Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Несостоявшийся позитив. Что могло бы быть

Одним из устойчивых позитивных определений СССР было - "самая читающая страна в мире". Я склонен этому верить - поскольку для этого было вполне рациональное объяснение. Страна, в которой массовая культура неразвита, "кино и телевизор" скучные (до того скучные, что советские пенсионеры "стучали в домино" даже в те годы, когда их западные коллеги, разинув беззубые рты, уже смотрели очередную серию 145-серийного сериала с сисястыми девками) - такая страна просто обречена была быть читающей. "Почитать" было самым простым и дешёвым способом удовлетворить информационный голод.

Впрочем, на то были и более тонкие причины. Советская власть (и, шире, русская культура) с подозрением относится к визуальности, и совсем не любит звука. Неприятная шуточка насчёт "неритмичной страны" имеет под собой некие основания. Всё невербальное, всё что связано с правой половиной мозга, шло как-то туго. (Хотя это не значит, что "этого нам никак нельзя освоить": выросло же предреволюционное поколение хороших композиторов.)

Но тем не менее, из этой ситуации можно было извлечь известные выгоды. Книга ведь и в самом деле "наиболее совершенное хранилище концентрированной информации".
[В этом смысле "за" книгой следует сразу интернет, а отнюдь не "радио-телевидение", которые скорее суть "некая напасть" и даже высокотехнологичный атавизм, чем какой-то прорыв в способе подачи информации. (Не случайно все "тоталитарные режимы" были "режимами радиоточки"*, а все "плутократии" не функционируют без TV.)]

При этом существовала цензура, которая препятствовала выходу определённого сорта книг - начиная от порнороманов и кончая "оппозиционной политической критикой".

В принципе, эту ситуацию "отсутствия соблазнов" можно было бы повернуть на пользу. Например, создать из ничего "советский Бронзовый Век" литературы. В условиях, когда из интересных занятий оставалась бы только наука и литература (в отсутствии бизнеса, мафии, публичной политики и проч.), пресловутые "физики и лирики" могли бы превратиться в "два крыла" советской синтетической культуры.

Правда, для этого надо было бы вложить в советскую литературу не меньше, чем в советскую науку.

Что надо было бы сделать. Прежде всего - поставить на жанры, наиболее удовлетворяющие сенсорный голод населения и заодно обслуживающие идеологические нужны: прежде всего фантастику, потом "приключения с политикой", потом - некий аналог душещипательной литературы. Переводы ("ах, лучшая в мире переводческая школа!"), напротив, гнобить, либо уж переводить "с санскрита". (Упанишады и Бхагавадгиту.) Западную же литературу использовать как "образец для писательского подражания", а не в чистом виде. Делать ремейки (кстати, и начали, в детской литературе - но грубо: "Волшебник изумрудного города" слишком уж - - -, хотя заходеровский "пересказ" Милна гениален.) Даже "мушкетёров" переписать 200 раз с вариациями.

Всё это выпускать в товарных количествах, с "планами по числу названий" и контролем за раскупаемостью. Литературных объединений должно было быть не одно, а "как советских институтов". Ну, может, не столько - а как организаций в одной отрасли, с обязательной межотраслевой конкуренцией. И, разумеется - масса журналов всяких (разной репутации и разной степени дефицитности), и проч.

Цензуру не уничтожать, но вырвать её из рук СП (где она на самом-то деле и процветала), а сделать сильную советскую культурологию, и превратить её в "индустрию контроля" (кстати, я уверен, что контроль, в том числе и гуманитарный, скоро станет отраслью экономики - если уже не стал; но это отдельная тема.)

Цель поставить такую (неофициальную, разумеется): чтобы средний советский человек, сугубо добровольно и с песнями, тратил на книги треть зарплаты. Ну или четверть, на крайняк - но не меньше.

Вот тогда можно было бы получить массовое читающее общество, не поднимающее головы от книжек. Это был бы достойный и убедительный ответ формирующемуся западному "телеобществу".

Но увы. Не состоялось.

_______________
* Кстати сказать, кабельная радиосеть существует только в СССР и Италии: немцы "при фашистах" вроде бы с этим не успели - но тут надо уточнить.
Как любит говорить один мой хороший знакомый,

Жить надо, а не книжки читать!

