Нет, всё-таки не о нём. А о восприятии его фигуры и сочинений современным российским «думающим классом». Или думающим, что он думающий.
Представьте себе ребёнка, у которого в детстве было очень мало игрушек. И не то чтобы папа с мамой были бедные, или на ребёночка денежку жалели. Нет, почему же – кормили плотно (хотя и невкусно), одевали в чистое (хотя и некрасивое), в школу хорошую отдали, дома проверяли уроки, воспитывали, строжили, жучили. А вот игрушки не покупали. Потому как считали, что игрушки – это баловство, а баловства они не любили. Учиться надо да старших слушаться, а не баловаться.
Хотя, конечно, совсем уж без игрушек оставить своё чадце они тоже не оставляли. Потому что однажды застали ребёночка играющимся ржавым гвоздём, испугались. Но всё равно – игрушки дарили исключительно «на деньрожденье». И не те, которые ребёнок просил, а по своему родительскому разумению. Именно: игрушка должна быть прочной, чтобы быстро не сломалась, и желательно ещё полезной, «развивающей», чтобы хоть какой толк от баловства был. И, само собой, чтоб недорого.
В результате у ребёночка в детской жил неубиваемый брезентовый медведь со страшными стеклянными глазами, которого ребёночек боялся до одури, «конструктор» из железных реечек с винтиками и гаечками, девичья кукла без ноги (подарила тётя, ногу оторвал от счастья, родители выпороли за порчу вещи и потом специально сказали тёте, чтобы больше ничего не дарила), деревянная головоломка (ни разу не смог собрать, за что папа его регулярно жучил), корпус от старых часов и ещё всякая дребедень вроде гвоздиков и стёклышек… В общем, уныние.
Но были и игрушки, которые ребёнок любил. Оловянный солдатик с погнутым штыком и облезшей краской - зато солдатик, зато настоящий. Пластмассовый индеец, тоже настоящий, из Америки – выменял во дворе у мальчишек, отдал зелёную трёхрублёвку, у забора найденную: очень её берёг, прятал от всех, но индеец был такой красивый… И старинная фарфоровая статуэтка: пастушка с овечкой. Когда-то она стояла у мамы на серванте, но однажды упала, у неё отбился пальчик на руке и по спине пошла трещина. Мама решила, что вещь уже не та, и подарила сынку – пусть доламывает. Но сынок не сломал статуэтку: она казалась ему такой прекрасной, что он её и в руки-то брать боялся. Так – смотрел, любовался. Как на чудо из другого мира.
Однажды родители ушли из дома и не вернулись. Ребёнок съел бутерброд с колбасой, поел, сделал все уроки, а их всё не было и не было. Когда часы в гостиной пробили двенадцать, ребёнок понял – что-то случилось. Тогда он взял записную книжку (понимая, что мама его потом за это накажет) и нашёл телефон той самой тёти, которая когда-то подарила ему куклу.
Тётя приехала на следующее утро – ребёнок к тому времени заснул на ковре. Тётя плакала и говорила, что папа с мамой уехали очень далеко и вернутся очень не скоро. Потом сказала непонятное длинное слово «автокатастрофа». И сообщила, что теперь он будет жить у неё.
У тёти всё было по-другому. Не то чтобы лучше, нет. У стареющей женщины была, что называется, «своя жизнь». За чужим ребёнком она не очень-то следила, уроки не проверяла, одевала во что придётся, могла забыть покормить. Ей нужно было, чтобы он ей не докучал. И она нашла способ этого добиться: стала покупать ему игрушки. Разумеется, самые дешёвые-грошовые, всякую пластмассовую дрянь. Но для неизбалованного ребёнка это было что-то вроде обретённого рая. Получив какого-нибудь трёхкопеечного пластмассового тарзана или динозаврика, он благополучно забывал про обед, да и про ужин тоже.
Ну а как же прежние игрушки?
Страшного брезентового медведя ребёнок с облегчением выкинул в помойное ведро, вместе с одноногой куклой. «Конструктор» засунул за шкаф – вроде и жалко выкидывать, но возиться с ним охота пропала. Индейца оставил – слишком дорого обошёлся. Солдатика специально не выкидывал, сам потерялся. Ну а фарфоровой красавицы он стал стыдиться. Надо же, она когда-то казалась ему прекрасной – когда на свете есть настоящие пластмассовые девочки, а в одном магазине он видел даже волшебную Барби! Тётя, правда, ему Барби не купила – отговорилась тем, что он мальчик, а кукла для девочек и к тому же очень дорогая. Но, конечно, прекрасная Барби в блёстках его покорила. Теперь-то он знал, что такое настоящая красота. И фарфоровая пастушка отправилась… ну не в ведро, нет, всё-таки рука не поднялась. Под диван. «Пусть там лежит».
К чему я это?
