А что касается религии - ей отведено в наше время почетное место где-то на перриферии мировоззрения. О ней вспоминают перед лицом смерти, при столкновении с мистикой, а также при размышлении на этические темы, что никак не соответствует по сути центральному месту хотя бы той же смерти в жизни человека. Вообще-то все мы непременно умрем, и это обстоятельство априори выдвигает проблематику смерти на одно из главных мест в жизни. Но люди не любят думать о том, что по-настоящему неприятно, и замещают проблему смерти более легкими проблемами, предпочитая фиксировать внимание на политике, на возможной войне, на судьбе грядущих поколений и прочих вещах, непосредственно личной смерти не касающихся.
А я вот с детства интуитивно ощущал, что всё это страусиная политика, стремление спрятать голову в песок. И по мере сил стремился свести всё в одно, увидеть реальность таким способом, чтобы все пробемы и все вещи я мог охватить одновременно, одним взглядом, ничего не упуская из виду. Я вырос в страшную эпоху, когда решить подобную задачу можно было только самыми радикальными средствами. И мне пришлось на какое-то время прибегнуть к этим средствам, что грозило преждевременной кончиной и мне, и моим близким. Но Бог пожалел меня и вразумил, и подарил мне решение.
Как это и бывает, решение оказалось близким. Оно всегда рядом, только что-то мешает нам видеть его. "Что-то" - как я теперь понимаю - это сопротивление Бессознательного. Увы, мало кому удается преодолеть это сопротивление и приблизить к решению. А большинство людей даже и не осознают самой проблемы.
Скоро мне уже пятьдесят, и я уже немало сделал для того, чтобы поделиться найденным мною решением с теми, кто способен к такому осознанию. А тех, кто пока не способен, я подвожу к этой теме исподволь, мало-помалу двигаясь от частного к общему. Во-первых, я соединил психологию с религией. Я вернул психологию, это заблудшее дитя, в отчий дом, из которого она убежала и потеряла дорогу назад в погоне за призраком цельного материалистического мировоззрения. Материализм не дает человеческой душе цельности, да и не может дать, потому что он отрицает душу. Человеческая душа (даже - подсупдно - и душа материалиста) переживает материализм с его самоотрицанием как условную игру, которая по-своему увлекательна, которая может казаться перспективной и привлекательной, но никак не может быть по-настоящему серьезной.
Оказалось, что существует органический синтез Православия с глубинной психологией, позволяющий соединить духовный опыт древности с духовными опытом современности. Место их встречи - учение о Бессознательном. Главная ошибка современной психологии состоит в том, что Бессознательно считается частью человеческой психики, глубинной её составляющей. Самые умные и глубокие наблюдатели вроде Юнга доходят до идеи "коллективного бессознательного", вплотную приближаясь к истине. Но до меня, кажется, никому не приходило в голову, что в нашем Бесознательном есть чрезвычайно важная составляющая, которая вообще не имеет отношения к миру людей, нечеловеческая составляющая. И именно она играет важнейшую, определяющую роль в человеческом творчестве.
Наше творчество тем для нас и интересно, что через него мы входим в соприкосносвение с тем, что больше нас: умнее и глубже, древнее и основательнее. Оно приходит к нам в виде помыслов, о чем я подробно писал в самой лучшей из моих заметок (Фрейд и Православие). Помыслы - это непроизвольные мысли и представления, спонтанно возникающие в нашем уме. Наблюдая за эти феноменом, Фрейд создал свой психоанализ, писатели пишут свои книги, художники рисуют свои картины, ученые делают свои открытия. Роль спонтанных помыслов в нашей жизни просто невозможно переоценить. И потому я чуть-чуть повторюсь, не беда.
Всё самое интересное, что сделали люди в истории человечества, первоначально было лишь помыслами, пришедшими кому-то в голову. Таким образом мы получили всё, что мы имеем: культуру, науку, искусства, технику, цивилизацию. Каждая из удивительных вещей, созданных людьми, первоначально была всего лишь мыслью, посетившей какого-то человека. Таких людей мы называем гениями, и это ошибка.
