Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Экономика всего понемножку. Нечто вроде рецензии на книгу Александра Аузана

Высокополезное издательство «Манн, Иванов и Фербер» подарило мне книжку Александра Аузана «Экономика всего». Подарило, надо сказать, с деликатностью – просто прислали книжку без каких-либо предварительных условий, типа «отдаритесь рецензией». И правильно, потому что иначе я бы не взял, «ещё чего». А так – почему нет, решил я. Почитаю, и если будет время и настроение – отпишусь. Что и делаю.

Книжка посвящена институционалистской экономической теории. К которой я, сразу скажу, отношусь положительно.

А вот книжка мне, увы, не понравилась.

Вообще-то Аузан – декан экономфака МГУ, профессор, автор множества научных работ и т.п. Не знаю, что он сделал для науки. Но вот азбука для простецов – каковой была задумана «Экономика всего» - у него не получилась. Возможно, из-за неудачной задумки. Вместо того, чтобы сесть и честно написать, Аузан эту книжку «наговаривал и надиктовывал», причём не кому-нибудь, а журналисту из русского Esquire. Что привело к двум типичным ошибкам. Первая: автор совершенно не представлял себе аудиторию, не чувствовал её. В таких случаях человек обычно начинает актёрствовать в стиле массовика-затейника на утреннике для умственно-отсталых. То есть всячески упрощать там, где упрощать не нужно, вставлять идиотские шуточки и делать неестественные жесты, а всё сложное (и важное) не упоминать вовсе или отделываться общими словами. «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчи… то есть, э-э-э, уважаемые дамы и господа. Сегодня мы поговорим о такой штуке, как экономика. Вы, наверное, думаете, что экономика – это когда вы идёте в магазин и там покупаете, э-э-э, что-нибудь. Нет, экономика – это целая наука! И очень интересная наука! Она делится на макро и микроэконо… извините, это вам пока сложно… в общем, она про то, как люди обмениваются товарами и услугами. Фффу, кажется, это я этим кретинам объяснил. О чёрт, надо сказать, что это про добровольные обмены! Хотя они не всегда добровольные, это тоже надо как-то объяснить… Дорогие девочки и мальчики… то есть, э-э-э, уважаемые эти самые… очень важный момент! Экономика изучает прежде всего добровольные обмены, ну то есть когда люди отдают свои товары и услуги в обмен на деньги, а не потому, что их бьют. Хотя экономика занимается и этим случаем, но это очень-очень сложный её раздел, о котором мы поговорим как-нибудь потом…»

Знакомый стилёк? Вот именно в такой манере и выдержана вся книжка Аузана. Кроме того, он время от времени вспоминает, что в изложение теории нужно вставлять какие-нибудь примеры. Поскольку же он не пишет, а говорит, и к тому же чрезмерно надеется на свою память, то вместо корректных кейсов у него постоянно всплывают какие-то городские легенды. Например, говоря об институциональных преобразованиях в Японии, он вдруг заявляет, что в этой стране, оказывается, уже двадцать лет обсуждаемся идея заменить японский как язык делопроизводства английским – «потому что латиница гораздо удобнее для компьютера, чем иероглифы». Из этого делается вывод, что японцы перестали быть японцами, плюнули на могилы отцов и потеряли идентичность, заплатив ею за экономический успех. То, что система Хэпбёрна для латинской транслитерации японского языка была создана в 1867 году и входит в стандарт ISO, что в Юникоде есть хирагана, что знание английского языка среди японцев по оценкам TOEFL в 1998 году было самыми низким в Азии, что сейчас японцы учат английский не потому, что хотят потерять идентичность, а чтобы усилить своё влияние в мире (и это откровенно задекларировано в знаменитых «Целях Японии в XXI веке») – автором блистательно проигнорировано. А вот о том, что японцы «из-за компьютеров» хотят перейти на английский – это ему кто-то сказал, он и повторил, а проверить не удосужился. Впрочем, Япония далеко. Но вот когда Аузан рассуждает о «русской революции», ссылаясь на Бердяева, согласно откровениям которого русский народ после 1917 года «выбрал то же, что было до 1917 года» - это производит впечатление, как минимум, странное. Как и утверждение, что Россия стоит на распутье между застоем и модернизацией аж четыре века (!)

