Откуда, однако, взялась любовь - в том варианте, в котором мы её знаем и любим? То есть как чувство, при всей своей декларативной иррациональности социально одобряемое ("разум высок, но любовь выше"), активное, побуждающее к действиям (в отличие от созерцательной любви к недостижимому идеалу), но при этом исключающее возможность насилия над объектом любви (на сей счёт выработаны соответствующие конвенции), и т.п. К тому же это чувство способны испытывать мужчины и женщины в равной степени, оно преодолевает социальные и классовые границы (но не возрастные!) и т.п. "Вот сколько конвенций".
Сама тема любви стала важной, когда женщины стали читать. То есть "любви" в вышеуказанном смысле барышни учились из романов. Буквально так: Пушкин в своём простодушном анализе "души Татьяны" совершенно не преувеличивал.
Однако, откуда любовь взялась в романах? Одна из причин - любовь как тема а) шокировала читателя, б) была чрезвычайно удобна в качестве сюжетного deux ex machina.
Начнём с первого. Ситуация нарушения общественных табу всегда возбуждает. И когда романисты стали описывать, как "знатный барон целовался под пальмой с барышней низкого званья", это было примерно как сейчас описания какой-нибудь зоофилии[2]. Любовь "очень щекотала нервы"[3].
И второе. Любовь очень удобна для бездарного литератора. Она позволяет решить абсолютно любую сюжетную задачу. Поскольку любовь может настигнуть кого угодно и когда угодно, невзирая на "лица и звания" (она же иррациональна и нагрядывает нечаянно) - то ей можно заткнуть любую дырку в тексте. Скажем, надо спасти главного героя от плена и казни - в него срочно влюбляется дочь тюремщика или палача. Надо заставить благонравную девицу сбежать из дому - ничего, она влюбится в кудри проезжающего мимо офицера. Впрочем, если её нужно вернуть домой, она может его разлюбить - в этой игре все ходы берутся назад, "сердцу не прикажешь". И т.п.
Думаю, всем понятно, что литература предшествует "жизни". Так что именно литературные потребности, счастливо соединившись с эмансипаторским зудом, породили "нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно".
Н-да.
[1] Возможную оксюморонность этого словосочетания мы сейчас обсуждать не будем - поскольку речь идёт не столько о "реальном чувстве", а о системе представлений, возникших вокруг него и имеющих социальную ценность. Грубо говоря, даже если "любви до гроба" не бывает, сам концепт "любви до гроба" был социально важен - и навязывался обществу, причём довольно успешно.
[2] Это очень хорошо видно у де Сада: использование людей низшего социального происхождения как орудий сексуального унижения. Сифилисный слуга трахает почтенную дворянку - тут важен не только сифилис, но и то, что его носитель плебей. Сейчас такого эффекта можно добиться разве что описанием любви топ-модели и бомжа с Курского вокзала. "И то - не то".
[3] Я специально оставляю в стороне такую тему, как античные (и особенно позднеантичные) представления о любви. Напомним только, что там имела место быть та же эволюция. Правда, античным авторам был доступен предельный сюжет о любви смертного и бога - что, конечно, куда как круче "князя под пальмой". Кстати, в таких историях бог часто представал в образе животного или человека иного социального статуса - подозреваю, что перчика ради, см. выше про зоофилию.
Deleted comment
pietrolongi
March 9 2004, 17:48:16 UTC 15 years ago
ЛЮБОВЬ мужчины и женщины - это ОНТОЛОГИЯ, а не - культурное приобретение.
Другими словами, Вы и о России - ничего толком не знаете, если позволяете себе рассуждать о любви подобным образом...
То что Вы пишете - мировая пошлость.
suhaff
March 9 2004, 18:39:25 UTC 15 years ago
pietrolongi
March 10 2004, 05:22:56 UTC 15 years ago
Deleted comment
"То что Вы пишете -- мировая глупость."
ex_er2000541
March 10 2004, 13:57:24 UTC 15 years ago
:-))))))))
Думаю, всем понятно, что литература предшествует "жизн
diada
March 9 2004, 18:05:00 UTC 15 years ago
Похоже это та тема, из-за которой порой панюшкиных хочется лишить рупора.