Древние греки называли гением не человека, создающего креатив, но духа или бога, посещающего человека и влагающего ему в сердце помысел, следуя которому человек и создавал нечто гениальное. Гений - это не человек, а некто, приходящий к человеку, посещающий его. Неправильно говорить "он гений", правильно - "у него гений". Современная психология объясняет этот феномен действием бессознательного, якобы живущего внутри нас, принадлежащего нам. На таком представлении строит вся светская культура. И я не собираюсь бороться с этим представлением. Кто хочет считать гения обитающим в глубинах индивидуальной психики, пусть считает. Это не беда, потому что опыт показывает, что рано или поздно такие люди доходят до идеи "коллективного бессознательного", а отсюда уже рукой подать до правильного понимания вещей. Ведь если мы уже признали, что гений обитает не в глубинах индивидуальной психики, а в некоем коллективном бессознательном - то вернуться к правильному пониманию уже совсем нетрудно, это вопрос времени. И состоит оно в том, что гений - это не человек, это иное существо, посещающее человека.
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я".
(1924)
Так понимала, так чувствовала Ахматова. А у неё был гений, она знала, о чем говорит. (Естественно, "муза" и "гений" - это два разных названия одного и того же существа.) И потому пора закончить это затянувшееся вступление, введение в тему, и перейти наконец к главному.
Кажется, я знаю, как нам увязать теорию Власти с психологией бессознательного. Это ещё не конец, просто ключ уже найден, дверь приоткрыта. А поскольку сама теория Власти дает нам выход на историю и политику, появилась отличная возможность увязать все эти вещи в одно целое. Что я и намерен проделать в ближайшее время.
Продолжение: Власть и гениальность (рема)
September 16 2016, 05:54:14 UTC 2 years ago
September 18 2016, 05:09:02 UTC 2 years ago
Истоки гениальности.
September 16 2016, 06:13:40 UTC 2 years ago
September 16 2016, 14:04:26 UTC 2 years ago
September 18 2016, 05:09:39 UTC 2 years ago
Власть и гениальность (тема)
September 16 2016, 14:06:23 UTC 2 years ago
September 16 2016, 16:08:22 UTC 2 years ago
Вообще, встречал оккультную концепцию, что не человек что-то там сам желает, а Желания цепляют людей. И дальше человек это рационализирует как свое. Большинство это даже не осознает. Мудрый человек может переходить от одних Желаний к другим.
Внезапно. Подумалось, что буддисты по-своему правы в своем идеале освобождения от Желаний.
Одно смущает в вашем подходе. Как я понимаю, вы объявляете вот это вот бессознательное, гениальное полностью демоническим и лишним в человеке?
Я, в общем-то, понимаю ваши мотивы, там источник всех страстей, жажд, безумия. Но ведь и побед, торжества, всего нового, открытия америк?
Но для чего вы собираетесь отрезать кусок личности человека, да просто 2/3 от личности ? А у кого-то и 9/10, кем была бы ахматова без своего гения?
September 18 2016, 19:09:29 UTC 2 years ago
Нет, не так. Конечно же, там есть и Божественное. Просто люди слишком легко принимают демоническое за Божественное, и потому приходится слишком много говорить именно о демоническом.
Впрочем, для Божественного не подходит прилагательное "гениальное". Звучит мелковато.
> Но для чего вы собираетесь отрезать кусок личности человека, да просто 2/3 от личности ? А у кого-то и 9/10, кем была бы ахматова без своего гения?
Смысл не в ампутации бессознательного, а его очищении. "Чистота сердца". Когда в бессознательном не остается ничего демонического, творческие возможности человека качественно возрастают. Ведь Бог сотворил всё.
September 17 2016, 06:43:10 UTC 2 years ago
Вот интересно. Вы даете определение помыслам, а я , справляясь в святоотеческой литературе, не нашел подобного определения у св. Отцев.
Зато, они пишут о практике преодоления худых помыслов. Например, у Святителя Димитрия Ростовского:
"Хульный помысел есть искушение для человека богобоязненного и особенно смущает его, когда он творит молитву или делает что-либо доброе. Хульные помыслы не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем спасении. Они нападают на тех, кто живет добродетельно, в трудах покаяния и в любви Божией. (...)
Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от него самого происходят, но что они приносятся диаволом, который есть их начало и изобретатель."
Может, предполагаю, определять - что есть помысл - не важно и не нужно, напротив, потребно - знать, как практически преодолевать эту напасть?
September 18 2016, 19:13:25 UTC 2 years ago
Если у Отцов и нет определения помыслов, то во всяком случае есть масса описаний, конкретных примеров, рассматривая которые можно прийти к заключению, что помысел (на стадии прилога) - это непроизвольная мысль или представление, спонтанно возникающее в уме.
September 19 2016, 06:14:38 UTC 2 years ago
Я предполагаю, что у нас с вами спор снова идет в русле: теория – практика. -)
Так вот. В этом предположении, мне представляется, что вы имеете в виду теоретическую сторону предмета, т.е. где наиболее важным является собственно определение помысла, которое по всей видимости и дает понимание о том, что с ним делать. Однако, такой подход как будто абстрактен («Помыслы - это непроизвольные мысли и представления, спонтанно возникающие в нашем уме») и следовательно для использования потребна проекция такого теоретического определения на практическую плоскость. Иначе говоря, имея только лишь ваше определение никак невозможно его практически использовать. Я даже затрудняюсь осуществить его «проекцию» на практическую плоскость…
Совсем иное дело – творения св. Отцев. У них ПРЯМО указывается на то, что надо и не надо делать и как. Как пишет св. Феофан Затворник: «не допускай злых мыслей, и не будет падений». Предельно конкретно! Или у св. Тихона Задонского: «От помыслов и грех бывает, как от корня – дерево или как от семени – плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет». Видите, как применение повелительного наклонения, конкретизирует и направляет слова. И без всякого непосредственного анализа существа помысла – где он начинается (психофизиология), как он развертывается (психология) и т.п.
Хотя есть еще и аспект, касающийся того, откуда исходит помысел (его происхождение). Вы (как я понял) связываете его происхождение с так называемым подсознательным. Но ведь, во-первых, эта связность ничего опять не дает практического (что делать), а во-вторых, может, напротив, уводить от предмета в сторону, не разрешая проблему, а затуманивая ее, усугубляя. Чем и занимаются большинство психологов с психотерапевтами.
Так вот, происхождение, как я прочитал, помыслов случается тремя путями: собственные мысли, от ангелов и от бесов. Собственные мысли человека – это мечтательные образы окружающего человека мира, ангельские – «всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие». «А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение.»
Видите, без привлечения всяких наслоений типа «подсознания» и прочего приобретается знание о том, чего надо сторониться и избегать.
September 19 2016, 06:21:01 UTC 2 years ago
September 17 2016, 07:16:14 UTC 2 years ago
Доказательство
Без социума разум не возникает в отдельном мозгу.
При изоляции от социума разум теряется. После длительной или глубокой изоляции разум и не восстанавливается.
Кто носитель разума человек или социум?
Бог - результат развития идеи сверхсущества, подкрепленное сжатием височных долей мозга при нормальном родовспоможении.
Идея сверхсущества увеличивает единичный размер этноса и дает такому этносу эволюционное преимущество в столкновении с не имеющими такой идеи.
http://elementy.ru/news/430894
Религия описывает результат столкновения этноса с окружающей реальностью.
Безрелигиозное общество невозможно так же как многоклеточное существо без имунной системы, как средства борьбы с клетками-мошениками.
Идея денег - результат достижения предела религиозного расширения этноса. Крайней формой религиозного расширения этноса является социализм\коммунизм.
Деньги заменяют идею бога за порогом сложности систем. Но так как "деньги" не имеют физиологического ответа в мозгу, в отличие от "бога", эта идея будет периодически возрождатся после кризисов и развала. Многоклеточность тоже изобреталась природой более десятка раз независимо. Идея же сверхсущества никуда из мозга не денется, пока человек будет рождатся ортодоксальным путем, путем, который одобрен отбором и включен в формирование человека и человечества.
