Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

О стабильности

Сергей Калугин написал замечательный, прочувствованный текст про кризис идентичности и «мама, кто я на этой земле». В традиционалистском стиле.

То, что происходит сегодня в России и шире - европейской цивилизации, - это тотальный кризис идентичности. Мы перестали понимать, кто мы, что мы, откуда и куда. Пока сохранялся становой хребет нашей культуры, было возможно единство судьбы и персоны. То есть человек знал : "Я профессор. Я трактирщик. Я епископ." И никаких сомнений в том, что это именно так, не возникало. Это было незыблемо, как Луна и закат над заливом. […]
Тотальный снос основ связан с информационным шквалом, когда, по меткому выражению Борхеса, "Традицией становится весь универсум", то есть рушатся границы, казавшиеся природными. А ведь только благодаря наличию стеклянных границ вино в бутылке является вином. Разбей бутылку - и не будет никакого вина, будет лужа, впитывающаяся в землю. В рамках традиционной культуры трактирщик вызревал как вино, его дед и отец были трактирщиками, и они ходили к обедне в эту церковь, стоящую на этом месте уже 700 лет, и все они были жуликоваты, и вот он - типаж, единство судьбы и персоны! Трактирщик Пьетро, ни секунды не сомневающийся в том, что он трактирщик, всегда готовый подсунуть три корочки благородному сеньору. У него нет и не может быть духовных проблем - он регулярно подаёт нищему 2 гроша и покупает к празднику большую свечу. Так было всегда.Так будет всегда. Солнце кружит над незыблемым миром. "Ткачи знают, что они -ткачи" (С) Пелевин.
Век 20й сорвал с места народы, умы, судьбы. Зайдем сегодня в трактир - кто за стойкой? Юзеф из Чехии.Он бежал от коммунистов и уехал в 68м в Америку, тусовался с хиппи, жрал ЛСД. Потом сколотил группу, она развалилась, он записался в гималайскую экспедицию, по пути отстал и 6 лет прожил в ашраме у Мозгопудра Свами, потом уехал во Францию и поступил в иностранный Легион, воевал где-то в Африке, получил гражданство...Перебрался в Неаполь. И вот он стоит перед нами, с седым хвостиком. Делает вид, что он - трактирщик. А мы стоим перед ним и (вспомним свою судьбу) делаем вид, что мы туристы. Что мы русские. Что мы православные. Что у нас есть профессия (дунь ветер, и где она - эта профессия?). Что у нас есть ВЗГЛЯДЫ. На самом деле мы ВСЁ ПОНИМАЕМ. И он ВСЁ ПОНИМАЕТ. И наливает нам нашу граппу . Такие дела.


Дальше Сергей много и верно рассуждает за духовность и её трудные судьбы в наши дни, о том, что духоносные старцы у нас всё больше из бывших хиппи, и что никто не чувствует себя на своём месте, даже митрополиты. И что всё это, наверное, во что-нибудь выльется и чем-нибудь кончится.

Всё это, конечно, замечательно. Но это если принять исходное положение. То самое, про трактирщика, который «в рамках традиционной культуры» всегда был трактирщиком, рождённым от трактирщика, природно жуликоват и не мыслит себя вне своего места. В то время как Юзеф из Чехии бегал от коммунистов, «это ж надо какая биография».

Между тем, трактирщик в этом самом традиционном обществе – очень интересная профессия.

Часто трактирщиками делались ветераны различных войн, не позволившие себя обделить при делёжке трофеев, а ещё чаще - бывшие наёмники, выжившие и поднакопившие денежку. Это позволяло им находить общий язык с клиентурой – самой разной, так как в придорожный трактир могли завернуть и местные крестьяне, и благородные, и какие-нибудь мутные личности, промышляющие грабежами. Впрочем, трактирщик, даже имея дело с криминалом, обычно сотрудничал с тайными службами государства – поскольку в трактире люди пьют, у них развязываются языки, и они судачат о властях.

Биография трактирщика могла быть примерно такой.

Родился в 1683 году, скажем, в Ньюкасле, допустим даже, что в семье трактирщика (заведение «Три подковы»). Мать из Бретани, с детства знает два языка. Пятый сын своего папаши, человека простого и незатейливого на предмет выпить и подраться. Работал с пяти лет. Папаша и братья держали в чёрном теле и часто били. В тринадцать лет удрал из дому с богатым клиентом, любителем мальчиков, заодно прихватив недельную выручку кабака. После различных неприятных приключений оказывается на борту французского торгового судна. Жизнь юнги ему решительно не нравится, так что, когда судно взято на абордаж, мальчик не рыдает – тем более, что он приглянулся капитану. Впрочем, капитан оказывается малоприятным типом, так что на Тортуге – которая, конечно, уже не та, что прежде, но пираты ещё пользуются покровительством властей – он бежит с корабля. Через некоторое время мы видим его в мундире: юноша нанялся во французские части. Мальчиковая симпатичность слезает за два года службы: скверная жратва и пробивающиеся усы кладут конец теме. Зато налаживается дружба с правительственным комиссаром: юркий юнец стучит на товарищей, что даёт существенный приварок к скудному жалованью. Риск себя не оправдывает: вокруг чрезмерно любопытного парнишки сгущаются подозрения. Удрать не удаётся. После наказания за попытку побега остаётся жив – молодой организм справляется. Вторая попытка – бежит прямо из лазарета – оказывается более успешной. Через два года юноша – на службе в Ост-Индийской Компании. В Бомбее ему не нравится климат, к тому же жалованье оставляет желать лучшего. Климат, однако, оказывает ему услугу: после нескольких внезапных смертей старших товарищей он выбивается в люди. Чтение и письмо даются ему с трудом, но терпение и труд перетирают. Зато знакомство с прелестями местных красоток оказывается роковым: сифилис – очень неприятная болезнь. Ртуть помогает, но проблемы остаются на всю оставшуюся. Дальше – участие в идиотской авантюре, о которой наш герой очень не любит вспоминать. Кончается она кораблекрушением у берегов Цейлона. Два дня на бревне в компании корабельного кока. Когда добрались до лесистого берега, кок отдал концы. Наверное, если бы отдал концы наш герой, кок приготовил бы его лучше, но и так сошло. Слава милосердному Господу, к дикарям не попал – вышел к форту…

