Поводов к этому завались. К примеру, 2016 неожиданно стал годом ренесанса бумажных носителей – впервые за последние 7 лет продажи книг не упали еще дальше, а заметно вырасли. Объяснение достаточно простое – появилась целая куча дополнительных источников прибыли у издательств и к «бумажным» продажам стали пририсовывать цифровой контент.
Кто и что пишет сегодня и почем?
Пару месяцев назад «Forbes» услужливо вбросил в публичное пространство рейтинг самых богатых писателей мира. В подсчет вошли тольк цифры авторских гонораров. Всякого рода коллаборации, на подобие совместной работы над сценариями, франшизы, товарные знаки и т.д. идут отдельной статьей.
Создатель «Песни Льда и Огня» Джордж Мартин основался на 10 строчке импровизированного хит-парада со своими 9,5 млн. долларов.
Королева женского бульварного чтива Даниэла Стил попала в середину списка с 15 млн. зеленых денег.
Автор самой громкой франшизы про юных волшебников из «итона» Джоан Роулинг вскарабкалась аж на 3-е место с 19 млн. долларов. К слову, в рейтинге только 2 неамериканца: сказочница для подростков и автор 50 оттенков mom’s porn.
Кто же оказался на первом месте? Малоизвестный отечественному читателю Джеймс Паттерсон. Он, согласно официальной статистике, сумел положить в карман только за 15-й год $95 млн.. Интересный рейтинг получается: первое место ровно в десять раз обогнало десятое. И в 4,5 следующее за ним.
Более того, общий объем продаж Паттерсона в США равен сумме всех продаж авторов рейтинга в этом же регионе.
Джеймс Паттерсон
Вот кому нужно бы выдать премию. Собственно, Гиннесс у него уже есть, вопрос за творческим признанием.
Позицию самого хорошо продаваемого автора в мире он удерживает (барабанная дробь) с 2001 года.
Как живется в мире мудрых мыслей «человеку и пароходу» Джеймсу Паттерсону?
Назвать маэстро триллера плодовитым значило бы оскорбить понятие плодовитости. Он подписался под 130 романами, 15 из которых были опубликованы в 2014 году. Общий тираж на момент начала 15-го года составил коллосальные 300 млн. экземпляров. Конкуренция тут идет отнюдь не со школьными учебниками, а уже с бумажной промышленностью отдельных стран.
Под его именем было напечатано примерно 46 000 страниц оригинальных произведений. Если разделить это на 38 лет активной авторской жизни, то за вычетом выходных и праздничных дней у нас получится 4,7 страниц ежедневно.
Вялое начало бизнес-империи Паттерсона было положено в 1976 году.
В 1976 году после долгих и неудачных попыток продать свою первую рукопись он по объявлению в газете нашел себе агента и наконец-то пристроил детектив в Little, Brown за $8,500.
В общей сложности он обошел больше 15 издательств и, судя по скромному дебюту в 10000 копий, его труд остался практически незамеченным. Через 25 лет он справедливо заметил: поклонникам его таланта лучше не открывать дебютного романа.
Следующие 17 лет Паттерсон, согласно официальной легенде, «искал свой авторский стиль». Он писал практически во всех возможных жанрах, включая мистику и зомби-апокалипсис. Ни одно из его творений периода 80-х так и не вылилась не то что в бестселлер, но даже и в мало-мальски громкую новинку. Поработать удалось с самыми разными издательствами.
Вплоть до 1993 года писталь-стахановец работал полную смену в самом старом рекламном агенстве Соединенных Штатов. До середины 90-х он так и не стал l’homme de lettres. Более того, он умудрился сделать там блестящую карьеру: за 20 лет он прошел путь от младшего копирайтера до CEO американского офиса организации. J. Walter Thompson это вам не шарашка на 3,5 калеки, а публичная компания со штатом в 10000 маркетологов, наблюдающих реальность в 90 странах мира.
Публикацией триллера «И пришел паук» он возобновил контракт с Little, Brown.
По сути Паттерсон совместно со своим издательство изобрел современную книжную попкультуру, с того момента, воспроизводящуюся в микроскопических деталях по всему миру:
1) массированная реклама на телевидении и радио (далее в интернете) до и сразу после выхода книги. Считается, что опытный рекламщик Паттерсон убедил консерdативное издательство работать вместе, сам придумал и воплотил весь креатив от обложки издания до видеоролика;
2) точно также инновационным образом были устроены продажи уже отпечатанной книги. Например, автор впервые в современной истории книготорговли собрал всю статистику по выходящим триллерам и вычислил территории (штаты), в которых ожидается недостаток именно предлагаемого им материала и заключал соглашения с магазинами. Не гнушаясь мелких лавочек, заправок и тому подобной фауны. У каждой точки продаж выставлялся баннер с одной книгой. При всем том, Паттерсон считал не абсолютную выручку точек, а заполненность собой территории. Таким образом обычно устроена предвыборная агитация;
3) более того сам контент произведений как сейчас бы сказали был точно таргетирован на аудиторию окормляемых штатов. Сидни Шелдон или Джон Гришем выпускают книгу, пользующуюся спросом на Восточном побережье, значит Паттерсон использует топологию Западного побережья, избегая прямых столкновений.