Впрочем, это как раз типично: в книжке вообще очень много либеральных мифов про Заграницу, а также про Россию и русский народ.

Например, в качестве институционального различия автор приводит отношение к доносам в России и Европе. Пример, который он приводит, таков: если у американца не возьмут кредитную карту в бензоколонке, он может заподозрить, что хозяева уходят от налогов и стукнет куда следует. А в России при Сталине количество арестов, совершаемых по доносам, было непростительно низким – около 3%, и только огромными усилиями НКВД «коэффициент сотрудничества» был поднят до 5%. Из чего делается блистательный вывод, что в России донос запрещён неформальными институтами, а в Европе он ими приветствуется – с тем посылом, что это такая историко-культурная особенность, зашитая, надо полагать, в «менталитет». То есть автор как бы не понимает, что донос на жуликоватого бензоколонщика означает для последнего мелкие неприятности с налоговиками, а в сталинской России – мучительную смерть невиновного человека. Не замечает он также и того, что в той же России донос, ситуативно аналогичный американскому (скажем, жалоба на кассира в супермаркете) общественным мнением вполне себе одобряется.

Ещё хуже, когда Аузан восходит до обобщений. Чтобы не быть голословным, приведу целиком самое начало четвёртой главы книги, про государство. Так вот, начинается она с такого пассажа:

Попробуйте перевести русское слово «государство» на другие языки, например на английский. Вряд ли у вас что-нибудь получится. Ведь «государство» — это не «state», потому что «state» — это некое территориальное образование. Это не «government», потому что «government» — это «правительство». Это не «authority», потому что «authority» — это «власть». Государство — это все сразу. Отсюда возникает мощное искажение в русском общественном сознании. Задайте любому человеку вопрос:
- Что может чиновничество?
- Ой, да они ничего не могут!
- Что может правительство?
- Да они там только своими разборками занимаются!
- А что может государство?
- Государство может все!
- Что должно делать государство?
- Государство должно делать все!
Ведь государство — это и чиновники, и правительство, и местные администрации, и граждане страны. А поскольку оно включает в себя всех, то и должно заниматься всем. Начиная с уровня языка, идет трансляция таких ценностей, которые не позволяют разобраться в вопросе. Государство в России сакрализировано.


Вообще-то сверхзагадочное слово «государство» имеет прозрачнейшую этимологию и восходит к слову «государь». И обозначает, соответственно, владение государя [Срезневский ссылается на митрополичью речь от 1431 года, но, кажется, есть и более ранние свитетельства]. То есть это то же самое, что и «царство» (устойчивая синтагма «царство-государство» дожила до наших дней). Перевод тоже очевиден – «королевство», kingdom. То, что «государство» пережило «государя», тоже понятно и даже не очень оригинально… Далее, фраза «государство – это всё сразу», отстоит от народного представления о государстве как только возможно. В современно русском понимании государство – это чужая и опасная сила, представленная администрациями, чиновниками, ментами, военными и прочими «силовиками», от которых нужно держаться подальше. При этом государство и в самом деле захапало себе всё, начиная от прав и кончая возможностью заработка. Поэтому, преодолевая отвращение, к государственными людям надо ходить и им кланяться – по тем же причинам, по которым заключённому приходится иметь дело с администрацией тюрьмы. Но и только. И если уж говорить о сакрализации – то такого культа родного государства, который существует, например, в США, в России не просто нет, его невозможно себе представить. Что легко проверить: представьте себе реакцию на человека, который стал бы вывешивать на своём балконе российский флаг, или плакать при звуках гимна… Что касается приведённого автором диалога с «любым человеком», то любой человек, услышав это, решил бы, что это диалог с иностранным шпионом, пытающимся притвориться русским при помощи волшебного слова «ой».