И таким макаром – лет тридцать.

В конце карьеры наш герой, наконец, нажил, скопил, украл, выиграл в баккара или ещё как-нибудь надыбал сумму, достаточную для того, чтобы вернуться на родину и в 1728 открыть у порта трактир «Три голубки». Где можно выпить хорошего эля, поговорить о делах, сбыть краденое… Господа из сыска тоже довольны: трактирщик смышлён, лоялен и вовремя сообщает сведения, представляющие интерес для соответствующих служб.

Теперь вопрос. Страдал ли наш трактирщик от кризиса идентичности? Чувствовал ли он себя не на своём месте? Беспокоился ли о единстве судьбы и персоны? Кричал ли по ночам, видя лица людей, которые его - - - и которых он - - - ?

Хех, хех, хех. Да он счастлив, что у него вообще есть КАКОЕ-ТО место. Что он хоть как-то зацепился за краешек, что завтра ему не придётся голодать, бежать-спасаться или прощаться с жизнью. Что его судьба, которую он исправно клял полжизни, перестала носить его по волнам моря житейского и ВЫКИНУЛА НА БЕРЕГ. Выкинула на берег! Вот она, фортуна!

И спит он крепко-крепко. Хорошо спит. С чувством глубокого удовлетворения. Только фантомные боли на месте мизинца, оторванного леером, напоминают про туманы Скагеррака, да прихрамывающая левая нога – про тот грязный переулок в Праге, куда его занёс чёрт, хорошо что вынес живым, только без кошелька. Чёрт, надо было бить правой, правой надо было.

И это всего лишь трактирщик, вошь на гребешке. А биографии иных епископов прошлых веков таковы, что на этом фоне всё вышеприведённое и подразумеваемое – детский сад. Потому что епископы занимались БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКОЙ. Где ставки больше чем жизнь или даже много жизней.

Не нужно забывать вот чего. Мы живём в крайне устойчивом и удивительно безопасном мире. Мир «традиционный» был жутким во всех смыслах, и прежде всего в плане НЕСТАБИЛЬНОСТИ. Абсолютно со всяким могло произойти всё что угодно. В любой момент практически. Кем бы ты ни был – синьором или крестьянином. Хотя бы потому, что на жизнь каждого человека приходилась как минимум одна война. Со всеми вытекающими.

То есть никакого стабильного традиционного мира, где места под солнцем так же стабильны и предопределены, как годовой кругооборот, НИКОГДА НЕ БЫЛО. А было – сплошное «свою судьбу хуя и бля».

И все благостные картинки «богоустановленного порядка вещей» - это фантазии того времени. Когда стабильность была очень дорогой и очень дефицитной вещью. А биография типа «родился, не голодал, женился, наплодил детей, умер, похоронен как человек» считалась ЗАВИДНОЙ.

Я в своё время, читая историческую литературу, удивлялся – почему такое количество людей шли в монахи. Потом дошло: жизнь светская была ТАК тяжела и страшна, что монастырь и в самом деле выглядел «тихой гаванью». Не самой привлекательной, конечно, но из страшного моря житейского можно было выплыть хотя бы туда.

А сейчас мы живём в мире, где приключения на свою задницу можно найти только по собственной инициативе. Даже в России, где жизнь довольно кошмарная. Но если не высовываться, то можно скоротать век, ни на что этакое особенное не нарвавшись.

Вот в чём промблэма-то.

)(
Так ведь кошмар как раз и есть - стабильная, сытая, скучная и бессмысленная жизнь в духе типичного растения - "родился, расплодился, помер, был похоронен". Приходится искать приключений.
З.Ы. С остальными рассуждениями солидарна. Действительно, наш обывательский мирок на редкость спокоен.
По вашему, лучше посмотреть, как веселые ландскнехты проходят сквозь ваш городок, берут что хотят, насилуют, грабят и убивают?

Deleted comment

ну вот дети изнасилованных и ограбленных в ландсхеты и идут (мальчики)
а сестренок потрахали да и зарезали.
надеюсь, Вам никогда не придется испытать обрушения своего ужасного скучного мирка.
Гм. В данном конкретном случае это не вполне по адресу.
Пиратка?
Экстремистка:))
нуок, не всем одна гребенка идет)
стою поправленным.
Извиняюсь за назойливость, но у трактирщиков, бывает, дети выбиваются в короли.
и много таких примеров ?)
Иоахим Мюрат, неаполитанский король, сын трактирщика. По-моему, неплохой прецедент.
Он более известен как главный маршал Наполеона. По-моему в этом и состоит весь секрет его успеха в данном случае - как-то удалось оказаться близким к Наполеону, а все остальное уже не так важно. Ну а про Наполеона говорить вообще бесполезно. Это же исключение из исключений.
"Как-то удалось оказаться близким к Наполеону..."