А к тому, что примерно вот так наш думающий класс сейчас относится ко всему тому, которые спасали его от тоски в советское время. В те времена укромные, теперь почти былинные, «эротическая сцена» в фильме становилась серьёзным переживанием, битловская или акидачья песенка – родником чистой радости, немудрёная байка про «чайку по имени Джонатан Ливингстон» - религиозным откровением, а любая книжка, которую можно было читать с удовольствием – пиром, прости Господи, духа. Такие книжки считалось не зазорным даже воровать, в том числе у знакомых: тогдашняя интеллигентская этика воспринимала это сквозь призму жан-вальжановской дилеммы «украсть булку или умереть с голоду».
И Маркес тоже был в этом сонме. Вместе с Дюма, Булгаковым, Ильфом-Петровым, Шекли и Бредбери, с чайкой по имени Джонатан Ливингстон. А также с Сименоном, Германом Гессе, Бёллем (который бильярд в половине десятого), со Стругацкими, и каким-нибудь там «альтистом Даниловым» до кучи. В числе тех немногих игрушек, которые строгая и экономная Софья Власьевна дарила советским людям.
Кстати об экономии. СССР не платил авторских литераторам, чьи книги появились до 1973 года (то есть до того момента, когда СССР подписал Всемирную конвенцию по авторским правам) [1]. Этот незначительный вроде бы момент очень сильно повлиял на интеллектуальный климат позднего СССР – думаю, понятно, в какую сторону. К середине восьмидесятых слова «новое» и «хорошее» применительно к книжкам стали чуть ли не антонимами.
Ну а потом случилась перестройка - и «хлынуло». В смысле – хлынули книги, тысячи и тысячи книг на любой вкус, цвет, достаток и ориентацию. Советская интеллигенция дорвалась до мировой культуры.
Разумеется, первым делом на помойку отправился брезентовый медведь – то есть сочинения классиков марксизма-ленинизма, идеологические книжки, а также «советская советская литература» от Фадеева до Грибачёва. Причём слово «помойка» тут совсем не фигуральное: я помню, как в девяностом библиотеку МИФИ чистили от Ленина-Сталина, а возле моего подъезда сиротливо белела вмёрзшая в зимний лёд брошюрка «Как нам реорганизовать Рабкрин». Честно скажу, слезы я над ней не пролил, да и сейчас не пролью… Несколько позже на ту же помойку отправилась и кукла без ноги – то есть всякая хрень, которую раньше читали за «смелость» и «несоветскость». Включая и перестоечных: читать о «хорошем Ленине против плохого Сталина» стало как-то ну совсем неинтересно, тема умирающей русской деревни на фоне умирания всего вообще тоже изрядно поблёкла… «Индеец» - то есть классическая советская литература для детей – остался: Дисней, конечно, Диснеем, а «Винни-Пух» в переводе Заходера и «Волшебник изумрудного города» так и стоят на полках, за неимением внятной альтернативы. И те пе – в общем, сами знаете.
Что дальше? Дальше со всеми было по-разному. Кто-то вознёсся до высот снобизма и теперь принципиально читает только Агнона, Ван Чжэнь-хэ и Оулавюра Сигурдссона. Кто-то пал до боевиков и триллеров. Кто-то осознал, что всю жизнь, в сущности говоря, мечтал о порносервере, и теперь если что и читает, так «эротические рассказы». Кто-то перешёл на нон-фикшн. Кто-то выучил английский.
Но что их всех объединяет – ну, не всех, за всех не скажу, но многих – так это стыд. За те самые книжки, которые когда-то казались такими прекрасными. За Булгакова, Германа Гессе и за чайку по имени Джонатан Ливингстон – которые, оказывается, вовсе не вершины религиозной мысли и даже не шедевры мистической фантазии. За то, что Шекли и Бредбери, оказывается, у себя на исторической родине не столь уж известны, а настоящая западная фантастика – это совсем другое. Что благпристойный до чопорности Сименон – бледная моль по сравнению с каким-нибудь Микки Спиллейном, этим морем адреналина с тестостероновыми берегами. Ну и, разумеется, стыден Маркес. Потому что какой может быть Маркес, когда настоящая латиноамериканская литература мирового уровня – это Борхес? Или, на худой конец, Кортасар?
А мне вот, честно говоря, за Маркеса обидно. Он не виноват, что скрашивал советским людям… сто не сто, но лет двадцать одиночества. Как мог, так и скрашивал.
За что стоило бы сказать товарищу Габриэлю Гарсии простое человеческое спасибо. Даже если перечитывать не собираешься.
ДОВЕСОК. Я сам впервые взял в руки томик Маркеса в восемьдесят каком-то раннем году, у знакомых знакомых. Почитать мне его не дали: это было любимое заобеденное чтиво хозяйки дома. Женщина она была нервического склада, что плохо сказывалось на аппетите, а трагическая история рода Буэндиа почему-то действовала на неё умиротворяюще. Так он там и лежал, этот томик, пах щами и табаком.
А потом дама уехала из этой страны. Отдала государству квартиру, продала мебеля и библиотеку. Отрясла, так сказать, прах от ног своих.
