Обе концепции вполне признают вторичные формы собственности типа "купил", "унаследовал" и проч. Здесь важен генезис: откуда берутся в собственность "совсем новые вещи".
Первая концепция - "я первый крикнул" - понимает собственность как чисто договорное отношение между индивидом и обществом. Если индивид вовремя заявит обществу, что "это его", и общество с этим согласится, то всё в порядке.
Вторая предполагает, что собственность есть нечто более глубокое и существенное, и основано на отношении индивида и вещи. То есть индивид владеет чем-то "по праву творца". Если я сам построил себе дом, то это мой дом. Если кто-нибудь подойдёт к нему и крикнет - "это моё", его можно послать далеко и надолго, а лучше сразу убить. Потому что вор.
Основная проблема первой концепции та, что и индивид, и общество, могут быть несправедливы и пристрастны. Допустим, "всем решительно не нравится" некий человек - ну, скажем, Джек, который построил дом (или Хусейн, у которого слишком много нефти). Берём и объявляем, что отныне "было ваше - стало наше". Джек, выгнанный из дому, конечно, возмущается, но его жалкий писк "никто не слышит", а на его место торжественно въезжает Джордж (и он же кладёт лапу на скважины). Ибо "Я сказал "моё"? сказал. Никто не пикнул? Не пикнул. Всё, это навеки моё".
Во втором случае человек может считать своим даже давно отнятое у него. Но тут возникают другие проблемы. Главная - проблема собственности на материал. Ведь всё сделанное делается из чего-то, и это что-то может быть, в свою очередь, чьей-то собственностью. Впрочем, та же проблема возникает и в первом случае, но здесь она особенно наглядна. Ты построил дом - дом твой. А брёвна? А земля, на которой дом стоит? А... ну, понятно.
Интересно, что вторая концепция - "трудовая теория собственности" - вполне объясняет такие её формы, как собственность грибника на найденный гриб, или старателя - на золотой слиток. В обоих случаях предполагается, что они совершали некий труд, а именно поиск.
)(
sunra
March 1 2003, 14:33:05 UTC 16 years ago
krylov
March 1 2003, 14:38:34 UTC 16 years ago
Не так уж и мала. Что такое золотоискательство, мы все знаем. Что труд геологов требует вложения огромных средств, тоже - ср. советскую геологическую школу. Но таки да, из этого следует, что нефть должна принадлежать отнюдь не нынешним нуворишам (которые, извиняюсь за банальность, только и умеют, что вывозить чёрную жидкость на Запад), а должна быть национализирована. С чем я вполне согласен.
sunra
March 1 2003, 15:04:51 UTC 16 years ago
yogiki
March 1 2003, 15:48:42 UTC 16 years ago
krylov
March 1 2003, 15:54:12 UTC 16 years ago
yogiki
March 1 2003, 16:43:29 UTC 16 years ago
sunra
March 1 2003, 16:11:17 UTC 16 years ago
Henry George.
сами мы люди не политически образованные
yogiki
March 1 2003, 16:47:01 UTC 16 years ago
Re: сами мы люди не политически образованные
sunra
March 1 2003, 17:18:09 UTC 16 years ago
Ничего, что я так официально? =)
Re: сами мы люди не политически образованные
yogiki
March 2 2003, 07:31:29 UTC 16 years ago
спасибо за кусочек знания
churkan
March 1 2003, 23:44:56 UTC 16 years ago
1) кто будет национализировать
2) кто будет распоряжаться после национализации
ответы давно известны;-)
sdanilov
March 2 2003, 01:46:56 UTC 16 years ago
Михаил Восленский "Номенклатура"
mitrius
March 2 2003, 09:57:32 UTC 16 years ago
А существует ли вообще в области интеллектуальной собственности и столь нежно любимых tiphareth копирайтов какой-то элемент захватнического права? (Faustrecht, как сказал бы Гончаров)?
lxe
March 3 2003, 10:17:28 UTC 16 years ago
adolfych
March 1 2003, 14:48:39 UTC 16 years ago
dyak
March 1 2003, 14:59:59 UTC 16 years ago
suhaff
March 1 2003, 15:12:30 UTC 16 years ago
Украл булочку -- в колонию, украл миллиард "денег" -- в олигархи.
sunra
March 1 2003, 15:16:28 UTC 16 years ago
suhaff
March 1 2003, 15:19:28 UTC 16 years ago
Anonymous
March 1 2003, 22:03:47 UTC 16 years ago
toshick
March 1 2003, 22:54:49 UTC 16 years ago
Либертарианская теория собственности такова: собственностью является то, что получено за счет:
1) включения ранее не использовавшихся объектов в экономический оборот (т.е. объявить континент своим нельзя, его надо использовать. Впрочем, тут возможны разногласия по поводу того, что такое использование);
2) переработки имевшихся ресурсов;
3) добровольных обменов с другими собственниками.