Женился на Каролине Буонапарте.
Возможно, более интересный пример даёт житие комбайнёра Миши Горбачёва. Его "королевская судьба" - предать страну так оглушительно, как мало кому удавалось.
И такое бывает. Что усиливает тезис, ага.
Извиняюсь за назойливость, но у трактирщиков, бывает, дети выбиваются в короли,

но в бòльшей степени используются теневыми дьявольскими силами в виде послушных марионеток для замещения ими более разумных природных королей. Дьявол назначает "королями" своих заинтересованных лиц, не правда ли?
Ну да. Удивительно стабильный мир - один вулкан задымил, и полмира не знает, что делать.
о ужас, они не смогли вовремя перелеть!! страдания, равные жертвам 100летней войны.
Ну не знаю, страдания жителей Рублёвки, не получивших вовремя яств, слышал очень сильны. А участники Столетней войны вулкан бы почти и заметили
Лучше сравнивать Столетнюю и Вторую мировую. Да, например, появилось много лекарств - от раны не загнёшься. Зато возможности массово убивать выросли на порядки
Кризис идентичности. Да. Но думаю нельзя зря вы пишите про стабильноть и безопасносность. Где она стабильность? В Европе? В Москве?...Но не в России точно. В Сибири какая стабильность? Там трудно понять что быстрее изчезает... Предприятия или русское население. Жизнь идёт не менее рискованная( сибиряки занимаются выживанием так же как в 20, 19, 18 веках).
Тем не менее вопрос КТО Я и т.д. стоит у сибиряков не менее остро. Они тоже болеют европейской и московской болезнью.
Это проблема всемирной паутины например. Мы включились в некое СО-ЗНАНИЕ. Чувстуем некое СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ. Некоторые полагают, что сеть изменила их, и от этого "кризис идентичности". Но некоторые считают, что это они изменили интернет. Вот почему у них тоже "кризис идентичности" несовсем ясно.
При этом одиночество современного человека увеличилось, при выросшей плотности общения, стократно. Вот что удивительно!
А биография типа «родился, не голодал, женился, наплодил детей, умер, похоронен как человек» считалась ЗАВИДНОЙ.

такая жизнь и сейчас считается завидной - в некоторых странах Африки
Сорри, а попробуйте-ка найти человека, который мог бы сказать о себе- "всю жизнь жил в одном доме , работал на одном месте, оставил дом и место детям и умер" ?
Я б такую себе хотел. Да вот только одного такого встречал( ну, еще не помершего, но если ничего не произойдет- то так с ним и будет) и то только с его слов.
Да немало такихъ семей: Виндзоры, Оранскіе, Бернадотты, Лихтенштейны...
Ну, если говорить о России века XVIII-XIX, то стабильность отчасти была. В войнах участвовал небольшой процент рекрутов, и шли войны в основном на периферии. Крепостное право ограничивало перемещение крестьян. То есть жили бедно, но спокойно.
Величие цивилизаций, философская глубокоумь, злато и власть, трактирщики со своим маленьким счастьем... А как гавкнет поблизости пара сверхновых или банальный астероид прилетит на матушку -землю и ку-ку.. Щепоть пыли и тишина...
Читая этот текст, почему-то хотелось сказать "Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич!" (с)
Хахаха. Только вот Крылов (пока?) мало работает в направлении "биографекопания" исторических персонажей, но потенциал есть. ))
Вот поэтому я и не стал спорить с дорогим и уважаемым Сергеем Калугиным. ;-)
Да, Симплициссимус вспоминается. В этом вы правы. На примере конкретно трактирщика. Но комментируемый вами автор, вероятно, о другом. О том, что подобного рода "трактирщиками" в настоящее время стали чуть ли не все поголовно. А ранее это были, в общем-то, отдельные люди. Отдельные люди на фоне народов, живущих вполне себе ОДНООБРАЗНОЙ жизнью при всех её нестабильности, войнах, эпидемиях и т.д. Понимаете? Нестабильность тоже может быть однообразной - из поколения в поколение. Пожгли - отстроились, пожгли - отстроились. И дальше жили, как деды и прадеды.
А что в этом хорошего? "Каков отец - таков и сын" - ничего нельзя придумать скучнее!
" И вот он стоит перед нами, с седым хвостиком. Делает вид, что он - трактирщик. А мы стоим перед ним и (вспомним свою судьбу) делаем вид, что мы туристы. Что мы русские. Что мы православные. "