Это начало. А ближе к концу книги Аузан поведал, что безобразное качество изделий российского автопрома связано… не смейтесь только… с установкой на креативность, то есть с желанием сделать всё по-своему. Поэтому, оказывается, «Жигули» были такой скверной машиной, и поэтому русские ну просто по природе своей не могут сделать много одинаковых автомобилей. «Зато могут узбеки, которые повезут в Россию UzDaewooo», глубокомысленно заключает автор.

Иногда дело доходит до откровенного глумления. Например, рассказывая про СССР и постсоветскую реальность, автор (институционалист!) демонстративно не замечает важнейших институтов, которые чуть менее чем полностью определяют развитие нашего общества – прежде всего, чекистов (которые являются не просто главным, но единственным полноценным политическим, да и экономическим субъктом в России). Абсолютное всесилие чекистов автор просто не считает нужным не только отмечать, но и, умалчивая, принимать в расчёт. Например, он на голубом глазу объясняет отсутствие русского экономического чуда или крошечный горизонт планирования… скверными привычками российского менеджмента, которым, оказывается, можно управлять только сталинскими методами, то есть террором. Правда, эти оригинальные теоретизирования он приписывает Мансуру Олсону (это который написал «Возвышение и упадок наций»). Что не делает подобные рассуждения простительными для человека, устроившегося в России на той позиции, на которой находится Аузан. «Молчать - молчи, но хоть не ври-то».

И такого там много.

Но ещё хуже дела обстоят с теорией. В книжке, претендущей на краткое введение в институционализм, нет определения института. Того самого, классического, согласно которому институт в узком (юридическом) смысле есть юридическое же установление, регулирующее отношения в какой-то сфере человеческой жизни. А в широком смысле – все виды таких установлений, включая неформальные. Так вот, даже этих слов там нет. Не проведено толком различие между институтом как системой норм, институтом как учреждением, эти нормы реализующим, и порождаемой им реальной системой отношений. В главе о собственности не объясняются базовые права собственности хотя бы в российском и англосаксонском праве – видимо, предполагается, что читатель знает их и так. Однако без этого рассуждения о типах собственности применительно к субъекту повисают в воздухе. Например, объяснение «режима свободного доступа» как крайнего случая публичного сервитута было бы крайне уместным, так как отделяло бы вещи в «свободном доступе» от «ничейных». Про то, как излагается теория модернизации, я уж и говорить-то не буду.

Несмотря на всё вышесказанное, я допускаю, что кому-то книжка может и понравиться. Она создаёт иллюзию ознакомления с предметом, а это сейчас любят. Правда, притвориться знатоком предмета вряд ли удастся, но ежели чисто для себя – то есть для внутреннего ощущения «да как бы знаю эту хрень, когда-то типа читал и даже вроде что-то понял» - сгодится.

Надеюсь, более серьёзные сочинения профессора Аузана оставляют иное впечатление. А это - - -

)(
Это рецензия на книжку по экономике?
Или спор с автором на тему,как относиться с японскому языку,доносам,манере общения и тп?
по мне так, именно рецензия на книжку по экономике.
Рецензии примерно так и выглядят
Да,я уже в курсе,что основная масса целевой аудитории автора блога примерно так себе экономику и представляет.
даю вам честное благородное слово - я не целевая аудитория автора,
экономику представляю себе наверное иначе, впрочем из рецензии на книгу - не уверен, что могу судить о том, как себе её представляет как науку автор,
и главное - политических пристрастий автора блога в целом не совсем разделяю
Вот и я не понимаю,как же себе представляет экономику автор.
Из рецензии этого выяснить не удалось.
рецензия на книгу должна это выявлять?
по мне так - рецензия это всего лишь рецензия, а не краткое содержание своего видения на политэкономическую догматику
Не своего,а автора книги.
Ну вот представим,что Вы написали книгу по экономике,а я её прокомментирую примерно как Крылов - ну к экономике я отношусь хорошо,но должен заметить что Ваш галстук не гармонирует и вообще,мне не понятен Ваш выбор машины,на которой Вы катаетесь.
Как Вам будет моя рецензия?
про галстук и не правильно будет, а вот - про к примеру моё некорректное обращение к читателю (а в литературе по экономике это и правда на сегодня имеется проблема), то почему нет?
Или примеры-аналогии к теории, которые кажутся рецензенту некорректно, - тоже почему нет?

