Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

О современном монашестве

Хочу познакомить моего читателя с неизвестной миру современной подвижницей благочестия, которую вовлекли в беседу о том, что же такое настоящее монашество и возможно ли оно в наше время.
Цитирую:


Вы говорите, что в книгах об "аутентичном" монашестве много примеров подвигов, нестяжания, неспания и тяжелого труда - Вы перечисляете подвиги только внешние, но ок - не буду придираться.

Но Вы почему-то умалчиваете, что в "аутентичном" монашестве были еще - свобода выбора, огромное разнообразие уставов, свободное передвижение, выборность игумена, добровольность в принятии на себя послушания, трудов и подвигов.

Братия, недовольная уставом св. Саввы, ушла и свободно основала свое общежитие, прп. Герасим создавал для новоприходящих более комфортные условия жизни, чем для старшей братии и тд.

Вспоминаю случай, когда епископ несколько раз молил своего (подчиненного ему) священномонаха стать во главе одного из монастырей. Тот упрямо отвечал - не хочу, но хочу на Синай, и ушел-таки... епископ не смог его убедить и, не став противиться воле своего послушника, отпустил. Остановило же отца лишь явление свыше.

Вы забываете, что монахи по своему устроению избирали себе род жительства, переходя из общежитий в пещеры, порой уходили даже в мир, и по возвращении их не объявляли иудами, но смиренно принимали обратно с любовью и слезами.

Что настоятели не властвовали, а учили, наставляли и советовали, молясь о вразумлении наставляемых.

Что они, в первую очередь, сами были подвижниками, потому и пользовались авторитетом у братии:

"Об авве Стратигии, настоятеле той же обители св. отца нашего Феодосия, братия монастыря рассказывала нам, что сравнительно с современными иноками три преимущества возвышали его: частый пост, бдение и великое трудолюбие."

Что среди иноков не только было тесное общение, но и самоотверженная дружба.

Сколько мы находим примеров монахов, отказавшихся от епископства и игуменства для "предания себя Богу"!  То есть никогда не ставивших букву послушания выше Духа.

Давайте заглянем в следующий текст:

"Некоторые из отцов сказали нашему игумену: – Сделай милость, отче, отложи на этот раз обычную раздачу бедным, чтобы не оскудела братия монастыря, так как нигде нет пшеницы. – Не станем, чада, нарушать благословения отца нашего – Вы знаете заповедь старца, нам не следует преступать ее. Воистину он сам позаботится о нас.

 Но братия продолжали упорно стоять на своем. – Нам самим не хватит, и нечего давать нам.

 – Что ж, – сказал игумен, глубоко опечаленный, – будь по-вашему. Делайте как знаете."


Что говорится о древнем монашестве?

"Там все слуги, каждый омывает ноги странников и один перед другим старается оказывать им услуги; не разбирают они, кто к ним пришел, раб или свободный, но делают это для всех равно; нет там ни больших, ни малых.

Хотя и есть там низшие, но высший не смотрит на это, а почитает себя ниже их и чрез то делается большим.

У всех один стол, как у пользующихся услугами, так и у служащих им: у всех одинаковая пища, одинаковая одежда, одинаковое жилище, одинаковый образ жизни.

Больший там тот, кто предупреждает другого в отправлении самых низких работ.

 Хотя и есть там низшие или высшие по добродетели, но никто не смотрит на свое превосходство: низших там не оскорбляют презрением, ибо там никто не уничижает других."


Св. Иоанн Златоуст.

"Они украшены добрыми нравами, миром, тихи, покойны и связаны союзом любви, как бы неким родством. Каждый старается быть снисходительнее, кротче, любвеобильнее, смиреннее и терпеливее другого. Если кто из них был мудрее, то он так прост со всеми, что, по заповеди, кажется меньшим всех и слугою всех".

(Rufini Historia monachorum. Patrologiae с. compl. G. XXI, p. 390. Ист. прав. мон. на Востоке. Ч. 1,21.)

«Это любомудрие (т. е. иночество) наслаждается только добром...

...жизнь свою проводит оно в единомыслии и общении с ближними, печется о друзьях и чужих, делит собственное с нуждающимися, занимается тем, что полезно для всякого, не возмущает радующихся и утешает скорбящих."


> Ну так закончите свою мысль, что есть аутентичное святоотеческое монашество?

В первую очередь, как ни парадоксально - это свобода.
То есть свободное, добровольное следование Христу и свободный выбор меры своего подвига.

Даже послушник, решивший предать полностью свою волю в руки злобного или неискусного старца, решал это сделать - сам. И уж во всяком случае ни одно житие не подменяет понятия и не называет злобного старца святым или любвеобильным.

Многие отшельничали и жили в мере индивидуального подвига, жительствуя по совету по примеру - и вот решили мы пойти за советом к такому-то знаменитому высокой жизнью старцу...

Те, кто был под властью епископа или игумена, тоже свободно избирали меру даже административного послушания, не говоря уж о духовном.