Теперь та дама живёт, насколько я понимаю, в Израиле. И нажила уже, небось, какой-нибудь гастрит.
[1] Западных писателей – включая самых прогрессивных и даже просоветских – это выбешивало Тот же Маркес советских издателей ненавидел, называл пиратами и даже, кажется, пытался судиться (тщетно).
)(
lefantasy
April 22 2014, 09:11:18 UTC 5 years ago Edited: April 22 2014, 09:11:35 UTC
Можно узнать, какая это - настоящая?
А то у малоизвестных несколько экранизаций, в т.ч. уровня Ворнер Брос.
rainy_sunny
April 22 2014, 09:51:36 UTC 5 years ago
leftjab
April 22 2014, 18:18:10 UTC 5 years ago
lefantasy
April 22 2014, 18:24:09 UTC 5 years ago
А насчёт Шекли: http://ru.wikipedia.org/wiki/Корпорация_«Бессмертие»_(фильм)
leftjab
April 22 2014, 19:07:28 UTC 5 years ago
lefantasy
April 23 2014, 07:36:33 UTC 5 years ago
Минимум, "Сами боги" была. Точно помню, читал в старой книжке советского издания. И вроде что-то ещё.
v_vetkin
April 28 2014, 08:46:23 UTC 5 years ago
Воннегут: Бойня номер 5 и Колыбель для кошки, вроде были еще сильно доперестроечные издания.
Anonymous
April 22 2014, 09:12:58 UTC 5 years ago
serokoy
April 22 2014, 10:35:29 UTC 5 years ago
ammosov
April 22 2014, 10:44:13 UTC 5 years ago
alex_mukhanov
April 23 2014, 11:28:42 UTC 5 years ago
dima_stat
April 22 2014, 09:18:09 UTC 5 years ago
ну, эти-то какбэ тоже скрашивали? борхес в трилистнике был, кажется, картасар тоже както присутствовал..
alex_mukhanov
April 23 2014, 11:31:26 UTC 5 years ago
alamar
April 22 2014, 09:19:55 UTC 5 years ago
А их никто не жучил.
Deleted comment
ohtori
April 22 2014, 16:44:19 UTC 5 years ago
alex_mukhanov
April 23 2014, 15:21:14 UTC 5 years ago
http://www.mult.ru/livingston/
ohtori
April 23 2014, 15:53:19 UTC 5 years ago
alex_mukhanov
April 23 2014, 16:00:32 UTC 5 years ago
paukoph
April 22 2014, 09:31:09 UTC 5 years ago
А у М. мне рассказы нравятся небольшие.
alaverin
April 22 2014, 09:37:02 UTC 5 years ago
По фантастике. Рассказы Шекли очень хороши, что он неизвестен в США - это проблемы США.
alex_mashin
April 22 2014, 13:06:29 UTC 5 years ago
jaelse
April 23 2014, 12:38:27 UTC 5 years ago
Настоящие мастера иронического, парадоксального рассказа - это У. Тенн, Ф. Браун и Р. Лафферти. При том, что изданий первого и второго на русском очень мало, а третий представлен только в журнальных публикациях и самопальных малотиражках.
diana_spb
April 22 2014, 09:37:20 UTC 5 years ago
jaelse
April 23 2014, 12:42:18 UTC 5 years ago
diana_spb
April 23 2014, 15:12:54 UTC 5 years ago
kouzdra
April 25 2014, 01:42:43 UTC 5 years ago
jaelse
April 25 2014, 11:29:42 UTC 5 years ago
0) гениальный роман "Фиаско" (впрочем, ладно, вещь 1986 года, можно не учитывать);
1) "Расследование" (1958)
2) "Рукопись, найденная в ванне" (1961);
3) "Футурологический конгресс" (1971)
4) "Голем XIV" (1981) - печатался, но сокращённый в 2 раза;
5) "Осмотр на месте" (1982)
Плюс несколько повестей (в частности, "Воспитание Цифруши" и "Повторение") и куча рассказов.
Ну а что касается нон-фикшн Лема - тут вообще белое пятно было. Кроме чудом проскочившей "Суммы технологии" - игнор полнейший.
berezark
April 22 2014, 09:42:24 UTC 5 years ago
- В советские времена у следователей была формула: "Три вещи, прикарманить которые за воровство не считается и уголовные дела по ним не открываются: книга, карандаш и билет (в кино или на иное представление)".
В сферах прочих искусств точки отсчета тоже сильно поменялись.
Мой приятель, художник, живет и достаточно успешно творит 10 лет в Канаде.
Как-то желая сделать другу комплимент, я пошутил:
- Ну, Гена, скоро ты станешь у себя таким же знаменитым, как Рокуэлл Кент!
- Теперь уже вряд ли. Я в Канаде хорошо известен всем художникам, а твоего Кента тут не знает почти никто.