Неофициальная, а эта рецензия неофициальная, - вполне мне кажется имеет право быть без добавок про краткое содержание описания понимания экономической теории автора книги (через ругательства или похвалы в зависимости от того неоклассик он, австриец или кейнсианец)
Формально Крылов имеет право вообще написать о чем-то своем.
Ценность таких рецензий будет мизерной. Так... покрасовался на публике,что умную книжку читал.
Рецензия написана очень хорошо, тьфу на тебя.
Если Вы так считаете,это повод для глубоких раздумий,а не для писанины в жж.
Выключите комп и срочно начните думать мозгом самостоятельно.

Suspended comment

Он что, чурка?
Он добрый человек из Аузана.
Западные экономисты наших "экономистов" таковыми не считают. Впрочем я сам в этом убедился - люди не понимают вещей, которые чуть-чуть выходят за простейший уровень.
+100500. Классический пример. Ставка по сберегательному вкладу - 20% в год, инфляция - 10%, какую прибыль получит вкладчик по итогам года. Мы всей группой 1-го курса мехмата МГУ пытались убедить блондинку-препода с экономфака МГУ же, что прибыль составит =1.2/1.1-1 (*100 процентов. Она нам твердила,что прибыль равно 20-10=10%. Походу про покупательную способность она вообще не в курсе. Печалька
Особенно на первом курсе.

ИзраильМоисеича на вас, клоунов, нет.
Который бы вас научил, что 9% = 10%.
А иногда и больше.

Хором учим слова депривация, разочарование, розовые трусики и другие слова на букву Ди.
Преподша, может быть, и была блондинкой, но формула Фишера (пусть она и математически точнее простого вычитания инфляции) на практике действительно применяется нечасто, ибо 1) при высокой (ну или, как в данном примере, относительно высокой) инфляции ее все равно не предскажешь с необходимой для этой формулы точностью, 2) а при низкой инфляции разница между результатами вычислений будет пренебрежимо мала.
Россиянские "экономисты" это диверсанты на поводке. Судя по результатам и таким книженциям.
Вспоминается, как Лехаим Навалны на известной дискуссии гонял "Кузьминова", главаря ВШЭ. Причём, было явно видно, что периодически Навалны спохватывался ("не сильно ли я секу мурзилку, кураторы рассердятся, хотя "Кузьминов" так заманчиво подставляется, что удержаться трудно, поймут, наверное").
"говоря об институциональных преобразованиях в Японии, он вдруг заявляет, что в этой стране, оказывается, уже двадцать лет обсуждаемся идея заменить японский как язык делопроизводства английским"

Вот так прямо, без объяснений, кем и на каком уровне обсуждается идея, и к чему это обсуждение привело? Ну круто, да.

Deleted comment

Обсуждение-то очень даже может быть. Если оно хоть кому-то нужно. Всегда найдутся желающие обсуждать что угодно, и за небольшие даже деньги. Лишь бы за это обсуждение не репрессировали.
Ну, в паре пунктов автор прав:
1) у нас действительно не приветствуется и никогда не приветствовалось стукачество в "органы". А распростроняемые либеральные сказки про "всеобщее" стукачество "при Сталине" имело место в среде "творческой еврейской интеллигенции".
В США и Европе стукачество повсеместно и поддерживается "народом". Не важно куда. "Куда надо" настучат.

2)Большинство _нынешнего_ российского "менеджмента" действительно не имеет никакого горизонта планирования. Всё "планирование" сводится к крикам и пинкам подчиненных, причем последние, бегая в мыле и страхе плохо представляют свои задачи, т.к. назавтра крик может быть другим.
Вот тока-тока ушел из такого места, продержавшись месяц, где делали "изделия с приёмкой 5". Когда я представил план проекта с разбивкой на ~700 строк, мне было сказано, что это "хуйня" - твоя задача пинать подчиненных заместо меня.
Ну, не понимает чел зачем нужен план и декомпозиция работ, если можно матом наорать и все куда-то побегут.
>> с установкой на креативность, то есть с желанием сделать всё по-своему.

