Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

"Монолог голубого песца"

К предыдущему.

Не надо думать, что советские интели первой гильдии совсем уж не задумывались о своём положении, уготованной им роли, альтернативах и т.п.

Этой теме посвящено одно старое (1967 года) стихотворение Евтушенко, редкое по своей откровенности.

МОНОЛОГ ГОЛУБОГО ПЕСЦА

Я голубой на звероферме серой,
но, цветом обреченный на убой,
за непрогрызной проволочной сеткой
не утешаюсь тем, что голубой.

И я бросаюсь в линьку. Я лютую,
себя сдирая яростно с себя,
но голубое, брызжа и ликуя,
сквозь шкуру прет, предательски слепя.

И вою я, ознобно, тонко вою
трубой косматой Страшного суда,
прося у звезд или навеки волю,
или хотя бы линьку навсегда.

Заезжий мистер на магнитофоне
запечатлел мой вой. Какой простак!
Он просто сам не выл, а мог бы тоже
завыть, сюда попав,— еще не так.

И падаю я на пол, подыхаю,
а все никак подохнуть не могу.
Гляжу с тоской на мой родной Дахау
и знаю — никогда не убегу.

Однажды, тухлой рыбой пообедав,
увидел я, что дверь не на крючке,
и прыгнул в бездну звездную побега
с бездумностью, обычной в новичке.

В глаза летели лунные караты.
Я понял, взяв луну в поводыри,
что небо не разбито на квадраты,
как мне казалось в клетке изнутри.

Я кувыркался. Я точил балясы
с деревьями. Я был самим собой.
И снег, переливаясь, не боялся
того, что он такой же голубой.

Но я устал. Меня шатали вьюги.
Я вытащить не мог увязших лап,
и не было ни друга, ни подруги.
Дитя неволи — для свободы слаб.

Кто в клетке зачат — тот по клетке плачет,
и с ужасом я понял, что люблю
ту клетку, где меня за сетку прячут,
и звероферму — родину мою.

И я вернулся, жалкий и побитый,
но только оказался в клетке вновь,
как виноватость сделалась обидой
и превратилась в ненависть любовь.

На звероферме, правда, перемены.
Душили раньше попросту в мешках.
Теперь нас убивают современно —
электротоком. Чисто как-никак.

Гляжу на эскимоску-звероводку.
По мне скользит ласкательно рука,
и чешут пальцы мой загривок кротко,
но в ангельских глазах ее — тоска.

Она меня спасет от всех болезней
и помереть мне с голоду не даст,
но знаю, что меня в мой срок железный,
как это ей положено,— предаст.

Она воткнет, пролив из глаз водицу,
мне провод в рот, обманчиво шепча…
Гуманны будьте к служащим! Введите
на звероферме должность палача!

Хотел бы я наивным быть, как предок,
но я рожден в неволе. Я не тот.
Кто меня кормит — тем я буду предан.
Кто меня гладит — тот меня убьет.



Особенно тонкая работа - предпоследняя строчка. Зацените.

Надо бы ещё добавить, что лично Евтушенко нашёл-таки выход - хорошенько отъелся в клетке, добился от эскимоски права выгула, и потом, когда комбинат приватизировали - таки свалил на волюшку.

)(
Ты знаешь, Костя, я тут о другом думала.

Что правильно вот я перестала носить мех... И что хорошо, чтобы все...

Поразительное стихотворение, особенно если его _не_ воспринимать как метафору.

(Я.)
кстати, лат. ordo, ordinium, ordinare "порядок, обычный",
руск. род и тюрк орда "стан, лагерь, кочевье" однокоренные
от PIE *uerd "рожать, расти, прямой" (ср. жердь).
ср. Arbeit > рАбота

az118

April 17 2013, 10:08:53 UTC 6 years ago Edited:  April 17 2013, 10:11:56 UTC

т.о., есть PIE-триада для рожания в трех аспектах:

- *bhue -- выращивать из себя - от него быть/be и phuzis (гениталии - онтология) - давать бытие;
- (g)na -- выгонять из себя, гнать - от него *gen и natura (и русс. жена - экзистенция) - давать существование;
- *uerd -- со стороны рожденного - существовать в росте.
женщина легкого поведения - этот ваш московский поетЪ (с идиотскими рифмами, убогим ритмом и т.п.
Вылез из г - на.
Все совецкие поэты - второстепенные и безталанные.
Только может Заболоцкий поэт . Остальные...
Все поэты в принципе ребусники. Любой может написать лучше Пушкина, если потратит времени наполовину меньше Пушкина.
Пелевин , кстати, тоже стихи пишет.
Вот честно - дурацкая интерпретация, особенно последние слова.
В рамках употреблённой метафоры - сменил одну звероферму на другую. Где конкретно его кормят посытней.
А потом пустят на оскаленное чучелко в Зоомузее. "Упоротый Лис" Евтух.
Если нет принципиальной разницы, то лучше уж жрать посытней.

Но вообще-то, если не считать Землю глобальной тюрьмой человечества, то возможность вот прям завтра нв всё плюнуть и уединиться в Эквадоре - это вполне признак свободы.

slon357

April 17 2013, 17:20:38 UTC 6 years ago Edited:  April 17 2013, 17:20:58 UTC

***Если нет принципиальной разницы, то лучше уж жрать посытней.***
Это да. Если нет разницы - то, конечно, лучше жрать.
А насчёт Эквадора не понял. Считаете, в мире много людей у которых есть такая возможность? И, почему именно в Эквадоре, а не в Урюпинске или Внутренней Монголии?
На весь мир мне начхать. Но у русских людей сейчас гораздо больше таких возможностей (или аналогичных), чем тридцать лет назад, например.

Хотя, конечно, всё ещё фатально недостаточно. Желательно, чтоб хотя бы двое из трёх могли себе позволить.

(И не говорите мне, что Эквадор переполнится, "это всё понятно")
***Но у русских людей сейчас гораздо больше таких возможностей (или аналогичных), чем тридцать лет назад, например.***
Это да. Други возможностей, правда, гораздо меньше. Но тут уж баланс каждый подбивает сам.
Кому и Гайдар с Чубайсом - отцы-благодетели.
Я не жил в России при Гайдарочубайсе. И придерживаюсь мнения, что совок был обречён, потому и рухнул. Никаких благодетелей, мы никому ничего не должны.
Я не про Вас. Есть, знаете-ли, элитные выгодоприобретатели.
Ну с ними-то всё понятно. Добраться бы :-)

_nekto

April 17 2013, 22:12:20 UTC 6 years ago Edited:  April 17 2013, 22:12:52 UTC

Не видно, че-та, чтобы "Егор Тимурыч" был элитным выгодоприобретателем.
Во-первых, читайте внимательней. Я, прежде всего, имел ввиду не самих Гайдарочубайсов, а выгодоприобретателей их реформ.
Во-вторых, и они, естественно, были этими самыми выгодоприобретателями. Если Вам не видно – откройте глаза пошире. В СССР Гайдар был редактором отдела в журнале, насколько помню. В РФ дополз до и.о. председателя правительства, да и память о нём приказали увековечить. http://kremlin.ru/acts/7772

_nekto

April 18 2013, 10:26:21 UTC 6 years ago Edited:  April 18 2013, 10:34:18 UTC

Ну, это не есть особенно элитное выгодоприобретение - учитывая что с одной стороны дальше у него сложилось довольно плохо, а с другой его ранг и до работы в правительстве был немалым, и после правительства он был не в самой верхней сотне олигархии.

В отличие от его же ближайшего соратника Чубайса, помянутого Вами.

Но да, в такой формулировке я с Вами согласен.
Такой возможностью 99% не пользуются, поэтому ее принципиальное отсутствие не большая беда.

ohtori

April 18 2013, 06:33:43 UTC 6 years ago Edited:  April 18 2013, 06:35:57 UTC

Урежьте осетра. Всё-таки не 99, а где-то 80.