Делать вид, что православные, в трактире - это просто чудесно.
А по-Вашему православные Св. Духомъ питаются?
Ваш трактирщик всё-таки вычитан из авантюрных романов. Да и калугинский встречен в каком-то специальном месте, а не в первой попавшейся забегаловке. Подозреваю, что у большинства обывателей в реальном 17 века с идентичностью всё было не лучше и не хуже, чем в реальном 21-м.
О какой идентичности речь? О тождестве социальному ярлыку - трактирщик, профессор и т.д.? Или о равенстве животному - жрет, размножается, спасается и тоже ведь не думает, кто оно и зачем. Если крушение такой идентичности - кризис, то да здравствует кризис. Кризис роста. Взрослеем, ага. Вот только ни фига не ага. Мало кто и сейчас идентифицирует себя не по внешним признакам.
А стабильность... Ну, шансов, что убьют меньше, да. А вот шансов удержать свое место или даже нишу, кагбэ не очень. Падение СССР помните? Да и трудовая, пространственная и информационная динамика нынче куда как выше. Какая уж тут стабильность.
Не кризис идентичности, а революция притязаний нам счастливо жить мешает.
Вот сидел себе негр в своём шалаше и радовался жизни, съел банан - доволен, поймал и съел зайца - счастлив. Бесконечным счастье становилось, когда в его собственности оказывалось стадо в 20 коров.
Но ведь достижимое счастье, хотя и в материальной реализации.
А вот этот же негр насмотрелся фильмов про америку, где в каждой семье автомобиль, а то и несколько, свой отдельный дом, красивая одежда, вкусная и обильная еда. И не только насмотрелся, а его пичкают этой продукцией каждый день.
Естественно он начинает отождествлять себя с американцем, становится предельно несчастным, поскольку не имеет всего того, что имеют они. У меня домашние животные и те себя, судя по всему людьми считают:вместе с семьёй есть садятся, требуют попробовать всё, что мы едим, борются за уровень иерархии с детьми, а что уж говорить о человеке.

Так вот, Америка - страна лузеров, поскольку американская мечта достижима сотнями тысяч, а остальные десятки миллионов - лузеры. Россия в ещё большем диссонансе. Мало того, что мы оцениваем себя по американским стандартам благополучия (с чего бы это?)так ещё каждый день наблюдаем кричащую роскошь на фоне ужасающей нищеты.
Все наши сериалы исключительно про "бизнесмены тоже плачут".

Для начала нужно сменить ориентиры с материальных на духовные, ну а потом осознать тщетность создания потребительского рая для всех начать презирать роскошь и излишества, жить простыми радостями, перестать гнаться и зарабатывать излишнее отказывая себе в необходимом.
Вы сами готовы последовать своему призыву? "Сумление меня берёт".
И почему же оно вас берёт?
Потому что обычно люди, советующие русским жить в говне и питаться репой, сами предпочитают иную диету.
Вот я последовал. И вполне доволен.
Просто скажу. Не верю. Совсем. Вы не живёте в говне и не жрёте гнилую репу, уверен.
Я не хочу ни шикарной квартиры (жильё у меня есть), ни автомобиля (вообще никакого), ни экзотической еды.

Вроде, volgarin не призывал переселиться в говно и отказаться от свежей репы в пользу гнилой. Может, я и Вы по-разному поняли его призыв?
Совсем - конечно же нет. Это не возможно, да и не нужно, иначе коммунизм очень быстро настанет :-)
Умеренно пьющему не стоит отказываться вовсе от алкоголя, как конченому алкоголику. Достаточно употребление алкоголя постепенно сводить к минимуму. Для этого нужно сознательно избегать пьющих компаний, провоцирующих употребление ситуаций, переключать свободное время на активный отдых и любые "бесполезные" увлечения хоть на вязание крючком. Разве это не возможно? Возможно, я так и делаю, и без насилия над собой, нужно только захотеть этого и возненавидеть алкоголь, как зло.
То же самое и с притязаниями. Можно быть Фридрихом Великим, и быть материальным аскетом.
Моя бабушка 17-го года рождения до последних дней благодарила Господа за прекрасную жизнь. Да какая уж тут жизнь, бабуля?!?! (94-й год на дворе) А такая - еда есть, одёжа есть, хата натоплена - живи и радуйся.
Люди посредством НТП научились быстро удовлетворять базовые, демографически обусловленные потребности и полагали, что удовлетворив их получат счастливых людей вроде моей бабушки, а ведь людишки то нашли себе новые страдания. Легко переместили свои притязания выше по пирамиде товарища Маслова и стали глубоко несчастными от отсутствия сервелата, хрусталя и джинсов. Теперь голодный сытого не разумеет - и чего им козлам зажравшимся нормально не живётся, хапают и хапают?

То к чему я призываю в полной мере выполняю по жизни, без фанатизма :-)
Накапливаю ради необходимого, к примеру: жилья, обучения, помощи родственникам.
Предпочитаю простую пищу деликатесам. Не имею статусного автомобиля, первым автомобилем в 30 лет была "Ока" :-) Люблю путешествовать, причём по СССР путешествую больше, чем заграницей и нахожу в этом не меньшее, а чаще даже большее удовольствие.
Ну а что касается, нематериальных притязаний, вопрос конечно интимный, но открыто и не стесняясь могу сказать, что по мере сил стремлюсь сделать жизнь моего народа и не только моего вокруг себя лучше. Быть терпимее к непониманию, но требовательнее к себе и к человеческим слабостям, которые губят мой народ, мою страну.
смирение - оно не в том, чтобы сознательно выбирать Оку вместо Мерса, в нашем мире смириение в том, чтобы не допускать у себя мысли, что водитель Мерса в чем-то лучше или хуже водителя Оки.