Слишком удачная идея, что бы её упустить.
Увеличение головы новорожденного приводит к родовой травме . Родовая травма наводт в мозгу гоминида ощущение сверхсущества.
Ощущение сверхсущества увеличивает размеры представителей популяции, которые испытывают друг к другу альтруиситические чуства на основании общих ощущений-суеверий. Положительная обратная связь.
Ощущения присутствия сверхестественного опытным путем вызывали вращением магнитного поля в мозгу. В районе височных долей. Темячко - медитативные ощущения.
http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000224
September 17 2016, 07:26:02 UTC 2 years ago
У вас неверные сведения
September 17 2016, 08:58:07 UTC 2 years ago
September 19 2016, 04:48:58 UTC 2 years ago
September 19 2016, 05:09:05 UTC 2 years ago
September 19 2016, 05:14:00 UTC 2 years ago
Очевидно, да. И вера Ваша крепка.
September 18 2016, 19:16:55 UTC 2 years ago
Для сохранения разума достаточно общения с Богом. Не обязательно общаться с людьми. Это доказывает опыт отшельников, которые вовсе не теряют разума, оставаясь в удалении от людей на долгие годы.
Бог существует реально. Это естественный Собеседник человеческого ума.
September 19 2016, 04:19:55 UTC 2 years ago
На самом деле отшельник носят социум воспоминаниями в себе. На сколько хватает запаса разговоров с социумом в голове - столько и выдерживают. Но социум остается вокруг них вещами и опытом других, которые получил отшельник что бы выдержать отшельничество.
Сенсорная депривация доказывает обратное.
Изолированные с родждения/раннего возраста дети - "Каспаргаузеры" разумом не обладают. Госпитальный синдром, опять же.
Безэховая камера полного отключения одного только слухового канала - полчаса мало кто выдерживает. 45 минут - рекорд.
http://sila-znaniy.com/v-absolyutnoj-tishine-chelovek-mozhet-pro/
Но конечно бездуховные омериканцы просто не знают общения с Богом!
September 19 2016, 04:43:53 UTC 2 years ago
Вера - это соединение человеческой воли с Божественной волей. Поясняю:
Человек не знает, но верит. Почему? Потому что хочет, чтобы было вот так и так, а не иначе. Вера - это выражение желания.
Но вера - это не только выражение желания. Это ещё и действие духа, который обещает человеку, что его желание исполнится.
Если нет веры во что-то, значит, либо нет желания в это верить, либо нет духа, который бы гарантировал исполнение этого желания.
Сказанное относится к любой вере и любому духу. А не только к истинной вере.
Истинная же вера отличается тем, что там действует Дух Божий.
Если человек не имеет веры, значит, он не хочет, чтобы исполнились обетования Бога. Если у человека мало веры, значит, не не всем сердцем хочет, но что-то в нем противится Божественной воле.
Горы же двигает не сама вера, а дух, который обещает человеку исполнение его желания. Небожественный дух может и нарушить обещание - по немощи или из коварства. Бог же всегда исполняет Свои обетования.
> конечно бездуховные омериканцы просто не знают общения с Богом!
Не только американцы. Большинство русских тоже не знают общения с Богом. А среди американцев есть люди, которые общаются с Богом.
Если Вы хотите подходить к вопросу научно, Вы не должны отвергать часть фактов на том основании, что они не вписываются в Ваши представления.
А факты таковы, что люди проживают в полной изоляции десятки лет и не утрачивают разума. Более того, значительную часть этого времени они проводят именно в условиях депривации - молятся, сидя в темноте и полной тишине.
September 19 2016, 05:01:01 UTC 2 years ago
Вообще спор с верующим это такой фан для начинающих... И так же продуктивен, как их камлания.
Но неверующие социумы статистически менее устойчивы чем сплоченные верой и поэтому одобрены дарвиновским отбором.
И кто я такой что бы спорить с Богом? Любая вера лучше атеизма в социуме ибо создан социум наш верой подкрепленной сдавливанием височных долей младенцев при рождении нормальным способом. И атеисты выживают в существующием социуме только потому, что он создался и не отторгает их сейчас сразу. Мудрый атеист не спорит с верующими, а укрепляет их в их вере ибо социум держится на верующих и разрушается безверием.
