mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

  • Mood:

Шведское чудо в картинках



Stieg Larsson

Я уже когда-то писал о главном бестселлере последних лет, трилогии "Миллениум". Написал кратко и подумал, что нет смысла разглагольствовать долго на эту тему -- всем все и так ясно. Повод вновь появился, когда на экраны вышел ремейк шведской серии в голливудской интерпретации. Очевидно, что если европейская история становится популярной в Штатах, то она несет ярковыраженную идеологическую окраску. Попробуем прочертить пунктирную линию и понять, что же так привлекло продюсеров.

Сама трилогия написана достаточно слабо. Это общее место критики. Главные герои не передают цельных образов и не вызывают сильных эмоций. Как журналист, расследующий дела о корпоративных преступлениях и владеющий собственным журналом, может быть так плохо политически подкован и не уметь себя защитить? Создается ощущение, что его главные аналитические качества превосходят все остальные, в том числе силу воли, отчего женщины им манипулируют.
Наблюдать за ним поучительно, но неприятно. Человек совершает много мелких и болезненных промахов, несмотря на четкое понимание ситуации в каждый момент времени. Отчего -- одному Б-гу известно.

Девушка, которая с татуировкой, прописана не лучше. Она никак не может решить, женщина она или бесполый социопат. В пользу первого амплуа говорит ее отношения к ряду мужчин (бывший опекун, Блумквист), в пользу последнего -- повседневное поведение и эмоциональная непроницаемость. Автору в голову не пришло, что такая сложная конструкция как влюбленная мужененавистница плохо ложится на сюжет, в котором главная составляющая -- детективное расследование.

Что же с сюжетом? Он разорван и растянут на бессвязные эпизоды, разбросанные вокруг главной детективной интриги. Дело в том, что детектив по умолчанию интересен. Точно так же как кроссворд в газете -- независимо от уровня эрудиции людям хочется отгадывать слова. И в фильме и в книге много немотивированной агрессии, которая не добавляет ничего к повествованию, приковывает внимание к ужасающим деталям повседневности. У всего этого, разумеется, есть свое объяснение.



Подождите, теперь моя очередь

Ларссон был ультралевым активистом и чуть ли не революционером (в биографии, написанной его женой, можно ознакомится с подробностями его борьбы за независимость Эритреи). Он в первую очередь политик. Кстати, до сих пор рассматривается версия его насильственной смерти от руки шведских националистов. Следовательно, трилогию "Миллениум" нужно рассматривать как библейское троекнижие с автобиографическими вкраплениями и пропагандистским зарядом. Вопреки расхожему мнению о "шведском социализме", самом лучшем в мире здравоохранении и политике, Швеция, по мнению автора, представляет собой крайне правое полицейское государство с ярковыраженными чертами разложения. Замечательная медицина Швеции признала Лизбет невменяемой, а потом прикрепила ее к опекуну-садисту. Крупнейшие корпорации страны управляются наркоторговцами и маньяками, которые используют христианскую риторику для прикрытия своих жутких преступлений. Физиологически подробные изнасилования сменяют друг друга на страницах книги и в кадре непрерывно. Говорят, что сам Ларссон был свидетелем группового изнасилования в ранней юности, что послужило фиксации идеи. Самые сильные и позитивнозаряженные персонажи -- женщины, в открытую играющие даже не мужчин, а саму идею эмансипации.



Незавидное положение мужчин в современной Швеции по Ларссону

Насколько все это соответствует действительности не так важно. Вне политической риторики такие вещи рассматривать нельзя. На примере сравнения двух экранизаций можно сказать, что шведский режиссер увидел тут в первую очередь детективную историю и постарался максимально закрутить интригу вокруг этого. Финчер же постарался расширить контекст оригинального сценария до изображения картины нравов. Это хорошо заметно по тому, что он не старался (кто-кто, а он-то умеет нагнать страху) сохранить детективную интригу в том виде, в котором это сделал его шведский коллега. Т.е. конечно это триллер, но фильм не заканчивается и не исчерпывается центральной историей. Финчер показал или лучше сказать постарался показать весь спектр социальной критики, которую в книгу (а затем и в сценарий) вложил автор. В силу слабости сюжета и главных действующих лиц сделать это получилось не до конца. Просто так совпало, что было бы недопустимой ошибкой не заработать на книжной сенсации, а Финчер как раз тот режиссер, который очень хорошо умеет передавать депрессивность. Вспомнить можно и "Семь", и "Бойцовский клуб", и даже "Тайную комнату". То что получилось на троечку не его вина, а скорее его судьба.