Цензура советского, а в известном смысле и постсоветского кино стала чем-то нарицательным.
Хорошим тоном стало поминать ее всуе и винить комиссию из скучных людей в пиджаках во всех бедах: от залегания настоящего шедевра на полку до творческого фиаско.
Семь бед один ответ – 12 разгневанных (зачем-то) мужчин.
Место стало настолько общим, что превратилось в место общего пользования.
Ходят туда по большой и малой нужде даже те, кому страшная советская цензура не сделала ничего дурного хотя бы в силу их возраста.
Цензура явление более чем сомнительное, а особенно made in USSR.
Разумеется, не может обойтись и без понятных отсылок к странам свободы: в Соединенных Штатах любой творец может состоятся как личность, будь он хоть Ларри Флинтом, хоть Робертом Родригесом. Только РФ не дает нам раскрываться в своих благородных порывах.
А что конкретно происходило и происходит в 11 часовых поясах от нас?
Разное.
В конце июня у двух известных журналистов-нонкомформистов Мэтью Элфорда и Тома Секера вышла замечательная книжка под названием «National Security Cinema».
На первый взгляд ничего особенного. Мелочи.
Пентагон признает, что один из его департаментов занимается помощью в съемках полнометражного кино и сериалов по запросу нескольких десятков студий.
Происходит это в двустороннем порядке и режиссеры просят консультаций по вопросам военной техники, места для натурных съемок или строительства декораций.
Как же не помочь хорошим людям?!
Мол, да, собрали с миру по нитке 200 небольших картин и помогли советом.
Но тут подоспела очередная порция данных, передаваемых общественности по так называемому Freedom of Information Act.
В частности на 4000 страниц убористым шрифтом содержится детальная информация о том, как именно Пентагон, NSA и ЦРУ помогали Голливуду делать свою работу.
Речь идет по меньшей мере о 800 крупных картинах с бюджетами свыше 50 млн. долларов и о более чем 1000 телевизионных программ и сериалов.
Всё прайм-тайм.
В глазах рябит от знакомых имен.
Практически все о политике, включая «Карточный домик», «Война Чарли Уилсона», эпопею Джеймса Бонда, «Игры патриотов» и даже комедии типа «Знакомство с Факерами».
Такая же судьба у всех популярных ток-шоу, включая Опру Уинфри (американского Малахова, если кто не знает), Джея Лено, Голос, а также (барабанная дробь) документальные фильмы BBC.
Речь шла не только и не столько об инженерной помощи, сколько о детальном переписывании сценария, тщательной проработке сцен вместе с режиссером и вычеркивании на последнем монтаже неудобных намеков.
Происходит это так.
Если режиссеру нужна помощь военных консультантов, то продюсер отсылает сценарий и весь пакет технических требований к картине в Министерство Обороны. Там есть свой главный цензор, которым долгое время был Фил Страб.
В случае присутствия в скрипте чего-то, что из государственных интересов не устраивает Министерство Обороны, то режиссер в заданные сроки обязан изменить спорные места или он не удостаивается возможности пользоваться дорогой техникой.
В лучшем случае.
В худшем, ему могут рекомендовать не выпускать картину на широкий экран.
Если он соглашается, то подписывает специальное соглашение о доступе людей в форме на площадку в круглосуточном режиме.
Например, в фильме «Железный человек» режиссер должен был заменить целый ряд фраз, типа сказанной одним из генералов: «Люди должны убивать друг друга, чтобы открыть для меня новые карьерные возможности».
Был громкий скандал, но контракт обязал творца подчиниться и в финальной версии картины ни одна из спорных фраз не появилась.
Вообще, самым частым запретом является демонстрация жестокости американских военных на экране.
«Цельнометаллическая оболочка» вероятно была последней каплей.
Солдаты могут убивать противника только в бою, не приведи Господи укокошить кого-то в казарме или, самое страшное, повеситься.
Десятки включений и просьб со стороны Пентагона исключить упоминания суицидов в сценариях.
Кстати, точно так же нет открытой статистики по этому вопросу и в гражданской практике.
Другая ТЕМА это конечно же Вьетнам.
Джеймс Бонд, приземляясь у берегов азиатской страны, произносит с ухмылкой: «Мы все знаем, что сейчас произойдет. В этот раз может быть мы победим».
Фраза была убрана по требованию Фила Страба.
Во всех фильмах типа Халка (2003) убирают даже тонкие намеки на Вьетнам.
Самое интересное, что в ряде случаев кооперация с МинОбром не раскрывается. Вроде бы нет ничего специально военного в картине, а цензура есть :-) Значит было нечто, но это замазали в последний момент черным фломастером.
«Трансформеры» или «Top Gun» смогли путем долгих переговоров отстоять свою позицию по ряду пунктов, но провалились в уже упоминавшейся демонстрации жестокости.
Ряд фильмов, которые не спросясь Пентагон вышли на экраны, были изъяты из проката.
Журналистам объясняли это юридическими проблемами.
Например, «Top Gun 2» просто был снят с производства и студия потеряла по крайней мере 10 миллионов долларов из-за недоговоренности с Вашингтоном.
Вообще, сложно сказать насколько цензура широко применяется к телевидению.
Там нет специальных договоренностей с каждой из компаний-производителем контента, а контракты подписываются с каналами БЕЗ оглашения деталей.
Иногда попадаются места преломления интересов – отдельные документальные фильмы или реплики в сериалах отклоняются без объяснения причин.
Порой даже не ясно, что герой имел в виду, когда эпизод вырезается.
Однако факт остается фактом: ВСЕ мажорные каналы скринятся ПОЛНОСТЬЮ.
Это документально зафиксировано.
Кстати очень интересный и совершенно советский эффект: часто ребята в погонах дают начальную установку режиссеру на рекламу рекрутинга или изображения военных жесткими, но справедливыми «демократами по натуре».
Такие вставки проходят по ведомству «реалистического изображения армейского быта».
То же, что касается Министерства Обороны распространяется на ЦРУ и NSA.
Встречаются комичные эпизоды. В «Знакомстве с Факерами» герой Бена Стиллера догадывается о природе работы своего будущего тестя в исполнении Роберта Де Ниро по найденной на стене в его рабочем кабинете фотографии в обнимку с моджахедом.
В оригинальном сценарии, он в первой полке ящика стола находит иллюстрированный мануал пыток из Гуантанамо.
На самом деле еще в 40-х и 50-х ЦРУ попросту блокировало любые упоминания агентства в популярной культуре, оправдывая это следованиям национальным интересам.
Собственно, некоторые кинокартины о шпионах так никогда и не увидели свет. В представленных документах несколько упоминаний о прекращенных съемках.
Фильм «Враг государства» был переписан NSA наполовину.
Общее количество вносимых правок на сценарий в отдельных случаях измеряется десятками включений и мягкими «рекомендациями».
Фактически же Freedom of Information Act раскрывает только информацию о госагенствах и службах. Небольшой их части.
Как именно влияют на режиссера и продюсера частные структуры^ «спонсоры» и всевозможные консультанты – дело двустороннего соглашения.
А, как вы понимаете, они бывают разными.
Свобода-свободой, но есть же и privacy.
https://telegram.me/mikaprok
Anonymous
July 11 2017, 21:25:08 UTC 2 years ago