mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Categories:

Черная пятница. Большая игра

Красный и синий круги на темном дисплее. Цветные пятна нехотя сближаются и расходятся, волоча приволакивая мерцающими ложноножками пискселей. Жарко. Кажется, это упражнение на грани возможностей новенького Commadore 64. Через окно размером в стену светит заходящее южное солнце. В огромной комнате разыгрывается спектакль, который сейчас назвали бы brainstorm'ом. Худой парень в одинаково потертых джинсах и футболке яростно размахивает руками. Еще двое патлатых и небритых мужчин неопределенного возраста перебивают обладателя second hand'а, попеременно подбегая к большому телеэкрану в углу.

Сторонний наблюдатель, проезжающий блок фешенебельных офисов в районе Ньюпорт Бич мог бы, вероятно, подумать, что молодые люди настраивают видео оборудование для съемок скабрезного телефильма.  


На самом деле Брайан, активно жестикулирующий молодой человек, буквально пару дней назад арендовал офис для своей новой компании. У всех школьных друзей уже были фешенебельные планы на жизнь, а у него была любовь к компьютерной графике и пахнущим пластмассой белым коробкам с проводами. Первой задачей стартапа из трех человек стал... поиск близлежащей кофейни, где можно было бы обсуждать дела, так как в офисе днем было невыносимо душно. Приходилось работать по ночам, а днем играть в университетском кампусе на разных терминалах. Так появилось название inter-play.


Вспоним первую часть и на минутку слетаем на машине времени в 1957 год. Перед тем, как дело с RAND и Ford Foundation было окончательно улажено, наш старый друг Роуэн Гейзер делает интересный доклад на президентской панели по науке и технике. Присутствовало 5 человек, включая самого Эйзенхауэра. Назывался он «Устрашение и выживание в ядерную эпоху». В этой миниатюрной лекции уместилась вся постнуклеарная идеалогия, сохранившаяся практически нетронутой вплоть до наших дней. Такие слова, как fallout shelter, electrical radio interconnectivity network, mobile nuclear reactor, и т. д. получили официальную прописку и долгую жизнь именно в докладе немолодого и заслуженного «поверенного». Буквально сразу же после дискуссии в Вашингтоне произошло два, казалось бы слабо связанных между собой события. Сам Гейзер после короткого перерыва неожиданно уходит со своих многочисленных постов, как в Ford Foundation, так и в RAND. В 1959 он уезжает в Калифорнию и в очередной раз совершает маленькую революцию.

Совместно с двумя отставными генералами Уильямом Дрейпером и Фредериком Андерсоном создается первая в Калифорнии
частная венчурная компания. На счету Draper, Geither & Anderson (или DGA) сопровождение всех значимых сделок в области Hi-Tech следующих 60 лет.

К слову, в 1961 году Гейзер скоропостижно умирает от рака легких, предварительно уступая свою долю Дрейперу.

До того, как развивать стартапы вблизи мало обжитой санаторной зоны Дрейпер возглавлял ни много ни мало Департамент по экономической реконструкции послевоенных Германии и Японии. Фактически он управлял потоками репараций, направлявшимися после 1946-го года прямиком в район Сан-Матео на освоение кремниевых земель. Вот где пригодился труд японских военнопленных.

Начиная с 1962 года и до наших дней многочисленные венчурные компании, основанные Биллом Дрейпером, сумели поднять таких гигантов, как HP, Intel, Eastman Kodak, Activision и Genzyme.

DGA создали с "0" сеть фондов для поиска средств на инновации в ведущих университетах и научно-исследовательских центрах США.

Хорошо структурированные инженерные кадры это еще не все. Вернемся ко второму случайному событию 1957-го. Буквально сразу же после знаменательной лекции специальным указом Эйзенхауэра создается небольшое научно-инженерное агентство на базе Министерства Обороны США. Деятельность его носит закрытый характер и внешний мир о существовании этого аппендикса узнает только в конце 70-х.

Частичное демаскировка деятельности DARPA связана со всплывшими контрактами между МинОбром и DGA. Оказывается, большая часть «идей» совершенно не случайно посещает свободолюбивых исследователей закрытых калифорнийских городков. Они занимаются инженерным воплощением той самой научной фантастики, которую с точностью аптекарских весов отвешивают в виргинском святилище. Кстати говоря, почти без отклонений от ГОСТов. Вот уж где разгуляться конспирологам, а они все про Russian River талдычат.  