krylov
March 2 2003, 03:53:28 UTC 16 years ago
О да, это и есть главный вопрос. Насколько я понимаю, "включить в экономический оборот" - это, скажем, "перепродать"?
pargentum
March 2 2003, 08:34:46 UTC 16 years ago
Как правило нет
Anonymous
March 2 2003, 10:19:26 UTC 16 years ago
Наверно я еще мала
pargentum
March 3 2003, 02:18:13 UTC 16 years ago
Проясните вашу мысль, пожалуйста.
toshick
March 2 2003, 12:53:43 UTC 16 years ago
Можно "торговать" лунными участками, но собственности на них от этого не появится.
Там в другом проблема - гулять по лесу и наслаждаться воздухом это, вообще говоря, его использовать, т.е. включить в экономический оборот.
Здесь просто у Ротбарда логическая дыра, вызванная очередной попыткой обойтись только естественным правом. Достаточно не отбрасывать право позитивное, согласиться, что собственность требует еще общественного признания и общественной защиты и все будет отлично.
katyat
March 2 2003, 12:10:57 UTC 16 years ago
Есть французская песенка 19 века про тяжелую долю жены либертианца. Вообще какая-то странная дискуссия. Может зря политэкономию учить перестали?
Re:
toshick
March 2 2003, 12:45:53 UTC 16 years ago
katyat
March 2 2003, 13:46:55 UTC 16 years ago
Вообще свобод много. Большая часть их притягятельна для народа, но вредна. Свобода от изучения научного и культурного наследия, к примеру (это я про дискуссию в целом. а не про Вас)- тина гениев-самоучек.
atrey
March 2 2003, 01:12:04 UTC 16 years ago
Так что каков политический строй- такова и теория собственности.
Как нет более "правильного" и менее "правильного" строя- так нет более "справедливой" или менее "справедливой" теории собственности. При изменении полит. строя всегда был передел собственности и переписывание истории. Тот строй, кто в данный момент сильнее- тот и прав (:-).
Проблема не в том, чтобы найти "правильную" теорию собственности, а в том, чтобы сделать свой строй сильнее( под силой можно понимать и интеллектуальную силу системности решения всех проблем общественного человека).
suhaff
March 3 2003, 17:33:52 UTC 16 years ago
Re:
atrey
March 3 2003, 21:14:31 UTC 16 years ago
atrey
March 3 2003, 21:35:37 UTC 16 years ago
Короче- в пределах собесов и благотворительных фондов работайте, товарисчи!
egmg
March 2 2003, 02:26:12 UTC 16 years ago
krylov
March 2 2003, 03:52:40 UTC 16 years ago
То же самое: если записать на плёнку рулады какой-нибудь тропической жабы, и выпустить с ними диск, всё в порядке. Человек старался: лез в тропическое болото, искал жабу голосистую, нашёл, записал. "Всё честно".
atrey
March 3 2003, 21:40:54 UTC 16 years ago
ex_p_k
March 2 2003, 04:05:15 UTC 16 years ago
Категорически не согласен - собственность всегда есть отношение людей, которое может опосредоваться вещью (а может и нет). В этом смысле авторство вещи никакой роли не играет. Вот большинство людей каждое утро производят некоторое количество кала - становится ли он от этого их собственностью? Собственность опосредуется вещью, если та создается или потребляется в процессе отчужденного труда, и только в этом случае. Если же человек производит что-то, как птичка поет - в силу своего предназначения быть преобразователем природы - то его "продукт" собственностью не становится. При коммунизме не будет отчужденного труда, и собственности, соответственно, тоже.
krylov
March 2 2003, 05:27:41 UTC 16 years ago
Да, разумеется. Просто мы не ценим эту собстенность. А я вот помню, как в деревне две семьи поссорились из-за того, что не смогли поделить содержание сортира, в который совместно срали. В странах, где с удобрениями всегда были проблемы (например, в Китае), эти вопросы регламентировались весьма жёстко. Например, гость, откушавший у хозяина дома, должен был посрать на его участке.
Если же человек производит что-то, как птичка поет - в силу своего предназначения быть преобразователем природы - то его "продукт" собственностью не становится.
