Листая старую тетрадь с вырезками из Лакана :-)
Как известно каждому образованному человеку, на протяжении столетий творческие личности не отказывали себе в стимуляции своего дара.
В XX веке мы видим щедрую россыпь художников-писателей-журналистов-скульпт
Сразу же после процедур, из волшебной прорези в сознании творца на нас вываливаются тонны нетленки. Разумеется, божественного откровения.
С.Дали, М.Ротко, Х.Томпсон, О.Хаксли, Д.Керуак, Э.Юнгер. Да всех и не перечесть.
Нам все и не интересны.
Сегодня скажу пару слов о пагубных привычках одного из самых влиятельных философов XX века, Ж.-П. Сартра.
В 1971 году Тито Джерасси, профессор Political Science в нью-йоркском Queens College записал знаковое интервью с нашим героем. В ходе разговора Ж.П.С. выдал такую реплику:
«
- Ну да, я как-то принял мескалин, после чего стал видеть крабов вокруг себя. Они преследовали меня на улицах, в аудиториях, везде, куда бы я не пошел. Я к ним привык. Мог проснуться с утра и спросить: «Как вы спали, мои малыши?», а потом за столом я просил их быть потише и они сидели смирно, пока не прозвенит звонок.
- Их было много?
- Нет, три-четыре от силы.
»
ОК.
В автобиографии Симон де Бовуар, кхм ... «музы» Ж.П.С., содержится следующий часто цитируемый отрывок:
«У него не было настоящих галлюцинаций, но предметы, на которые он смотрел, самым ужасным образом изменяли свою внешность; зонтики становились стервятниками, ботинки превращались в скелеты, а лица приобретали черты монстров, в то же время краем глаза он замечал, как позади него карабкались крабы и полипы и гримасничали Вещи...
Я обувала пару туфель из крокодиловой кожи, на шнурках которых было два заостренных конца; в какой-то момент казалось, что он видит, как они превращаются в гигантских навозных жуков.
Был также и орангутанг ... который будто приклеил свою злобную морду к нашему окну».
«В какой-то момент его способность видеть вещи окончательно исказилась; у домов злобные лица, глаза и челюсти, он не мог сдержаться, чтобы не посмотреть на циферблат, мимо которого проходил, и не увидеть в нём черт совы – что он всегда и делал.
Он определенно знал, что всё это на самом деле часы и дома, но никто не смог бы сказать, что он верил в их глаза и зияющие отверстия – но временами казалось, что он мог в них поверить; однажды он был не на шутку убеждён в том, что позади него бегает краб.»
Сложно.
Фрагменты относятся к 1936-1937 гг.. Хронологически его годовой трип (по утверждению г-жи де Бовуар) совпадает со временем написания полной аллюзий «Тошноты», произведения принесшего Ж.П.С. европейское признание.
А сам прием мескалина приходится на 1935 год, момент преподавания в Гавре. Почему-то считается (ссылок на источник не нашел), что он принял единичную дозу наркотика, изменившего его сознание на год.
Часто объясняют это влиянием Анри Бергсона и тем, как именно был описано всё в эссе «Воображение: психологическая критика».
Крайний слева стоит Лакан, под ним Сартр
Не буду углубляться в вопросы этики и молодежи, но в одном из писем к Андре Мальро экзистенциалист пишет следующее:
«К моменту встречи с моей освободительницей я попробовал в жизни все, что на меня могло оказать влияние, кроме любви.»
Освободительница – это де Бовуар. Они познакомились в École Normale Supérieure в 1929 году.
Г-ну Сартру тогда было 24 года и он еще находился в возрасте экспериментов. Над собой и своими мыслями.
Действительно, после знакомства с Жаком Лаканом он признается ему «по секрету», что злоупотреблял во время обучения «барбитуратами, амфитаминами, а один мескалиновый трип ввел меня в депрессию на несколько лет».
На это Ж.П.С. ссылается в переписке между ними 50-х годов. Опубликована она была уже после интервью 1971 года.
Точно также, как и автобиография «музы», увидевшая свет в 80-х.
Давайте сразу скажем: так не бывает. Наркотиков способных таким образом переключать сознание на год, а то и на несколько лет (!) без значительных врожденных искажений психики не может случится. То, что наш друг был совершенно адекватен указывает его успешный и в чем-то безошибочный жизненный опыт, а также чудовищная по любым меркам работоспособность.
Кроме того, сама мода на прием мескалина у богемы проявилась намного позже, в 50-х.
Собственно, дружба с Лаканом началась в 1936 году по мотивам обсуждения работы Ж.П.С. «Трансценденция эго: экзистенциальная теория сознания». По транслируемой версии именно переживаемое психическое расстройство должно было подтолкнуть Ж.П.С. к консультации с будущим светилом психоанализа.
Так или иначе, трактовка состояния нашего героя относится как раз к 50-м, когда Лакан, и это забавно, советует сосредоточится на творческом потенциале и выместить боязнь морских гадов туда.
Т.е., другими словами, «расслабиться и получать удовольствие».
Получается, крабы 20 лет преследовали Ж.П.С.?
Это уже не смешно.
Факт, тем не менее, на лицо: в 1959 году мы видим пьесу Les Séquestrés d'Altona по-русски называемую «Затворники Альтоны». В одном из эпизодов главного героя, по его словам, посещает краб-интеллектуал из XXX-го века и, внимание, взывает к стыду за то, что люди сделали в XX веке.
Мне, к примеру, стало стыдно. И не только за себя.
Вернемся ненадолго в XX век.
А к чему было приурочено интервью 1971 года?
Оказывается в 1971-1972 гг. в США вышло собрание сочинений, измученного галлюцинациями автора. Кроме того, он прочитал там несколько платных лекций (перед молодежной аудиторией) и поставил свою не слишком удачную пьесу. Посещение лежбища капитализма финансово осветило последние годы жизни философского краба.
Что тут сказать?
Загадочная все-таки штука экзистенциализм.
https://telegram.me/mikaprok
Theo Fox
January 21 2018, 02:53:31 UTC 1 year ago