Принципиальное отсутствие возможности выигрыша в лото лишает смысла всю затею. Хотя выигрывают, допустим, те же несколько процентов.

crosszzzz

April 18 2013, 06:37:24 UTC 6 years ago Edited:  April 18 2013, 06:38:31 UTC

5.50 КБ

И это из страшной, вонючей говнорашки. В нормальных странах эмиграция вообще в пределах стат. погрешности.

>Принципиальное отсутствие возможности выигрыша в лото лишает смысла всю затею. Хотя выигрывают, допустим, те же несколько процентов.
Так в этом и преимущество советского строя, что все делалось не для нескольких процентов, а для большинства.
А я вообще ухудшил эту статистику - поскольку мигрировал в Россию. А не из неё, как делают все прекрасные, совестливые и рукопожатные люди с доброкачественными генами. :-)

Deleted comment

позвольте полюбопытствовать, у вас какой стаж подсоветской жизни ?

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

farnabazsatrap

April 17 2013, 22:04:26 UTC 6 years ago Edited:  April 17 2013, 22:05:06 UTC

Хорошо б тебя, польского байстрюка-сралиниста, полякам-народовцам сдать.
Уж они б над тобою потешились...
Охотник до журнальной драки,
Сей усыпительный зоил
Разводит опиум чернил
Слюнею бешеной собаки.
Сие о носителе катынежертвенного юзерпика.

Deleted comment

А как бы ваша чудэсная сентенция звучала на идише?

yaromirhladik

April 17 2013, 09:59:25 UTC 6 years ago Edited:  April 17 2013, 10:00:19 UTC

За кордоном свой английский-то литературный не знают, не то что русский. А всем этим поэтам-писателям нужна аудитория, владеющая русской речью. А ее за кордоном тогда и не было. Потому и возвращались.

Мало того, если первое издание любой книги выходило за бугром, то это блокировало ее печатанье в СССР, и в ряде случаев КГБ сам передавал рукописи фрондеров-диссидентов на Запад, чтобы заблокировать их печатанье в СССР.

Кроме того, для Запада всегда приятнее был советский успешный функционер, крупный коммунист, или видный чекист, карьерный человек советской системы, чем диссиденты, по множеству причин. Поэтому дружба с Западом, как и признание, пролегали через советскую карьеру.

Кто не может отрубить голову курице, тот существующий мир представляет несколько иначе.

"Кто меня кормит — тем я буду предан".

Как Челлини, Рафаэли, и Леонарды да Винчи. а почему он должен был кусать руку, которая его кормит, из каких соображений.
Консультации о русской литературе в США :

Писатель Ю. Дружников : "Студентка Джулия К. (фамилию не скажу, а имя выдумал). Пришла, села и сходу:
- Меня трахает черный. Что вы посоветуете?
Вообще-то прием для консультаций по литературе. Но - свободная страна. Приходят ко мне, доверяя авторитету, или просто в данный момент посоветоваться больше не с кем. Времени на размышление нет. Послать ее в центр психологической помощи? Она и без меня знает про это, а пришла ко мне. Итак, у нее связь с черным. Что же ответить?
- Все цвета кожи хороши, - начал я банально. - Проблема, видно, не в том, что он черный, а…
- Только в том, - отрезала она. - Отец узнал и категорически требует, чтобы я с ним порвала. Нет, отец не расист. Он и сам мексиканских кровей. Он говорит, что Бог для чего-то создал людей разных рас. И смешивать расы - значит, идти против Бога.
Что бы вы ей ответили, читатель? Когда она от меня уходила, черный парень ждал за дверью и сразу принялся обнимать ее так, будто хотел заполучить тут же, в коридоре.
Я приветствую секс. Но за те три года, что Джулия провела на кафедре русской литературы, она никогда ничего не спросила о Тургеневе, Достоевском или Цветаевой - хотя бы в плане любви или Бога".