Например, отказ от священства, игуменства, епископства. Или... пришел в обитель раскаявшийся разбойник, его приняли и тотчас облекли в схиму. Он стал выказывать все большую и большую ревность в послушании и подвигах. А потом пришел к игумену и сказал - прости уж меня, отче, но я решил вернуться в мир и принять смертную казнь за свои грехи.

> Свобода есть лишь до тех пор, пока человек не выбрал монастырь, а как выбрал, то ни о какой свободе выбора меры подвига уже речь не идет, т.к. меру его подвигов ему определят. И не факт, что это мера будет ему по силам, а если он об этом скажет, то эту меру ему могут и не поменять. Тогда у него будет еще одна возможность проявить свою свободу - уйти или остаться и надорваться.

Я, в общем, понимаю, что Вы пытаетесь сказать. С внешней стороны это может выглядеть и так - чем больше внешней аскезы, тем лучше. То есть ходят сестры с опущенными вниз глазами, читают вслух молитвы, не обращая внимания на вопросы, худые, бледные, замученные - красиво че там... и выглядит внешне, как настоящее монашество. ) Вы только не обращаете внимания или не вчитываетесь в то, что пытаются сказать Вам - принужденная аскеза не есть добродетель. Аскетами люди (и Вы правы - не только монахи, но и миряне) становились по свободному выбору из любви к Христу.

То есть, если обстоятельства таковы, что ты не получаешь пищи, обязан с утра до вечера трудиться, с тобой жестоко обращаются, а ты обязан терпеть, то ты монах? Но тогда любой галерный раб или невольник мог когда-то дать фору всем монахам на свете.

Но почему то рабы не показывали плодов Духа. Все, что они накапливали в себе были ярость и гнев, и ослабь ему цепи - не зарадуешься.

Примерно то же происходит и в описываемом монастыре - цепи только там не материальные, а психологические.

Единственный раб, который мне известен, ставший святым - это Иоанн Русский, но его служение и самораспятие было опять же его свободным выбором.

Если короче - то если Вам разрешается взять только одну ложку варенья, и Вы ее и берете, то это - не добродетель. А вот если Вам говорят, да ешьте че там, не жалко... а Вы не берете ни одной - то это уже начало воздержания.

Но и это - не монашество. Воздержными, постящимися люди становятся по разным причинам - и по болезни, и для внешней красоты. Или по убеждению - сейчас вот веганов полно, а кто-то вообще сидит только на сыроедении, но и это не монахи. В безмолвии человек может пребывать как от внутренней аскезы, так и от элементарного презрения к окружающим... труд? Поверьте, люди в миру пашут порой так, что никаким монахам и не снилось. Унижения? И этого хватает где угодно, но я что-то никогда не видела, что человек, которого насильственно провели дорогой унижений, обрел любовь ко всем, гармонию и внутреннюю красоту.

Так что внешняя жесткая аскеза ничего еще ни о чем не говорит и ничего не гарантирует - это собственно все, что пытаются до Вас донести в двух ветках этого журнала: "невольник - не богомольник". )

Я не исключаю, что мы говорим об одном и том же с разных точек зрения, ну так что же... вопрос этот слишком глубок, и понятно, что слона нужно видеть целиком, а не щупать вслепую с разных сторон. )

Ну а о мере и свободе выбора подвига в древнем монашестве вот Вам Патерик:

Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные монаха. Один из них избрал для себя дело, примирять ссорющихся между собою людей, по реченному:«блаженны миротворцы» (Матф.5:7). Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех, и со скорбию пришел к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и нестарающимся об исполнении своего обета. Согласясь, оба они пошли видеть пустынника, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного помолчав, пустынник вливает воду в чашу и говорит им: смотрите на воду. А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он опять говорит: смотрите, – теперь устоялась вода. Как скоро они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает и счеловеком, живущим среди людей, – от возмущения он не видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки.

> А подлинное святоотеческое монашество это очень жесткая аскеза, когда человек ежедневно и ежечасно распинает свою плоть, волю и разум, посредством различных аскетических упражнений: пост, молитва, послушание, бдение и т.д. Вот что такое аутентичное святоотеческое монашество, а не эти розовые сопли в виде свободы, о каких вы сказали.

Ну Вам виднее ) может быть, Вы и есть древний аутентичный монах, а я просто не разобралась ) великодушно простите тогда, че уж там... за розовые сопли - где уж мне, убогой, что-то пытаться Вам объяснить )

> Классическая тактика дьявола: сначала напасть права под видом добра (я за аутентичное монашество), а потом ввергнуть в отчаяние слева (всё, я проиграл, ухожу в мир!)

Ну что Вы, как возможно. ) Я в своем пути когда-то уже проходила все ступени отчаяния вплоть до полного омертвения души... потому что надеялась, думаю, только на себя - на свою аскезу, на свое делание и "добродетель"... Но только пережив смерть, обретаешь жизнь, причем такую ее полноту, что сложно выразить...

Нет, интернет-разговоры заставляют меня думать над внешними формулировками, за что я крайне благодарна своему оппоненту.

А по сути -
"Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего", а "мы теперь - дети Божии".

> "Только пережив смерть, обретаешь жизнь, причем такую ее полноту, что сложно выразить"
> И непрестанную молитву? Или Вы о другом?

