Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

теологическое

hgr проповедует (это слово нужно понимать буквально, речь идёт именно о проповеди):

Господь Сам Себя сравнивает с жестоким человеком, и таких мест не одно в Библии. Чтобы понять любовь Божию, недостаточно понятий о человеческой любви. Зачем Бог сравнивает себя с плохими людьми? Спасение — дело добровольное, и спасается мало кто. [...]

Мы созданы только для спасения, только для обожения и больше ни для чего. При этом сами мы можем этого и не захотеть. Но и тогда ничего не изменится в том, что мы созданы только для этого. Нам это может нравиться, нам это может не нравиться; мы можем считать, что Бог, так все создавший, является благим, а можем считать Его злым; это совершенно наше личное дело. Если мы считаем, что Бог ведет Себя как злой, мы можем так считать, и сегодняшняя притча нам об этом прямо говорит; но тем не менее, Бог таков. Но если мы не хотим — и Священное Писание предостерегает нас от такого решения — считать Бога злым на самом деле, то мы должны понять нечто, может быть, самое важное: что Бог есть Тот, Кого мы на самом деле не понимаем, и нашим человеческим разумом Его в принципе понять нельзя, потому что человеческий разум это не такой инструмент, который создан для того, чтобы понять Бога. Человеческий разум это хороший инструмент для понимания того, что мы чего-то не понимаем, и для понимания своих собственных границ. И вот, с одной стороны, благость Божию человеческий разум может понять как какую-то концепцию, а с другой стороны, человеческий разум может понять, что какие-то явления противоречат этой концепции, и в общем-то, самое главное — что Бог сотворил такое количество людей, которые не захотят спастись, и поставил их перед такой альтернативой; и это действительно не согласуется с человеческим пониманием благости. Но дальше наш человеческий разум должен сделать вывод, что Божественная благость это нечто такое, что вообще выходит за его пределы, и потому то с одной стороны, то с другой мы видим противоречия, а целого мы нашим разумом охватить не можем.


Тут просматриваются следующие ходы мысли.

Почему в мире существует зло - вопрос старый, известный, и на него даны разнообразные ответы разной степени убедительности. Но здесь идёт речь о том, что вне мира: о зле трансцендентном, о бесконечном страдании, на которое Бог обрекает подавляющее большинство людей.

Я даже могу прикинуть, сколько именно их будет. Их будет примерно столько же, сколько бывает призов в крупной лотерее: очень немного, но всё-таки достаточно, чтобы люди покупали билеты. Потому что если каждому крестившемуся сказать: "ты не спасёшься, а спасётся только 10 человек, и все они уже на небесах", крестящийся, скорее всего, плюнет и пойдёт "жить эту жизнь хорошо" (раз за гробом всё равно только бесконечный ужас). Тогда игры не получится. Выделить же много призов Бог по неким причинам не хочет. При этом заметим, что христианин, особенно имеющий шансы спастись - это мученик, то есть человек, добровольно претерпевающий чудовищные страдания. Или уж, как минимум, не получающий от жизни никаких удовольствий. Лотерейная схема в действии: очень много людей отказываются от чего-то (отдают деньги за билет или отрекаются от мирских радостей), большинство проигрывает (то есть получает только адские муки за гробом), а выигравших ровно столько, чтобы все прочие не потеряли интерес к лотерее. При этом выигравших "показывают по телевизору" и "всячески пиарят" (а признанных святых всячески почитают).

Разумеется, подобный взгляд на дело неблагочестив, и принимать его не хочется. Поэтому hgr говорит: Божья милость и Божья любовь - это непостижимые для нас вещи, совсем непохожие на то, что мы подразумеваем под милостью и любовью. И вообще, Бог непостижим.

На это можно заметить, что в таком случае следует идти до конца. Если уж отношение Бога к людям и в самом деле непостижимо, то, вполне возможно, непостижимо и всё остальное. То есть, например, райское блаженство может оказаться совсем не тем, что мы подразумеваем под блаженством. Оно, возможно, напоминает жуткую боль. Милость Божья тоже может оказаться совсем не милостью, а чем-то другим - например, чем-то напоминающим ненависть или презрение. Мало ли что. Если уж он добр не по-нашему, то к нему неприменимы наши представления, все и целиком.