Это вообще довольно распространённое представление о русских. Мало кто не говорил, что "если вам нужно штучный экземпляр - обратитесь к русским, если серийный - кому угодно, только не к ним".

Я, честно говоря, и сам это замечал.

Всё, или ничего. Или дрочево по 32 часа в сутки, как на Физтехе, или перманентное раздолбайство, как во всех остальных местах.
Соответственно, высоким лбам заниматься инженерией впадлу, а больше никто не обладает квалификацией.
Так это проблема не менталитета исполнителей, а проблема менеджмента (включая высший и начиная с него).

По крайней мере, прежде чем выдвигать гипотезу о "менталитете", сначала следует проверить гипотезу о менеджменте.

Основания?
Есть их:

1. Люди не настолько фенотипически отличаются, чтобы выдавать столь разные результаты.

2. Существует много примеров того, как некие общности, начав с откровенно плохой продукции (50-е годы - "японская продукция - синоним некачественной продукции", 80-е годы - "корейская продукция - синоним некачественной продукции", 90-е годы - "китайская продукция - синоним некачественной продукции", список неполон) достигают успехов при смене стиля и, самое главное, целей менеджмента. Европейцев тут тоже можно рассматривать (итальянцев, например, которым внешнее их разгильдяйство и сиеста, как оказывается, нисколько не мешают).

Вообще, рассказывающий об этом, вынужден "капитанить", ведь за оценками, подобным тем, что присутствуют в "отрецензированной" книге, стоит не научное рассмотрение (или хотя бы его подобие), а мировоззренческо-идеологические симпатии/антипатии.
>>По крайней мере, прежде чем выдвигать гипотезу о "менталитете", сначала следует проверить гипотезу о менеджменте.

Ну, я так понимаю, эти гипотезы во-первых, не противоречат друг другу, а во-вторых, не могут даже чётко быть сформулированы.

Тем более что... Тут вопрос ещё в том, что "менталитет" - он сильно меняется со временем. Вот, например, сейчас британцы считают своих пролетариев халтурщиками, нежелающими работать, и очень положительно отзываются о румынах и югославах, которые приезжают в Британию на заработки. Ничего не напоминает?

И да, та британская продукция, которую я вижу перед собой - она достаточно халтурная. Не знаю, как пресловутый автопром, но ботинки и рабочая одежда, которую я вижу перед собой - она в России, пожалуй, получше делается.

Кстати, очень интересно, распространяется ли "проклятие российского автопрома" на "Marussia Motors".

А менеджмент - он, извините, пропорционален менталитету.

Если поверить словам из постов sergei_borodin, то надо сказать, что "приказной" менеджмент - это как раз не так уж противоестественно, если каждый работник знает, что ему надо делать, сравнительно независим от других, и производительность его труда лимитируется в основном его ленью и алкоголизмом, а не недостаточной декомпозицией работ.

Как достичь большей производительности от гениев? Ну, больше пинков, больше конфет и не давать им отвлекаться. А дальше они и сами всё сделают.

Deleted comment

>>Точнее, "британцы считают англичан халтурщиками". Примерно как россияне считают русских халтурщиками.

Какой набросный пост. Да нет, к шотландцам это всё тоже относится.

Deleted comment

Не морочьте мне голову. При мне такое говорили вполне коренные англичане и шотландцы, никак друг с другом не связанные.

Deleted comment

Подучил чему? Бухать до выворачивания?

Deleted comment

Да вроде, не был. Хотите анализ крови?

Обычный интеллигентский отпрыск. Родители русские. Отучился в Москве - сейчас пишу диссер в Шотландии.