Я раньше да - пыталась систематизировать, как и что называется, теперь - нет, мне как-то все равно. Раньше действительно думала, вот - устная молитва, вот - ага! Умная )) а как еще достигнуть безмолвной и созерцательной ) я понимаю все эти советы старцев - как еще-то наставить послушников? Но внешнее следование любому правилу ведет по пути непрестанных сомнений. А Отец - это просто безграничная Любовь и безграничная Свобода, и это не слова - естественное состояние любой души, любой - только вот эта простота намного сложнее присущих нам игр разума.

А вообще - бедна всякая речь, и всякое слово - ложь, безмолвники были абсолютно правы, не умея найти слов и наливая воду в чашу. ) Мне же тем более правильных слов не подобрать - я не "аутентичный" монах, увы, увы ))


> Но "непрестанность" - это ведь не какой-то специальный термин. Это простая и конкретная вещь: что человек не время от времени взывает к Богу, но непрестанно в Нём пребывает.
Вот сейчас, например, когда Вы набираете текст на клавиатуре - Вы обращаетесь к Богу или ко мне? Ведь естественное состояние любой человеческой души - непрестанная беседа с Богом.

Да, конечно. И Вы правы - именно естественное.
А обращаюсь - к Вам, конечно )) и еще - к себе, наверное... )) скажем так, к нам обоим - как к неразрывной части Единого Целого, нашего Отца. Нас всех разделил разум, вернее самость его, и, пытаясь найти, точки соприкосновения и понимания, мы преодолеваем разделенность и восстанавливаем врожденную нам собственную целостность. Я не очень сильна в формулировках - прошу извинить.

> То есть, Вы обращаетесь к Богу, который и во мне, и в Вас действует?

Сейчас подумаю... может, можно выразиться и так.

> Варсонофий Великий говорит: "Непрестанная молитва относится к мере бесстрастия". Она является его знаком. Пока душа пребывает в греховных страстях, она не может пребывать в молитве непрестанно, так как страсти то и дело уводят её в сторону от Бога.

Пожалуй )) поэтому и не пытаюсь говорить о непрестанной молитве )) ибо страсти меня не оставляют. Но перетерпев и получив состояние мира, пытаюсь все же понять, что и зачем. Наверное, это все, что могу о себе сказать.

Недавно смеялась - было у меня тяжелое искушение. И я 2 дня была в полной боевой готовности - сказать да прости ж меня Господи и поубивать всех нафиг, врагов моих, никак уж года 3 угомониться не могут. Речь, собственно, идет не о вещах духовных, а об обычном криминале, то есть о преступниках - нда-с.

А дня через 2 подумала, может, потому попускается все это, чтобы я молилась о спасении и их душ? Бедные ж овечки )) Озвучила эту мысль )) сестра, зная меня, знатно повеселилась, сказав примерно - да, высота )))
Для Любви (а Бог есть Любовь) есть два необходимых условия.
Мудрость и свобода.
Мудрость - лишь аспект Могущества (правда, самый важный аспект!).

А Могущество - это лишь аспект Свободы. Нет Свободы, если нет Могущества.

Потому тут лишь одно условие: Свобода и ещё раз Свобода.
Интересно. Я брал эту формулу откуда-то из индусов (Аштавакра?) и она очень четко описывает ограничения как технократии так и либерализма. Любовь рассматривается как единение и для него нужен и свободный выбор (т.к. свой путь знаешь только сам) и умение объединяться.

А здесь у меня не получается применить вашу формулу в социологии.

Потому что в моём варианте она описывает не любой социум, а только лишь один-единственный: Церковь.
Да, в таком аспекте это нормально т.к. Мудрость там уже есть - остается Свобода.

Anonymous

October 27 2016, 05:20:46 UTC 2 years ago

Доброе утро, Максим! заглянула, почитала, тихо ужаснулась - я ну ни разу не публичный человек, да и оценка Ваша по моему слегка так завышена )) так что хотела было уже безмолвно в древних традициях слиться, но обещание есть обещание. Вы о чем -то хотели поговорить?
Не беда, что завышена. Эта оценка не для нас с Вами, а для публики. Народу нужно верить, что подвижники благочестия существуют. Народ не привередлив, да и не очень во всем этом разбирается. Ну, и в конце концов, каждого христианина, всерьез старающегося исполнять заповеди, всерьез можно и назвать подвижником благочестия.

Вопросов у меня много. Я бы предпочел обсуждать их приватно. Мой журнал все-таки - проходной двор; каждый месяц его посещает несколько сотен людей. Было бы очень удобно, если бы Вы поставили себе вот эту программу: https://www.skype.com/ru/download-skype/skype-for-computer/

Это приспособление для приватного общения. Всё, что скажем, останется между нами. Меня там найти легко: набираете в Поиске mvsolohin, вот и всё. Это не социальная сеть, так что никаких лишних контактов у Вас не появится.

Но независимо от дальнейшего, я хочу задать Вам вопрос о старцах. Меня не слишком огорчила в книге Марии информация о прельщенной игуменье - это не ново, с этим я сталкивался по жизни. Зато меня огорчила информация о старцах (Илий, Власий), с подачи и благословения которых все это, похоже что, и происходит. Как к этому относиться? Я тут действительно растерян, ищу почву под ногами, молюсь о вразумлении. И тут Вы - пожалуйста, помогите разобраться!

