Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Опыты глубинной психологии

Я думаю опубликовать здесь у себя в ЖЖ немного измененный и подправленный текст "Опыты глубинной психологии", который был впервые опубликован в "Русском переплете".

Цикл не случайно называется "Опыты". Это не фигура речи. Главная его задача (для меня лично) заключалась в том, чтобы "набрать дистанцию", переосмыслить мой личный опыт соприкосновения с этой темой. Этот опыт не может не шокировать человека, и большиство людей, которые с ЭТИМ соприкоснулись, оканчивают свои дни в психушке. Мне повезло выбраться оттуда - в том числе и при помощи литературного творчества. Я "сублимировал" свои переживания в ряде текстов, в числе которых и вот эти "Опыты глубинной психологии".

Но поскольку моя задача заключалась не в том, чтобы свести читателя с ума, а в чем-то противоположном, я писал максимально рационально, отстраненно.
Потому я начинаю свои "Опыты" с "теории".

Сознание и бессознательное. Здесь я объясняю, что именно я вкладываю в термин "бессознательное".

Природа бессознательного. Здесь я заранее даю ключ к правильной интерпретации пережитого мною. Это важно, чтобы не повредиться при знакомстве с травмирующим знанием, которое дают "Опыты".

Как появляется "бессознательное"? Здесь я указываю "нить Ариадны", держась за которую я вышел из лабиринта, а не остался там навсегда, как это происходит с большинством людей, дерзнувшись дернуть Минотавра за усы.

Мой личный опыт Здесь я, наконец, излагаю суть дела: что я ВИДЕЛ там.

Осмысление опыта. Ретрансляция в Православие. Небольшая теоретическая "передышка" для читателя, прежде чем двигаться дальше.

Личный опыт (продолжение). Как я выбрался оттуда. Завершение основной темы.

Завершение первой части "Опытов" Первые итоги.

(продолжение следует)

Кстати, хорошая иллюстрация в соседнем ЖЖ: Встречи математика с "бессознательным"
Tags: бессознательное, психология, религия
В качестве отзыва.
Прочитал ваши опыты глубинной психологии на Русском переплете.
Что сказать? Насколько мне понравилась первая часть, настолько же не понравилась вторая.

Первая часть - интерпретация современной психологии в свете православного откровения о мире и человеке, - просто замечательная, ничего настолько ясно и просто изложенного и, в то же время, вполне цельного и глубокого, мне раньше читать не приходилось.
Конечно, с чем-то я не согласен, что-то кажется не вполне проработанным, но все это мелочи, на общем фоне.

А вторая часть - Ваше учение о молитве, - здесь все слишком путанно, часто не прослеживается логическая связь и, главное, она основана на Вашем личном опыте, а не на опыте святых, и, поэтому, не имея гарантии истинности Вашего опыта, нельзя ему слепо следовать, а не слепо следовать не получится, т.к. очень многие вещи там утверждаются декларативно, без вывода, без подтверждения (при том, что, как кажется, в некоторых моментах написанное противоречит святоотеческому учению о молитве).

Первую часть я бы с удовольствием купил в напечатанном виде и всячески рекомендовал бы знакомым, особенно если ее расширить и дополнить реальными примерами (хоть из тех же ЗФ и МЭ).

А вот вторую часть надо полностью переписать, причем желательно на основе святоотеческого учения о молитве, пусть и интерпретированного на основе личного опыта, но так, чтобы Ваши рекомендации и выводы логически и проверяемо следовали из святоотеческих. Потому что ошибка в таком предмете может слишком дорого обойтись читателю.
> Первая часть - интерпретация современной психологии в свете православного откровения о мире и человеке, - просто замечательная, ничего настолько ясно и просто изложенного и, в то же время, вполне цельного и глубокого, мне раньше читать не приходилось.

Спасибо! Дорожу Вашим мнением.

> А вот вторую часть надо полностью переписать

Может быть, я просто пока не буду её публиковать здесь в ЖЖ... но если все-таки решусь, было бы полезно, если бы Вы привели пример, что именно в моих словах показалось Вам сомнительным или неправильным.
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Богемик и Библия» в контексте: [...] же модернизм, как и учение о"бессознательном" как естественной части человеческой души [...]
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Несколько слов о магии» в контексте: [...] дит как проявление неких таинственных сил, до поры до времени дремлющих в нашем бессознательном [...]
Пользователь pankratiev сослался на вашу запись в своей записи «О МАГИИ И МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ» в контексте: [...] дит как проявление неких таинственных сил, до поры до времени дремлющих в нашем бессознательном [...]
Как вписывается в Вашу теорию диалектика коллективного бессознательного и массового гипноза? Для затравки предлагаю посмотреть мою статью http://fedorov-nikolaj-fedorovich.by/filosof-i-religioznyj-myslitel-fedorov-nikolaj-fedorovich-filosofiya-obshchego-dela-voskreshenie-mertvyh-ehskhatologiya-vnekhramovaya-liturgiya-bogochelovechestvo-preobrazhenie-vselennoj-gospodi-iisus-hristos-syn-bozhij-i-syn-chelovecheskij
Поскольку с моей точки зрения "бессознательное" (самая важная и глубокая его часть) вообще не принадлежит человеческой природе, а является внешней по отношению к человеку духовной сущностью, паразитирующей на нашей природе подобно вирусу, постольку ясно, что для меня нет никакой принципиальной разницы между "индивидуальным" и "коллективным" бессознательным.
Это одно и то же в двух разных проявлениях. То и другое различается лишь феноменологически.
Пользователь habanerra сослался на вашу запись в своей записи «Власть и гениальность (тема)» в контексте: [...] нам видеть его. "Что-то" - как я теперь понимаю - это сопротивление Бессознательного [...]
Пользователь habanerra сослался на вашу запись в своей записи «Власть и гениальность (тема)» в контексте: [...] му серьезной. Оказалось, что существует органический синтез Православия с глубинной психологией [...]