Впрочем, на то были и более тонкие причины. Советская власть (и, шире, русская культура) с подозрением относится к визуальности, и совсем не любит звука. Неприятная шуточка насчёт "неритмичной страны" имеет под собой некие основания. Всё невербальное, всё что связано с правой половиной мозга, шло как-то туго. (Хотя это не значит, что "этого нам никак нельзя освоить": выросло же предреволюционное поколение хороших композиторов.)
Но тем не менее, из этой ситуации можно было извлечь известные выгоды. Книга ведь и в самом деле "наиболее совершенное хранилище концентрированной информации".
[В этом смысле "за" книгой следует сразу интернет, а отнюдь не "радио-телевидение", которые скорее суть "некая напасть" и даже высокотехнологичный атавизм, чем какой-то прорыв в способе подачи информации. (Не случайно все "тоталитарные режимы" были "режимами радиоточки"*, а все "плутократии" не функционируют без TV.)]
При этом существовала цензура, которая препятствовала выходу определённого сорта книг - начиная от порнороманов и кончая "оппозиционной политической критикой".
В принципе, эту ситуацию "отсутствия соблазнов" можно было бы повернуть на пользу. Например, создать из ничего "советский Бронзовый Век" литературы. В условиях, когда из интересных занятий оставалась бы только наука и литература (в отсутствии бизнеса, мафии, публичной политики и проч.), пресловутые "физики и лирики" могли бы превратиться в "два крыла" советской синтетической культуры.
Правда, для этого надо было бы вложить в советскую литературу не меньше, чем в советскую науку.
Что надо было бы сделать. Прежде всего - поставить на жанры, наиболее удовлетворяющие сенсорный голод населения и заодно обслуживающие идеологические нужны: прежде всего фантастику, потом "приключения с политикой", потом - некий аналог душещипательной литературы. Переводы ("ах, лучшая в мире переводческая школа!"), напротив, гнобить, либо уж переводить "с санскрита". (Упанишады и Бхагавадгиту.) Западную же литературу использовать как "образец для писательского подражания", а не в чистом виде. Делать ремейки (кстати, и начали, в детской литературе - но грубо: "Волшебник изумрудного города" слишком уж - - -, хотя заходеровский "пересказ" Милна гениален.) Даже "мушкетёров" переписать 200 раз с вариациями.
Всё это выпускать в товарных количествах, с "планами по числу названий" и контролем за раскупаемостью. Литературных объединений должно было быть не одно, а "как советских институтов". Ну, может, не столько - а как организаций в одной отрасли, с обязательной межотраслевой конкуренцией. И, разумеется - масса журналов всяких (разной репутации и разной степени дефицитности), и проч.
Цензуру не уничтожать, но вырвать её из рук СП (где она на самом-то деле и процветала), а сделать сильную советскую культурологию, и превратить её в "индустрию контроля" (кстати, я уверен, что контроль, в том числе и гуманитарный, скоро станет отраслью экономики - если уже не стал; но это отдельная тема.)
Цель поставить такую (неофициальную, разумеется): чтобы средний советский человек, сугубо добровольно и с песнями, тратил на книги треть зарплаты. Ну или четверть, на крайняк - но не меньше.
Вот тогда можно было бы получить массовое читающее общество, не поднимающее головы от книжек. Это был бы достойный и убедительный ответ формирующемуся западному "телеобществу".
Но увы. Не состоялось.
_______________
* Кстати сказать, кабельная радиосеть существует только в СССР и Италии: немцы "при фашистах" вроде бы с этим не успели - но тут надо уточнить.
mancunian
April 29 2003, 15:39:42 UTC 16 years ago
Жить надо, а не книжки читать!
(имея в виду именно отсутствие "жизни" в СССР, где, действительно, человек, не прочитавший последний номер "Иностранки", запросто мог стать изгоем в определенных кругах)
Смысл вашего поста явно в том, что советский человек должен был быть загнан в искусственный литературный мир еще глубже, чем он был загнан в нашей реальности. И что - тогда матпотребности исчезли бы, и, глядишь, СССР не развалился бы?!
Всё-таки вы идеалист.