Отсюда : http://www.druzhnikov.com/text/esse/10.html

И как Е. Евтушенко с подобным справляется.
Поэты типа Евтушенко - довольно забавные существа.
Для любого мастера совершенно очевидно, что работа бывает двух видов: "для души" и на заказ. Как у О,Генри: рисуй президента в виде Юпитера за крутое бабло. Или рисуй то, что хочешь, но не жди бабла. А жди признания от потомков.
А поэты хотят и оргазм словить, и деньги за услугу получить, и целкой остаться.
Признания от потомков не будет - поэт в принципе живет только на дотацию, без дотации любой поэт исчезнет как будто его и не было.
То есть, в человеческой истории нет поэтов, которым признательны потомки?
Да как вам сказать. Вот великий поэт 13 века Данте, сочинитель божественной комедии. Итальянцы ему очень таки благодарны - это доказывает какие итальянцы древние и продвинутые аж с 13 века. При ближайшем рассмотрении оказывается, что в божественной комедии описываются механические часы - а это 18 век. Т.е. сочинение 18-19 века. Для этого времени Данте - примитив и графоманство. Возьмем Шекспира - англичане очень благодарны этому поэту. Однако найдено завещание Шекспира, из которого следует, что Шекспир не умел читать и писать. Ну может завещание подделка - это не важно. Все произведения Шекспира оспариваются на предмет авторства. Кроме того, Шекспира ставили в 16 веке, потом на 250 лет позабыли, а потом снова начали ставить. Сам собой напрашивается вывод - Шекспир есть сочинение 19 века. А что тогда есть у англичан до 19 века - да почти ничего и нет. Потомки благодарны не поэту, а тому их возвышающему обману, который связан с этим поэтом.

А по части литературного таланта - потомки такой фигней, как поэты, не интересуются. Поэты во все века у всех народов были приложением к проституткам в кабаре.
То есть, до 18-19 века ни о Шекспире, ни о Данте ничего не слыхали?
А пацаны-то (Пушкин с Байроном и Мольеры всякие) и не знали...

Неважно, сам писал Шекспир или не сам. Кто-то же написал. Он был поэтом. Неважно, существовал ли Гомер. "Илиада" ведь существует.
Скажем так, не до 18-19, а до 19. Пушкин - 19в. Пушкин знал, более того, он сам участвовал, вот например сочинил Слово о полку Игореве. Он автор. Точнее говоря соавтор. Ну и как это всегда бывает - первоисточник сгорел при пожаре в особняке Мусина-Пушкина. Велесова книга - это вторая серия полка игорева, ну как то не прижилось - критиков слишком много.

Илиада сперва была рыцарским романом и этот роман найден, ну а потом его стилизовали под античность.

Вы откройте Шекспира и почитайте на свежую голову - полнейшее графоманство и скукотища, одно спасает - 16в. А если не 16? Волкодава почитайте - куда как интереснее, Уэлс - вообще недосягаемая вершина для Шекспира, кем бы он ни был. Почитайте Шекспира в подлиннике - это у них называется поэзией, у нас это называется белый стих.
Ничего, что первое издание Слова вышло, когда Пушкину был всего годик? Впрочем, он же гений :)
Ничего, что "Илиаду" любил читать еще Саша Македонский за тыщу лет до первых рыцарей?
Шекспира я знаю неплохо. Пусть бы он даже прозой писал - что с того?
Конечно же вы правы, я не знаю предмет настолько хорошо, чтобы оценивать какой был там текст в 1800 году, и насколько он отличается от нынешнего текста. Но считается (кое кем, скажем так) что отличия велики. В 1837 году состоялась инсценировка дуэли Пушкина, после чего Пушкин переименовался в Дюма отца и убыл во францию по масонской линии, 20 лет спустя приехал ненадолго. В 1836 году в журнальчике пропечатали Слово о полку Игореве. Как то вот близко все это. Пушкин еще белоснежку в сказку о семи богатырях переделывал, вообщем трудился над фальшивками вовсю.

Вот допустим индийцы скажут - у нас еще 500 лет назад паровозы ходили. И где те паровозы? Переплавили. Ну а где железные дороги? Тоже переплавили вместе с насыпью?