(имея в виду именно отсутствие "жизни" в СССР, где, действительно, человек, не прочитавший последний номер "Иностранки", запросто мог стать изгоем в определенных кругах)

Смысл вашего поста явно в том, что советский человек должен был быть загнан в искусственный литературный мир еще глубже, чем он был загнан в нашей реальности. И что - тогда матпотребности исчезли бы, и, глядишь, СССР не развалился бы?!

Всё-таки вы идеалист.

Anonymous

April 30 2003, 02:40:58 UTC 16 years ago

Не надо бояться слова "идеалист". Вот того, кто выглядит как человек без всякой "идеи", бояться стоит, потому как это верный признак человека с настолько ужасной идеей, что не позволяет себе осознать её.
выросло же предреволюционное поколение хороших композиторов
Не советофобствуй, однако! Послереволюционное поколение композиторов, чай, покруче дореволюционного будет.
izvinite a kogo Vy imeete v vidu kak post-revolyucionnyh i krutyh?
Prokof'ev i Stravinsky - do.
Shostakovich - vse-taki ne "posle", a na slome.
A dalee vot uzh ne znayu, ya vot tol'ko Ustvol'skuyu i Gubajdulinu slushayu, no nazvat' ih sovetskimi slozhnovato, u nih specificheskie tvorcheskie predshestvenniki.

Deleted comment

so Stravinskim ili Shostakovichem ne sravnit' (nu eto na moj vzglyad konechno!)...

Deleted comment

ya soglasen, tut byli kakie-to bolee obschie tendencii, prichem ya ne stchitayu chto na Zapade byl kakoj-libo rassvet v to zhe vremya.
19 veka ya muzyku ne lyublyu, v starinu uglublyayus'...
Советская власть (и, шире, русская культура) с подозрением относится к визуальности, и совсем не любит звука.

Угу.

Важнейшим из всех искусств кино никогда не признавалось, да?
"В области балета страна" не была впереди планеты всей?
Россия дала миру столько композиторов, сколько не дала, например, Англия?

Это просто пиздец какой-то, что вы тут порой пишете!

Важнейшим из всех искусств кино никогда не признавалось, да?

Нет. Это была цитата из Ильича, призванная как-то отмазать "киношку". Главным искусством была и оставалась литература.

Хотя я очень люблю советский кинематограф. Но понимаю, что самый сильный его жанр - экранизация. При этом ни одной "красивой драки", например, я в советском кино не припомню. Да и свемовская плёнка... (хотя это можно списать на технические проблемы, но ведь можно было "как-то вложиться"? Нет ведь, "сине-зелёные водоросли".)

"В области балета страна" не была впереди планеты всей?

Очень специальная тема, я не готов её обсуждать (хотя с некоторыми мнениями по этому поводу знаком). Тем не менее, отсутствие массовой и сколь-нибудь при этом оригинальной танцевальной культуры в СССР - факт.

Россия дала миру столько композиторов, сколько не дала, например, Англия?

О композиторах я, вообще-то, упомянул.
Советский кинематограф в том виде, в каком он существовал до 1980-х годов, был очень сильным, и кино всегда поддерживалось только государством, чем же ещё?
Это противоречит вашему утверждению о том, что визуальные искусства были якобы не в почёте.

Что касается литературы, то её надо было просто издавать и продавать. Вы придумываете какие умозрительные программы на тему "как было бы если", в то время как даже при том количестве написанных книг ситуация была бы вполне нормальной, если бы деньги играли в государстве ту роль, которую они играть должны. То есть на них нужно было покупать товар.

А книги в позднесоветское время обменивались в книгообменах. На десять распутиных одного Фрейда. На пять винни-пухов и шесть бондаревых одного Булгакова.
Мне нужен был Чехов, а в магазинах Чехова не было. Даже классиков русской литературы нельзя было купить в магазинах. "Доступ к ксероксу" был у особо посвящённых, чтобы не дай бог, не скопировали лишнюю книгу. При таком маразме никакие внешние враги государству не нужны.