Anonymous
April 30 2003, 02:40:58 UTC 16 years ago
ego
April 29 2003, 15:53:13 UTC 16 years ago
Не советофобствуй, однако! Послереволюционное поколение композиторов, чай, покруче дореволюционного будет.
aleatorius
April 29 2003, 18:34:37 UTC 16 years ago
Prokof'ev i Stravinsky - do.
Shostakovich - vse-taki ne "posle", a na slome.
A dalee vot uzh ne znayu, ya vot tol'ko Ustvol'skuyu i Gubajdulinu slushayu, no nazvat' ih sovetskimi slozhnovato, u nih specificheskie tvorcheskie predshestvenniki.
Deleted comment
Re: А Свиридов? А Гаврилин?
aleatorius
April 30 2003, 07:13:35 UTC 16 years ago
Deleted comment
Re: Хотя, конечно,...
aleatorius
April 30 2003, 07:16:10 UTC 16 years ago
19 veka ya muzyku ne lyublyu, v starinu uglublyayus'...
alzheimer
April 29 2003, 16:33:24 UTC 16 years ago
Угу.
Важнейшим из всех искусств кино никогда не признавалось, да?
"В области балета страна" не была впереди планеты всей?
Россия дала миру столько композиторов, сколько не дала, например, Англия?
Это просто пиздец какой-то, что вы тут порой пишете!
krylov
April 29 2003, 17:09:29 UTC 16 years ago
Нет. Это была цитата из Ильича, призванная как-то отмазать "киношку". Главным искусством была и оставалась литература.
Хотя я очень люблю советский кинематограф. Но понимаю, что самый сильный его жанр - экранизация. При этом ни одной "красивой драки", например, я в советском кино не припомню. Да и свемовская плёнка... (хотя это можно списать на технические проблемы, но ведь можно было "как-то вложиться"? Нет ведь, "сине-зелёные водоросли".)
"В области балета страна" не была впереди планеты всей?
Очень специальная тема, я не готов её обсуждать (хотя с некоторыми мнениями по этому поводу знаком). Тем не менее, отсутствие массовой и сколь-нибудь при этом оригинальной танцевальной культуры в СССР - факт.
Россия дала миру столько композиторов, сколько не дала, например, Англия?
О композиторах я, вообще-то, упомянул.
alzheimer
April 29 2003, 18:08:03 UTC 16 years ago
Это противоречит вашему утверждению о том, что визуальные искусства были якобы не в почёте.
Что касается литературы, то её надо было просто издавать и продавать. Вы придумываете какие умозрительные программы на тему "как было бы если", в то время как даже при том количестве написанных книг ситуация была бы вполне нормальной, если бы деньги играли в государстве ту роль, которую они играть должны. То есть на них нужно было покупать товар.
А книги в позднесоветское время обменивались в книгообменах. На десять распутиных одного Фрейда. На пять винни-пухов и шесть бондаревых одного Булгакова.
Мне нужен был Чехов, а в магазинах Чехова не было. Даже классиков русской литературы нельзя было купить в магазинах. "Доступ к ксероксу" был у особо посвящённых, чтобы не дай бог, не скопировали лишнюю книгу. При таком маразме никакие внешние враги государству не нужны.
Вот с этого надо было начинать. С того, чтобы книги купить в магазинах было можно.
levpir
April 29 2003, 18:46:06 UTC 16 years ago
Не ловите крылова на противоречиях, это не продуктивно, не притворяйтесь, что вам не ясно, что изображенная им схема (насчет недоверия С.В. к правому полушарию) - верная.
С ув.
alzheimer
April 29 2003, 22:24:33 UTC 16 years ago
Понимаешь, старик, не мог. А мне надо, чтобы мог. Чтобы пришёл и достал любую книжку, какую я захочу. Чтобы в любом сибирском захолустье, Усть-Урюпинске и закавказском военном округе. Чтобы не по подписке среди истинных партийцев, а чтобы для простого народа. И по всей стране. Пришёл и купил. Любой. Так тебе понятно?