Бог персонифицирует в мозгу тот социум в котором Вы выросли.
September 19 2016, 05:07:43 UTC 2 years ago
Да никакой проблемы. Берите и испытывайте.
Христианские мученики переносили горяздо более страшные пытки, чем депривация. А депривация для них вообще не пытка, а нормальный режим "умного делания".
> Мудрый атеист не спорит с верующими
Значит ли это, что Вы не очень мудрый атеист?
September 19 2016, 05:10:09 UTC 2 years ago
Депривация - это миф?
Проверить не хотите?
September 19 2016, 05:15:06 UTC 2 years ago
Несомненно. Как и чудеса, свидетелем чему я лично бывал многократно.
September 19 2016, 05:21:00 UTC 2 years ago
Депривация - очень полезная штука с точки зрения серьезных религиозных практик.
Не пытка, а комфортное состояние для того, кто умеет и любит молиться умом.
> Проверить не хотите?
Вам? :) Нет, не хочу. Кто Вы такой?
September 19 2016, 10:15:27 UTC 2 years ago
September 19 2016, 10:56:58 UTC 2 years ago
Но Вы-то тут при чем?
September 19 2016, 10:58:27 UTC 2 years ago
В каком городе? :)
Если в Москве - можно поучаствовать в эксперименте, расширить горизонты учёных.
September 19 2016, 05:05:31 UTC 2 years ago
September 19 2016, 05:06:11 UTC 2 years ago
September 19 2016, 05:09:32 UTC 2 years ago
Подавляющее большинство верующих не имеют общения с истинным Богом, хотя активно общаются с духами.
September 19 2016, 05:11:38 UTC 2 years ago
September 19 2016, 05:17:14 UTC 2 years ago
Для меня же весьма интересно наблюдать, как атеист пытается объяснить феномен религии. Пока получается натягивание совы на глобус.
September 19 2016, 10:15:57 UTC 2 years ago
September 19 2016, 10:52:33 UTC 2 years ago
September 19 2016, 05:06:40 UTC 2 years ago
В нескольких экспериментах было также показано, что люди испытывают большее доверие к незнакомому человеку, если знают, что незнакомец — верующий. Как и следовало ожидать, этот эффект проявляется особенно четко в том случае, если оба испытуемых принадлежат к одной и той же религии и знают об этом.
September 19 2016, 05:12:48 UTC 2 years ago
Вы рассуждаете нелогично. Что религия полезна для социума вовсе не означает, что она создана самим обществом. Нефть тоже полезна, но её не люди создали.
September 19 2016, 10:16:39 UTC 2 years ago
September 19 2016, 10:50:59 UTC 2 years ago
А вот обобщение - что функция ноги в том, чтобы дергаться, или что религию производит общество для своей пользы - это всего лишь обобщение, экстраполяция, гипотеза, не более того.
При чем тут наука?
September 19 2016, 12:25:12 UTC 2 years ago
Общество не производит религию. Общество практикующее удачную религию одобряется отбором. Но для верующего это ПОНЯТИЕ(отбор по Дарвину) не существует. Пустой звук, ПОХОЖЕ.
September 19 2016, 12:27:25 UTC 2 years ago
http://palaman.livejournal.com/126471.html
Все прочие Ваши суждения столь же поверхностны.
September 19 2016, 12:32:15 UTC 2 years ago
Где не нравится - не дарвинируем.
Так?
Бога не трогать дарвиновскими руками!
Религиозные системы так же отбираются по способности захватывать умы и территории и создавать устойчивые социумы, как и властные системы. Религии выше властных систем по организации хотя бы тем, что прирастают и распространяются не только личными контактами.
September 19 2016, 14:42:40 UTC 2 years ago
Сама по себе идея естественного отбора религий вполне нормальна. Ненормально фанатичное отрицание мистики, ради которого материалисты безжалостно отвергают неугодные им факты.
September 19 2016, 00:31:08 UTC 2 years ago