В таком случае стоит ли стремится к спасению? Спасение тоже может оказаться чем-нибудь неожиданным - допустим, напоминать погибель. Жизнь "вечная" может оказаться совсем даже не жизнью. Даже обожение (спасённый человек станет Богом!) - может оказаться, скажем,поеданием души в стиле кастанедовского "орла": эта тварь ведь тоже "принимала в себя" мёртвых, но только в качестве пищи... Какой-нибудь богохульник даже сказал бы, что это самое логичное предположение, всё в том же "лотерейном смысле". Бог возьмёт да и скажет спасшимся: "вы же причащались, вы же ели плоть и пили кровь мою? теперь я сделаю то же с вашим умом и душой". И всякий крестящийся тем самым, оказывается, сам себя обрёк в "приятное благоухание Господу".

Разумеется, я сам ничего подобного о Творце не думаю. Напротив того, я верю в том, что Он благ, причём в самом прямом смысле этого слова. Но именно поэтому теология hgr представляется мне довольно-таки ужасной. При этом я не сомневаюсь и в том, что это и есть христианство, по крайней мере "на нынешнем его этапе" - поскольку hgr элементарно образованнее, да и следует Свв. Отцам куда последовательнее, нежели "либеральные богословы" (о которых и говорить-то не хочется).

То есть кто-то ошибается. И я надеюсь, что ошибаются они, а не я.

Впрочем, если они не ошибаются, то выбор всё равно невелик: или участвовать в этой жуткой лотерее, в которой не выиграть всё равно, или - "честно в яму".

)(
Пелевин "Фокус-группа"
Рассказ это отличный. Но "светящаяся фигура" в нём всё же демон. (BTW, похоже, один из участников рассказа неприметно спасается. Вернее, одна.)
Только хотел сказать! Но это - перавя часть. Вторая - Стругацкие.
http://www.ihtus.ru/72004/l3.shtml
Без всякого уважения lipkovichea
:-) во, в кои-то веки ляпнул теологическую проповедь! (не зря я ее несколько недель мариновал и таки смягчил).
а моя мысль была еще хуже: загробное не м.б. похоже ни на что вообще, т.е. ни блаженство на блаженство, ни мучения на мучения, т.е. все на самом деле еще загробнее, чем кажется. и крутость -- именно в этом.
ну и не лотерея это вовсе, а нечто гораздо (!!) худшее: в лотерее каждый желающий не может выиграть только на основании своего желания, должно повезти. а тут -- может. кроме желания *на самом деле* ничего не надо. но желание заведомо не сформируется у большинства, т.к., как сказал в комментах у меня angel_chinese, у них нет самой "хотелки". это делает всю теодицею невозможной и заставляет задуматься над плохими словами, которые в ВЗ и НЗ Сам Бог говорит в Свой адрес.
Кто ответственен за отсутствие "хотелки"?
не знаю. (это если по-честному отвечать)
А почему Вы Богу тогда доверяете?
Или это игра по принципу Паскаля?
доверие не должно зависеть от таких мелочей, как мое знание.
Простите, батюшка. Я и не сомневался, что не знаете. Это вопрос сам в себе, а не к кому.
Совершенно с вами согласен.

То есть я так и понимаю христианскую идею: надо захотеть чего-то крайне противоестественного и чудовищного, чего "душа не принимает" и "плоть трепещет".

То же самое и с христианским спасением: я представляю его себе именно как "нечто худшее, чем даже вечные муки".

Уповаю, однако, что сего не будет.

Впрочем, посмотрим: ждать-то недолго, "дни человеческие коротки".
>надо захотеть чего-то крайне противоестественного

Ну, так естественного и в этой жизни - как грязи. Деваться некуда от естественного. Поэтому - таки да, "захотеть противоестественного". Надеяться на нечто "естественное" за гробом - это как-то странно. Какой-то мусульманский рай получается, если "хотеть естественного".
Естественного в этом мире не хватает. У миллиардов людей нет чистой питьевой воды. В Африке дети ежесекундно мрут от голода и спида. В РФ идёт вымирание населения. И т.д. и т.п.
Для законченного алкоголика крайне противоестественно и чудовищно захотеть бросить пить, этого и "душа не принимает" и "плоть трепещет". Однако таких, законченных, мало - обычные алкоголики в какие-то моменты своей жизни всё же прозревают, видят своё реально опущенное положение, хотят с этим что-то сделать. И это всё на фоне естественного (для алкоголика) желания выпить, которое, как правило, в итоге и побеждает.