а вы все о материальном, батюшка, и не вы одни.
А еще автобусы бывают. Маршрутки. Электрички, хотя последних скоро не будет. И их пассажирам живется ничуть не хуже пассажиров бентли ( у которых водитель), и всяко лучше пассажиров Оки или Мерса, которые водят сами.
Если электрички вымрут, то только от непроходимой глупости железнодорожного начальства, которое повышает тарифы и устрожает контроль, но не делает удобного расписания. В результате платёжеспособные люди предпочитают маршрутки.
Ну да, понятно. Все народы будут радоваться бесконечному удовлетворению бесконечных материальных потребностей, и только русским суждено жить в вонючем дерьме и радоваться «ситчику» и гнилой капусточуке на обед. «Уже хорошо, что пошамать есть чего». «Простая пища – и ладушки».

Но что-то мне посказывает, что даже Вы лично при малейшей к тому возможности смените диету.
Вот и я, кстати, в основном последовал. И доволен.
Дамы любят победителей. Чтобы реализовать Вашу мечту, придется отрезать себе яйца.
Дамы любят тех, с кем хорошо, комфортно. Рядом с победителем женщине часто бывает некомфортно - например, он может захотеть победить много женщин.
Сергей Калугин написал замечательный, прочувствованный текст про кризис идентичности и «мама, кто я на этой земле». В традиционалистском стиле.
Сергея мотает то в православие, то в буддизм, то в язычество. Теперь вот мотнуло в сторону материалистических рассуждений о смысле жизни.

Мир «традиционный» был жутким во всех смыслах, и прежде всего в плане НЕСТАБИЛЬНОСТИ.
Надо сделать поправку на то, что в том мире регулярно происходили разные катаклизмы, но после них мир возвращался к исходному состоянию с совсем маленькими изменениями. И человек знал, что как жили отцы и деды, так будут жить дети и внуки.

А сейчас мы знаем, что всё развивается, что компьютеры становятся быстрее и мощнее, что автомобили/поезда/самолёты становятся быстрее и комфортнее, что прогресс в течении жизни одного человека до неузнаваемости меняет жизнь.

Вот тут правильно заметили: жизнь была нестабильной, но однообразной.
Вот-вот.
Точнее, периодическое насилие и погром просто входили в понятие стабильности.

Suspended comment

Тут бы много чего надо было бы написать, но в отличие от тебя, я давно разучилась складывать буковки в слова, особенно если этих слов много :).
Укажу на основную ошибку:

"А биография типа «родился, не голодал, женился, наплодил детей, умер, похоронен как человек» считалась ЗАВИДНОЙ".

Нет, ещё не считалась завидной, время, которое ты берёшь, как раз переломное, от действительно традиционного мира, где не ЗАВИДНОЙ, а ПОЧЁТНОЙ считалась гибель на поле боя с оружием в руках и ПОСТЫДНОЙ смерть в собственной постели.
Но начало современного мира указано точно; он начинается именно там, где зависть начинает преобладать над честью, где ради стабильности и безопасности человек теряет стыд.
Это кто что в детстве читал. Один одиссею капитана блада, вторая тараса бульбу.
Так это ТЕМ БОЛЕЕ. То есть я эту тему даже НЕ ТРОГАЛ. По причине полного её невосприятия современным человеком. Если бы я начал писать про подлинно традиционное общество - - -
умирали в кругу семьи
А возьмите "Детские годы Багрова-внука"



Что бары, что крестьяне-спокойная , размеренная жизнь.Пугачёв приходил, да-бары на неск месяцев эвакуировались
вообще говоря, средняя продолжительность жизни и количество людей были иные

поэтому чего рассуждать о традиционной культуре - она же на другие количества рассчитана!
Всяко бывало.
Я вот помню один кабачок в Грицинге, под Веной- стоит с 1400 с хвостом года, управляется одной и той же семьей ( да, не все дети трактирщиков становились трактирщиками, но одному везло- как правило, старшему) на одном и том же месте, и даже стены они стараются только латать, не меняя вида. И если верить нынешнему хозяину- он в этом кабачке смолоду, работают в основном его дети и племянница, а отец вел этот кабачок 40 лет, пока не передал сыну и не ушел на покой- все-таки социальное государство, и в 65 лет можно и на пенсию. Так что когда отец нынешнего владельца помрет ( а ему уже за 80)- можно сказать, что он прожил как раз ту самую жизнь, которую проживали и предки.
за меня тут уже сказали.
и в моем стиле.

добавлю только -
перелом начался с 11 века
да, и еще.

завидное - это в самом деле от трактирщиков.
Константин,

я вами восхищаюсь - из раза в раз вы выдаете на-гора идеи настолько глубокие, причем в текстах такой, вроде бы, доступности, что казалось бы, читающий - да учитает.
А после этого получаете кучу комментариев, в 90% которых люди, похоже, не совсем поняли, или поняли по-своему ту мысль, что вы пытались донести.

Все это печально в том смысле, что возделывать ноосферу в России - задача нелегкая, да и заняты в этом два с половиной человека.
Сил вам продолжать, и вдохновения, читаю вас с огромным удовольствием.

зы наболело :)
... а по юзерпику я бы подумал, что ваш ник - old_boots ;)
Вы путаете жизненные риски и социально-культурную идентичность.

Традиционное общество было переполнено жизненными рисками. Природные катаклизмы, эпидемии, войны, голод и прочее.
И это заставляло всеми силами цепляться за социальную идентичность, за традиции, за установленные веками правила поведения и выживания.

Группы людей могли пройти тысячи километров пространства, с войнами, болезнями, голодом и т.д., но ничего в их социальном порядке не могло измениться, они жестко охраняли традиционно установленные, проверенные веками нормы выживания.

