непатриотическое
С падением Византии все интересное кончилось.
Как выразился один писатель, "кончилась жизнь, началось житие".
Все, что было потом, интересно лишь постольку, поскольку носит в той или иной мере отблеск тех славных лет. Когда блеснет этот луч, то это не спутаешь.
Но блистало оно очень редко. Напр. на Афоне в начале прошлого века - пожалуй, ярче всего за несколько столетий...
И в письмах св. Филарета, напр., он блеснул, помню, когда я их впервые прочитала, первые два, которые попали мне в руки. Хотя тогда я про Византию ничего в общем-то и не знала. Но это было оно, которое ни с чем не спутаешь. И потом - в его посланиях тоже оно... В посланиях архиерея, по выражению одного зарубежного клирика, "выпавшего" из традиции Русской Церкви. Вот то-то и оно.
Поэтому мне как-то русская церковная история в целом не привлекает. В Византии вот как копнешь, - так сразу целые, можно сказать, россыпи драгоценных камней, разнообразных, каждый по-своему прекрасен, и столько можно для себя почерпнуть, как ни поверни бриллиант, все новые и новые сияния граней. И если надо понять, как себя вести сейчас, то смотри туда - не ошибешься.
А в России, чтобы выкопать искомый алмаз, надо столько перекопать такого, на что даже и смотреть не хочется... так тоскливо. Да и алмазы частенько тоже неограненые... И если смотреть, то прежде всего увидишь, как не надо себя вести сейчас.
В этом отношении я не патриотка, конечно. Святая Византия, а не Святая Русь.
И я очень рада, что живу именно сейчас - не до революции, не в этой "Святой Руси", по которой тосковал Шмелев. А сейчас - когда все разрушено, и камни раскиданы. И можно строить, насколько это возможно, по-византийски.
И наш Филарет - Вознесенский, а не Дроздов. Тоже символично в своем роде.
...Если я когда-нибудь переступлю порог Св. Софии, умру ли я от счастья? Ведь там ступали ноги почти всех моих любимых святых и вообще стольких святых! Вот где она - Святая Земля.
В общем, я думаю, это действительно православное мировосприятие, да.
И я не вижу особой разницы между "западниками" (это ведь тоже религия) и "православными". Просто западничество - поклонение Парижу и Вашингтону (а на самом-то деле, в глубине - подчинение Риму и Папе), а православие - поклонение Константинополю. И в обоих случаях - брезгливое отвращение от "русской мёрзлой земли".
"Святая Византия, а не Святая Русь." Вся суть, вся соль, всё дело - в этом а не. Что угодно, ТОЛЬКО БЫ НЕ "Святая Русь". Только бы не та Русь, о которой можно "доброе слово молвить". И никакой "шмелёвщины", то есть никакого восхищения русской ЖИЗНЬЮ в её цветении. Алмазы и яхонты хороши, когда они чужеземные.
ЧУЖЕБЕСИЕ, как и было сказано. Чужебесие нутряное, в костях сидящее.
А вот, весьма кстати, рассуждает воинствующий деист и явный антихристианин:
страна так никогда и не вышла из состояния придавленного язычества, не смогла вполне влиться в христианскую семью народов.
Заметим это - "семья христианских народов". Христа плюём, а семью христианских народов ой-ой как уважаем и даже пинаем эту страну за "язычество". "Знаем, где силушка-то".
И тож, небось, не любит "шмелёвщину".
Надо ли говорить, что я, "при всех своих обстоятельствах", Шмелёва люблю очень, а "Лето Господне" - особенно.
Довесок: оказывается, mon_kassia - это ts, Татьяна Сенина. "Ну тем более".
)(
odion
June 30 2004, 16:38:19 UTC 15 years ago
ex_skuns
June 30 2004, 17:09:37 UTC 15 years ago
krylov
June 30 2004, 17:28:47 UTC 15 years ago
Anonymous
June 30 2004, 22:46:41 UTC 15 years ago
xnikto
June 30 2004, 23:08:39 UTC 15 years ago
И почему вы думаете, "это действительно православное мировосприятие"?
К примеру, Фредди Меркюри, говорят, придерживался зороастийской веры. И я вот думаю, его сексуальная ориентация была истинно маздеистской, да.
Во-во.
chelovekolyb
June 30 2004, 23:24:38 UTC 15 years ago
krylov
July 1 2004, 06:20:01 UTC 15 years ago
А вот если вы мне скажете, что маздеистам свойственны закрытость и высокомерие, мне придётся "долго объясняться", да. Потому что такое есть, и это определённая проблема.
Если бы я сказал, что некий православный, скажем, насилует маленьких девочек, и это "очень православно" - вы могли бы совершенно законно ткнуть меня носом в каноны. Такой человек не православный, и точка.