Re: Думаю, всем понятно, что литература предшествует "жи
ex_ex_annut
March 10 2004, 05:58:58 UTC 15 years ago
Красиво, но вульгарный материализм вернее будет
emdrone
March 9 2004, 18:18:11 UTC 15 years ago
Соответственно подбор невесток - из хозяйственных соображений. А ебаться в целом будут почти любой с любой (или ая и ым?), особенно в молодости. Потом привыкают.
Любовь можно поэтизировать когда не надо заботиться о выживании: следовательно представления о Великой Любви у рыцарей и их потомков дворян (идеалы, известные рыцарям крыглого стола они вряд ли взяли из обязательного школьного чтения французских романтиков 19 века). Любовь - приоритет выбора, как хочется над экономической необходимостью, как выжить и детей нарожать, чтобы в хозяйстве руки были.
А нынче, после второй мировой, мужикам платят мало (один профессионал семью не очень тянет, приличный дом за наличные не купит, слуг не наймет), жанщины, безумно счастливые от "равноправия" строем идут на работу. Т.к. один родитель может содержать себя и ребенка, то семья экономически разваливается.
Разумеется, последнее оформлено идеологией и разрушение традиции происходило через намеренное действие групп, выступавших как агенты модернизации (в Штатах работы Адорно, The Authoritarian Personality, например, через систему образования несла идею, что традиционные "сильные" гойские семьи - психиатрическое отклонение)
suhaff
March 9 2004, 18:48:37 UTC 15 years ago
alhen
March 10 2004, 01:23:10 UTC 15 years ago
А вот в украинском языке такая метафора невозможна, так как понятия четко разделены. Дівчину когда любят ёё кохають. А вот Батьківщину (Родину), Бога, Долю(Судьбу)- люблять.
suhaff
March 10 2004, 01:56:19 UTC 15 years ago
"как невесту родину мы любим,
бережем как ласковую мать" -- на украинский язык не переводится? :)
suhaff
March 10 2004, 02:19:18 UTC 15 years ago
я закохався у лани зелені
закохався в україну (с) іван олексенко
alhen
March 10 2004, 03:07:58 UTC 15 years ago
ex_ex_annut
March 9 2004, 22:33:15 UTC 15 years ago
у вас есть проблемы с сексом.
Скажите честно, хоть раз смогли удовлетворить женщину?
Anonymous
March 10 2004, 03:36:57 UTC 15 years ago
vmt
March 10 2004, 07:27:03 UTC 15 years ago
krylov
March 10 2004, 12:16:17 UTC 15 years ago
Anonymous
March 10 2004, 10:45:04 UTC 15 years ago
Нюся.
Deleted comment
ex_er2000541
March 10 2004, 14:04:37 UTC 15 years ago
Т е по техническим причинам ей это должно быть сложнее
Хотя смотря какая женчина попадется
:-)
zimopisec
March 9 2004, 22:52:48 UTC 15 years ago
Вся штука в том, что распалась не столько семья, которую срочно понадобилось легитимизировать.
Распались прочие скрепы - типа любви к божеству, верности сюзерену и протчая, и протчая, и протчая ( а припомните- если кончать с собой из- за женщины было все же неким исключением и прочти не случалось в средние века, то самоубийство после гибели короля- тема массы рыцарских романов, в других герой от такого же горя сходит с ума и т.п.). Вот все эти эмоции и были перенесены на единственно оставшееся у человка:))
ex_skuns
March 9 2004, 23:18:33 UTC 15 years ago
И он нам будет после этого говорить за постмодернизм и бисер.