Второй вопрос - о молитве своими словами. Раньше для меня это было основное делание, потом я заставил себя насильно молиться молитвой Иисусовой. Плоды двойственные - и хорошие, и плохие. Хорошие - что я в результате исправил несколько серьезных ошибок в моем понимании Троицы и Воплощения (в Богословии; говоря предельно кратко, я только теперь по-настоящему осознал, что Иисус Христос - это и есть Бог). Плохие - что произошло некоторое охлаждение к молитве и духовной жизни вообще. Вот, даже в Интернете стал "висеть", что раньше было невозможно и представить. Вопрос: упорствовать ли дальше в этом направлении, или вернуться к молитве своими словами, опираясь на приобретенное через Иисусову молитву разумение?

Anonymous

October 27 2016, 11:51:04 UTC 2 years ago

О молитве можно и здесь, об остальном - да, лучше приватно. Насчет молитвы я поняла одно - принуждение себя никого еще до добра не довело ) все просто разные, очень по-разному устроены, и путь молитвы очень (!) индивидуален. Кому-то просто необходимо вычитывать все правила, кто-то молится и заменяет все Иисусовой молитвой (так благословляли, например, меня), а кому-то, быть может, нужно просто сказать в сердце - Отец мой Небесный! Ты видишь меня и знаешь меня и мои несовершенства и печаль мою, исправь меня, утеши, настави... это - общие слова, конечно, и они примерны - здесь нет правил, нет границ. О молитве лучше всего писал прп. Феофан Затворник, и я обычно именно его небольшую книгу рекомендовала когда-то всем, чтобы не говорить одно и тоже по тысяче раз, но и он тоже дает лишь рамку - содержимое будет зависеть только от Вас, от уникальности Вашей личности.

Паисий Святогорец, который больше размышлял о Боге и о своей душе, чем молился, сказал, что придя на Афон, он решил, что благодать места сама будет работать независимо от его усилий и дарует ему бесстрастие автоматически, и вместо обычных ему размышлений, начал просто читать Иисусову молитву, заменяя ей всю работу ума. И говорит, что страшно повредился - заметил, что его страсти, на которые он перестал обращать внимание, сильно развились, незаметно для него самого, а живая молитва превратилась в автоматическое повторение набора слов, как часы - тик-так, тик-так... он испугался, спохватился, вернулся к обычному для него деланию и - обрел мир.

Anonymous

October 27 2016, 11:56:06 UTC 2 years ago

А да - мне кажется Вам лучше вернуться или чередовать. Совет, однако - не более ))
Спаси, Господи.

Да, чередовать. К этому дело и клонится само по себе. Потому что не хочется терять ни то, ни другое. Иисусова молитва без мыслей дает что-то очень важное (хотя недолго получается - без мыслей), но и без молитвы своими словами я засыхаю - это уже опыт :(

Anonymous

October 27 2016, 16:31:13 UTC 2 years ago

Знаете... я на самом деле не такой уж большой делатель, но че-то мне сдается, что и Отцы не могли ж всю жизнь ни о чем не думать. То есть удерживать мысль только в словах Иисусовой молитвы это, конечно, чудесное упражнение, но не более, чем упражнение.

Цель этого упражнения была иная - соединение сердца с Богом, когда молитва творится сама по себе, ну Вы и сами читали. И высшей ступенью была даже не сердечная молитва, а безмолвная - поэтому, собственно и бежали от людей - для этого нужен совершенно особый и полностью свободный режим дня, в первую очередь. Но голову при этом и естественную работу ума, мне кажется, никто не отменял.

Я думаю, что путь упражнений - это лишь путь, и не стоит его абсолютизировать - иначе получится тот же тупик, что и с монашеством. Живя в полной изоляции, и сведя потребности к минимуму, под руководством кого-нибудь, истинно руководимого Духом, рискнуть еще можно... и то не совсем уверена. Но среди нашего ежедневного потока информации, общения, с нашей уже довольно сильно гипертрофированной по сравнению с древними головой нужно, не забывая их наставлений, искать и свои собственные пути. И - не бояться неизбежных ошибок.

Это просто мысли - давно об этом думала.
> че-то мне сдается, что и Отцы не могли ж всю жизнь ни о чем не думать

А ведь можно же думать, обращаясь к Богу. Любую тему можно повернуть к Нему, ведь всё в Его власти.
Может быть, умная молитва - это и есть непрестанная мысленная беседа с Богом?

Anonymous

October 28 2016, 20:53:00 UTC 2 years ago

Вообще, умная молитва - это по сути соединение ума с Богом, свободы мышления она не лишает никак - напротив. Или - непрестанное призывание умом помощи Божией при всяком размышлении, сомнении, решении в конкретной ситуации.

Вот сейчас пишу и молюсь - дай мне, Отче, доступнее чтоль как-нибудь выразиться )))
Доступнее некуда.
Это и есть разрешение моего вопроса: умная молитва - это и есть естественное мышление, обращенное к Богу. Что может быть естественнее того, чтобы мысленно беседовать с Тем, Кто знает все твои мысли?