А вот когда я говорю насчёт сложных отношений православных со своим отечеством - на это, к сожалению, так просто ответить нельзя. Потому что, к сожалению, "это есть".
xnikto
July 1 2004, 22:33:08 UTC 15 years ago
Здается мне, что, если бы у нас сейчас заместо православия был распространен маздеизм, то наверняка нашлось бы не мало "глубоких и искренних зороастрийцев", стенающих, де "как здорово было в ахеменидской Персии! -- Что ни капни, -- брульянт! А в этой рашке одно говно. Всего Заратустру нам испохабили, свиньи".
krylov
July 1 2004, 23:49:00 UTC 15 years ago
В "шмелёвском" православии это тоже было (тогда выражение "Святая Русь" понималось очень буквально) - но ведь нынешние православные ищут чего-то другого.
xnikto
July 2 2004, 00:11:32 UTC 15 years ago
> не принято. Потому как считается, что страна,
> в которой распространена Благая Вера, уже
> тем самым лучше любой другой.
Но ведь, после 70-ти лет, понятно чего, страну можно было бы уже не считать таковой. Можно было бы говорить, что де страна предала Благую Веру, и теперь ничуть не лушче и даже хуже других стран...
То есть с православием что называется "работали". Если бы на месте православия был зороастризм, -- "поработали" бы и с ним. -- Какая разница?
or_land_ino
July 2 2004, 06:20:50 UTC 15 years ago
krylov
July 2 2004, 14:12:42 UTC 15 years ago
Все всегда сложнее
or_land_ino
July 5 2004, 00:15:11 UTC 15 years ago
[vii] Передовая статья в газете Русь от 19 окт. 1885 г. // И. С. Аксаков. Полное собрание сочинений. Т. I. М., 1886. 671–682, особ. 678–679.
«Употребляя это слово “византизм”, — я только пытался указывать на религиозно-культурные корни нашей силы и нашего национального дыхания; я хотел напомнить, что не следует нам искать какой-то особой славянской Церкви; какого-то нового славянского Православия, а надо богобоязненно и покорно держаться старой — Греко-Российской Церкви, того Православия, которое я позволил для ясности назвать филаретовским. Славянскую Церковь (думал я), пожалуй, и можно устроить. Но будет ли эта Церковь правоверна? Будет ли государство, освященное этой Церковью, долговечно и сильно? Можно, пожалуй, отделиться от Греческих Церквей и забыть их великие предания; можно остановиться на мысли Хомякова, что без иерархии Церковь не может жить, — а без монашества может; <...> если бы и явились гонители для возрождения мученичества — то явились бы они в наше время не в лице каких-нибудь новых и увлеченных верой мистиков, а в лице самых обыкровенных эгалитарных нигилистов, достигших высшей власти по пути, — уготованному им этой самой либеральной, славяно-русской Церковью...»[ix]
[ix] К. Н. Леонтьев. Кто правее?... Письмо 9-е. 672.
http://www.hgr.narod.ru/protrez.htm
Зря вы это.
kalinka_lj
June 30 2004, 23:11:49 UTC 15 years ago
Вдогонку
kalinka_lj
July 1 2004, 05:44:20 UTC 15 years ago
Я с вас просто торчу
chelovekolyb
June 30 2004, 23:21:33 UTC 15 years ago
Константин, а вам, прежде чем рассуждать о предмете, нехило было бы его изучить. Походить в церковь там, ну как положено. Книжечки, они ведь, знаете ли, недостаточны.
Re: Я с вас просто торчу
ex_er2000541
July 2 2004, 17:31:46 UTC 15 years ago
:-)
magister_
July 1 2004, 00:53:42 UTC 15 years ago
Падение Константинополя - это взятие врагами столицы нашего царства (Цареграда). После него столица царства переехала - совершенно официально! - в Москву (Россия - это последний сохранившийся остаток империи Александра Великого).
Соответственно, под семьей "христианских народов" - понимаются отколовшиеся и предавшие Империю, готовые теперь растерзать ее последний остаток.
Deleted comment
ex_er2000541
July 2 2004, 17:29:16 UTC 15 years ago
:-)
Anonymous
July 1 2004, 00:53:49 UTC 15 years ago
Это никакое не "православное мировосприятие", а мечтательное интеллигентское чужебесие, стоящее на выдуманном образе некоей идеальной Византии. Православное мировосприятие оно и без Византии православное мировосприятие. Можно быть православным, живя в глухой деревне и ничего не зная о Византии вообще.
Вы, Константин, делаете выводы о Православии на основании писаний экзальтированных интернет-барышень. А вы бы по Шмелеву лучше представление составили.
bazia
July 1 2004, 04:31:16 UTC 15 years ago
Эдак Вы, Константин, скоро русских римокатоликов, проживающих в Литве, истинноправославными считать будете.
Anonymous
July 2 2004, 02:41:32 UTC 15 years ago
Anonymous
July 1 2004, 06:33:34 UTC 15 years ago
krylov
July 1 2004, 23:29:20 UTC 15 years ago
Anonymous
July 2 2004, 20:38:29 UTC 15 years ago
Симптоматичная оговорка
or_land_ino
July 1 2004, 08:38:49 UTC 15 years ago
http://www.livejournal.com/users/dimchansky/54298.html
Читая старое
nataly_hill
May 8 2005, 21:01:46 UTC 14 years ago
Пойти, что ли, повеситься?