Вот с этого надо было начинать. С того, чтобы книги купить в магазинах было можно.
А вы шпионом были или просто тупым - что за Чеховым в магазин шли?.. Чехова (и большинство книг) приобретали тогда по подписке, и без всяких особых сложностей. Он, видите ли, много написал, Чехов, томов 30 (это с письмами), в магазине это продвать неудобно. Или вам нужен был "двухтомничек", для дебилов, на день рождения подарить, типа? При Советской Власти такого говна не издавали, и правильно. Это Булгаков писал "двухтомнички". К счастью, при Советской Власти булгакова не было. При Советской Власти был Порядок.

Не ловите крылова на противоречиях, это не продуктивно, не притворяйтесь, что вам не ясно, что изображенная им схема (насчет недоверия С.В. к правому полушарию) - верная.

С ув.


Мне, любезнейший, совершенно похуй, на каких протоворечиях вы ловите сейчас меня. Я всегда откручусь: ну не Чехов, так любой другой, кого я при Советской власти купить не мог.

Понимаешь, старик, не мог. А мне надо, чтобы мог. Чтобы пришёл и достал любую книжку, какую я захочу. Чтобы в любом сибирском захолустье, Усть-Урюпинске и закавказском военном округе. Чтобы не по подписке среди истинных партийцев, а чтобы для простого народа. И по всей стране. Пришёл и купил. Любой. Так тебе понятно?

Deleted comment

В Бордо любую классику, и не только, (по-французски, разумеется) можно купить без проблем в одном из двух больших книжных. Я не проверял, разумеется, все, но ни разу не оказывалось, чтоб чего-то не было. А уж если чего-то нет, всегда можно commander, за небольшие дополнительные деньги.

Я умышленно не упоминаю интернетных магазинов, так как в описанную эпоху их не было.

Так или иначе, по сравнению с Минском моей юности - книжный рай.
Я с вами, старик, на брудершафт не пил.
Если ваша потребительская мечта (в отношении книги - источника знаний, фи!) сбылась бы, жизнь, думаю, бы ухудшилась. Чего-то в ней стоит и добиваться, видимо. Чего-то, чья ценность для тебя предпочтительна. Иначе - книги зачем? Удовлетворять потребности? Затыкать свободные валентности функционирующего себе в удовольствие организма?.. Мне понятнее книга как фетиш и талисман.
Да и я вас тупым или шпионом не называл вроде бы.
В жизни почему-то всегда находится то, чего стоит добиваться, вне зависимости от степени доступа книг, фиг и визуальных искусств. Даже тогда, когда чтобы получить в руки книгу, достаточно будет почесать выю, недоступных фетишей и талисманов хватит на всех.