Anonymous

October 29 2016, 06:56:53 UTC 2 years ago

Да именно. Наше охлаждение наступает, когда мы пытаемся идти путем фарисеев, подменяя свободную жизнь в Духе, страхом, догмой и набором правил.

Почему фарисеи соблюдали все "уставы"? Потому что боялись Его, Его гнева.

Почему пришел Христос? Чтобы сказать, что Бог ищет от нас не жертв и покорности, но Любви.

И подсказка была нам оставлена в самой нашей природе, единственных существ, сотворенных "по образу и подобию" - земное состояние любви.

Я не говорю об игре гормонов и о поиске наслаждений, но об истинной любви, которая тоже, кажется, становится все большей редкостью в нашей жизни. Что бы Вы сделали, если бы истинно полюбили? Верно, в уме, в сердце, в слове обращались бы к любимой, думая - я делаю это ради нее. Но она не слышит Вас... Вы бы отступились? Думаю, если по-настоящему любили бы - нет, но неотступно продолжали бы искать путь к ее сердцу.

Любовь не уничтожает, не ломает, не искажает и не подменяет нашу личность - она ее преображает, заставляя заглянуть в себя глубже. Если кто-то в любви притворяется или актерствует - то это не любовь, а обычный поиск физиологической взаимности, рожденный страхом, что объект увидит тебя таким, какой ты есть. Это не то, о чем я пытаюсь сейчас сказать.

Другим поводом не продолжать является неверие - она все равно никогда меня не полюбит... так и в молитве - страх, неверие порождают сомнения и, как результат, - или попытку подменить свою искренность набором молитвенных правил с фарисейской надеждой на свое внешнее делание или подсознательную внутреннюю обиду и оставление молитвы.

А все в нас есть, все заложено, но не всегда бутону дают развернуться и процвести, активно щелкая ножницами из чужих мнений, наставлений и собственной боязливости.

Философствую - да ))))

Anonymous

October 29 2016, 07:40:58 UTC 2 years ago

Добавлю немного - наблюдая людей, я давно пришла к выводу, что страх вообще становится доминирующим явлением в нашей жизни...

И чем больше страха - тем сильнее внешняя "крутость" и сильнее усилия скрыться от себя самого.

Жестокость, насилие, усиливающиеся сейчас, рождены все тем же страхом, так как дает слабому человеку ощущение власти, которую в обычном состоянии он не испытывает.

С кем ни поговорю - все боятся "остаться в дураках" - что их бросят, обманут, используют, все боятся отдавать, все торгуются, все ищут своего - а он был должен... а он не сделал... и тд. И все считают проявлением силы явные проявления бесконечно преследующего их страха - оттого боятся и любить.

Проявлением страха является и гордость - такой суррогат, сотканный из желаемых ложных представлений - люди, с детства запуганные, пытаются реабилитироваться ложью себе, ложью окружающим... прав был апостол... - с оскудением любви и так далее...
По-моему, совет это штука очень хорошая и полезная; если чувствуешь, что он не подходит, можешь не ему не следовать, а если следуешь, то это только твой выбор.
Можно я тоже спрошу совет? Как к вам обращаться?

Anonymous

October 27 2016, 16:43:50 UTC 2 years ago

Здравствуйте ) конечно, совету следовать необязательно - сама обычно прошу советов у всех подряд, а потом, взвешивая все, решаю уже как поступить. Но выслушать люблю всех желающих высказаться, а в этом никогда недостатка нет )) спрашивайте, если хотите - поделимся мнениями.

Обращаться - да как Вам удобно, меня как только в жизни ни звали и не зовут, мне не существенно. Если важны именно церковные имена, то я крещена в честь св. Маргариты с ее именем.
Здравствуйте Маргарита, буду называть Вас так. Может быть, правильнее будет, мать Маргарита, подозреваю, что Вы монахиня, судя по тому, что Вы пишите?
Расскажу о себе. Я из многодетной семьи, нас семеро, я старшая. Когда мне было 12 лет, я по неразумию дала Богу обет отказаться от всех развлечений и всё время непрестанно молиться за нашу семью. Это было обусловлено тем, что в течение нескольких лет мои младшие сёстры и братья без конца болели, родители очень из-за этого переживали и в доме была очень тяжёлая атмосфера.
В течении нескольких месяцев у меня это получалось, помню молилась даже во сне. Скоро всё у нас в семье наладилось.
Потом, постепенно молиться стала всё меньше, потом о ночам начало то и дело возникать ощущение, что за дверью моей комнаты стоит демон.
Потом стала себя жалеть, что типа другие развлекаются, а я...
А потом я увлеклась мультиком "Сейлормун, луна в матроске", и меня затянуло в воображаемый мир. Помню, лет в четырнадцать всё время находилась там, выныривала с трудом.
На основе этого мультика создала свой собственный мир, куда меня то и дело теперь затягивает. Пытаюсь на основе этого мира создать православное фэнтези, типа того, что писала Вознесенская. Очень огорчает, что на это не хватает времени. Мне кажется, я придаю этому слишком большое значение.
Сейчас мне 30, у меня четверо детей, работаю врачом на скорой. Молюсь я периодически время от времени, мимоходом, правило не вычитываю, главная проблема для меня, что внимание всё время рассеивается.
Ещё бывает, накрывает, испытываю сильную ненависть к себе и своим детям. Чувствую, что со мной что-то не так. Может быть вы подскажете, каких винтиков мне не хватает.