Так и с людьми - законченных мало, всякий иногда осознает реальную цену "простым жизненным удовольствиям" и тянется к самоограничению (а это первая фаза того "добровольного мученичества", о котором Вы с таким ужасом пишете). Однако потом простые удовольствия опять берут верх, впрочем это всегда свободный выбор самого человека.
Простые удовольствия, вроде честной работы, счастливой семьи, здоровья детей, верности супруги, хорошей погоды и прочего благорастворения воздухов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫМИ, ИНАЧЕ ЗА НИХ НЕ МОЛИЛИСЬ БЫ НА ЛИТУРГИИ. Вы уж как-то определились бы.
Я говорил о других удовольствиях, типа пожрать. Работа и семья - это, конечно, не грех. Грех - когда человек забывает о Боге (или уделяет Ему некий минимальный остаток себя), а вот это уже может происходить в т.ч. из-за семьи и работы. Склонность человека к нарушенной иерархии жизненных ценностей - это уже противоестественно и грех.

Кстати, замечу, что о.Грр в своей проповеди не высказывал мысли, что "спасутся 10 человек", это уже домыслы Константина.
Что значит "пожрать", прошу прощения? А хлеб наш насущный даждь нам днесь? Антон, так ведь можно и до прямого богохульства договориться. Я говорю это Вам совершенно беззлобно, поверьте. :)
"пожрать" - это не просто хлеб, это целый ресторан Прага в придачу
:)
про ресторан Прага в "Отче наш" нет ни слова, я проверял
О нет, тут дело не в простых удовольствиях. С "простыми удовольствиями" борются все религии, а также множество вполне светских практик. Это-то как раз не проблема. Христианин, насколько я понимаю вопрос, должен возненавидеть самую жизнь (далее см. Розанова, который сей вопрос разбирал подробно).
Да неправильно Вы понимаете, Константин. Возненавидеть жизнь действительно предлагается Спасителем, но только "эту жизнь", примерно как Вы и сами ненавидите жизнь в современной Вам РФ. "Этой жизни" противостоит жизнь вечная, которую христианин призван как раз любить и к ней всячески стремиться. Она не только и не столько загробная, сколько прежде всего иная, ортогональная "миру сему" (ср. "этой стране"). Вы же сами живете "ортогонально", Вам это должно быть предельно ясно.
Это для Вас не проблема, а для человека, живущего этими "простыми удовольствиями" - очень даже проблема. Ваша логика может быть и его логикой.

По-поводу ненавидения самой жизни - Вы и впрямь неправильно о.Грр понимаете (впрочем, он постоянно даёт повод к этому). У Вас выходит критика не христианства, а какого-то манихейства. Реально же ... вот, к примеру, у меня на столе стоит икона св.преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны. Её житие, конечно, Вам известно. Она возненавидела одну жизнь, но возлюбила другую. А Розанов, простите, как эксперт в христианстве, это не очень серьёзно.
К.Льюис сравненивает человека, слишком любящего "самую жизнь" и ее простые радости с ребенком, играющим в грязной луже и плачущим, когда родители его оттуда вытаскивают. Ребенок ведь не знает, что родители хотят отвезти его на море :-)))

Вопрос о благости Божией
Вопрос же о благости Божией разрешается только верою во Христа распятого за ны, и никак иначе.
Тот же Розанов отмечал, что не все религии осуждают жизнь.
интересно что вы понимаете под "христианством".
христианин, который член тела Христа, Сына Божия, должен возлюбить жизнь и следовательно возненавидеть смерть во всех её проявлениях.
писания иеромонаха Григория никакого отношения к христианству не имеют. он безумно давит суперэрудицией и нонкомформистским жизненным опытом, но это ещё не христианство. христианства многоуважаемый ХГР не понимал и не понимает и вся та чепуха, которую он пишет об Отце Небесном м.б. оправдана только его искренностью - он действительно так считает.
а идеалистическим выдумки типа того, что разум человека приспособлен только для познания куска реальности, а не её всей, выдуманы ХГР-ом для оправдания собственного нежелания двигаться вперёд.
впрочем, Бог и его спасает и спасёт.
что же касается спасения и теодицеи, то всё это предельно просто.
1. зло (в данную историческую эпоху) есть неизбежный налишек наличия сознательных существ.
2. апокастасиса не будет.
3. спасутся все. это требовало и потребует ещё невероятных изгибов человеческой (и не только) истории и огромного количества страданий.
4. Бог-Отец БЕЗУМНО добрый. человек понявший доброту Бога на время теряет дар речи, испускает реки слёз и обретает абсолютное каменное спокойствие, которое помогает ему двигать историю вселенной вперёд.
с искренним уважением,
Ф.П.