Вот и мы спросим, а на каком же языке читал Илиаду Македонский? Литературный артефакт можно и оспорить - был ли он, не было ли его в указанное время? Артефакт маленький, можно и не заметить. А вот язык в карман не спрячешь, на языке говорят массы. Ну и когда же массы греков стали говорить на греческом языке? А так примерно к веку 19. А до того никакого греческого они не знали, не ведали. Снова внеочередной мертвый язык, который был так счастливо возрожден по книгам? Разве не смешно? И латынь возродили, и греческий и иврит. Всё что из древности имеет эдакий 1000 летний мертвый период, который успешно преодолен в эпоху реформации-возрождения. То же и с персидским. Вообще все европейские языки делят на три периода по времени: древний, средний и поздний. Древний похож на поздний, средний похож на латынь. Между средним и поздним - пропасть. Курочки умерли от смеха и превратились в уточек.
О. Генри, будучи кассиром, вначале сгайдарил сто тысяч зеленых, и бежал как бежали в 90-е из совдепии.

А когда есть сто тысяч тогдашних зеленых, не нынешних, можно и о высоком подумать, почему бы О. Генри морали не поучить, ворованные деньги к чему-то обязывают ведь, к морализации, например.
Когда О,Генри писал свои рассказики, у него не было 100 штук. У него были только нары в одной из самых поганых тюряжек Пиндостана.
Впрочем, это тоже способствует размышлениям.
Не понял только : зачем в хорошем журнале постить существ , как Евтушенко ?
Двойственность натуры, однако. Ничего не поделаешь.
В 80е я его люто ненавидел, это был либераст из либерастов, борцун с главной опасностью - антисемитизмом.

Но похоже, что стать сильным и признанным поэтом в РФ можно только в этой среде. В любой другой поэты не сохраняются : либо спиваются и талант пропивают, либо случайной нелепой смертью умирают, либо ещё что-то нерадостное (например Марина Струкова - какой обжигающей силы писала иной раз ! Одомашнили её прохановцы, теперь с оранжевой опасностью воюет и стихи писать перестала).

Поэт в России больше чем поэт, и эта область отслеживается видимо самым тщательным образом.

Но уж если других быть не может - может быть их же цитатами и вооружаться ?

Ведь у ЕЕ много цитат интересных.
Мне вот одна запомнилась - из поэмы "Казанский университет" :

Легко в студентах прогрессивничать
Свободомыслием красивничать,
Но глядь-поглядь - утих бедняк.
И пусть ещё он ерепенится -
Уже висят пеленки первенца,
Как белый выкинутый флаг.

В корень сука смотрит...
у вас есть или тока намечается?..
заговор зоотехников.
смешно
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому -
я настоящий русский!

Гангнус 1961
Поэт в России - больше, чем поэт.

Гангнус 1965
умирающее животное после смерти попадает в почву

что плохого в том, что некто благоустраивает жизнь существа за то, чтобы дополнительно использовать себе во благо его тело между смертью и погребением, даже если сам назначает время смерти?

это возвышенные отношения, между прочим!
Унылый графоман.
О да, страсть к рубашечкам, брючкам, кепочкам и вообще к переодеваниям у него невероятная. Тут сразу всплывают в памяти только три всем известных великих имени: губернатор Матвиенко, бывший украинский премьер Тимошенко и вот между ними оклахомский поэт Евтушенко. Но он всё же кое в чем отличен от дам-соперниц. Те, согласитесь, одеваются и несколько раз на дню переодеваются, вероятно, и раздеваются со вкусом, а этот каждый раз — как петрушка, а уж раздевается на публике так, что не приведи Господи видеть. Вот его цветная фотография в "Комсомолке" три года тому назад, когда он, как обычно, примчался в Москву на свой день рождения. Стоит в костюме с букетом в руке: весь в полосочку, в клеточку, в крапинку, одна пола пиджака белая, другая голубая, одна штанина розовая, другая... И ведь так с юных лет! Уже тогда Твардовский ему однажды сказал: "Ты не поэт, а циркач!" Проморгал.

http://www.v-bushin.ru/index.php/stati-vladimira-bushina/50-2010/185-140.html
Да "и у Иуды был преданный друг".