Anonymous

October 28 2016, 14:53:03 UTC 2 years ago

>>подозреваю, что Вы монахиня, судя по тому, что Вы пишите? 

И не только. Но знаете, чем ценен интернет? Он позволяет общаться без чинов и внешней атрибутики, которая для многих становится своеобразной маской и побегом от себя самого. Вы можете быть доктор Мария N, а можете - Маша, я могу быть "мать", а могу быть - просто Тари, как когда-то называли друзья - ни моя, ни Ваша сущность от этого не изменится.

>>Когда мне было 12 лет, я по неразумию дала Богу обет отказаться от всех развлечений и всё время непрестанно молиться за нашу семью.

Вы взвалили на себя в детском возрасте совсем недетскую ответственность. Но в мере возраста Вы его и исполнили. Требовать от ребенка большего в голову не придет даже человеку, не то что Богу.

>>Пытаюсь на основе этого мира создать православное фэнтези, типа того, что писала Вознесенская. Очень огорчает, что на это не хватает времени. Мне кажется, я придаю этому слишком большое значение.

Была бы рада почитать ) Вознесенскую в свое время прочитала - бабушка была чудо ))

>>Сейчас мне 30, у меня четверо детей, работаю врачом на скорой. Молюсь я периодически время от времени, мимоходом, правило не вычитываю, главная проблема для меня, что внимание всё время рассеивается.

Смешные мы все-таки, люди... у кого оно не рассеивается? )) Мой духовный отец на мои сетования, что я не молюсь, сказал - ничего ты не понимаешь... любой вздох и скорбь о ком-то сердца - уже молитва.

Спасайте жизни - Вы на это призваны Богом, и не переживайте о делании, которое и отшельникам-то не всегда удавалось. И будьте мирны и радостны, это подарит мир и радость близким, и это важнее мечты о подвигах.

>>Ещё бывает, накрывает, испытываю сильную ненависть к себе и своим детям. Чувствую, что со мной что-то не так. Может быть вы подскажете, каких винтиков мне не хватает.

Вы - доктор, разберитесь вначале со своим здоровьем, я часто встречала, что женщины телесные и гормональные немощи принимают за духовные переживания. Может быть, Вы переутомились, нужно просто поесть, поспать - и все пройдет ))

А, может, Вы мучаете себя из-за чувства вины и гипертрофированного чувства долга плюс непосильная духовная ответственность... подумайте. Вашей личной вины ни в чем нет. Есть только Промысел Божий, и самонадеянно с Вашей стороны думать, что в наших слабых силах в него вмешиваться. Кто знает - что кому и зачем попущено... но принимать это за наказание неверно - Бог хочет совсем иного, по слову апостола - радуйтесь, молитесь, о всем благодарите. Молитва - это совсем не вычитывание правил, это Ваше сердечное воздыхание к Отцу и это возможно во всякое время и на всяком месте.

Загляните в себя - быть может, Ваша немирность оттого, что это Вы не можете простить Его? Так ведь тоже бывает...
Спасибо, Маргарита, то что вы написали для меня очень важно.

Anonymous

October 28 2016, 20:54:10 UTC 2 years ago

Ничего, все прояснится со временем. ))
"И будьте мирны и радостны, это подарит мир и радость близким, и это важнее мечты о подвигах." я иногда сомневаюсь, что можно быть мирной и радостной без подвигов. Мне кажется для этого всё время нужно себя заставлять что-то делать, молиться, постится, и т.д. не знаю для Бога я это делаю или для себя, но иначе чувствую, что начинаю деградировать. Да, и Вам Маргарита, прежде чем достигли того, что имеете сейчас, наверное приходилось много усилий прикладывать. И чтобы полюбить Бога, нужно прежде Его познать, ну а для этого взаимодействовать с Ним как-то, опять же прикладывать усилия, заставлять себя молиться. Возможно, я что-то не так понимаю?

Anonymous

October 30 2016, 07:02:39 UTC 2 years ago

Слегка ))) наше внешнее делание, которое мы скромно определяем как "подвиги" )) нужно не Богу - скорее нам самим, для самоуспокоения. Мой духовный отец сказал мне как-то - самый большой наш подвиг - хранить мир сердца... и тогда я, как внешний подвижник, его совсем не поняла.

Я не отвергаю постов и бдений, но для древних это не было подвигами - просто средством для успокоения бушующей плоти, для молитвенного сосредоточения и тд. Они в своем делании никогда не забывали о Цели - мы же иногда забываем, что и зачем мы делаем.