Для людей без хотелки будет реинкорнация :)))
если только от слова "поп-корн": превратятся в кукурузу, но воздушную, и улетят в небеса.
Евангелие от Матфея, 18:14
Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Евангелие от Иоанна, 6:37-40
37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

Что худого в этой мысли?
Тут у меня другое мнение.
Я прихожу к человеку на "званный пир" не потому, что он хорошо готовит, а потому что я его люблю. Потому же и к Богу желаю, не из-за "блаженства", а из-за Него, пусть наивно и еретически.
Еретически с чьей точки зрения?
с православной.
Впрочем я сейчас такой образ жизни виду, который ни в одну ортодоксию не вписывается :-)
Ошибается конечно же ХГР, тут и к бабке не ходи. Почему -- сейчас напишу. :)
Поразительное единодушие христианина (и даже иеромонаха вроде как) с нехристианином.
На чем сошлись? На "бане с пауками".
"Мне иногда, знаете, такое мерещится".

Осмелюсь утверждать, что это не православное понимание. Это какой-то экзистенциализм, Лев Шестов, а не Отцы Церкви.
Слово, которое, как мне кажется, вы оба игнорируете, звучит: "одновременно".

Бог непостижим - да, но одновременно - Он и постижим вполне. Сидит себе Дедушка на облачке, свесив ножки. Если Бог непостижим совсем - то как была бы возможна иконопись?

Да, никто не может спастись - но одновременно - все спасены. Как так? Неизвестно. А одновременно - известно: что же такое Пасха и чему же мы радуемся в эту ночь? Собственной гибели, что ли? Или это так - одно "воображение"?

Да, в каком-то смысле, спасаются только святые. Но одновременно - святые спасают тысячи "просто" людей. В том числе, у которых "хотелки" нет. А просто "подвернулись вовремя".

Как подсказывает мне мой очень скромный опыт, предельная точка узрения собственной греховности (и, стало быть, предельной недостойности Бога) есть одновременно очень ясное сознание и уверенность, что ты уже спасен. И никакой, в общем, лотереи. "Всё по-честному".

"Держи ум свой во аде и не отчаивайся".


Я задолжал Вам текст. Я честно хотел этот долг вернуть, но у меня куда-то пропал коммент, в котором указывалась желательная тема. Нельзя ли его повторить?
Да уж столько воды (тем) утекло!
Я на той уже не настаиваю. Что-то было уже и поинтереснее. Я заново Ваш журнал пролистаю и сегодня вышлю. Или - на ваш выбор?
"Да, в каком-то смысле, спасаются только святые. Но одновременно - святые спасают тысячи "просто" людей. В том числе, у которых "хотелки" нет. А просто "подвернулись вовремя"."

Варавва?
Вы имеете в виду разбойника на кресте? Если его, то - да. И не он один.

Но имя этого разбойника неизвестно, а вот Варавву отпустили вместо Христа - так что ему не повезло :)
Их обоих. И разбойника, и вора. Варавва тоже, если я не ошибаюсь, причислен к святым?
Откуда такая информация? Впервые об этом слышу.
Да и тот, кому Христос сказал: нынче же будешь со мною в Раю, - не святой, в строгом смысле этого слова. Тем более, что имя неизвестно.
Я потому и оговорился, что возможно ошибаюсь. Я не на столько хорошо разбираюсь в материале и вполне допускаю, что путаю "в Раю" и "святой".
Однако, что-то где-то в памяти засело, что вор Варавва после этого изменил свою жизнь, стал праведником (Магдалина тоже ведь была блудницей?) и чуть ли не проповедовал. Но (опять возможно), я что-то путаю....
Магдалина не была блудницей. по крайней мере из НЗ это не следует.
этот вымысел порождён желанием некоторых лиц соединить образы нескольких женщин из Евангелий в один.
Спасибо.
пожалуйста :)
Я ж говорил, что не силён в писании. :)
(:
про неё там сказано только, что Христос изгнал из неё семь бесов.
Прежде всего хочу обратить внимание на тот факт, что Бога понимать не надо, его надо «слушать», прежде всего в смысле «слушаться». Непостижимость Бога и тщетность человеческих попыток проникнуть в ход Его мыслей описан в Библии многократно и многообразно. Претензии к о.Г. могут быть собственно только в части: «дальше наш человеческий разум должен сделать вывод, что Божественная благость это нечто такое, что вообще выходит за его пределы, и потому то с одной стороны, то с другой мы видим противоречия, а целого мы нашим разумом охватить не можем.». Ошибка в том, что разум о.Г. вовсе не является «нашим человеческим разумом», а только разумом самого о.Г., таким же человеческим как и мой собственный. Из контекста ясно, что сложности у о.Г. возникают в процессе осмысления любви Бога на фоне того факта, «что Бог сотворил такое количество людей, которые не захотят спастись», чем, видимо, обрёк их на незавидной долю в вечности и т.п. Трудно назвать такое деяние любовью, особенно если учесть оценку деяний Гитлера, обрёкшего на весьма временные мучения куда как меньшее число людей. Проблема классическая и ответа на неё у традиционных школ богословия на самом деле нет, тут не надо иллюзий.