Также любое традиционное общество тщательно охраняло знаковую систему, на которой строилось распознавание идентичностей. То есть, издалека люди по одежде, по поведению определяли кто перед ними, к какому сословию, к какой группе принадлежит.

Приключения идентичности были возможны, но весьма эксклюзивно, и только в рамках определенного общества, точнее определенной знаковой системы: поменять знаки крестьянина на знаки рыцаря было можно, но чего это стоило.

То же самое можно сказать и о горизонтальной мобильности. Цеховые, общинные правила, уставы купеческих гильдий были нацелены на внутреннее воспроизводство и вражду к чужакам.

Описанная вами биография трактирщика стала возможна только с наступлением Нового времени, когда цивилизационные разломы поставили под сомнение традиционные идентичности, сделали возможном игру с идентичностями.
Но и здесь много трагедий.
Вспомним Дон-Кихота - первую жертву идентификационной неопределенности.
За биографию - 5+. Стиль что надо.








Й.Хейзинга "Осень средневековья":
Пикардиец Матье д'Эскуши - один из бытописателей, которых XV век дал в таком изобилии, его хроника проста, точна и свободна от партийных пристрастий, она насыщена обычным почитанием рыцарских идеалов и обычными морализирующими тенденциями и вроде бы заставляет нас предположить в авторе добросовестного человека, отдавшего все усилия тщательному историческому исследованию. Но какова, оказывается, была его жизнь! Матье д'Эскуши начинает свою карьеру в магистрате как советник, член муниципалитета, присяжный заседатель и прево города Перонна между 1440 и 1450гг. С первых же дней мы находим его во вражде с семьей прокурора этого города Жана Фромана - вражде, сопровождавшейся постоянными судебными тяжбами. Так, прокурор преследует д'Эскуши в судебном порядке за подлог и убийство, затем за "exces et attemptaz" [бесчинства и покушения]. Прево, в свою очередь, угрожает вдове своего врага следствием по обвинению в колдовстве, в чем ее и правда подозревали; женщине, однако, удается заполучить предписание, в силу которого д'Эскуши вынужден передать следствие органам правосудия. В дело вмешивается Парижский парламент, и д'Эскуши в первый раз оказывается за решеткой. После этого мы видим его один раз в плену и еще шесть раз в заключении - и всякий раз по серьезному уголовному обвинению. Не раз его заковывают в кандалы. К состязанию в обоюдных обвинениях между семьей Фроманов и д'Эскуши добавляется ожесточенная стычка, в ходе которой д'Эскуши ранен сыном Фромана. Оба нанимают бандитов, покушаясь на жизнь друг друга. После того как эта бесконечная вражда исчезает из поля нашего зрения, черед приходит новым событиям. На сей раз наш прево ранен каким-то монахом; новые жалобы, затем д'Эскуши переселяется в Нель, по-видимому подозреваемый в преступлениях. И все это не мешает ему делать карьеру: она становится бальи, прево Рибемона и королевским прокурором Сен-Кантена, его возводят в дворянское достоинство. После новых ранений, тюремных заключений и денежных штрафов мы обнаруживаем его на военной службе: в 1465 г. при Монлери он сражается за короля против Карла Смелого и попадает в плен. Затем из очередного плена он возвращается изувеченным. Даже когда он женится, это не означает перехода к спокойной жизни. После новой ссоры с советником магистрата Компьена по делу которого он должен был провести расследование, д'Эскуши по обвинению в подделке печати под стражей препровождают в Париж. Пытками у него вырывают признание, выносят приговор, затем реабилитируют, потом снова выносят приговор, пока, наконец, следы его существования, протекавшего в обстановке ненависти и преследований, вовсе не исчезают из документов.


Хотя Калугин прав, конечно. Многие в наше время, задумавшись над вопросом "Кто я", ничего уверенно заключить не смогут, только разведут в недоумении руками и вздохнут грустно. Это тебе, Костя, хорошо: ты-то про себя точно знаешь, что ты русский националист, борешься за освобождение Аракчеева. А я вот иной раз спохватываюсь в ужасе - это вообще что? ГДЕ Я?
Напоминаю: я также писатель-фантаст, современный поэт экстравагантного направления, представитель довольно редкого религиозного меньшинства, и много кто ещё.

