mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Category:

Прощай молодость!


Капну ложку дегтя в бочку меда, из которой все так усердно черпают снобизм.

От самого сложного зрелища 2016 года на минуту хотел бы перейти к самому визуально богатому и, вероятно, самому переоцененному – «The Young Pope».

Я действительно очень люблю Соррентино. «Великая красота» олицетворяет самое трогательное, за что любят кино -- ощущение тихого счастья.

Ты не становишься героем, не лезешь в гущу событий и не преодолеваешь себя. Тебе, как зрителю, это не нужно.

Его фильмы можно смотреть, просто оставаясь наблюдателем. Не включаясь.

Крутятся ли события вокруг безвременья одного действующего лица, как в «Il Divo» или речь идет о магнетизме почти невербальных отношений в «Последствиях любви». Не важно. Сидишь и получаешь удовольствие от выверенных планов.

Каждый кадр – произведение искусства, цвета – из Новой Пинакотеки.

С помощью таких стройматериалов он умудряется передать то, на что современные режиссеры уже перестали обращать внимание: хруст снега, порывистый ветер, летние сумерки, ночной город и самое сложное – запах. У его фильмов есть запах.

Обоняние, как известно, не взаимодействует с сознанием, а передает сигнал непосредственно в лимбический центр мозга. Именно поэтому запахи так запоминаются – они лежат за воспоминаниями.

Картины Соррентино апеллируют к подсознанию, а не разуму.

Он почти всегда работает с одним и тем же актерским составом, операторами и монтажерами. Живое олицетворение того постоянства, которое демонстрируют люди на экране.

Пока всё это лежит в плоскости музейного кино, красивого и символичного, можно даже удивлять.



Но в этом году он решился деконструировать картину его коллеги и наставника Нанни Моретти и кое-что пошло не так.

В отличие от старшего товарища, Паоло Соррентино не сидит в Каннском жюри, а пытается имитировать там соревновательных дух.

Когда начинаешь сравнивать «Habemus Papam» и «The Young Pope» понимаешь почему роли расставлены именно так. Разница ощутимая.

Моретти приглашает немолодому Папе психоаналитика в собственном лице (и буквально, и фигурально), Соррентино использует молодого Папу в качестве психоаналитика для Ватикана.

Уже слишком смело, чтобы быть правдой.

У Моретти куда меньше игры в искусство, но куда больше здравого смысла.

Вся проблема именно в несовместимости сильных сторон «The Young Pope» с форматом сериального зрелища.


Запах может наполнить атмосферу закрытого помещения, но у сериалов нет стен, защищающих «великую красоту» от выветривания.

2,5 часа смотреть на закругленный мир даже приятно. Чувствуешь освобождение от незримых оков повседневности. Смотреть на декорации 10 часов -- перебор, они становятся повседневностью и теряют магнетизм в бесконечном ряду однообразных эпизодов. Нельзя поделить симфонию на N частей и получить такое же удовольствие. От массированной поэзии поехал темп, а с ним и всё остальное.

Второй и значимый нюанс.

Сериал, а в случае «The Young Pope» 10-ти серийный фильм, задумывался в качестве апогея хипстерского духа. Бэнкси, Duft Pank, маркетинговые планы покорения миллиардной аудитории верующих. «White is the new Black».

Успех был практически запрограммирован.

Всё тут есть: грусть, Рим, сногсшибательные виды, милые шалости, Джуд Лоу и... нет людей. Героев.

Как это нет, возмутятся аккуратисты с первых рядов? Там же тонко чувствующий американский кардинал, проницательный и опытный дворцовый интриган, сестра во Христе и все-все-все. Так да не так.

Для этого режиссера актеры не проводники определенной ситуации, а декорации наряду с красками дня, городами, морем.

Если вы посмотрите внимательно, это его обычный ряд декораций, оттеняющий одну и ту же подложку античных развалин.

Он снимает один и тот же фильм про ремарковское одиночество из раза в раз выбирая, то политика, то писателя, то теневого финансиста, то рок-звезду. Теперь вот подвернулся понтифик.

Нет героев → нет конфликта → нет драмы. Сознание ее настойчиво требует, но её нет. В мире грез не может быть разочарований, есть только легкая и томительная грусть. Ну или в меру ироничная комедия.



Он не зря всё время берется снимать картины про возрастной контраст. Здесь действительно проходит его креативное напряжение и понятно почему: он 46-летний пожилой мужчина, не пытающийся или, что более простительно, не способный понять, как работают современные медиа.

Не случайно Sky в Италии стартовал «The Young Pope» с такой высокой аудитории почти в полмиллиона человек, которая потом плавно снизилась до плановых 200 тысяч.

От любви с первого взгляда – излечил второй взгляд.