"Надо же - слова нет, а жопа есть".
krylov
March 10 2004, 03:56:33 UTC 15 years ago
ex_skuns
March 10 2004, 05:27:46 UTC 15 years ago
Anonymous
March 10 2004, 04:14:12 UTC 15 years ago
Что-то о "провинциальной девочке, умненькой и привлекательной", которую будет насаживать на хуй тридцатилетний миллионер из близких вонючке социально и духовно, а та ему за это будет верна.
Повтори-ка сюда, животное
kuba
March 10 2004, 00:29:54 UTC 15 years ago
И "женщины стали читать" - лишь один из них. Далеко не главный, кстати, так как куртуазные дамы тоже читали и даже писали стихи. Однако куртуазная любовь была чуть ли не обязанностью и к "велениям души" отношение имела весьма опосредованное, ибо ни одно из этих "велений" не могло оправдать нарушения норм куртуазности.
А вот когда нормы отшли на задний план, тогда и сословные, и поведенческие, и прочие всякие табу посыпались.
ex_skuns
March 10 2004, 05:35:34 UTC 15 years ago
С падением феодализма эта необходимость отпала: король волен жаловать милости кому хочет. Ну а там уже и наполеон написал кодекс, что отцом рожденного в браке ребенка считается муж, и проблема совсем отпала.
kuba
March 10 2004, 06:32:13 UTC 15 years ago
Вряд ли ее можно считать заменой брака по любви. Да и слово любовь в данном случае имеет несколько непривычную для нас смысловую нагрузку. Куртуазность - прежде всего свод неких правил, которые просто обязаны были выполнять все "продвинутые" молодые люди той эпохи. Например, муж никак не мог выступать в роли воздыхателя, даже если это был любимый муж. Дама просто обязана была держать данное ранее слово, и никакие там "полюбила другого" не считались. Вобщем, вовсе это даже не любовь была, скорее всего, некая форма протеста против дикости предыдущих веков.
ex_skuns
March 10 2004, 08:41:04 UTC 15 years ago
kuba
March 11 2004, 01:03:05 UTC 15 years ago
Только вот основной тезис заключался в том, что в системе взглядов, именуемой куртуазностью, любовь в современном ее понимании отсутствует как таковая.
_elen_
March 10 2004, 04:37:23 UTC 15 years ago
knyaz_myshkin
March 11 2004, 13:00:31 UTC 15 years ago
Ну я уж прямо не знаю
chelovekolyb
March 10 2004, 04:49:41 UTC 15 years ago
Re: Ну я уж прямо не знаю
knyaz_myshkin
March 11 2004, 13:06:47 UTC 15 years ago
svetlana_ns
March 10 2004, 05:57:04 UTC 15 years ago
knyaz_myshkin
March 11 2004, 12:59:00 UTC 15 years ago
or_land_ino
March 10 2004, 06:25:02 UTC 15 years ago
apophates
March 10 2004, 10:49:27 UTC 15 years ago
Дело в том, что любовь-хуебовь - это такой реликт в мозгах, объективно вредный постольку, поскольку мешает адекватно воспринимать окружающие социальные реалии. Предупрежден - значит, вооружен.
(а потом мышкой выделите разгадку)
or_land_ino
March 11 2004, 00:43:52 UTC 15 years ago
apophates
March 11 2004, 01:29:21 UTC 15 years ago
Нежелание замечать окружающий догвиль - вовсе не добродетель ни в каком смысле, а, напротив, признак неадекватности, нетрезвости, прелести вражией.
or_land_ino
March 11 2004, 01:45:53 UTC 15 years ago
apophates
March 11 2004, 01:58:22 UTC 15 years ago
См, например, о святителе Григории Паламе
http://www.livejournal.com/users/apophates/24561.html?mode=reply
http://www.livejournal.com/users/apophates/24774.html?mode=reply
Или вот, слова св. Максима Исповедника:
Так что какие-то не такие у Вас скиты, те, где учатся каким-то прямо противоположным практикам.
krylov
March 10 2004, 11:43:42 UTC 15 years ago
or_land_ino
March 11 2004, 00:49:30 UTC 15 years ago
or_land_ino
March 11 2004, 05:15:00 UTC 15 years ago