И это мне как-то не создаёт проблем с идентичностью. Потому что она у меня ЕСТЬ. То есть есть-то она у всех, просто не все обращают на неё внимание.
Костя, если бы у тебя не было проблем с идентичностью, ты бы гораздо реже заглядывал в яндексблоги, чтобы посмотреть, что о тебе написали за последние сутки. Впрочем, люди, у которых этих проблем действительно нет, почти так же невыносимы, как и те, у кого их через край.
Это вообще-то "работа такая" - смотреть, что о тебе и твоих соратниках пишут. То есть это именно что часть того, чем я занимаюсь. А так - не вижу связи. Даже если бы я это делал своего удовольствия ради, ну, значит, был бы я тщеславцем. К теме-то это отношение имеет?
А что такое тщеславие как не болезненное переживание собственной идентичности, неуемная алчность получить как можно больше знаков внимания к собственной персоне извне? Если меня каждый вечер по ящику показывают и столько людей мне завидуют, значит я и вправду ого-го какой весь из себя крутой хрен - не то, что это быдло вокруг. С другой стороны, полное отсутствие переживаний по поводу себя любимого скорее всего означает и отсутствие всякой рефлексии по этому же поводу, без которой никакое саморазвитие невозможно в принципе.
Ну, мне сложно рассуждать о тщеславии, в самом деле. Вот про чревоугодие – тут я дока, или, скажем, уныние – по этой части я вообще спец. А тут...
Костя, ты ведь не думаешь, что я из вредности пытаюсь диагностировать у тебя «тщеславие»? Поверь, если я и ставил себе задачу доказать тебе что-то о тебе самом, то она была гораздо скромнее - всего лишь продемонстрировать, что и ты уязвим ровно в том самом месте, в котором уязвим абсолютно каждый в подлунном мире. Заметь: из всех моих комментариев в твоем журнале ты среагировал только на те из них, в которых я позволил себе дружески над тобой подтрунивать. И да, я охотно признаю – ты весьма скромен, когда дело касается твоего личного честолюбия: эмоции твой ум не застят, как правило. Чего нельзя сказать о тех случаях, когда речь идет о тщеславии групповом, интересы которого ты вызвался защищать с ослиным упрямством и бычьей неутомимостью. Знаешь, на заре моей нежной юности я всерьез столкнулся с проблемами, которые доставляла мне вездесущая и крайне агрессивная челябинская гопота. Проанализировав возникавшие у меня в этой связи сложности, я пришел к выводу, что наилучшей защитной тактикой будет при первых признаках разгорающегося конфликта стимулировать свою ярость, которая одна лишь способна эффективно нейтрализовать подступающий к горлу страх. Выяснилось, что метод работает и, распушив капюшон ненависти, можно было добиваться такого психологического преимущества над противниками, которое покрывало даже самое неблагоприятное соотношение сил. Тебя как будто бы подключало к мощнейшему каналу энергии. Правда, энергия эта была грубая и тяжелая, и после таких сеансов у меня неизменно наступали тяжелые депрессняки. Поэтому я подозреваю, что твое уныние и есть та монета, который ты вынужден расплачиваться за все, что почерпнул из водопровода ненависти в периоды, когда твой разум возмущенный кипел яростью «на врагов». И это тем более прискорбно, что ты, как философ, должен обладать доступом к куда более чистым источникам энергии. По крайней мере, в моем случае именно медитация «на высоких вибрациях» помогла мне выкарабкаться из того критически сложного положения, отдельными бурными проявлениями которого ты стал невольным свидетелем.

P.S. Прочитав комментарий, подивился на проскальзывающий у меня местами менторский тон - вот оно дыхание подступающей старости, скоро буду брюзжать себе под нос и злобно гонять клюкой дворовых детишек.
P.S. 2 Да – избавь меня наконец от этой ужасной капчи, а то я совсем попорчу свое и без того слабое зрение.
Сформулирую еще проще: вопросы "Кто я?" и "Какой я?" суть один и тот же вопрос, на который невозможно получить окончательно полный ответ - по крайней мере, пока ты все еще жив.
Мирок, состоящий из людей, называющих себя националистами и радетелями, надо изучать, потому что феномен. И изучать как раз не по интеллектуальным вождям, что те пишут, а по реакции на то, что они пишут сей публики. Раздражитель-рефлекс..
Правда этот феномен составная часть, субкультура еще более обширной культуры. Не важно, что написал С.К., как и не важно, кто и в какой колокольчик зазвонил. Важнее у кого и какая слюна выделилась. И она тождествена той публике, которая причислена не к националистам, а к любой другой субкультуре с такими же интеллектуальными вождями..
Еще один довод в пользу тождественности, субкультуры внутри одной культуры могут иметь расхождение по какому-то вопросу, что и делает их различными, раскалывает. И тем не менее, в основных вопросах субкультуры единодушны, что, например, часто проскальзывает в форме "сквозных" тем..
И довод в пользу самого феномена, пишется для кого-то, призывается кто-то, кто-то, кто даст "правильную" реакцию, после чего и становится "своим"..
Ежик повернул голову, посмотрел на Медвежонка и тихо чуть хрипло сказал:

- Кварк концентрирует объект, хотя этот факт нуждается в дальнейшей
тщательной экспериментальной проверке. Турбулентность по определению
концентрирует квантово-механический солитон при любом агрегатном
состоянии среды взаимодействия. Ударная волна катастрофично
синхронизует внутримолекулярный лазер, тем самым открывая возможность
цепочки квантовых превращений. Не только в вакууме, но и в любой
нейтральной среде относительно низкой плотности фотон выталкивает
электронный эксимер, и этот процесс может повторяться многократно.
Возмущение плотности ускоряет газ, как и предсказывает общая теория поля.

Медвежонок помолчал, а Ёжик затянулся еще раз и передал косяк своему другу.