Deleted comment
Re: А интересно, как с этим в Америке и других странах?
french_man
April 30 2003, 01:20:53 UTC 16 years ago
Я умышленно не упоминаю интернетных магазинов, так как в описанную эпоху их не было.
Так или иначе, по сравнению с Минском моей юности - книжный рай.
Re: А интересно, как с этим в Америке и других странах?
alzheimer
April 30 2003, 09:48:45 UTC 16 years ago
levpir
April 30 2003, 02:09:28 UTC 16 years ago
Если ваша потребительская мечта (в отношении книги - источника знаний, фи!) сбылась бы, жизнь, думаю, бы ухудшилась. Чего-то в ней стоит и добиваться, видимо. Чего-то, чья ценность для тебя предпочтительна. Иначе - книги зачем? Удовлетворять потребности? Затыкать свободные валентности функционирующего себе в удовольствие организма?.. Мне понятнее книга как фетиш и талисман.
alzheimer
April 30 2003, 09:54:30 UTC 16 years ago
В жизни почему-то всегда находится то, чего стоит добиваться, вне зависимости от степени доступа книг, фиг и визуальных искусств. Даже тогда, когда чтобы получить в руки книгу, достаточно будет почесать выю, недоступных фетишей и талисманов хватит на всех.
Мне странен это спор. Этот крыловский пост -- один из самых неудачных.
Надеюсь, это мелкий кризис жанра.
levpir
April 30 2003, 11:06:22 UTC 16 years ago
churkan
April 30 2003, 04:35:01 UTC 16 years ago
Русская культура всегда была ориентирована на текст, в отличие, скажем от англо-саксонской и, возможно, германской, ориентированных, как мне кажется, на музыку. Музыка же традиционно также связывалась к тексту (народные песни, церковное пение)
Я не специалист, и вряд ли могу всерьез разобрать корни такой ориентации, но субъективно они понятны. Я мог бы предположить, например, влияние мусульманской культуры, также ориентированной на текст/песню, и может быть, византийской.
Однако за 200 лет тесного общения с Европой эта культура сильно изменилась: у нас появились мирового класса музыка и живопись, их влияние на умы образованных было лишь немногом меньше литературного. Перед революцией и даже некоторое время после нее, Россия имела вполне гармоничную разностороннюю культуру не уступающую (как минимум) ни одной другой.
Однако при большевиках все начало меняться. Я не склонен демонизировать большевиков и не думаю, что они сознательно хотели уничтожить русскую культуру - они "всего лишь" хотели ее полностью контролировать. А контролировать легче именно тексты - как наименее абстрактный носитель культурной информации. Именно поэтому основным каналом коммуникации были сделаны вербальные медиа - газеты, книги, позже радио и телевидение (последнее стало комбинированным медиа лишь в последние лет 20, в советском ТВ картинка была второстепенна). Музыка и живопись играли явно второстепенную роль, их меньше культивировали.
Друга причина, и это самое интересное, в том, что действительно, в первые послереволюционные годы большинство большевиков были евреями. А евреи при всей своей музыкальности и артистичности, прежде всего - народ Книги. Ни в одной другой культуре Текст не играет той роли что у них. При всем "антиеврействе" евреев-большивиков, эта базовая установка у них сохранилась. Наконец, большевики других национальностей - русские, украинцы, поляки, латыши - как правило происходили из разгночинных или бедных слоев общества и из всех богатств культуры им были доступны, как правило, опять же только книги.
Эти три фактора и привели на мой взгляд к гипертрофированию роли Текста в советской идеологии и культуре, искажению, на мой взгляд уродливому, культурного "баланса".
Конечно, грубый контроль и вмешательство разрушали и литературу. Причем наиболее разрушительным было не физическое уничтожение самых ярких писателей, и не зажим талантливых (а вот это, может, и положительный фактор), а мощнейшее культивирование идеологически правильной бездари, приведшее к деградации языковой среды. Но если о русской живописи (и других визуальных искусствах) сейчас вообще говорить трудно, да и о музыке тоже, то литература все же как-то выжила (хотя ни о каком мировом уровне и речи быть не может).