(Напомню, что раньше это был единственный известный всем советским людям канадский живописец).
neznaika_nalune
April 23 2014, 02:46:13 UTC 5 years ago
berezark
April 23 2014, 03:17:44 UTC 5 years ago
Кент подарил СССР громадную коллекцию своих полотен маслом - там везде только Канада и Гренландия.
alexander2525
April 22 2014, 09:47:13 UTC 5 years ago
krylov
April 22 2014, 09:56:49 UTC 5 years ago
dakarant
April 22 2014, 10:21:01 UTC 5 years ago
К тому же это вполне типичное фэнтези, которое, да, издается на Западе тоннами (впрочем, у нас теперь тоже), но сравнивать которое с Бредбери или Саймаком невозможно.
Хайнлайн - да, в том же ряду патриархов фантастики, что Бредбери и Шекли, в СССР его, естественно, по идеологическим причинам не издавали, но качественно он ничем не отличается от Бредвбери и др.
Толкин - да, за это я тоже готов ругать советскую власть. И Ле Гуин. Принимается.
Но вообще я вполне готов согласиться с теми, кто пишет, что в СССР издавали лучших западных фантастов (другое дело, что потом эти издания было очень трудно достать), кроме некоторых совсем идеологически чуждых, и после короткого перестроечного бума пришло понимание, что закон Старджона вполне работает и в области западной фантастики, и в плане действительно качественной литературы "открытие границ" почти ничего и не дало.
fortunatus
April 22 2014, 10:22:35 UTC 5 years ago
deadmanru
April 22 2014, 11:56:08 UTC 5 years ago
alamar
April 22 2014, 12:31:33 UTC 5 years ago Edited: April 22 2014, 12:40:12 UTC
UPD: А Желязны (вспоминаемый тут в соседнем треде) по этому критерию вообще вываливается из гнезда.
deadmanru
April 22 2014, 13:21:21 UTC 5 years ago
anonim_legion
April 22 2014, 15:15:21 UTC 5 years ago
> борцы за свободу-роботы борятся с эксплуататорами со стороны людей
Чего-чего? Вы точно книгу не перепутали?
Западная фантастика
freshpoint
April 22 2014, 10:22:57 UTC 5 years ago
Re: Западная фантастика
krylov
April 22 2014, 10:31:48 UTC 5 years ago
Re: Западная фантастика
freshpoint
April 22 2014, 10:48:41 UTC 5 years ago
Хайнлайн - что-то читал
Берроуз, Л. Нивен, Фридерик Пол - незнакомы.
Спасибо, почитаем
Re: Западная фантастика
deadmanru
April 22 2014, 11:59:08 UTC 5 years ago
Из всего этого Пол ничего, остальное бумагомаратели.
Re: Западная фантастика
white_rebell
April 22 2014, 12:29:24 UTC 5 years ago
Остальные вмолне нормальные писатели- иначе бы их не читали.
Re: Западная фантастика
leftjab
April 22 2014, 18:30:13 UTC 5 years ago
Re: Западная фантастика
jaelse
April 23 2014, 12:52:09 UTC 5 years ago
По сути, то, что выходило в начале 90-х - это не роман Нивена, а его убогий пересказ студентом-недоучкой. "Битлз" в исполнении Рабиновича, в общем.
Re: Западная фантастика
leftjab
April 23 2014, 17:40:47 UTC 5 years ago
stalker707
April 22 2014, 10:34:36 UTC 5 years ago
alexander2525
April 22 2014, 11:01:41 UTC 5 years ago
deadmanru
April 22 2014, 12:03:10 UTC 5 years ago
white_rebell
April 22 2014, 12:27:56 UTC 5 years ago
bey
April 22 2014, 12:32:54 UTC 5 years ago
alexander2525
April 22 2014, 13:23:44 UTC 5 years ago
bey
April 22 2014, 13:32:37 UTC 5 years ago
konrad_karlovic
April 23 2014, 13:34:20 UTC 5 years ago
bey
April 23 2014, 13:55:45 UTC 5 years ago
konrad_karlovic
April 23 2014, 13:59:00 UTC 5 years ago
bey
April 23 2014, 14:18:05 UTC 5 years ago
konrad_karlovic
April 23 2014, 14:29:28 UTC 5 years ago
bey
April 23 2014, 15:13:14 UTC 5 years ago
Почему именно в России?
deadmanru
April 22 2014, 12:02:29 UTC 5 years ago
alamar
April 22 2014, 13:07:13 UTC 5 years ago
В современной России экскурсовод легко бы повёл Хайнлайна к себе или знакомым (на такую личность можно билеты продавать на посмотреть, ЕВПОЧЯ).
Но в СССР экскурсовод не могу никуда к обычным людям гостя повезти, а только по мемориалам, гостиницам и немного зданиям культа. Отсюда объяснимая фрустрация Хайнлайна, который приехал "не дома смотреть, а тусоваться" (с) немец из Масяни
deadmanru
April 22 2014, 13:26:10 UTC 5 years ago
Хайналайн просто хотял какую нить гадость выискать. Поэтому он и приехал в Москву что нить накопать. И там в тексе описывалось, как он принебрежительно и покровительски себя вёл. Типа барин приехал к холопам в гости. Или белый господин к дикарям.
alamar
April 22 2014, 13:36:16 UTC 5 years ago
В условиях совка Хайнлайну, гениальному писателю, пришлось терпеть какого-то тусклого экскурсовода. Вместо огромного числа людей, которые бы с удовольствием в любой нормальной стране выгуляли Хайнлайна и домой пригласили. Если тебе, экскурсоводу, противен "какой-то американец", не экскурсоводь.
