mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Categories:

Старая недобрая Англия - 2. Табу



Деструктурируем «Taboo» дальше.

Мы остановились на бегстве Дилэни из Англии, да и самом его теоретическом невозможном прибытии туда.

Если основываться только на сценарных ходах, то можно однозначно утверждать – такого не могло произойти никогда.

Необходимо сделать несколько шагов назад в наших рассуждениях.

В случае гранулирования картинки и отбрасывания всего лишнего ситуация становится более понятной.

Давайте на секунду отвлечемся от историко-географических реалий и сосредоточимся на содержательной части сюжета.

О чем это всё?




До конца, разумеется, весь замысел раскроется только в конце сезона. А может быть даже и не в этом календарном году, но… Уже ясно, что хочется сказать авторам.

Произведение это кажется не таким многозначным, как недавний мир запада, но правильно оттесанные грани есть и тут.

За ширмой приключенческого романа не особенно тщательно присыпан тонким слоем земли нарратив Айн Рэнд.

Джеймс Дилэни не шпион и не террорист. Он бизнесмен-гринмейлер. Все его действия – шаги подготовленного и увлеченного стартапера. Возможно не американского, а европейского. На которого помимо всего прочего снизошел свет истины. Продолжение «Барри Линдона» другими средствами :-)

И вот эта подоплека гораздо более реалистична, чем может показаться на первый взгляд.

Оставим на время в покое политическую составляющую.





Вопреки домыслам людей сторонних, любая компания может явится к жизни не путем открытия каких-то невиданных новых возможностей, которые старые конкуренты не видят. Не смешите мои тапочки. В любом конкурентном поле игроки видят всё и делают это безусловно гораздо лучше, чем новичок только-только вылупившийся из яйца.

Настоящая борьба не дает возможности выйти на картельные или монопольные, как в нашем случае, рынки. Единственный способ это сделать – манипуляция или конфликт между конкурентам. Встроиться в узкую щель между зданиями.

Ситуация похожа на то, что сейчас складывается вокруг финансового сектора. Есть несколько способов демонтировать старую розничную банковскую систему, с традиционными продуктами-сервисами и прилагающимися к ним костностью, коррупцией и чудовищным воровством.

Какой бы способ не был выбран, но тот, кто начнет действовать скорее всего пострадает первым. Либо, будет находится в уязвимой позиции по отношению к другим игрокам. Поэтому на новое место нужно выпустить третьестороннего одиночку, собирающего в итоге все шишки на себя. За это даже можно специально заплатить.

Наш герой, таким образом, не случайный герой-разбойник, а специально выращенный стартапер, который поднимает наследство и предсказуемо дисраптит лидера рынка. Вопрос кем? Об этом ниже.

История столь же реалистичная для XIX века, как и для XXI. Очень важно, что мы смотрим на происходящее современными глазами.

Думаю, большая часть зрителей по обе стороны Атлантики воспринимает это таким образом. Поэтому важны именно англо-американские фальшивые декорации с перекосом в демократическое благородство. Необходимо показать не просто какой-то абстрактный конфликт интересов, о котором никто слыхом не слыхивал, а что-то легко подвязываемое к борьбе за свободу.

С этим понятно, но ведь здесь есть несколько недоговоренностей.





Еще один слой, который, кажется, мало кому заметен. Снимем второй слой земли. Под ним мы видим уже алые ленты и маршальские звезды, слегка присыпанные пеплом.

Герой Тома Харди – британский аристократ с корнями. Возможно бастард члена королевской семьи или отдаленный родственник ОЧЕНЬ благородной фамилии. По-другому объяснить сюсюкание с ним не получается никак. Очевидно, таких людей нельзя сразу придушить, приходится для начала искать компромисс. Только в случае их принципиального несогласия с правилами игры можно выпускать тяжелую артиллерию. Дальше – по обстоятельствам.

Соблазняя единокровную сестру или торгуясь с людьми, стоящими (как бы) на несколько голов выше его по социальной лестнице, он нарушает конвенциональные правила современного middle class, но никак не внутренние правила аристократов XVIII-XIX вв..

Он и глава EIC или принц-регент сидят на одном поле не ситуативно (сюжетно), а социально.

Такой разрез картинки не прорисован явно и не рассчитан на зрителя без очков, поэтому лишние объяснения пропускаются.

Предполагается, что подобные люди всегда действуют в некоторых общегрупповых интересах. Скажем, правильно оформляют документы на наследство или там делятся нажитым имуществом.

Многие критики сразу же после выхода первых серий высказались за то, что Ост-Индская Компания показана с негативной стороны. Этому даже посвящены несколько статей в Times.
Ха-ха. На мой взгляд, тут все стороны еще очень сильно припудрены.

Инструмент этот использовался для быстрой британской экспансии и предполагал оформление всех зарубежных земельных активов на частных лиц.

Исторический факт.





Не берем случай Нутка Саунд, достаточно экзотический, но территорией Индии или близлежащих к Короне островов, если смотреть по документам, владела не только и не столько Компания, а еще полтораста специально отобранных пионеров (всем ребятам примеров), которые как раз и совершали «закупные аукционы» у местных царьков, раджей и аборигенов. Личная инициатива не наказуема, а награждаема. В зрелом обществе.

Там был, понятно, некоторый ненулевой процент случайных людей. Но те, кто имел возможность дальше развивать самостоятельную политику, являлись высокородными пиратами. И вот они-то как раз становились владетельными герцогами или кавалерами смешных орденов. Так территорию стягивали к приемлемым границам условного «содружества».