(с) ОНИГДОТ, кагбэ.
Не в столько стабильном мире мы живем, сколько в забитом. Ну в самом деле, как там у Гоголя, блин, за точность не ручаюсь, но примерно так "Зашли русского мужика хоть на Камчатку, он сейчас топор в руки и пошел рубить себе новую избу..." В смысле, нигде не пропадет, тут же устроится и быт свой устроит. По нынешним временам дико - как это? А где прописка? Где документы? Где разрешение на порубку леса, на постройку жилья? А чего ты с топором ходишь, а?..." ДА и навыки то у нынешнего мужика не те, увы...
И все топает мужик ночевать на теплотрассу, и клянчит мелочь, и собирает бутылки, пока не сдохнет.
Конечно, можно возразить: и при царе были и паспорта и надзор... Были, но как то странно - вон почитайте Гиляровского "Мои скитания" - большую часть времени сей молодой обалдуй вообще прошлялся по городам и весям Росии без документов, еще и охотней брали на работу, коль без паспорта...
В принципе, конечно, да: современная жизнь стала гораздо более "устойчива", в том смысле, что превратности судьбы стали значить меньше, а профессиональная - "функциональная" ниша стала определять больше. Меньше большИх бед, и меньше "случайных шансов" по схеме "пан или пропал". Технология и технологизация. Человек - не "шанс", человек - социальная функция.

С другой стороны, как я вроде уже говорил, если прежде "характерный период изменений" жизни и общества был, в основном, длиннее жизни, ( то есть, при жизни могло быть ВСЯКОЕ - и из грязи в князи, и из благородных - в бандиты, но это было ПОНЯТНОЕ, уже известное отцам и дедам ) то сейчас принципиальные изменения происходят БЫСТРЕЕ, чем сменяются поколения.

Ну, самый дурацкий пример: вы верили в то, что живем один раз, и после смерти отправляемся неизвестно куда, - "по вере своей"? Да что за ерунда.
Во-первых, медицина иногда просто из костей заново собирает. Во-вторых, всякие кибернетические "second life", где персонаж после смерти возникает "на респавне" с некоторым, довольно легко исправимым пенальти.
В третьих, не исключено, что еще при нашей жизни мы сможем оставлять свои "цифровые матрицы" с сети, в виде .. ну, хотя бы ботов, которые будут воспроизводить реакции или типичные ответы-размышлизмы хозяина, даже когда сам хозяин уже "того-с". Вроде как человек мертв, но дух его жив и даже даёт интервью.

Теперь попробуем рассказать про это дедушке, который все еще жив, хотя 50 лет из 80 прожил простой крестьянской жизнью в деревне. Если он поймет, то просто обалдеет от когнитивного диссонанса ....
трактирщик - персонаж Тони из фильма "Леон"

"Леон, зачем тебе деньги, ты же не умеешь считать"
+100
Меня все эти вздохи по "традиционному обществу", а то и по каким-то "древним временам" сильно раздражают своим эльфинизмом.
То, что именно сейчас человечество живёт максимально комфортно и стабильно, в сравненьи со всей своей обозримой историей - должно быть понятно, по идее, и полному дегенерату.

Во-первых никаких вздохов в моём тексте не содержится.Я просто констатировал. Но это неважно,важно то, что не все рассматривают мир через призму комфорта.
***Во-первых никаких вздохов в моём тексте не содержится.***
Я имел ввиду не только Ваш текст, но вообще некое популярное настроение.

*** не все рассматривают мир через призму комфорта.***
Нет.
Все люди, без исключения, рассматривают мир именно через эту самую призму, они так физиологически устроены.
Но, к ней самой у разных людей принято декларировать разное отношение. Особенно, в контексте религии. И, особенно, в контексте христианства.
Однако, между декларированием и соответствием декларируемому - разница бывает гиганская.
Предельным состоянием комфорта является небытие.Поскольку комфорт - всего лишь отсутствие дискомфорта. Осознавший это теряет к комфорту интерес.Комфорт в малом можно лишь использовать для оптимизации и сохранения энергии в делах большего.Творение - всегда преодоление, то есть дискомфорт.
Мягко говоря – весьма спорно.
И насчёт небытия, и насчет того, что есть комфорт-дискомфорт (наслаждение-страдание).
Не говоря уж о том, что надо бы уточнить и что такое «творение», а также, в чём его цель и ценность.
Кстати. Это не то чтобы претензия, ты в своём журнале хозяин-барин, но чего коммент-то прибил?
Ошибка: вы сравниваете себя, книгочтея, с трактирщиком, а надо сравнивать с книгочтеем. Или современного владельца ресторана (ветерана афганистана или чечни и бандитских разборок) с трактирщиком.
--
Никакой стаблильности для русского мужчины сейчас нет. В любой момент его может ожидать развод, выкидывание на улицу и опускание до уровня бомжа. Или еще чего похуже.
Респект, Константин.
Очень поздно увидел. И все всё уже сказали. Но отметитьсяб ыло нужно -- уж очень мне этот текст понравился.
Есть у меня одно предположение. Психика человека организована под мифологический тип мировосприятия. Грубо говоря, в мире столько необъяснимого с точки зрения наших сегодняшних знаний о нем, что в качестве объяснения, вполне заполняющего провалы в воспринятом-принятом, подходят и Илья Пророк на колеснице, и домовой, и пр. Как ни странно, среди людей, бешено увлеченных всякой эзотерикой, очень часто встречаю именно персонажей с высшим техническим.

А тут такая засада произошла... научные знания расширяются, мы уже знаем, что гром - это вовсе не грохот колесницы. Но прежняя система объясняла все вообще. Исходя из логики мифа, можно объяснить вправду что угодно. Нынешняя не объясняет многого. Поэтому и приходится бежать туда, сюда, цопать то, это учение, чтобы выстроить у себя в голове нормальную, непротиворечивую картину окружающего мира.

Плюрализм мнений в одной голове как-то грустно выглядит снаружи.