В том и проблема совка, что экскурсовод - это назначенный гэбэшник в штатском, поменять нельзя, отказаться нельзя, с местными нормальными людьми встретиться нельзя вне программы.
Я бы тоже такого тралировал. В северной корее все, кто ездят - экскурсоводов подкалывают, потому что ведь видно, что отношения неравные.
Я б тоже много чего написал, если б меня так встретили.
bey
April 23 2014, 13:53:29 UTC 5 years ago
alamar
April 23 2014, 14:36:21 UTC 5 years ago
Сравню с http://tema.ru/travel/north-korea-1/
(одобрительно) а вы ленивый
bey
April 23 2014, 14:50:56 UTC 5 years ago
Re: (одобрительно) а вы ленивый
alamar
April 23 2014, 16:10:55 UTC 5 years ago
Я думал, туристический СССР окажется как Северная Корея, но правда оказалась гораздо хуже. Туристически СССР хуже Северной Кореи, потому что процесс совершенно не поставлен. В Северной Корее даже в условиях голода на туриста (привезшего баксы) ничего не жалеют, а в СССР он получает ту же бюрократию и тех же паталогически неспособных к качественному обслуживанию совков. Всё очень плохо.
А Хайнлайн в целом доброжелательный. "Русские – восхитительные люди" - ну не здорово ли? Удивлён, что ему спиртное понравилось, видимо, в 60-х оно ещё не испортилось. Отличный обзор очень глубоко копающего человека.
alexander2525
April 22 2014, 11:00:46 UTC 5 years ago
de1ira
April 29 2014, 22:08:05 UTC 5 years ago
idemidov
April 22 2014, 09:50:15 UTC 5 years ago
http://www.imdb.com/name/nm0001969/?ref_=tt_ov_wr
Неплохо для малоизвестного.
ammosov
April 22 2014, 10:52:57 UTC 5 years ago
Off
niktoinikak
April 23 2014, 18:39:11 UTC 5 years ago Edited: April 23 2014, 18:42:04 UTC
Да, и не забудьте снять лапти, когда будете сочинять описание. А то снова получатся советские учебники, не содержащие круговых диаграмм.
mayskaya_groza
April 22 2014, 09:52:38 UTC 5 years ago
Anonymous
April 22 2014, 09:56:37 UTC 5 years ago
Anonymous
April 22 2014, 10:17:14 UTC 5 years ago
The Hugo Award, The Nebula Award.
Только очень редкие произведениия из этого списка печатались в советское время.
vernost
April 22 2014, 10:10:30 UTC 5 years ago
Маркес тогда прошел мимо меня, сейчас на волне попробовал его почитать и понял, что он как раз из этого разряда. Бомба для совка, но по нынешним меркам ни о чем.
berezark
April 23 2014, 03:29:38 UTC 5 years ago
Вот как описал свою эволюцию Ю.Тувим (пер. Ахматовой):
Счастье.
Мне стали безразличны
Большие города:
Они не больше скажут,
Чем эта лебеда.
Мне безразличны люди
С их тысячью наук:
Годится первый встречный,
Чтоб с ним делить досуг.
Мне безразличны книги -
Хоть смейтесь надо мной -
Я и без книг дознался,
Что значит путь земной.
В тенистой тихой чаще
Я понял счастье жить.
О Боже, как за это
Тебя благодарить!
raspak
April 22 2014, 11:05:00 UTC 5 years ago
raspak
April 22 2014, 11:07:28 UTC 5 years ago
nekto333
April 22 2014, 13:50:56 UTC 5 years ago
les_utrom
April 22 2014, 11:12:01 UTC 5 years ago
Вообще, у пиндосов слишком приземлённое и мелкобуржуазное мышление для написания качественной Научной Фантастики. Хотя есть конечно же исключения типа А. Азимова, А. Кларка, но их как раз в СССР переводили и издавали.
krylov
April 22 2014, 12:00:44 UTC 5 years ago
alex_mukhanov
April 23 2014, 11:40:16 UTC 5 years ago
сразу
Теперь та дама живёт, насколько я понимаю, в Израиле.
montrealex
April 22 2014, 11:25:47 UTC 5 years ago
Берите выше, рак желудка у неё.