Для сделок масштаба Кремниевой долины понадобился надежный финансовый партнер. Им стал небезызвестный банк Wells Fargo. Основанный в Нью-Йорке сто лет назад, рисковый игрок гособлигациями постепенно становится каналом для пост-военного обустройства страны. За время партнерства с DGA Wells Fargo сам адаптировал две инновации, которые пока до сих пор никто не смог переплюнуть. Хотя попыток предпринималось ох как много. Это небезызвестные замены чековой книжки American Express и конечно же первая глобальная расчетная система MasterCard. В обоих случаях понадобились экстраординарные усилия. Разросшийся организм пришлось выводить на IPO: государственный банки должны были получить быстрый и легальный доступ к электронным финансовым артериям.

Wells Fargo продолжил свой рост семимильными шагами, поглотив ни много, ни мало пару десятков крупных банков за 25 лет. Даже в «черном» 2008-м он, несмотря на все разговоры, довольно легко отделался. Семейство основателей осталось на своих местах и до сих пор владеет по разной оценке от 15 до 20% денежного мешка.


Правильно было бы писать MasterCard

Наша машина времени возвращается в 1983 год. Первый контракт Interplay также получили у DARPA. Нужно было написать один из графических модулей системы мониторинга ПРО -- у несчастных операторов уставали глаза сутками следить за аркадной чехардой на консоли.

Сумма, полученная за годовой контракт окупила почти 5 следующих лет работы команды. Надо сказать, что до середины 90-х у программистов-игровиков не было рынка труда. Все работали в маленьких цеховых мастерских. Поэтому изобретение компанией из трех ребят и одной присоединившийся к ним девушки прошло почти незамеченным.

Интересно, как они сумели выродится в классические квесты на фоне развития графики. Но это уже отдельная история. Первые игры имели нишевой успех, но прогнозируемо не вызвали всплеска интереса к коллективу.

Ностальгия очень хитрое чувство. Мы жалеем о том, что потеряли именно тогда, когда уже не хочется возвращать. Но есть исключения.

В 1988 году после Чернобыльской аварии и начала переговоров о сокращении ядерного арсенала, Interplay сделал свою первую культовую игру Wasteland.

Чуть позже она превратилась в фантастически успешную серию, которую на одном дыхании проходили два поколения таких же старшеклассников.

Дело в сеттинге. Сразу после ВМВ ведущие державы обмениваются ядерными ударами и Калифорния погружается во тьму. Спустя почти 100 лет горстка выживших выходит из убежишь в пустоши и пытается организовать подобие социума на Диком радиоактивном Западе. Настолько насколько это можно было передать графически Wasteland пытался честно зеркалировать ужас ситуации.

В игре было несколько по-настоящему обаятельных моментов.

Во-первых, вы как в жизни могли выбирать моральный аспект поступка, который совершаете. И до и после большая часть игр была рассчитана на «голливудский эффект» – вознаграждалась этика вопреки прагматизму. Здесь же все точки были расставлены над “i”: человек человеку волк в костюме химзащиты.

Во-вторых, действие происходит в своеобразном «Мире завтрашнего дня» с модой 50-х и технологиями 25-го столетия. Получалось, что прогресс формы (дизайна, интерьера) остановился там же, где начался технический прогресс. Взаправдашняя ситуация катастрофы, случись она во время Карибского кризиса.

Вообщем и целом это была советская реальность середины 80-х годов в номерных городах. Или атмосфера закрытого Лос-Аламоса. Те же пустоши днем и шатающиеся мутанты по ночам :-) Все декорации были на месте, не хватало дробовика в руках, чтобы крошить рейдеров у пивных стекляшек.


Любопытно, что с 1988 года раз в 10 лет Брайан Фарго, один из наследников империи Wells Fargo, делает по одному масштабному обновлению серии Fallout. Помогая Bethesda или самостоятельно. Пробует различные варианты. От RPG к шутеру и обратно.

В 2018 году обещают вернуть серию Wasteland в первозданном виде, привычной изометрии 90-х и моральном релятивизме 10-х. Думаю, должно получится. Если к тому моменту Калифорния не превратится в радиоактивный остров. А если превратиться, то ожидаемый VR-шлем уже не понадобится.

Tags: darpa, fallout, fargo, games, nuclear, politics, usa
1