Мне странен это спор. Этот крыловский пост -- один из самых неудачных.
Надеюсь, это мелкий кризис жанра.
Согласен, расходимся в обоюдном удовлетворении, если вы не против.
Кстати, о недоверии к правому полушарию.
Русская культура всегда была ориентирована на текст, в отличие, скажем от англо-саксонской и, возможно, германской, ориентированных, как мне кажется, на музыку. Музыка же традиционно также связывалась к тексту (народные песни, церковное пение)
Я не специалист, и вряд ли могу всерьез разобрать корни такой ориентации, но субъективно они понятны. Я мог бы предположить, например, влияние мусульманской культуры, также ориентированной на текст/песню, и может быть, византийской.
Однако за 200 лет тесного общения с Европой эта культура сильно изменилась: у нас появились мирового класса музыка и живопись, их влияние на умы образованных было лишь немногом меньше литературного. Перед революцией и даже некоторое время после нее, Россия имела вполне гармоничную разностороннюю культуру не уступающую (как минимум) ни одной другой.
Однако при большевиках все начало меняться. Я не склонен демонизировать большевиков и не думаю, что они сознательно хотели уничтожить русскую культуру - они "всего лишь" хотели ее полностью контролировать. А контролировать легче именно тексты - как наименее абстрактный носитель культурной информации. Именно поэтому основным каналом коммуникации были сделаны вербальные медиа - газеты, книги, позже радио и телевидение (последнее стало комбинированным медиа лишь в последние лет 20, в советском ТВ картинка была второстепенна). Музыка и живопись играли явно второстепенную роль, их меньше культивировали.
Друга причина, и это самое интересное, в том, что действительно, в первые послереволюционные годы большинство большевиков были евреями. А евреи при всей своей музыкальности и артистичности, прежде всего - народ Книги. Ни в одной другой культуре Текст не играет той роли что у них. При всем "антиеврействе" евреев-большивиков, эта базовая установка у них сохранилась. Наконец, большевики других национальностей - русские, украинцы, поляки, латыши - как правило происходили из разгночинных или бедных слоев общества и из всех богатств культуры им были доступны, как правило, опять же только книги.
Эти три фактора и привели на мой взгляд к гипертрофированию роли Текста в советской идеологии и культуре, искажению, на мой взгляд уродливому, культурного "баланса".
Конечно, грубый контроль и вмешательство разрушали и литературу. Причем наиболее разрушительным было не физическое уничтожение самых ярких писателей, и не зажим талантливых (а вот это, может, и положительный фактор), а мощнейшее культивирование идеологически правильной бездари, приведшее к деградации языковой среды. Но если о русской живописи (и других визуальных искусствах) сейчас вообще говорить трудно, да и о музыке тоже, то литература все же как-то выжила (хотя ни о каком мировом уровне и речи быть не может).
Вы верно заметили, Константин, мы к 70-м годам получили странную культуру, где все читали, как сумасшедшие все подряд, при том, что запросы большинства образованных людей в музыке ограничивались "Машиной Времени", а визуальных искусствах "Глазуновым". Советское кино, будучи до какого-то времени вполне сносным, тем не менее было "текстовым", над картинкой всерьез работали разве что "девианты" вроде Тарковского и Сокурова. Отсюда, кстати, и пресловутая свемовская пленка: зачем качество картинки, если она не суть важна?
Итог этой дегармонизации - невротичность поздней советской культуры, так мощно взорвавшаяся в перестроечные годы и приведшая к тому, что в следующее десятилетие все культурное здание рухнуло. Оно и не могло не рухнуть - потому что стояло криво.
Я не склонен демонизировать большевиков и не думаю, что они сознательно хотели уничтожить русскую культуру - они "всего лишь" хотели ее полностью контролировать. А контролировать легче именно тексты - как наименее абстрактный носитель культурной информации.

Пожалуй что. Я бы даже усилил тезис: формы искусства, в принципе не поддающиеся процедурам рационального цензурирования (та же музыка: что там? "аккорды"? а вот звучит "не по-нашему", и всё тут - но не докажешь), не одобрялись in toto.

...в первые послереволюционные годы большинство большевиков были евреями. А евреи при всей своей музыкальности и артистичности, прежде всего - народ Книги. Ни в одной другой культуре Текст не играет той роли что у них. При всем "антиеврействе" евреев-большивиков, эта базовая установка у них сохранилась.

Может быть - хотя, как мне кажется, роль Текста в еврейском самосознании несколько переоценена.

Наконец, большевики других национальностей - русские, украинцы, поляки, латыши - как правило происходили из разгночинных или бедных слоев общества и из всех богатств культуры им были доступны, как правило, опять же только книги.

Тут, скорее, наоборот. Изучить чужой язык - это сложно, а вот "музичку послушать" - это "без проблем".

Интересно, что как раз "национальные окраины" СССР оказались заповедниками аудиовизуальной культуры: "национальное" обычно подавалось именно в виде всяких "ансамблей народного танца" и всяческого "фолка". Хотя - есть забавная украинская легенда о том, что автора "Червоной руты" (известного советского хита на украинском языке) якобы "вбыли москали", за то, что сочинил "популярную украинскую песню", которую "весь Союз слушал". Но опять же: достоверность этой идиотской идее придаёт то, что песня была на украинском языке, то есть с текстом.
Ну, всеж-таки ррыволюцию делали в основном две нации - русские и евреи. В виду имели каждые свое, получили на выходе "форменный пиздец", однако же русским язком все боль-мень владели.
Насчет аудиовизуальных национальных окраин - в принципе согласен, но это несущественно, поскольку все славянские и мусульманские культуры в целом текстоориентированные, за исключением, быть может грузин и прибалтов. Поэтому у грузин сохранились живопись и визуально-ориентированный кинематограф, а у чухны - дизайн и прикладное искусство. Но это так, флуктуации.
Позвольте влезть.
"...в советском ТВ картинка была второстепенна."
Совсем не так, а наоборот - это скорее к нынешнему ТВ больше относится. Если же Вы имеете в виду новостное вещание, то соглашусь. Но и тут причины совершенно иные. Если есть желание и интерес, могу объяснить.