_iga
April 22 2014, 11:27:36 UTC 5 years ago
krylov
April 22 2014, 12:01:46 UTC 5 years ago
_iga
April 22 2014, 12:05:28 UTC 5 years ago
deadmanru
April 22 2014, 12:12:43 UTC 5 years ago
white_rebell
April 22 2014, 12:27:02 UTC 5 years ago
_iga
April 22 2014, 12:52:49 UTC 5 years ago
http://fantlab.ru/edition18411
white_rebell
April 22 2014, 12:57:54 UTC 5 years ago
_iga
April 22 2014, 16:23:24 UTC 5 years ago
И братьев Гримм издавали с кюпюрами (по слухам, есть сказка где девочка отрезает голову маме), и Джонатана Свифта (говорят, там были эротические сцены).
steinkrauz
April 25 2014, 06:30:08 UTC 5 years ago
belousovblog
April 23 2014, 18:17:37 UTC 5 years ago
bodhishatva
April 22 2014, 13:40:47 UTC 5 years ago
white_rebell
April 22 2014, 14:12:41 UTC 5 years ago
bodhishatva
April 22 2014, 14:35:37 UTC 5 years ago
Про хоббита в 80-х очень смешной телефильм сняли, его на ю-тубе посмотреть можно.
Самиздатом детские книжки это сильно, конечно.
white_rebell
April 22 2014, 15:14:48 UTC 5 years ago
bodhishatva
April 22 2014, 15:23:03 UTC 5 years ago
Кстати, очень много, что было запрещено, когда разрешили оказалось редкой скукотой. Начиная от Солженицына и заканчивая Оруэлами.
white_rebell
April 22 2014, 15:36:46 UTC 5 years ago
Отучаемся говорить за всех- если вам не надо-то другим надо.
Сколько тебе лен сынок? А зачем тогда запрещали раз скукатища?
bodhishatva
April 22 2014, 15:37:46 UTC 5 years ago
white_rebell
April 22 2014, 15:43:10 UTC 5 years ago
nekto333
April 22 2014, 13:49:29 UTC 5 years ago
anonim_legion
April 22 2014, 15:20:19 UTC 5 years ago
_iga
April 22 2014, 16:17:45 UTC 5 years ago
А Брэдбери вполне естественен (был, пока в Рейгана не влюбился на старости лет).
yu_sinilga
April 22 2014, 11:40:49 UTC 5 years ago
philtrius
April 22 2014, 11:43:59 UTC 5 years ago
berezark
April 23 2014, 03:36:45 UTC 5 years ago
philtrius
April 23 2014, 03:39:49 UTC 5 years ago
fvl1_01
April 25 2014, 11:47:16 UTC 5 years ago
И СпенсерЪ = Без этого Маркс не Маркс :-)
Ну на тему Маркса и Спенсера еще в советское время один видный дипломат и литератор изячно пошутил...
deadmanru
April 22 2014, 11:50:18 UTC 5 years ago
Известны только те, у кого сценарий и права на экранизацию купил Голливуд. А насчёт Шекли и Бредбери это вы тут свистите. Навроде тех завываний с придыханием, Мандельштам самый лучший поэт всех времён и народов, а "Дети Арбата" шедевр тысячелетия!
И потом, достаточно там на западе что нить ляпнуть про Израиль или евреев, как с тобой сделают то, что сделали с каким то Эншейтном, только с обратным знаком.
То что Шекли и Бредбери не столь известны заграницей, так это потому, что в синагогу не ходили.
white_rebell
April 22 2014, 12:24:29 UTC 5 years ago
deadmanru
April 22 2014, 13:10:22 UTC 5 years ago
Ну и наконец, гениальным считается не тот кто хорошо там пишет, а тот у кого хороший пиар. Достаточно глянуть кого там в 96-м на пост главы государства выбрали. Так что кто из нас тут совок, а кто нет вопрос риторический.
white_rebell
April 22 2014, 14:15:34 UTC 5 years ago
Про пиар-у Лавкрафта пиара не было, но свою аудиторию он нашел. Не надо по совковой привычке считать, что все решает лишь пиар. Для пиара нужен хоть какой-то материал.
fon_rotbar
April 22 2014, 12:17:04 UTC 5 years ago
probawxy
April 22 2014, 14:39:22 UTC 5 years ago
anonim_legion
April 22 2014, 15:24:04 UTC 5 years ago
probawxy
April 22 2014, 17:05:55 UTC 5 years ago
fvl1_01
April 25 2014, 11:48:43 UTC 5 years ago
Это и почему то отдел сохранения волос русалок.
coralho
April 22 2014, 15:35:15 UTC 5 years ago
kouzdra
April 25 2014, 01:17:47 UTC 5 years ago
Хотя подозреваю, тут еще контекст важен - подозреваю, что "Тихий американец" да и "Комедианты" в свете нынешних событий опять окажутся "в тему"
kislin
April 22 2014, 15:43:38 UTC 5 years ago
Вы не путаете "качество" с признанием? Какая разница, что Джек Лондон был популярен в СССР (Ленин любил, говорят), а в США совершенно маргинальным стал за 100 лет? Или Бредбери не слишком известен "у себя на Родине"? - Это не критерии для оценки литературы.
berezark
April 23 2014, 03:45:26 UTC 5 years ago
Полагаю, что главным образом из-за симпатий к Рейху.
niktoinikak
April 23 2014, 18:08:18 UTC 5 years ago
"Мы с тобой одной крови". Трудно придумать чтo-то более мерзкое, пошлое, выспреннее.
berezark
April 24 2014, 04:49:11 UTC 5 years ago
Как и все рукопожатные граждане, вы ненавидите упоминание как о "крови" так и о "почве", и все, что с этим как-нибудь связано, представляется в вашей оптике эстетически отвратительным.
