March 26 2010, 00:16:01 UTC 9 years ago
alexandr3
March 26 2010, 03:36:09 UTC 9 years ago
ex_darthput
March 26 2010, 08:53:35 UTC 9 years ago
В этом-то и беда!
zxcvbn_02
March 26 2010, 19:47:03 UTC 9 years ago
А почему инфляция в стране растёт, народ не хочет задумываться, только "антиллихенция" об этом беспокоится, да и то не вся.
Anonymous
March 26 2010, 05:43:51 UTC 9 years ago
http://urukhaj.livejournal.com/
colonel_hunter
March 26 2010, 05:45:15 UTC 9 years ago
http://urukhaj.livejournal.com/
17ur
March 26 2010, 06:25:36 UTC 9 years ago
krylov
March 26 2010, 06:54:27 UTC 9 years ago
Deleted comment
Re: Ну, так и что ж особенного?
vlad_cepesh
March 26 2010, 09:32:57 UTC 9 years ago
Это называется "равенство всех перед законом". А при абсолютизме "закон"="монарх".
nikolamsu
March 26 2010, 07:02:15 UTC 9 years ago
Deleted comment
Re: Это перекликается с Лотманом вот в каком аспекте
vlad_cepesh
March 26 2010, 09:07:11 UTC 9 years ago
holmogor
March 26 2010, 07:55:56 UTC 9 years ago
Кстати, сам Лукин вообще представляет собой очень интересный феномен. Пишет талантливые и хорошо фундированные исторические работы, но, при этом, если смотреть на него как на жжюзера, как-то болезненно зафиксирован на теме патриотизма и ненависти к "совкам-патриотам". Причем зафиксирован примерно так, как некоторые атеисты фиксируются на Боге. Их "Бог мучит". Вот человека явно так же мучит патриотизм. Ты у него и про себя много интересного прочтешь...
white_reggae
March 26 2010, 08:27:17 UTC 9 years ago
Не знаю, где это понятие описано так, как здесь описано.
О достоинстве русского человека как монархиста прекрасно писал Иван Солоневич в книге, которая так и называется "Народная монархия". И никакой кислой капусты.
tessey
March 26 2010, 08:32:24 UTC 9 years ago
nataly_hill
March 26 2010, 08:43:15 UTC 9 years ago
Ох.
И что мне теперь делать? Для меня первые, так сказать, семена национализма выросли из исторических романов на русскую тему (и отчасти фильмов - но фильмов в меньшей степени). Для моего "наивного" сознания "исторические русские" - это именно русские "Анны Ярославны", "Зорей над Русью", "Князя Серебряного", "Федора Волкова" и так далее. Сильные, гордые, яркие, талантливые люди. Нелегкая и небезопасная, но очень красивая и интересная жизнь.
Где там "гнилая капуста"? И что мне теперь с этим делать?
Вот ты написал это в первой строчке - и все, дальше уже читать невозможно.
Зачем?
vlad_cepesh
March 26 2010, 09:01:38 UTC 9 years ago
Князь Серебряный - обиженный? Он хотел, чтобы царь его "крышевал"? Мне показалось, что Федька Басманов...
itzpapalotl_tm
March 30 2010, 01:12:20 UTC 9 years ago
Оно бы ничего для романтических героев, но лично я не очень понимаю, какую позитивную программу можно извлечь из таких примеров.
nikolamsu
March 26 2010, 09:42:22 UTC 9 years ago
nataly_hill
March 26 2010, 09:49:35 UTC 9 years ago
az118
March 26 2010, 11:18:32 UTC 9 years ago
pevicei_budu
March 26 2010, 10:42:38 UTC 9 years ago
alexvelikoross
March 26 2010, 16:15:58 UTC 9 years ago
Это- по русски.
А если Вам не понять , значит-чьё то влияние...
Может неугомонных близких;) ?
Всё верно описано , ибо и сейчас народ(русский)-такой же.
Или у Вас какой то другой народ думается под словом русский?
white_reggae
March 26 2010, 08:51:06 UTC 9 years ago
1) Нам необходима законно наследственная, нравственно и юридически бесспорная единоличная монархическая власть, достаточно сильная и независимая для того, чтобы:
а) стоять над интересами и борьбой партий, слоев, профессий, областей и групп;
б) в решительные моменты истории страны иметь окончательно решающий голос и право самой определить наличие этого момента."