Проще говоря, поступайте по совету прп. Серафима - торгуйте с выгодой, а не кидайтесь на всякое внешнее делание. Приносит Вам плоды Духа пост - поститесь, милостыня - давайте милостыню, чтение Молитвослова - читайте... но не укоряйте себя попусту - внешнее делание, не приносящее плодов, то есть мира и радости душе - пустой звук. И если оставив подвиги Вы чувствуете смущение - подумайте, на кого Вы на самом деле надеетесь - на себя или на Него?

Знаете, как сказал прп. Макарий Египетский? Если ты будешь не есть, не спать, постится, отдашь все, что имеешь и тд и тд.... то всуе труждаешься, если сам Бог не засвидетельствует твои дела Духом Своим Святым. Стремитесь более к этому, то есть выполняйте все то внешнее, что дает Вам плод Духа, не огорчайтесь оттого, что не можете исполнить всего, восполняя это самоукорением, и молитесь в простоте и искренности сердца, благодаря Его за все - и за то, что Вы понимаете, и за то, что - пока нет.

Ваши близкие - это Его дар, в служении им и окружающим людям - Его воля, и Ваше личное не должно стоять в этом на первом месте, если Вы подарите лишнюю улыбку своему ребенку - Вы уже много сделали. И не путайте рассудительное самоукорение с постоянным самогрызением )) а так выполняйте, конечно, посильно и внешнее, следите только, чтобы не было перекосов, и чтобы это не ввергало Вас в уныние или отчаяние, а уж тем более - в ненависть.

Вот Вам - много букв )))
спасибо)))

А если не замечаешь ничего, что давало бы плоды Духа, что тогда делать? Что бы я не делала, мне всё время кажется что, я сделала недостаточно и не так.

Anonymous

October 30 2016, 21:02:43 UTC 2 years ago

Ну и не так, ну и недостаточно )) смиритесь с этим для начала ))

Вы дороги Богу, какая уж есть, куда ж Ему от Вас деваться-то - Сам создал ))) Понимаю, что Вам трудно в это поверить, от неверия вообще много бед... если б Христос сказал - найду ли, когда приду, я подвиги на Земле... но Он почему-то сказал - найду ли веру... долго вот я не понимала, что это значит, и думала - нас же тут, верующих, вроде немало, в церковь вон ходим, молимся, причащаемся... но на кого и на что мы надеемся?

Если бы мы умели вот также всем сердцем призвать Его:

Помощник мой и Защитник, Боже мой - не опоздай!!... До каких пор Ты будешь отворачиваться? Вспомни кто я и из чего создан - Ты что, напрасно создал всех сыновей человеческих? Разве есть человек, который не увидит смерти, и может спасти себя сам? В чем же Твоя милость, которую Ты обещал мне, Давиду, по Твоей Истине?...

Где уж нам такую веру!! такой огонь!! - мы еле тлеем, ни холодны, ни горячи - а так... потому и не получаем, что не зовем.

Мария, я понимаю Вас и очень сочувствую. Вы когда-то решили, что многое, почти все зависит только от Вас - а это непосильный груз. И в этом совсем нет главного - возложи печаль свою на Господа... но последнее, что мне хотелось бы сделать - это наставлять Вас, что могут слова? И я знаю, что глупо пытаться внешним словом и унылым наставлением помочь унять ту внутреннюю боль, которая лишает Вас радости. Простите меня. Но очень, очень прошу Вас - простите и себя...

Маргарита, почему вы просите прощения? Вы со многим из того, что мешало Вам увидеть Бога, уже разобрались, я ещё нет.
Вы правы, веры в Бога мне действительно не хватает Потому что я боюсь. Причём больше всего я боюсь не того, что делаю недостаточно, а того, что даже если и начну подниматься всё выше и выше, всё равно потом упаду на дно самого глубокого ущелья, как то маленькая, но гордая птичка)))Чем выше поднимаешься, тем хуже падать.

Anonymous

October 31 2016, 06:22:39 UTC 2 years ago

Да потому что, говоря с Вами, мучаюсь от сознания собственной ограниченности и бессилия помочь.

Второе, потому что это - то делание, которое Вам так необходимо - простить себя, прошлое, своих близких, все, всех и за все, даже Бога - Он, дав нам свободную волю, тоже мучается порой от бессилия до нас достучаться... сказав Вам, не бейтесь в стену, Дверь - вот же она, рядом.

А о страхе я писала в комменте выше - да, мы боимся. Я рассуждала, как и Вы, пока не наступил момент, когда мне стало все равно и нечего терять... тогда я вспомнила опыт молитвы из прошлой жизни в весьма экстремальной ситуации... когда я буквально кричала на Бога и Богородицу, без сомнений и колебаний, не с просьбой - с требованием помощи, и - произошло чудо. Еще тогда я поняла, что наш страх гораздо сильнее нашего желания получить в молитве просимое... А Ему нужно не наше смиреннословие, наши смиренные позы и маски - Ему нужно, чтобы огонь нашего сердца слился в молитве с Его Огнем. Не знаю, как яснее выразиться.