(Хотя значение "крови" никуда не ушло. Клятва на крови, кровные узы, кровь за кровь, гражданство Израиля... и т.д.)
Мне недостаточно известно, чем плох был Киплинг в быту, но корреляцию "хороший человек - хороший писатель" история не подтверждает.
Про Лермонтова, Достоевского, А.Гайдара наговорено много гадостей, но это не отменяет значения ими написанного.
Замечательный, известнейший, рукопожатный советский поэт Александр Межиров (автор строк "Коммунисты-вперед") задавил ночью человека и срочно скрылся от ответственности за границей.
И т.д.
niktoinikak
April 24 2014, 05:54:03 UTC 5 years ago
В частности, про корелляцию я ничего не говорил. К вашим примерам можно добавить Пушкина - и не его одного.
Дело однако в том, что Пушкин, Лермонтов, Межиров, ... своу мерзость в своё творчество не пускали. Оно у них - чистое. А Лимонов, Бабель, Киплинг,... своей мерзостью обильно пропитали своё "творчество".
Вот в чём разница.
berezark
April 24 2014, 07:20:45 UTC 5 years ago
Такое поведение только подтверждает вашу рукопожатность.
Но я вижу, что ваша черепушка сильно прохудилась, и содержимое в значительной степени утекло.
Читаем:
"Просто потому, что дрянь Как человек и - отсюда - как писатель"
- сформулировано вполне однозначно - "нехороший человек - плохой писатель".
Какую там еще "разницу" вы при этом подразумевали - остается секретом.
Фраза, где говорится о "крови", также перевозбуждает только таких, как вы, и в вопросе о достоинствах произведения ровно ничего не доказывает.
kouzdra
April 25 2014, 01:15:19 UTC 5 years ago
oboguev
April 25 2014, 03:37:25 UTC 5 years ago
Гуманный внук воинственного деда,
Простите нам, наш симпатичный князь,
Что русского честим мы людоеда,
Мы, русские, Европы не спросясь!..
niktoinikak
April 25 2014, 05:52:52 UTC 5 years ago
Deleted comment
Re: У, Киплинг проклятый, слонятку замурдовал!
niktoinikak
April 25 2014, 06:55:37 UTC 5 years ago
Кроме того , я совершеннно равнодушен к антисемитизму, русофобии и проч - даже я не червонец, тем более русский и еврейсский народы. Я и сам не люблю одесситов, цыган, кавказцев, израильтян(вообще средиземноморцев), ...и т д. Каждый(и я также) имеет право любить и не любить кого угодно. В частности, и меня.
Deleted comment
Re: У, Киплинг проклятый, слонятку замурдовал!
niktoinikak
April 25 2014, 07:24:32 UTC 5 years ago Edited: April 25 2014, 07:41:07 UTC
marss2
April 25 2014, 03:43:11 UTC 5 years ago
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро я дожил до черного дня.
Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;
marss2
April 25 2014, 03:45:07 UTC 5 years ago
white_reggae
April 22 2014, 16:16:14 UTC 5 years ago
achahuerahan
April 22 2014, 16:16:20 UTC 5 years ago
Булгакова?
Маркеса?
То, что какая -то часть людей признала в каком-то году книгу лучшей, вовсе не умаляет других книг. Поэтому непонятен оборот "Настоящая западная фантастика".
А сто лет одиночества, и мою невротическую природу успокаивают
white_reggae
April 22 2014, 16:17:03 UTC 5 years ago
Теперь понятно его отношение к СССР :)
samsonata
April 22 2014, 16:37:14 UTC 5 years ago
fomasovetnik
April 22 2014, 17:32:30 UTC 5 years ago
nice_beaver
April 22 2014, 18:00:58 UTC 5 years ago
fomasovetnik
April 22 2014, 19:04:49 UTC 5 years ago
nice_beaver
April 22 2014, 19:15:09 UTC 5 years ago
fomasovetnik
April 22 2014, 19:41:00 UTC 5 years ago
fomasovetnik
April 22 2014, 20:40:02 UTC 5 years ago
niktoinikak
April 23 2014, 18:33:13 UTC 5 years ago
nice_beaver
April 22 2014, 18:00:30 UTC 5 years ago
viesel
April 22 2014, 20:15:14 UTC 5 years ago
Да и насчет Брэдбери не уверен. Согласно Википедии, Bradbury was one of the most celebrated 20th-century American writers. Many of Bradbury's works have been adapted into comic books, television shows and films. Не русские же люди эту статью писали. Просто пик его славы пришелся на пятидесятые годы и к тому времени, когда мы получили возможность следить за "Небулой", давно миновал.