«Нутка», ставлю в кавычки ибо конкретное название опять-так лишь подоплека разговора, а не конкретная география, местность, в дальнейшем ставшая британским офшорами.

Награда нашла благородные пиратские души.

Кстати, до сих пор часть территорий Корона принадлежит непонятно кому. Формально там могут действовать британские законы или даже суды, в случае Джерси или острова Мэна, но вот кто земелькой владеет б-о-о-о-льшой вопрос.

Предполагается, что дальние родственники «Джеймса Дилени» {1...n}.

История прочерченная малозаметным красным пунктиром.





Почему всё действо называется «Табу»? Дело не в кровосмешении или даже забавном изображении королевских персон в кадре, а в запрете на упоминание самой темы генезиса Британии, как государства.

В своей основе это гигантский бизнес-холдинг, распространяющийся почкованием.

Фрактал.


Продолжение воспоследует...

https://telegram.me/mikaprok

Tags: cinema, critique, eic, history, taboo, uk, история, сериалы
7
Непонятно, зачем Джеймс первых несколький серий так упорно пытается найти оригинал договора про Нутку.
Объяснение сценариста — доказать в трибунале, что земля приобретена, а не завоевана — это просто ха-ха. Местный суд нам показали :)

Добавляя сюда Вашу фактуру, все становится еще интересней.

Видно, что отца (и его) изначальное право на землю признается и Компанией, и Короной, и что более важно, никому из действующих лиц даже не приходит в голову это право оспорить. То есть подойти к такому пионеру с заходом: "Эй, африкашка, земля откуда?!" нельзя, посыпется вся выстроенная система отношений. Право это не какая-то бумажка, а происхождение и положение в обществе :)
Типа, этот договор - паспорт и родословная в одном лице?
Ну, когда большинство любых юридических бумаг тех времен делаются на коленке и являются подложными (хотя бы по своим характеристикам), а все джентельмены верят на слово, т.к. знают друг друга в лицо и не только, да, получается именно так. Отмечу, что подобная практика была распространена и на континенте - в той же Франции, например, когда бумаги о собственности на землю или поместье являлись одновременно удостоверением личности дворянина, просто уже к 17 веку такая система была устаревшей и начинали вводится паспорта, подорожные, рекомендательные письма, что и удостоверяло личность, её положение и намерения. А в бриташке, значит, всё идёт с отставанием в таких делах.
Всё как всегда
Там, особо интересно, что все что делает мистер крутой, ничего не делает правильно. То есть, это хотя и не артикулируется, но показано тщательно, в деталях. Но, о чудеса, все то у него получается как будто само. Как так? А потому что мистической силы человек.
А это забавная фишка у англов. Они и на госслужбу старались брать людей с образованием не по профилю, и многое другое. Но была такая характеристика, как "удачливость", и вот по ней всё и шло*. Процесс довольно детально описан Паркинсоном в шутливой форме.

*В КМФ эта тема отмечалась поболее других. Благодаря ей вылез, например, Дж.Кук, Нельсон и многие другие
Делейни, кстати, в 7-й серии уже пытали 12 часов. Правда, для этого пришлось подставить его с убийством (при этом само убийство никто не расследует, кого интересует смерть дочери хозяйки борделя), а потом обвинить в покушении на короля (слабоума, кидавшегося какашками).

Но тем не менее, пытки. Хотя, кстати, непонятно, зачем. За Делейни в целом и в общем следили -- достаточно, чтобы несколько раз устроить покушение или убить девочку. Какие-то примерные расклады Короне или Компании должны быть известны, если они и адрес фабрики узнали, а американцы -- так и химика вычислили. То есть не поиск иголки в стоге сена, а основа для какого-то разумного перебора должна быть.

Ну, и стало очевидно, что Джеймс Делейни, его сводная сестра Зильфа и их отец -- шизофреники, а "сверхъестественный элемент" легко объясняется галлюцинациями. Например, не было никакого интима героев Тома Харди и Уны Чаплин -- были ее иллюзии и видения.
Пытки -- обычный элемент системы правосудия Острова. Пытали всех, так что ничего удивительного :-)
Даже вроде как "бастарда" из "своих"? Ну, не знаю. Главу ОИК в исполнении Прайса тоже бы стали пытать?
Будь он в схожих обстоятельствах -- конечно. Вопросов нет вообще. Общество дикое, с только-только формирующимися зачатками самосознания. Откуда и все ритуальные подскоки, канцелярит и прочее. Без бумажки все время хочется взять в руки топор :-)
Только вчера досмотрел. Спасибо за разбор, но вот этот тезис:

- Он и глава EIC или принц-регент сидят на одном поле не ситуативно (сюжетно), а социально.

не сочетается с матерью-индианкой (рабыней) и фразой мужа сестры, когда он вызывал Джеймса на дуэль (не дословно, по смыслу) — что "ты тронул меня в моем обществе". Т.е. этот не ахти какой важный человек (чьей жизнью были готовы пожертвовать на дуэли), радующийся назначению ревизором в далекой провинции, очевидно не считает Дилейни ровней себе.

Было ли продолжение Вашего текста (недобрая англия-3)? Яндексом не нашел.
Вот продолжение.

Не важно, кто мама. Важно, кто папа и что у папы есть :-) Первичное накопление колониального капитала.

У мужа сестры было искаженное представление о нем, как о человеке, утратившим достоинство. Если бы речь шла о деньгах, он бы за ним бегал со шляпой.
Спасибо за ответ и ссылку! Пошел читать. :-)