4) маркетинговая кампания по продвижению была изначально рассчитана на читателей-путешественников, бюджетников среднего возраста и т.д. Всех тех, кто в данный момент имеет ограниченный выбор проведения досуга и хочет развлечения здесь и сейчас. Сохранились несколько графиков корреспондирующих второстепенных героев романа с необходимыми типажами;
5) главный герой "И пришел паук" стал так успешен, что породил самую успешную книжную серию в истории мира, вероятно, не считая Библии (а может и считая). Суммарно было продано чуть ли не 100 миллионов экземпляров. Главный герой серии Алекс Кросс -- порождение феноменальной прозорливости: психиатр, полицейский, эксперт-криминалист широкого профиля. За независимость мнений отвечает тот факт, что он отставаник. За гуманизм – обстоятельство самостоятельного воспитания двух детей, мать которых погибла в автокатастрофе. Кроме всего прочего, Алекс Кросс еще еще и афроамериканец. Все шансы получить господдержку продвижения такого социального типажа.
Сколько подобных «кроссов» появилось в следующие 20 лет? Не сосчитать. Вся скандинавская проза последних лет выросла из детских штанишек Паттерсона.
Любимец американской публики в роли Алекса Кросса
Будущий бестселлер стартует с позиции №9, постепенно пробираясь до второй и наконец захватывая первую через 4 месяца после выхода. Насколько в этом виновно его содержание большой вопрос. «Сарафанное радио» работало, скорее, против течения.
С 1996 года курица, несущая золотые яйца, по собственной инициативе набирает целый штат соавторов. Таким образом с определенного момента «джеймс паттерсон» становится брендом, равным по силе самому издательству.
Считается, что механизм работы над книгой выглядит так: маэстро набрасывает план будущего романа страниц этак на 50. Дальше по готовой дорожной карте идет «литературный негр», заполняющий недостающие детали. После него на конвейер подключается второй помощник и правит стилистику, делая ее более «паттерсон-стайл». Наконец вариант рукописи попадает на стол главному бенефициару. Он проводит интеграционое тестирование и правит детали, после чего может отправить папку бумаги на доработку.
Помощники признаются: процесс отточен так умело, что обычно не бывает больше двух подобных итераций на одно произведение. Параллельно команда работает над 7 проектами. Бренд представлен: 2 секретарями-администраторами, маркетинговым директором и продавецом-аналитиком. Кроме этого писатель на постоянной основе сотрудничает с 23 соавторами.
На вопрос относительно аутентичности собственных работ и некоторых этических вопросов Паттерсон не без знания дела заявляет: со-авторы благодарны мне. Сотрудничая с ними мы продаем и их собственные книги. По существу он предлагает молодежи стандартную процедуру творческой мастерской. Поработай над моим концепциями и получи возможность зарабатывать самостоятельно. В современной нам Америке больше всего это напоминает раскрученный хип-хоп лейбл.
Литературный макдональдс при всем при этом собирает кучу поклонников, толпящихся на автограф-сессиях Самого Великого Романиста.
Насколько в целом успешен свечной заводик в абсолютных величиных? Точных цифр нет, но фигурирующие в прессе подсчеты приблизительно сходятся на $500 млн.. Именно столько Little, Brown заработало за последние 10 лет на творениях Паттерсона.
Стивен Кинг, сам один из фигурантов списка Forbes, может зубоскалить по поводу качества творений фабрики детективов сколько угодно. В конце концов, он сам использует приемы из арсенала пронырливого рекламщика. Только в 10 раз менее успешно. К этому обычно все разговоры и сводятся: сколько стоит чей бренд.
На 20-летие творческой деятельности (считаемой от 1993 года) все завистники пришли поздравлять господина Паттерсона с очередным успехом: непосредственно перед этим Hachette, поздразделение Little, Brown, специально предназначенное для продвижение самого дорого креативного бренда в мире, отчиталось об очередном рекорде. Некоторые произведения вышли сразу в 4 форматах на 15 языках мира.
Любимцы нью-йоркской богемы Франзен и Тартт по степени вовлеченности в творческий процесс даже близко не стоят к бульварным авторам, типа нашего героя. На вопрос о творческих планах виновник торжества ответил более чем скромно: считаю, что должен продолжать начатое несмотря ни на что. Я делаю людей счастливыми и дарю им несколько часов радости с каждым новым приобретением. Говорят, в эту минуту в зал мишленовского ресторана "Daniel" вбежала фанатка и бросилась на шею старику.
Наверное, нам никогда не узнать, была ли она роялем в кустах или в очередной раз сработал знаменитый таргетинг читательской аудитории Паттерсона. Да и какая разница?!
a_kashtanov
October 11 2016, 10:07:55 UTC 2 years ago
У нас же, чёрные пытаются писать для белых)