"...запросы большинства образованных людей в музыке ограничивались "Машиной Времени"."
Опять же, тезис довольно спорный. Всё же подавляющее количество домашних записей составляла "не наша" современная музыка. Кстати, домашних записей Соввласть опасалась всерьёз. Именно поэтому вначале даже всерьёз рассматривался вопрос по выпуску магнитофонов без возможности записи, а только воспроизведения. Позже, при начале производства "отечественных" видеомагнитофонов, стоял тот же вопрос - позволить ли советскому человеку иметь возможность записи в домашних условиях. Вспомните, каким успехом и пониманием аудитории пользовалась фраза сатирика о том, что "тот ктоможет себе позволить, совсем не будет смотреть это (Советское ТВ - Piligrim), а поставит себе "BONY M" или Аллу Борисовну с оркестром".

"Отсюда, кстати, и пресловутая свемовская пленка: зачем качество картинки, если она не суть важна?"
Тоже не та причина. Качество свемовской пленки (как и "тасмовской", и прочей) было вполне на уровне прочих "товаров народного потребления". То есть, очень низким. Это же всё традиционно финансировалось по остаточному принципу, ну и отношение к производству было соответствующее. Кстати, позднее та же история повторилась и с магнитной лентой.

Anonymous

April 29 2003, 17:30:25 UTC 16 years ago

А чем Вам "Волшебник изумрудного города" не угодил?
Это чистый плагиат по "волшебнику из страны Оз".
Уж больно очищенный плагиат.
Баум- страшно занудная жЕвачка, даже сравнить нельзя
элегантная в своей шизофреничности схема. мечта писателя буквочек - экономика работающая на творцов фикций. и еще огромные, сопоставимые с военными расходами вложения в систему психиатрической помощи, да...
Кстати сказать, кабельная радиосеть существует только в СССР и Италии: немцы "при фашистах" вроде бы с этим не успели - но тут надо уточнить.

Успели, еще как успели: радиоточка в каждой квартире, причем даже без выключателя. Т.е. уменьшить звук можно, а выключить никак, чистый Оруэлл. Крутили военные марши, новости от д-ра Геббельса и даже по ночам что-то, такая вот гипнопедия. Отключить/повредить всю эту гармонику - уголовно наказуемое преступление (тут, впрочем, было какое-то рациональное объяснение, типа сигналы воздушной тревоги и т.д.). Что с этой сетью стало в последствии - не знаю. Интересно сравнить судьбу кабельного радио ФРГ и ГДР.
Очень интересно. Не знал.
Надо бы и в самом деле выяснить, существуют ли "на востоке" радиоточки.
В КНДР. По вышеописанной германской схеме - но, говорят, даже без регулятора громкости.
Советская власть (и, шире, русская культура) с подозрением относится к визуальности, и совсем не любит звука.


Этим западная пропаганда и воспользовалась для развала Союза - создали образ "запретного плода" в виде группы Металлика и фильма Эммануэль. Создали бы при Брежневе - Андропове один музыкально - развлекательный круглосуточный_ТВ-канал -- и через 5 лет никто бы на "демократические" демонстрации и не сунулся. А то ведь не на демонстрации - а на концерт группы ДДТ да в видеосалон "вандамма смотреть".