Народ действительно бухает очень сильно. Правда, в отличие от России бухарики неагрессивны совершенно.
Евреи любят сленг и матерщину. Словечко "диссер" - именно от евреев чаше всего слышал.
>>Евреи любят сленг и матерщину. Словечко "диссер" - именно от евреев чаше всего слышал.

Не совпадает с моими наблюдениями. Хотя у меня мало знакомых евреев.
Думаю, Вы лукавите. Мы обменялись мнениями в сети, а в сети масса комментариев от евреев гуляет, поневоле столкнёшься. И матерщины там много. Например, иногда я захожу проверить свои наблюдения в ЖЖ Мальгина. Там еврейская публика обитает, в основном. И всё подтверждается.
Второе. Вы уверяете, что пишете диссертацию. Так что, Вы сталкиваетесь с множеством евреев, уж такое это место.
>> в сети масса комментариев от евреев гуляет, поневоле столкнёшься. И матерщины там много.

Я вас умоляю! Сеть - это мнээ... довольно специфичная среда общения.

>>Вы уверяете, что пишете диссертацию. Так что, Вы сталкиваетесь с множеством евреев, уж такое это место.

Здесь полно китайцев, индусов и разного вида бывших граждан СССР, старательно делающих вид, что не говорят по-русски. Евреев не особо. Говорят, они больше в США едут. Там бодрее и выгоднее.
>>>>>пишу диссер в Шотландии

И будет у вас еще один хвостатый эксперт, с чем вас и поздравляю.
Тут следует выделить в отдельную проблему менталитет менеджеров.

Если в нём присутствует установка "подчинённые - быдло, ни к чему толком не способно, и понимает только матюги и расстрелы" (утрирую, но не очень то и сильно) - то высоких результатов (особенно по соотношению качество/цена) получить невозможно будет по определению (хотя бы потому, что сами менеджеры, ощущая себя "высшими", учиться не хотят и не могут, инициатива наказуема, целеполагание направлено на успех в аппаратных играх, а полезная продукция - только средство (!)).
Гораздо чаще в современной России имеет место страх перед подчинёнными, что могут занять место самого начальствующего. Отсюда отсутствие пояснений действий самого менеджера и нежелание делиться знаниями и накопленным опытом.
объясняет отсутствие русского экономического чуда или крошечный горизонт планирования… скверными привычками российского менеджмента,
Менеджмент это что? Управление. То есть "скверные привычки управителей". Из какой организации у нас управители? Они что, добродетельные там?
Так что святая правда написана !))
которым, оказывается, можно управлять только сталинскими методами, то есть террором.
Ну тащем-то не без того...
С тем же печальным результатом...

Deleted comment

Насчет экономики не буду, поскольку в наш век финансового капитала, имеющего денежные эквиваленты на порядок превосходящие производимые материальные ценности, вместе со средствами производства тут уже чистая психология, а не точная наука. А вот по другому вопросу расскажу анекдот: приходит в адвокатскую контору «Манн, Иванов и Фербер» старый ребе. Ему говорят: "Какая честь для нас, ребе, чем можем помочь?". Тот отвечает: "Дело у меня непростое, потому нельзя ли, чтобы им занялся Иванов? Я вижу, что только он мне поможет, поскольку ухитрился влезть в нашу кампанию".
"Абсолютное всесилие чекистов"...

...примерно такой же миф, как и "тысячелетнее рабство"
Холокост - это миф или не миф?
В приличных странах даже за подобный вопрос дают приличный срок без удо.
Мы не отрицаем холокост, мы с ним согласны.
Какие там 6, бери выше - аккурат 666.
Азохенвей, ви таки много знаете за приличные страны, ви из приличной страны?
Что-то Вы сегодня без болтов пожаловали, настроение плохое?
Еврею без чекистов не прожить. Особенно в ходе дискуссии.
Взяли моду - евреям вопросы задавать.

Deleted comment

Говорите за себя.

Deleted comment

С тем, что вы говорите за меня. Я за себя сам скажу все, что надо.

Deleted comment

Нет, вы неправильно поняли. И обратное вы тоже неправильно поняли. Правильно - я вообще ничего не говорил про "отрицание русских". И не путать с отрицанием ситуации, когда за русских себя выдают граждане неопределенного происхождения и занятий.
Равно как и преподавателям физтеха с образованием э.э..э...

