Существуют культурные реалии, к которым для меня нет доступа, поскольку я в своё время не подсуетился их познать, "когда время было". Например, я не знаю, что такое день сурка.Все* это знают, а я нет. И спросить не у кого - при попытке выяснить это "в лоб" на меня либо смотрят как на идиота (с выражениями лиц типа "сам знать должен" и/или "может, тебе ещё объяснить, откуда дети берутся?"), либо признаются в собственном невежестве. "Так и живу". Это, конечно, не очень мешает жить, но иногда задумываешься - а сколько ещё таких лакун в твоём габитусе?
____________ * Здесь слово "все" означает особую социокультурную категорию, определяемую примерно как "символический образ доминирующего большинства" (которое может и не совпадать с большинством реальным).
Подозреваю, что вопрос про "день сурка" - риторический, тем более что он не задан явно. Тем не менее... В ответ, тоже хочу признаться в невежестве, задав вопрос "в лоб": что такое габитус? Кирилл и Мефодий меня, к cожалению, к ответу не приблизили ввиду несоответсвия определения контексту: ГАБИТУС (лат. habitus), внешний облик человека, его телосложение, осанка; наружный вид, облик животного, растения, кристалла.
Габитус - это очень популярный термин перекочевавший на широкие гуманитарные просторы из социологии Пьера Бурдье. Означает примерно следующее - совокупность материальных и не материальных возможностей человека (деньги, статус, образование, знания, навыки, убеждения и т.д.), которые создают более или менее благоприятные условия для его социального менеджмента, достижения своих социальных целей - успеха, власти, богатства и т.д. Скажем элитная московская школа и отец акте престижного театра формируют один габитус. 8 классов в мухосранске и отец алкаш - другой. При прочих равных обладателю габитуса №2 осуществление его менеджмента будет обходиться дороже. Ему слишком многое придется догонять.
Габитус у Бурдье - это набор усвоенных человеком схем восприятия, оценки и действия, причем схем "инкорпорированных", т.е. усвоенных на уровне привычки, "встроенных в тело" и, как правило, не осознаваемых (сам термин идет от лат. habitus и взят Бурдье у Пановского из его книги о Фоме Аквинском). Т.е. габитус - это то, как человек ходит, как держит сигарету (как относится к курению и что курит, если курит, - папиросы, сигареты или сигары), как говорит, как выражает свои чувства, как ведет себя по отношению к тем, кто ниже или выше его, как определяет кто ниже, а кто выше его, что ему нравится, а что не нравится (в габитус включается вкус), что он считает приемлемым для себя, а что нет, и т.п. Бурдье рассматривал габитус как механизм, который обеспечивает интериоризацию человеком социальной структуры, в которой он живет, и согласовывает действия человека с этой структурой (когда человек стремится к тому, что ему доступно, и не желает того, что находится за пределами его возможностей, - "нужда становится добродетелью"), но, в то же время, не приводит к полной механистичности действия, когда оно полностью определяется положением в структуре (в этом Бурдье, который был учеником Фуко, а также слушал лекции Леви-Стросса, видел принципиальный недостаток структурализма).
Габитус - это не возможности и, тем более, не материальные возможности. Из приведенного выше списка к габитусу можно отнести только навыки и убеждения (имея ввиду не осознанные убеждения, а неосознанные предпочтения). Деньги, статус, образование и знания Бурдье отнес бы к различным видам капитала (он понимал капитал как ресурс и считал, что наряду с экономическим капиталом существуют и другие): экономическому (деньги), символическому (статус и образование в смысле диплома) и культурному (знания и образование в смысле полученных знаний). Знание о фактах в габитус также не входят. В этом смысле знание или не знание того, что такое "день сурка" к габитусу никакого отношения не имеет. А вот реакция человека на ситуацию, когда все знают, а он нет, по Бурдье определяется его габитусом
День сурка - американская "народная примета". Вроде наших - "если курочка из лужицы водицы напьется", и пр. Но, поскольку примета американская, ей сделан известный пиар, в том числе и голливудским фильмом (сюжет украден у перестроешного кино "Зеркало для героя"). Потому теперь "все" "обязан" знать, что это такое.
Хотя - еще смешнее. Оказывается, в Америке вовсе и не один сурок, а два,и на последнем "дне сурка" они предсказали совершенно разные вещи. Опять же - сообщили в новостях по общероссийскому каналу.
Я обратил внимание, что сценарий написан евреем, видимо, Рубином. Дату создания не запомнил. Не сообщите ли поподробнее основания, почему можно говорить о краже сюжетной линии из советского фильма?