На фоне продолжения «Гомморы», собирающего по миллиону с лишним зрителей у платного кабельного канала каждую серию. У последнего зрелища закрученный сюжет и хваленный нарратив, толкающий его вперед из года в год.

А у «Молодого Папы» есть приторные диалоги, медовые декорации и слащавый главный герой.

Как известно всякому опытному обжоре, от большого количества сахара может стать совсем плохо.

Вплоть до слепоты.

https://telegram.me/mikaprok

Tags: cinema, critique, the young pope, критика, молодой папа

a_kashtanov

December 14 2016, 10:12:09 UTC 2 years ago Edited:  December 14 2016, 11:27:40 UTC

А мне сериал понравился. Не “WW” конечно, но с чем сравнивать?
Если «Соррентино апеллирует к сознанию, а не разуму», то какой же правды и какого формата ты ожидаешь?)
Замечательная картинка, небанальный сюжет, хорошие актёры, интересные диалоги и монологи.
А ещё это довольно смелая сатира на папскую церковь, учитывая, что режиссёр итальянец.
Возможно поэтому и рейтинги в католических странах небольшие.)
У меня претензия не к режиссеру и не к сериалу отдельно, а к их совместимости между собой. Столяр взялся делать работу плотника :-)

Ты процитировалпо-другому У меня в тексте: подсознанию, а не разуму. Это принципиально: сериалы на другое рассчитаны, они влекут не аурой, а историей.

Восторгов ни по поводу сюжета, ни по поводу диалогов не разделю. Актеры неплохие, но их контуры не видны на масляном полотне картины. Подтекст расплывается и не дает увидеть текст.

Он в каком-то смысле, очень по-неаполитански, жалеет церковь. Только всех этих нот не видно абсолютно. Виден замысел и он не его.
Тем более - " к подсознанию")
Чем больше хороших режиссеров будет снимать сериалы, тем лучше, на мой взгляд. Хороших и разных.
:-) принцип хороший, важно только при этом не испытывать полуфабрикаты на людях, а сначала обкатать их на фестивалях. Они для этого и созданы.
Ну не знаю. У меня критерий простой. Интересно смотреть или нет. 90% сериалов мне неинтересны, даже если отмечены на фестивалях.
Этого критерия не побороть аргументацией, нужно обращаться к лимбической системе :-)
Тут я бессилен, да и спорить не хочется -- он талантливый режиссер.
За систему не в курсе.
Всегда полагал, что основное назначение сериалов - развлечение. Хотя, последнее время, появляется что то "с претензией на... ". За редким исключение это какой-то бред, по моему.
Все же это лёгкий жанр, для широкого круга зрителей.
За счёт этого он и существует.
И если сценаристы и режиссёр, в этих условиях, слелали то, что мне хочется смотреть дальше пилотной серии, то в чём снобизм?
Эти рассуждения исключают содержательную критику. Хорошо получилось и ладно (вариант: плохо получилось и ладно), тогда не о чем спорить. Допустимый подход.
Содержательная критика отмечает как недостатки, так и достоинства.
А у тебя одни претензии.)
- Не за своё дело взялся режиссёр, надо было сначала показать спецам на фестивале.
А если сериал отметят призами, твоё мнение изменится что ли?)
- Мало правды; много декораций, затмевающих героев; приторные герои и диалоги; нет настоящих конфликтов.
Ну да, в отличии от "Гомморы". Зато с семьёй посмотреть можно)
- В Италии плохие рейтинги,
Но сериал продали в восемьдесят стран и, вроде, продлили на второй сезон, значит все не так плохо.
Вот в WW ты ни одного недостатка, пока, не нашёл.
А ведь так не бывает)
Pardon moi, но я отметил достоинства: визуальный ряд, актеры. И недостатки, убийственные именно для сериала: нарратив, построение сюжетной линии.

Про фестивали была шутка, теперь буду обозначать это пиктограммой искусственного смеха во избежание коллизий :-)

С семьей смотреть бессмысленно: жена будет пропускать все фрагменты, где в кадре нет Джуда Лоу, детям это не интересно.

Сериал продали в 80 стран мира и нигде не было такого успеха, как на первых эпизодах в Италии. Потом и в Италии все устали смотреть.

Про WW я еще напишу, там надо было до конца досмотреть -- есть несколько явных минусов.
Моя жена и средняя дочка смотрели с удовольствием.)
Спорить можно долго.
На мой взгляд практически во всех успешных сериалах сюжет построен вокруг "карты, деньги, два ствола, наркотики и сиськи")
Это понятно, народу нравиться.
Но все же это пошло.
Поэтому заканчивая, повторюсь.
Меня радует, что появился неплохой сериал не про "это")
Слава Богу, у нас есть Папа!