Гражданин определенного происхождения (700000 снипов за 99 долларов) и занятий.
В современно русском понимании государство – это чужая и опасная сила, представленная администрациями, чиновниками, ментами, военными и прочими «силовиками», от которых нужно держаться подальше.

Не так. Сакральный образ Государства прекрасно уживается в массовом сознании с презрением к чиновникам и администрациям, воспринимаемым скорее как паразиты в государственном организме. А так-то "польза для государства" остается главной мерой осмысленности любой деятельности.

Вообще же автор совершенно прав. Западное понятие государства как некого служебного аппарата для поддержания порядка в стране (authorities) совершенно не соответствует русскому, в котором "государство" и "страна" (Россия) являются практически синонимами. То самое понятие "полезности для государства" при прямом переводе на английский меняет смысл почти полностью.
Страна - это сторона, направление от столицы, на все четыре страны.
Что производит мировая экономика? Ну раньше то оная производила евгенику - улучшение рода человеческого, по крайней мере на словах. А нынче? На входе у мировой экономики разные полезные ресурсы, всякие ископаемые и произрастаемые, ну а на выходе всякого рода мусор: экологический, биологический, генетический... вот его то она и производит. Соответственно, мировыми олигархами могут быть только те, которые контролируют мусор. Мировые олигархи просто обязаны забирать ресурсы у лучших и отдавать их худшим, в противном случае они перестанут контролировать мусор и перестанут быть богатыми.
Царство, и царь - единственные на планете в каждый период времени. Король - это глава царской провинции, которого царь короновал короной, или кроной (дерева). Карл - это и есть король. Все европейцы - это победившие сепаратисты, восставшие провинции.
Слишком смелое заявление, по меньшей мере...
"что в этой стране, оказывается, уже двадцать лет обсуждаеМся идея"
так-то и кандзи в юникоде есть, да и писать по-японски и китайски, что на ББ, что на иПеде, что на ведре, - никаких проблем: на иПеде пописывал как на японском, так и на китайском, на ББ постоянно пишу

jo_bromberg

January 4 2014, 08:39:31 UTC 5 years ago Edited:  January 4 2014, 09:05:33 UTC

Это все Путин виноват! До чего довел планету этот фигляр Пэжэ! Пацаки чатланам на голову сели! Отняли у них нишу гуманитарной интеллигенции, в которой сами мало что ценного могут предложить. Но есть главное! Чувствуют себя экспертами и толпе это ощущение пропагируют. Хоть эксперты и хвостатые, но разве такая аудитория способна разобрать кто есть кто? Аудиторию ведь тоже под самих себя опустили многократно. Короче, очень типичная история. Меня от таких историй уже просто тошнит.
Главное схвачено точно.
1. Европейское государство доказало на тысячах и миллионов примеров. что оно друг обывателю. И ему следует помогать против нарушителей государственного порядка. Государство рф , как и СССР на миллионах примеров доказывает свою враждебность. Так что долг честного человека помочь брату своему от этой силы.
2. Мне Аузана расхвалили в своё время люди, чьё мнение стоит слушать. Сходил, на его мероприятия. Чел СОЗНАТЕЛЬНО изображает из себя мелкого одесского жулика. Меня это поразило. А потом изучил тему и понял: условие выживания и успеха.
Плюс много!

Не стоит представлять людей идиотами. Они ведут себя рационально, с учётом обстоятельств.
Кто ты по национальности - вопрос риторический.

Вот так жыды раскручивают друг друга в обществе безмозглых собак. Вот так всякая жыдовская безмозглая одесская наглая мразь, вчерашняя босота, становится у собак авторитетным экспертом. Вот он механизм. Прошу любить и жаловать!
> в той же России донос, ситуативно аналогичный американскому (скажем, жалоба на кассира в супермаркете) общественным мнением вполне себе одобряется.