Белорусский крестьянин еще в начале прошлого века прекрансно понимал, что главная функция царя - это именно "КРЫШЕВАНИЕ" народа от _любых_ социальных групп.
Ну, и далее много прекрасного о том, что бывает, когда по каким-то причинам царь этой функции не выполняет.
Ценность этого сочинения в том, что его написал не профессор и не дворянин-литератор, а талантливый человек из народа, которому были абсолютно чужды как платоны каратаевы, так и обломовы, то есть все дворянские и ученые мифы о русском народе.
vlad_cepesh
March 26 2010, 09:04:40 UTC 9 years ago
white_reggae
March 26 2010, 09:15:32 UTC 9 years ago
vlad_cepesh
March 26 2010, 09:22:50 UTC 9 years ago
az118
March 26 2010, 11:40:31 UTC 9 years ago
vlad_cepesh
March 26 2010, 11:44:50 UTC 9 years ago
az118
March 26 2010, 11:50:27 UTC 9 years ago
исконно русский тип, обитатели марки.
vlad_cepesh
March 26 2010, 11:52:28 UTC 9 years ago
az118
March 26 2010, 12:06:16 UTC 9 years ago
дикая дружина.
без князя.
у Пугачева, который еще не ворон,
но вороненок, уже стремление к
обретению князя, потерявшегося
в Санкт-Петербурге.
vlad_cepesh
March 26 2010, 12:14:16 UTC 9 years ago
ex_darthput
March 26 2010, 09:17:18 UTC 9 years ago
Голос Шарикова
Anonymous
March 26 2010, 09:24:14 UTC 9 years ago
Средство чУдное есть.
Читайте перед обедом советских газет.
Читайте чаще. Читайте внимательнее.
И советских школьных учебников перечитывайте.
Именно все сюжеты эти там и изложены.
И про демократизм и борьбу за свою свободу народа русского. И про его монархические заблуждения. И про освобождение от таковых. Все.
И вам станет лучше, увидите!
И в тысячу первый раз с изумлением убедитесь, что Гоголь-то прав.
"Коли нужно чорта - так и ступвй к чорту."
А коли нужно правды - так и читай "Правду".
С коммунистическим приветом!
vbenedict
March 26 2010, 09:35:00 UTC 9 years ago
vbenedict
March 26 2010, 09:40:08 UTC 9 years ago
Вы же недавно, в прошлом году, с его отцом встречались в его общественной приемной?
krylov
March 26 2010, 10:27:38 UTC 9 years ago
ierophant
March 28 2010, 07:46:41 UTC 9 years ago
Об этом еще Хомяков писал
stoleshnikov
March 26 2010, 10:41:39 UTC 9 years ago
karpion
March 26 2010, 11:16:17 UTC 9 years ago
dobryj_manjak
March 26 2010, 14:28:36 UTC 9 years ago
art_serebren
March 26 2010, 20:31:15 UTC 9 years ago
Любители попинать современников Ивана Грозного за раболепие почему-то забывают проделать ту же процедуру над двором Людовика XIV (да, в общем-то, и его предков, начиная где-то с Франциска I).
dobryj_manjak
March 26 2010, 20:53:02 UTC 9 years ago
art_serebren
March 26 2010, 21:19:15 UTC 9 years ago
Всё хорошее когда-нибудь заканчивается =).
dobryj_manjak
March 26 2010, 21:30:27 UTC 9 years ago
dobryj_manjak
March 26 2010, 21:33:09 UTC 9 years ago
cortas
March 26 2010, 17:15:18 UTC 9 years ago
Так должно быть у русских, хотя индивидуумам это кажется неприятным.
Особенно если душу тронула ржа либерализма.
Высшее предназначение
karpion
March 27 2010, 17:51:55 UTC 9 years ago
Re: Высшее предназначение
cortas
March 27 2010, 18:14:26 UTC 9 years ago
Так что намерение указывать что-то русскому народу присуще, по-видимому, Вам, а не мне.
Так что же нам следует делать?
Я ничего никому не указываю
karpion
March 27 2010, 18:47:04 UTC 9 years ago
Re: Я ничего никому не указываю
cortas
March 27 2010, 19:06:21 UTC 9 years ago
Не надо опускать русский народ!
Господь не выделяет народы
karpion
March 27 2010, 19:18:41 UTC 9 years ago
Re: Господь не выделяет народы
cortas
March 27 2010, 19:59:14 UTC 9 years ago
korvin_korvin
March 26 2010, 18:11:27 UTC 9 years ago
А ведь таких много.