Хорошо. Вот вы взяли и изваяли "прекрасную статую". Не за деньги, просто как птичка гнездо вьёт. Понравится ли вам, если какой-нибудь поганец подойдёт и отобьёт статуе нос и руки? Не понравится. Вы, возможно, даже возмутитесь. А вандал на это: "А чё? Это ж ничьё. Право имею."
ex_p_k
March 2 2003, 12:15:51 UTC 16 years ago
Хорошо. Вот вы взяли и изваяли "прекрасную статую". Не за деньги, просто как птичка гнездо вьёт. Понравится ли вам, если какой-нибудь поганец подойдёт и отобьёт статуе нос и руки? Не понравится. Вы, возможно, даже возмутитесь. А вандал на это: "А чё? Это ж ничьё. Право имею."
Тоже очень хороший пример, в котором роль отчуждения способности к труду ясно видна. Представим сначала себе ситуацию, в которой такого отчуждения нет. Поскольку коммунизма (где его уже нет) еще не построили, можно рассмотреть традиционную семью (в которую меркантильные отношения еще не проникли). И вот, допустим, кто-то из домочадцев изуродовал статую, причем сделал это намеренно. В такой ситуации судьба статуи меня будет волновать меньше всего, а главное будет - разрешить скандал в семействе. Поэтому в данном случае статуя никакого отношения собственности не опосредует, а просто служит фоном для семейной сцены.
Теперь пусть статую порушил современный городской вандал. Поскольку вандал воспринимается в очень плоской абстракции анонимного вредителя, на поверхности остается только одно - статую жалко. Достаточно ли этого, чтобы заключит, что она была моей собственностью? Нет, конечно, мне ее было бы жалко, и если бы ее сломало, скажем, упавшее дерево. Так что важен оказывается именно факт, что ее сломал другой человек. Точнее, важно, что для этого другого человека мой труд по созданию статуи воспринимался как отчужденный - именно, что я время на это затратил. Это он только в околотке будет говорить - "А чё? Это ж ничьё. Право имею." - а на самом деле его грела мысль, что кто-то сколько-то дней это дело создавал, иначе ведь не интересно. Так вот, именно это отношение вандала к чужому труду, как к абстрактной трате времени, и делает статую моей собственностью.
atrey
March 3 2003, 21:44:37 UTC 16 years ago
Господи, ерунда-то какая... Проспитесь, Вова! %-)))
Anonymous
March 3 2003, 23:38:32 UTC 16 years ago
Вообще-то,
remo
March 2 2003, 08:36:22 UTC 16 years ago
"Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего." Второзаконие 5:21.
Что можно проинтерпретировать как необходимое для жизни и к чему человек эмоционально привязан. Нормальный человек, конечно, а не псих типа Гобсека.
Да, а что касается предпринимательской жилки, то это, как и любой реализованный талант, сочетание склонности и способностей, склонность в случае предпринимательства - просто жадность, способности ж самые обычные. Встречала (виртуально), например, человека, который в Союзе играл в шахматы, а в США - на бирже. То есть те же способности реализовались образом более отвечающим его склонностям. И к неспособности хлопать ушами данная жилка относится весьма фигурально.
Вот что любопытно...
raptor_r
March 2 2003, 16:33:46 UTC 16 years ago
Потом случилась гражданская война. Кременчуг, как известно, располагался в проблематичной местности, переходил от красных к белым, от зеленых к фиолетовым... Красные, первым делом, заводик экпроприировали (первый случай), прадеду пообещали, что с ним, "буржуазной сволочью", еще непременно разберутся. Мой предок был, видимо, в курсе, какие у большевиков разборки, потому, недолго думая, эвакуировался вместе с семьей в Харьков.
Тут красные Кременчуг отдали белым (второй случай, хотя... возможно, что первый). Прадед был оптимистом, вновь собрал монатки и вернулся в город. Заводик ему вернули (да, все-таки первый случай).
Прошло некоторое время и в результате кровопролитных боев в город вернулись красные. Заводик забрали под склад боеприпасов (второй случай). Прадеда, как ни странно, не расстреляли.
И тут город захватили петлюровцы. Помня о широте души белых, предок пришел просить заводик обратно. Это была роковая ошибка. Заводик сожгли(это какой случай?), прадеда арестовали. Моя бабка, которой было тогда лишь двенадцать, с младшей сестрой на руках два дня лесами выбиралась из петлюровской "сферы влияния", затем добралась до Харькова, где каким-то чудом нашла свою мать.
Прадед объявился через месяц, хромой и с отбитыми внутренностями. Через год после этого он умер.
А это бунт, бессмысленный и беспощадный
Anonymous
March 3 2003, 23:40:06 UTC 16 years ago
Re: А это бунт, бессмысленный и беспощадный
raptor_r
March 4 2003, 14:00:30 UTC 16 years ago