Вы верно заметили, Константин, мы к 70-м годам получили странную культуру, где все читали, как сумасшедшие все подряд, при том, что запросы большинства образованных людей в музыке ограничивались "Машиной Времени", а визуальных искусствах "Глазуновым". Советское кино, будучи до какого-то времени вполне сносным, тем не менее было "текстовым", над картинкой всерьез работали разве что "девианты" вроде Тарковского и Сокурова. Отсюда, кстати, и пресловутая свемовская пленка: зачем качество картинки, если она не суть важна?
Итог этой дегармонизации - невротичность поздней советской культуры, так мощно взорвавшаяся в перестроечные годы и приведшая к тому, что в следующее десятилетие все культурное здание рухнуло. Оно и не могло не рухнуть - потому что стояло криво.
krylov
April 30 2003, 06:49:57 UTC 16 years ago
Пожалуй что. Я бы даже усилил тезис: формы искусства, в принципе не поддающиеся процедурам рационального цензурирования (та же музыка: что там? "аккорды"? а вот звучит "не по-нашему", и всё тут - но не докажешь), не одобрялись in toto.
...в первые послереволюционные годы большинство большевиков были евреями. А евреи при всей своей музыкальности и артистичности, прежде всего - народ Книги. Ни в одной другой культуре Текст не играет той роли что у них. При всем "антиеврействе" евреев-большивиков, эта базовая установка у них сохранилась.
Может быть - хотя, как мне кажется, роль Текста в еврейском самосознании несколько переоценена.
Наконец, большевики других национальностей - русские, украинцы, поляки, латыши - как правило происходили из разгночинных или бедных слоев общества и из всех богатств культуры им были доступны, как правило, опять же только книги.
Тут, скорее, наоборот. Изучить чужой язык - это сложно, а вот "музичку послушать" - это "без проблем".
Интересно, что как раз "национальные окраины" СССР оказались заповедниками аудиовизуальной культуры: "национальное" обычно подавалось именно в виде всяких "ансамблей народного танца" и всяческого "фолка". Хотя - есть забавная украинская легенда о том, что автора "Червоной руты" (известного советского хита на украинском языке) якобы "вбыли москали", за то, что сочинил "популярную украинскую песню", которую "весь Союз слушал". Но опять же: достоверность этой идиотской идее придаёт то, что песня была на украинском языке, то есть с текстом.
Re:
churkan
April 30 2003, 07:07:12 UTC 16 years ago
Насчет аудиовизуальных национальных окраин - в принципе согласен, но это несущественно, поскольку все славянские и мусульманские культуры в целом текстоориентированные, за исключением, быть может грузин и прибалтов. Поэтому у грузин сохранились живопись и визуально-ориентированный кинематограф, а у чухны - дизайн и прикладное искусство. Но это так, флуктуации.
5 копеек
piligrim
April 30 2003, 08:22:14 UTC 16 years ago
"...в советском ТВ картинка была второстепенна."
Совсем не так, а наоборот - это скорее к нынешнему ТВ больше относится. Если же Вы имеете в виду новостное вещание, то соглашусь. Но и тут причины совершенно иные. Если есть желание и интерес, могу объяснить.
"...запросы большинства образованных людей в музыке ограничивались "Машиной Времени"."
Опять же, тезис довольно спорный. Всё же подавляющее количество домашних записей составляла "не наша" современная музыка. Кстати, домашних записей Соввласть опасалась всерьёз. Именно поэтому вначале даже всерьёз рассматривался вопрос по выпуску магнитофонов без возможности записи, а только воспроизведения. Позже, при начале производства "отечественных" видеомагнитофонов, стоял тот же вопрос - позволить ли советскому человеку иметь возможность записи в домашних условиях. Вспомните, каким успехом и пониманием аудитории пользовалась фраза сатирика о том, что "тот ктоможет себе позволить, совсем не будет смотреть это (Советское ТВ - Piligrim), а поставит себе "BONY M" или Аллу Борисовну с оркестром".
ПыСы
piligrim
April 30 2003, 08:51:36 UTC 16 years ago
Тоже не та причина. Качество свемовской пленки (как и "тасмовской", и прочей) было вполне на уровне прочих "товаров народного потребления". То есть, очень низким. Это же всё традиционно финансировалось по остаточному принципу, ну и отношение к производству было соответствующее. Кстати, позднее та же история повторилась и с магнитной лентой.
