Начало
Дежурной причиной порки Китая долгие годы была госрегуляция «одна семья – один ребенок» (1:1).
Вокруг нее стихийно скопилось гигантское количество мифов и легенд, щедро подогреваемых кланом международных организаций под вывеской защиты «прав человека».
Действительно, защищать там есть кого и что.
Одновременно с этим надо видеть всю картину и пытаться трезво оценивать, к чему есть смысл придираться, а к чему – не стоит.
Регуляция была принята в 1979 году, т.е. относительно недавно. Кажется же, говорят об этом лет 50, но нет.
Начала обсуждаться она на самом излете председательства Мао, а вступила в силу уже при Хуа Гофэне, как «прогрессивное» наследие.
«Одна семья – один ребенок» по букве закона касалось только основной массы ханьского населения. Меньшинствам можно было иметь сколько угодно детей. Они на тот момент не участвовали в демографической карте Китая и люди в меру сил баловались дружбой народов.
Как и для всех остальных законодательных норм Поднебесной, строгость их деклараций уравновешивается размытостью исполнения на местах.
В реальности, только крупные городские агломерации хоть как-то демонстрировали приверженность исполнению закона и штрафовали супружеские пары за несдержанность.
В деревню никто не лез.
Многие китайские социологи, живущие и пишущие на Западе признают (1:1) не работающей в сельских местностях конструкцией.
Собственно, общая перепись населения и регистрация родов вплоть до 90-х годов во ряде густонаселенных (предположительно), но недоступных районах Китая были затруднены.
Необходимо отметить: только 30-36% населения (по разным оценкам) полностью соответствовали профилю ограничений. 53-60% могли претендовать безо всяких запретительных мер на второго ребенка, как уже имеющих первого ребенка -- девочку. Та самая мера, направленная на предотвращение убийства ребенка.
Оставшиеся % семей это по разным причинам не коснулось вообще.
Считалось, что ограничение вводится на 25 лет, т.е. одно поколение. Отменили же его на 11 лет позже финальной черты. Правда, отслеживать и как-то явно стращать население перестали уже в 2008 году.
Какой именно эффект был достигнут?
Сложно сказать.
Существует две противоположные точки зрения.
По одной, широко обсуждаемой до сих пор, (1:1) можно обвинить чуть ли не во всех смертных грехах: вынужденных абортах, поломанных судьбах и 350-450 миллионах не родившихся детей.
Цифра сумасшедшая с учетом всего сказанного выше.
Согласно другому, более сдержанному мнению, (1:1) не имела значимого демографического эффекта. Население росло такими же темпами, как и в остальных странах ЮВА без соответствующих законодательных ограничений.
Судить о реальном положении дел, держа в голове статистические проблемы Китая, проблематично.
Так или иначе, в 1 января 2016 года явно устаревшее правило сменилось новым -- «Одна семья – два ребенка» (1:2).
В целом, это уже нельзя назвать ограничением. Скорее – допналогом на целевую аудиторию созревшей и оперившейся буржуазии.
Буквально пару месяцев назад опубликовали большой аналитический обзор социальной картины Китая последних двух лет.
Оказывается, никаких особых путей тут не существует.
«Вот это поворот»
Все выстраивается ровно по многожды пройденным лекалам развивающихся стран.
Городская молодежь рожать не спешит, население стремительно стареет, а (1:2) вызывает постоянные трения в интернациональных think-tank’ах.
На каком фундаменте прикажете возводить обещанное товарищем Си к 2035 году новое технократическое общество? :-)
Несколько дней назад в китайскую прессу просочилось сообщение об отмене (1:2) к концу текущего года.
Полагаю, давно пора.
https://telegram.me/mikaprok
Anonymous
May 24 2018, 20:51:48 UTC 1 year ago