Нет-нет.
Аналог дононса на бензоколонщика - это настучать в ФНС на соседа, который сдаёт квартиру без договора и не платит с этого налоги.
Одобряется ли это общестменным мнением в РФ? Не уверен.
Ежели сдаёт чуркам или другим "плохим жильцам" - очень даже одобряется. Если приличным людям - не настучат (а, скорее всего, вообще не обратят внимания).
Именно так!
Это Вы уже добавляете дополнительные условия, которых с бензоколонщиком не было. И всё равно получается "неоднозначная оценка".

Лучше представьте, что квартиру снимаете Вы сами. При этом хозяин не платит налогов на полученный доход. Стали бы Вы на него жаловаться в налоговую? (во всём остальном причин для недовольства нет - арендная плата устраивает, сантехника исправная, хозяин вежлив, визитами не беспокоит, etc).

Это более точная модель ситуации с бензоколонкой - её ведь подозревают в неуплате налогов на полученные за бензин с клиента (Вас) деньги. И именно из-за этого жалуются - а не из-за качества бензина, допустим, или хамства бензоколонщика.
Рискнуть предположить, что "Жигули" были не очень качественной машиной по причине малой партии выпуска. Если бы их производили в два-три раза больше, то качество возросло бы. Смежники АвтоВАЗа и он сам имели бы больше возможностей.
К тому же, оригинал "Фиат" особо не блистал прочностью и надёжностью.

rawa64

January 4 2014, 21:57:25 UTC 5 years ago Edited:  January 4 2014, 22:13:58 UTC

Да, эти байки о том, что "государство" де не "стэйт" и поэтому русопятня фатально безнадежна, кочуют от одного прахвесора к другому уже пару лет. Вы слишком снисходительны к этому сборнику либерального фольклора, Константин.
http://www.eurosmi.ru/214jitel_sela_pod_nijnim_novgorodom_otstoyal_v_sude_pravo_na_flag_rossii.html

Александр Непокоров принял решение вывесить флаг России в своем дворе на семейном совете перед Днем России. Глава семейства изучил действующее законодательство и решил соорудить флагшток около своей бани, расположенной во дворе жилого дома. 12 июня Александр Непокоров вместе с семьей торжественно поднял государственный стяг Российской Федерации.

Так в поселке Уста появились два здания с государственным флагом России - одно из них было домом нашего героя, другое - администрацией села. Пока шли праздники, чиновники делали вид, что все нормально, ведь по российскому законодательству в дни государственных праздников граждане России могут украшать жилые дома государственными стягами.

Однако, после того как праздники закончились, а Александр Непокоров свой флаг со двора не убрал, глава сельсовета тут же написала письмо с жалобой на жителя села Уста в полицию.

«Прошу привлечь к административной ответственности Непокорова Александра Федоровича, который разместил государственный флаг на личной бане, тем самым нарушил Федеральный конституционный закон о государственном флаге Российской Федерации», - цитирует НТВ письмо Татьяны Большаковой.

Первый раунд остался за администрацией села. Александру Непокорову вручили решение мирового судьи с требованием снять флаг и выплатить штраф в размере 2000 рублей.

Однако житель села сдаваться не стал и обратился с жалобой на это решение мирового судьи в Уринский районный суд Нижегородской области. В итоге, полная победа Александра Непокорова. Суд не только отменил решение мирового судьи, касающееся штрафа в 2000 рублей, но и разрешил жителю нижегородского села Уста вывешивать над баней флаг России в любое время дня и ночи.

Александр Непокоров решением суда доволен и уже закупил в магазине новый «триколор», так как прежний флаг сильно поистрепался.

А между тем, в самом селе Уста его односельчане, вдохновленные победой над чиновниками, на волне патриотизма установили еще один флаг России над лесопилкой и двуглавых орлов на электрических опорах центральной улицы села.
уважаемый Константин, поскольку рецензия в целом негативная, а к институционалистской экономической теории у вас отношение положительное, хотелось бы тогда уж парочку ссылок/названий книг которые вы бы порекомендовали вместо. :)Заранее спасибо, если соберетесь.