Очень смешно. Так и представляю себе, как западные спецслужбы работают над звуком "Металлики". Звукорежиссер не ниже полковника - задание-то ответственное - СССР развалить...
а сама Металлика, интересно, после развала Союза была к наградам-то представлена? а еще интересно кого они сейчас своим пением разваливают... Китай думаешь? ;)
Ага. "Золотым грамофоном", "СЕребрянной калошей" и почетными банкой варенья и корзиной печенья, как положено. :)))
Надо проанализировать график их гастролей... :)))
слу-у-у-у-ушай... про график-то... они ж совсем недавно, буквально года 3-4 назад, в Киев на гастроли заезжали... это что ж будет-то, а?
3-4 года - это уже эпоха.
да... эпоха, ты прав. но какая эпоха! эпоха торжества жовтово-блакитных ПВО над военно-воздушным флотом мирового сионизма и исламско-американских военно-воздушных сил над безбашенной (или 2-башенной?) гидрой мирового капитала! и всё это (страшно подумать!!!) без MetallicA было бы просто невозможно...
Вот только надо решить, как определять, где следующая акция намечается. Я думаю, что там (судя по тексту sharkun), где они ещё на гастролях не были. Тебе виднее где именно.
А вот наш Краснознаменный ансамбль песни и пляски оказался менее результативен, хоть и с численным перевесом.
ну, тогда пора объявлять у нас ЧП и срочную всеобщуя моблизацию. Ибо у нас они так и не были до сих пор.
А по поводу Краснознамённого... Знамя культурной пропаганды из его слабеющих численно-перевешивающих Metallica'вские рук было успешно подхвачено группой "Тату"! В каком, интересно, звании, деffчёнки, а? Как думаешь?
Скорее, они - дочери полка. Или дивизии. Но это не так важно - главное, в каком звании их продюссер и звукорежиссер.
не скажи... Дочери полка эти - тоже кадры нашей культурной войны против мировой буржуазии. А "кадры решают всё!", как кем-то было справедливо замечено. И хотя "незаменимых у нас нет", вклад этих кадров - бесценен! Да и сами по себе эти кадры... Приглядись! Что в профиль, что в фас... Чудо, а не кадры! С MetallicA ни в какое сравнение не идут...
Ничего, их карьера только началась - они не выше курсанток. Но если смогут устроить пару-другую переворотиков (политических!), то, глядишь, и наладится...
...они не выше курсанток...
не куртизанки - и слава богу! :)
Игорь! Не стоит в следующий раз так открыто говорить об авангарде нашей культурно-политической пропаганды. Смотри, что враги творят. Надо нам с тобой быть поосторожней в высказываниях.
""Тату" собираются записать песню с группой Rammstein. По мнению их продюсера, который ведет переговоры с менеджерами немецких музыкантов, это станет самым непредсказуемым проектом. По некоторым данным, скоро появится трек, в котором сочетается вокал "Тату" и звук Rammstein."

А вот это что за ход "тёмных сил"? Против кого напрвлен сей симбиоз?
да! хорошо, что напомнил. давно ждём этот трэк. тут всё непросто. но, учитывая, что своим названием группа обязана одному инциденту с участием американских ВВС, можно делать некие предположения... не будем их, однако, озвучивать. ведь здесь, в жж, даже стены имеют уши!
ЗЫ: какие стены... какие уши... чё я гоню...
Я сейчас хожу в книжные магазины погулять. Выбираю какую-нибудь книгу и читаю. Запоминаю страницу, потом опять прихожу и читаю дальше. Честное слово себе даю каждый раз, что хотя бы раз в месяц буду покупать одну книжку. Но денег всякий раз не хватает. И приходиться брать всё, что есть у друзей. А библиотеки я терпеть не могу. Касательно кино вы правы, Свема - это издевательство над человечеством. Но у нас вообще чтобы одновременно создать удобоваримый запоминающийся текст и достойную картинку - нее-ет, это мы не могём. Или получаются трёхглавые гидры, вроде Даун-хауса: и смотреть приятно, и цитаты одна за другой, но из-за кидания в литературу за бугром оценить наш шыдеврь не смогут. Не переведут.
Забавно, что эта схема полностью совпадает с Маклюэновской. Горячая и холодная культуры.
И очень точно совпадает про радио тоже.

Что было классно в СССР, что к книгам относились как к ценности а стоили они сравнительно недорого. Здесь же всё наоборот.