Естественно, украден не весь сюжет на 100 %, а его, так сказать, "изюминка". В "дне сурка" В жизни главного героя повторяется все время один и тот же день, и он никак не может от этого дня избавиться - даже покончив с собой вечером, он все равно наутро просыпается в этом же самом дне, и все снова... В советском фильме происходит то же самое - герой не может выбраться из 1-го дня, который все время повторяется. Но там это осложнено тем еще, что этот день "в прошлом" (сам герой живет в 80-е, и неожиданно попадает в какой-то день из конца 40-х). Этот фильм "Зеркало для героя" снят в 1987 году, а "День сурка" то ли в 92-м, то ли в 93-м.
У кого-то из современных фантастов (уж не Пелевина ли? Или Лукьяненки? нет, не помню) есть повесть, где то же самое происходит с человеком, но длиною в жизнь. Т.е. он умирает и попадает снова где-то в совершеннолетие, приходящееся причем, насколько я помню, на начало войны. В отличие от американского оптимистического "Дня Сурка", в повести никакого выхода у героя не показано.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
parf
February 3 2002, 13:43:05 UTC 17 years ago
dhr_eigen
February 3 2002, 13:59:43 UTC 17 years ago
muchacho
February 3 2002, 14:02:47 UTC 17 years ago
В ответ, тоже хочу признаться в невежестве, задав вопрос "в лоб": что такое габитус? Кирилл и Мефодий меня, к cожалению, к ответу не приблизили ввиду несоответсвия определения контексту:
ГАБИТУС (лат. habitus), внешний облик человека, его телосложение, осанка; наружный вид, облик животного, растения, кристалла.
dhr_eigen
February 3 2002, 14:14:27 UTC 17 years ago
В габитусе сразу видно родство с habit, habitude и т.д.
holmogor
February 3 2002, 14:24:21 UTC 17 years ago
Скажем элитная московская школа и отец акте престижного театра формируют один габитус. 8 классов в мухосранске и отец алкаш - другой. При прочих равных обладателю габитуса №2 осуществление его менеджмента будет обходиться дороже. Ему слишком многое придется догонять.
Anonymous
February 3 2002, 21:46:45 UTC 17 years ago
Т.е. габитус - это то, как человек ходит, как держит сигарету (как относится к курению и что курит, если курит, - папиросы, сигареты или сигары), как говорит, как выражает свои чувства, как ведет себя по отношению к тем, кто ниже или выше его, как определяет кто ниже, а кто выше его, что ему нравится, а что не нравится (в габитус включается вкус), что он считает приемлемым для себя, а что нет, и т.п.
Бурдье рассматривал габитус как механизм, который обеспечивает интериоризацию человеком социальной структуры, в которой он живет, и согласовывает действия человека с этой структурой (когда человек стремится к тому, что ему доступно, и не желает того, что находится за пределами его возможностей, - "нужда становится добродетелью"), но, в то же время, не приводит к полной механистичности действия, когда оно полностью определяется положением в структуре (в этом Бурдье, который был учеником Фуко, а также слушал лекции Леви-Стросса, видел принципиальный недостаток структурализма).
Anonymous
February 3 2002, 21:47:54 UTC 17 years ago
Габитус - это не возможности и, тем более, не материальные возможности. Из приведенного выше списка к габитусу можно отнести только навыки и убеждения (имея ввиду не осознанные убеждения, а неосознанные предпочтения). Деньги, статус, образование и знания Бурдье отнес бы к различным видам капитала (он понимал капитал как ресурс и считал, что наряду с экономическим капиталом существуют и другие): экономическому (деньги), символическому (статус и образование в смысле диплома) и культурному (знания и образование в смысле полученных знаний).
Знание о фактах в габитус также не входят. В этом смысле знание или не знание того, что такое "день сурка" к габитусу никакого отношения не имеет. А вот реакция человека на ситуацию, когда все знают, а он нет, по Бурдье определяется его габитусом
muchacho
February 4 2002, 10:32:18 UTC 17 years ago
dhr_eigen
February 3 2002, 14:50:32 UTC 17 years ago
plojhar
February 4 2002, 04:00:02 UTC 17 years ago
Хотя - еще смешнее. Оказывается, в Америке вовсе и не один сурок, а два,и на последнем "дне сурка" они предсказали совершенно разные вещи.
Опять же - сообщили в новостях по общероссийскому каналу.
Если Вас не затруднит...
pycckuu_gyx
February 4 2002, 04:46:31 UTC 17 years ago
Не сообщите ли поподробнее основания, почему можно говорить о краже сюжетной линии из советского фильма?
Re: Если Вас не затруднит...
plojhar
February 4 2002, 05:14:50 UTC 17 years ago
Этот фильм "Зеркало для героя" снят в 1987 году, а "День сурка" то ли в 92-м, то ли в 93-м.
Спасибо!
pycckuu_gyx
February 4 2002, 08:30:49 UTC 17 years ago
идея-то не нова
stas
February 5 2002, 11:12:53 UTC 17 years ago
Re: идея-то не нова
Anonymous
February 12 2002, 09:56:38 UTC 17 years ago
Re: идея-то не нова
karpion
February 5 2019, 14:40:04 UTC 6 months ago