Вопрос-то на самом деле в другом. Евангелие говорит о любви Божией чуть ли не на каждой странице, причём (и это действительно важно) говорит о ней ВЕСЬМА ДОСТУПНО. Иисус накормил страждущих, исцелил немощных, заплакал у гроба друга. Это не случайные эпизоды, а едва ли не основной мессидж, указующий нам на то, в чём состоит любовь Божия. В неё не надо «проникать», её надо «усваивать». В сцене Страшного Суда Иисус Христос показывает нам, что именно такие «дела любви» и будут основанием оправдания грешника, равно как и их отсутствие – основанием для осуждения да «муку вечную».

Разделение на «оправданных» и «обречённых» есть разделением на «любящих» и «не любящих» ближнего своего. Вся тяжесть вопроса находится не на стороне Бога, в смысле кого же Он любит, а кого нет и почему, а полностью на нашей стороне, кого и как любим мы. И именно в этом и состоит наша свобода: мы можем воспользоваться данным нам правом «любить». Кто любит ближнего как самого себя, тот и есть «призванный, оправданный и спасенный», кто нет – тот сам выбрал свою жизненную позицию и несет за неё всю полноту ответственности в вечности. Никто на «не любовь» его не обрекал.
Повторюсь, суммируя вышесказанное: утверждение "Бог любит нас" означает только то, что "поэтому мы должны возлюбить друг друга". Бог есть только и исключительно "легальное основание" нашей взаимной человеческой любви и вечное напоминание о её важности.
Прежде всего хочу обратить внимание на тот факт, что Бога понимать не надо, его надо «слушать»

«Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1. 2).
В данном случае речь идет не об "умственном познании" Бога, а о "познании" Его дара, т.е. того, что мы -- призваны к богообщению и удалению от похотей, другими словами: призваны выбрать жизнь вечную, а не суемудрие мира сего с его страстями.
По-моему, Вы как-то не так поняли Григория.
Ниже есть комментарий самого о.Г.
То есть выше :)
И шо? =) Просто Вы, воля Ваша, опять какое-то фэнтэзи писать пытаетесь. Рай, Ад, постижимость, страдания какие-то... выдумки это всё. "Потустороннее", пустопорожнее. А hgr, насколько я уразумел, имел в виду примерно то же самое, что Бог о себе говорил в конце распрекрасной книги Иова - "Кто есть сей, кто промысел мрачит речами, в которых разуменья нет?..." и так далее. О том, что невозможно осудить Бога, как невозможно перевернуть рычагом землю - точки опоры нет. Принципиально нет. А всякое желание считать его злым - утешительная выдумка для глупцов.
А если я ошибаюсь, и Григорий не это имел в виду - значит... значит он чего-то не понимает! =)

Anonymous

October 7 2004, 07:21:25 UTC 14 years ago

Вы ведь недавно расписали в своём ЖЖ смысл жизни в вашем понимании? Про то, что мол, моллюски трясли-трясли - выползли на сушу, динозавры трясли-трясли, потом приматы. Теперь мы, люди, тоже трясти должны, ибо в этом Смысл Жызни. А разум, что разум - тьфу. Главное трясти.