Anonymous
April 29 2003, 17:30:25 UTC 16 years ago
descriptor
April 29 2003, 19:29:45 UTC 16 years ago
zimopisec
April 30 2003, 02:06:27 UTC 16 years ago
Баум- страшно занудная жЕвачка, даже сравнить нельзя
churkan
April 29 2003, 19:35:12 UTC 16 years ago
trurle
April 29 2003, 22:12:23 UTC 16 years ago
levsha
April 30 2003, 01:40:23 UTC 16 years ago
Успели, еще как успели: радиоточка в каждой квартире, причем даже без выключателя. Т.е. уменьшить звук можно, а выключить никак, чистый Оруэлл. Крутили военные марши, новости от д-ра Геббельса и даже по ночам что-то, такая вот гипнопедия. Отключить/повредить всю эту гармонику - уголовно наказуемое преступление (тут, впрочем, было какое-то рациональное объяснение, типа сигналы воздушной тревоги и т.д.). Что с этой сетью стало в последствии - не знаю. Интересно сравнить судьбу кабельного радио ФРГ и ГДР.
krylov
April 30 2003, 06:31:13 UTC 16 years ago
Надо бы и в самом деле выяснить, существуют ли "на востоке" радиоточки.
irgis
May 3 2003, 05:06:26 UTC 16 years ago
sharkun
April 30 2003, 03:36:37 UTC 16 years ago
Этим западная пропаганда и воспользовалась для развала Союза - создали образ "запретного плода" в виде группы Металлика и фильма Эммануэль. Создали бы при Брежневе - Андропове один музыкально - развлекательный круглосуточный_ТВ-канал -- и через 5 лет никто бы на "демократические" демонстрации и не сунулся. А то ведь не на демонстрации - а на концерт группы ДДТ да в видеосалон "вандамма смотреть".
piligrim
April 30 2003, 08:42:56 UTC 16 years ago
ex_ryzhiy929
April 30 2003, 09:13:31 UTC 16 years ago
piligrim
April 30 2003, 09:23:21 UTC 16 years ago
Надо проанализировать график их гастролей... :)))
ex_ryzhiy929
April 30 2003, 09:33:46 UTC 16 years ago
piligrim
April 30 2003, 09:41:04 UTC 16 years ago
ex_ryzhiy929
April 30 2003, 12:00:11 UTC 16 years ago
piligrim
April 30 2003, 13:03:54 UTC 16 years ago
А вот наш Краснознаменный ансамбль песни и пляски оказался менее результативен, хоть и с численным перевесом.
Re:
ex_ryzhiy929
April 30 2003, 13:24:00 UTC 16 years ago
А по поводу Краснознамённого... Знамя культурной пропаганды из его слабеющих численно-перевешивающих Metallica'вские рук было успешно подхвачено группой "Тату"! В каком, интересно, звании, деffчёнки, а? Как думаешь?
piligrim
April 30 2003, 13:45:57 UTC 16 years ago
Re:
ex_ryzhiy929
April 30 2003, 13:55:47 UTC 16 years ago
piligrim
April 30 2003, 14:09:35 UTC 16 years ago
Re:
ex_ryzhiy929
April 30 2003, 14:26:22 UTC 16 years ago
не куртизанки - и слава богу! :)
ex_ryzhiy929
May 1 2003, 02:29:03 UTC 16 years ago
piligrim
May 1 2003, 02:33:29 UTC 16 years ago
А вот это что за ход "тёмных сил"? Против кого напрвлен сей симбиоз?
Re:
ex_ryzhiy929
May 1 2003, 02:47:37 UTC 16 years ago
ЗЫ: какие стены... какие уши... чё я гоню...
dokhikian
April 30 2003, 05:31:09 UTC 16 years ago
merzbow
April 30 2003, 21:36:55 UTC 16 years ago
И очень точно совпадает про радио тоже.
Что было классно в СССР, что к книгам относились как к ценности а стоили они сравнительно недорого. Здесь же всё наоборот.