А что касается Ливингстона-Чайки... он просто "съехал" в младшие классы. Раньше считался литературой для пытливых юношей, персонажей раннего Пелевина, а сейчас - нормальной детской литературой, как Жюль Верн и Дюма. Как, думаю, и задумывалось автором изначально.
alex_mukhanov
April 23 2014, 11:51:47 UTC 5 years ago
Когда-то, года в 4-5, была хороша, а нынче - невозможно, безобразно, страшно плоха.
tor85
April 23 2014, 13:09:15 UTC 5 years ago
Мне было 16, тебе - 17. Наверное, запоздало относительно его биографии, но вполне своевременно для нашей с тобой.
А Кортасар и вовсе издавался в Союзе с начала 70-х.
С учетом того, что Сто лет одиночества вообще написан в 67-м...
Не, не согласен. Иллюстрацию для ключевого тезиса не назовёшь удачной.
b_graf
April 23 2014, 15:06:55 UTC 5 years ago
niktoinikak
April 23 2014, 17:57:44 UTC 5 years ago Edited: April 23 2014, 17:59:19 UTC
Но. Ведь почти всё в тексте правильно? Почему же он так глуп и убог? Да всё потому же.
Обличая(правильно) тех, кто читал, слушал, смотрел не потому, что это была потребность души или хотя бы для развлечения - а для засвидетельствования своей цивилизации или показывая кукиш в кармане своей родной мамаше - Советской Власти - автор сам в точности таков и читает, смотрит, слушает очевидно с теми же самыми целями(см. пассаж о "правильной фантастике).
Потому в его тексте убогости и "модное" - Чайки, Маркесы, Сименоны смешиваются в одну кучу с великим Бёллем, замечательным Булгаковым и прекрасными фантастами Саймаком и Шекли. Другая тусовка - только и всего.
alexeybobkov
April 23 2014, 20:38:18 UTC 5 years ago Edited: April 23 2014, 21:06:07 UTC
Ни Азимова не знали, ни Кларка, ни Хайнлайна, ни Саймака...
P.S. Про "неизвестного" Брэдбери и вообще смешно. В рамках процитированной вами Небьюлы даётся «Bradbury Award» — Премия Рэя Брэдбери (особая награда за киносценарии).
berezark
April 24 2014, 05:01:21 UTC 5 years ago
В "красной" серии даже был издан его антисемитский памфлет "Почти как люди".
alexeybobkov
April 24 2014, 05:29:57 UTC 5 years ago Edited: April 24 2014, 05:34:55 UTC
Конечно, знали. Саймака ("Почти как люди", "Заповедник гоблинов", "Город", "Всё живое...", "Кольцо вокруг Солнца", "Что может быть проще времени", рассказы и т.д.) издавали и печатали в журналах. Азимова, Кларка тоже было много. Даже упомянутого мной Хайнлайна - и то парочка вещей проскочила.
alexeybobkov
April 24 2014, 05:47:24 UTC 5 years ago Edited: April 24 2014, 05:48:52 UTC
Ага, ага. Вот, например, курс латиноамериканской литературы в одном из (не самых плохих) американских университетов:
SPAN 120A. Contemporary Spanish-American Fiction (in English Translation)
(4) LEVINE, MCCRACKEN
Reading and discussion of novels and short stories by Borges, Carpentier, Cortazar, Garcia Marquez, Vargas Ilosa, and others.
kind_igor
April 24 2014, 06:50:49 UTC 5 years ago
h_factor
April 24 2014, 11:33:01 UTC 5 years ago
а мораль... она относится к "проблемам окружения". я так думаю. =3
kouzdra
April 25 2014, 00:41:47 UTC 5 years ago
:))) Естественно тщетно - в женевской конвенции это явно прописано открытым текстом - с подачи США кстати, которые ее и придумали в 1954-ом
kouzdra
April 25 2014, 01:06:18 UTC 5 years ago
niktoinikak
April 25 2014, 06:04:06 UTC 5 years ago
soimu
April 25 2014, 07:10:37 UTC 5 years ago
vdkrav
April 25 2014, 19:02:42 UTC 5 years ago
В обширном интервью, данном им "Литературке"(?) во время визита в Москву (поздние 80-е), он затронул эту тему, сказав, что согласен был бы получить и в рублях, дескать и на них можно что-то купить. Интервьюэр ничего, однако, сказать не смог.
v_vetkin
April 28 2014, 21:58:49 UTC 5 years ago
И если Бредбери преподносился критиками как живой классик и практичекси как совесть англо-американской фантастики, то Шекли когда преподносился как культовый? Хотя его любили, видимо мягкий добрый юмор хорошо ложился на менталитет позднесоветского общества.
"Данилов" и "Чайка" тоже, видимо, частью на безрыбье, частью удачно пришлись ко двору, но ведь сами по себе книжки тоже хорошие