А теперь о Боге вас тянет поговорить, о возвышенном. Да уж лучше трясите, что ли.
Вы, вероятно, не всё поняли. Трясти надо как раз разумом в первую очередь. Я вот стараюсь. Это всё и есть Бог, так что я всё время о Нём, это меня не "потянуло" =)

Anonymous

October 7 2004, 08:35:42 UTC 14 years ago

Но при этом вы не признаёте Добра и Зла. Эти понятия для вас слишком абстрактные.
Я не вижу, какое отношение этот терминологический вопрос имеет к контексту =)

Anonymous

October 7 2004, 09:16:45 UTC 14 years ago

Выходит, у вас Бог есть, а Добро не есть. Это не Бог тогда, а менеджер мира получается. Эффективный Собственник Мира Сего (c) pavell
Странный вывод. Не мой. Потому что это Вы - собственник мира сего. Но не очень эффективый, хоты за сто тысяч или сколько там лет своего существования Вы и сделали успехи =)
А Бог - весь во всём, а не только "на облачке".
А добра нет, конечно. Вот добродетели есть.
Всё это напоминает известное рассуждение из Screwtape Letters о подлинных целях, которые Бог преследует, спасая людей, и о природе так называемой божественной любви.

Согласен, проповедь ужасная.
Я писал про это:
http://www.livejournal.com/users/shumilov/49324.html
Кроме ветхозаветности и агностицизма в этом круге идей ничего не нужно.
А есть ещё такой вариант, что каждому воздастся по вере его. Так что для вас - благо, а для о. Григория - непонятки всяческие :)

Загробный мир - комфорт и чудо:
Когда б там было неприятно,
Хотя б один еврей оттуда
Уже сыскал бы путь обратно.

(ц) Игорь Губерман
великолепно!
> каждому воздастся по вере его

Ну, новости какие. Я ведь Вам, о. Григорий, когда еще предсказал, что в раю Вы из скуки и духа противоречия (а также страсти к политесу) примкнете к "неортодоксальной стороне" и начнете организовывать восстание.
там же никого кроме Бога нет:-). А Богу скучно не бывает.
Вы бы немножко поапофатичней.

А вдруг -- "не наше скучно, но похоже на наше скучно" -- бывает, и именно для развлечения вся эта наша канитель и была устроена? (Как по секрету поведал черт Ив. Карамазову.)
Вы правы, что опасности есть. будем думать.
Чё думать, молиться надо!
ага, и Бог не совсем Бог... Надо знать меру апофатичности:-)
Нет у апофатичности начала, нет у апофатичности конца!

Вы бы там посмотрели ниже: hgr и сам заколебался, по пути ли ему в рай?
Сыскал.
Предполагать, что намерения и мотивы Бога постижимы человеком, на мой взгляд, все же менее логично, чем предполагать обратное.
Интеллект (если так можно выразиться) Бога заведомо соотносится с интеллектом человека, как интеллект человека с интеллектом лабораторной мыши (не самого глупого животного), или разница еще больше.
Представить себе, что мышь понимает мотивы человека, когда он ей присобачивает к башке электроды, или кормит мутагенными яблоками, или поит древесным спиртом, мягко говоря, странно.
Замечу, что при этих манипуляциях человек вполне может ее гладит и даже говорить ласковые слова.


Вы в данном случае исходите только из того, что в Вашей конфессии непостижимость намерений и мотивов Бога не утверждается.
Как Вы понимаете, из этого ровным счетом ничего не следует.
" намерения и мотивы Бога постижимы человеком, на мой взгляд, все же менее логично, чем предполагать обратное."

Есть зацепка. "создал ... По образу и подобию" .
То есть не как копию себя , а скорее как проекцию себя. И в этом образе и подобии (в его намерениях, скажем) можно понять нечто и спроецировать обратно.


1. Крылов - зороастриец.
Насколько мне известно, про "образ и подобие" в этой религии ничего не говорится.
Человек - друг и союзник Ахура-Мазды, но не "копия" Бога.

2. Не вижу никакой логики в утверждении, что проекция может понять первоначальный объект.
Обычно считается, что копия содержит ТОЛЬКО часть характеристик первоначального объекта.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ потеря информации.
Или уж, как минимум, не получающий от жизни никаких удовольствий.
-----
Тут вот Вы не правы, если почитать жития мучеников (даже с поправкой на последующие преувеличения), то им было как раз хорошо и приятно претерпеть мучения ради Бога, это было удовольствие. Так же и другим типам святых, они от жизни такой реально получали удовольствие. Так что с удовольствием тут все "естественно", просто оно у них другое, "неестественное" по обычным человеческим меркам.
"Если уж он добр не по-нашему, то к нему неприменимы наши представления, все и целиком."

сравните

"Никто не считает, будто Странники стремятся
причинить землянам зло. Это действительно чрезвычайно маловероятно. Другого
мы боимся, другого! Мы боимся, что они начнут творить здесь добро, как ОНИ
его понимают!

А разгадка одна...