А что боитесь падать... да полноте, откуда нам падать? С какой-такой высоты? ))) Падают делатели, надеющиеся на себя, вот как Вы сейчас )) а если Вы знаете, понимаете, ощущаете, что только Им и Его силой все совершается, и не будете приписывать себе ложной значимости - то неоткуда будет и падать ))

Anonymous

October 31 2016, 07:06:54 UTC 2 years ago

Про падения - ладно, скажу подробнее. Причиной падения является только наша гордость, которая весьма удобно прячется за внешним смирением и внешним деланием, когда человек, обретая что-то, становится антропоцентричен, приписывая себе во владение то, чем в действительности обладает лишь по благодати Свободного Дара. Это и называется прелестью.

Падение - ни в коем случае не наказание, лишь обнажение от благодати, для того, чтобы человек понял, что он представляет из себя на самом деле - без Бога.

Апостол Павел вон был весьма о себе "скромен" в слове - "Павел, избранный и тд" ) но не пал. Почему? Потому что ни на секунду не приписал себе того, что совершал:

"Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня... силою знамений и чудес, силою Духа Божия....

А как же грехи? Ясно, что я сам виноват в своих грехах. Но любой грех тысячей нитей связан с миллионами других вещей, которые от меня не зависят. Для чего Бог попускает, чтобы я грешил?

Anonymous

October 31 2016, 08:12:34 UTC 2 years ago

Очень тороплюсь сейчас, поэтому пока слова апостола - просто для размышления:

Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность - праведность от веры.
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона.

...ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

...ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься... ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

...Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непосиижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!!

...не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Ап. Павел.

Anonymous

November 1 2016, 06:59:30 UTC 2 years ago

>>А как же грехи? Ясно, что я сам виноват в своих грехах. Но любой грех тысячей нитей связан с миллионами других вещей, которые от меня не зависят. Для чего Бог попускает, чтобы я грешил?

Максим, я не совсем понимаю, что именно Вы определяете, как грех - буквальное нарушение какой-то заповеди (закона) без рассуждения что, где и почему произошло, или какое-то свое внутреннее состояние, происходящее из каких-то Ваших поступков?

Поясню - например, прп. Амвросий Оптинский обычную вечеринку с друзьями иногда переживал, как грех, так как считал, что его шутки и многословие лишают его внутреннего мира. А кто-то таких тонкостей даже бы и не заметил - это зависит от личного устроения.

Авва Дорофей считает, что паче всякого греха - грех против собственного устроения, и я бы с ним согласилась.

А так, что нет человека без греха - ну это Вы и без меня знаете... зачем же и что попускает Бог... это вопрос к Его Промыслу - зачем Он вообще создал нас свободными? Зачем попустил змею соблазнить прародителей?

Апостол говорит, что все мы носим в себе грех и смерть, и только жертвой Христа прощены и помилованы в жизнь, и это - глубокие слова.

Поясните немного, в общем, чтобы мне было легче понять Ваш вопрос.

palaman

November 2 2016, 01:58:17 UTC 2 years ago Edited:  November 2 2016, 01:59:14 UTC

> Поясните немного, в общем, чтобы мне было легче понять Ваш вопрос.

Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что. Если бы я сам понимал свой вопрос, я бы просто вопрошал Бога до тех пор, пока не получу ответ. Беда как раз в том, что нет ясности. Похоже, что есть какой-то самообман, а это такое положение, что хуже не бывает: не то что своими силами не выберешься, но даже не знаешь, что значит "выбраться".

> что именно Вы определяете, как грех - буквальное нарушение какой-то заповеди (закона) без рассуждения что, где и почему произошло, или какое-то свое внутреннее состояние, происходящее из каких-то Ваших поступков?

Буквальные нарушения заповеди - это следствие нелюбви к Богу, в лучшем случае безразличия, а в худшем - ненависти к Нему. Мне кажется, внешние грехи Бог попускает для того, чтобы обличить внутренний грех.

Внутреннее состояние, происходящее из каких-то моих поступков? Было бы хорошо и просто, если бы я понимал, что от чего происходит. Беда в том, что для меня (изнутри моего ума) всё выглядит так: "Я просил, и мне не дали. Я стучал, и мне не отворили. Я ищу, но не могу найти. И я решил, что всё это бесполезно." Это не значит, что я опустил руки. Просто где-то внутри я окаменел, стал безразличным в лучшем случае, а в худшем - циничным. И предпочел внутреннюю молитву заменить внешним подобием молитвы. Но это плохо получается, потому что, как сказано выше, "нарушения заповеди - это следствие нелюбви к Богу, в лучшем случае безразличия, а в худшем - ненависти к Нему... внешние грехи Бог попускает для того, чтобы обличить внутренний грех". А внутренний грех - разочарование во внутренней молитве, недоверие к Богу.

Anonymous

November 2 2016, 10:02:17 UTC 2 years ago

Примерно понятно... Вы пытаетесь выстроить здание собственной архитектуры и планировки на чужом фундаменте, соместив несовместимое. Подумаю как и где ответить - тема слишком деликатна.
Буду ждать. "Выстроить здание собственной архитектуры и планировки на чужом фундаменте" - это поворачивает дело совершенно неожиданной стороной.
Маргарита, я часто слышу эту фразу "простить себя" и не знаю, что она значит. Вы говорите, что от нас мало зависит, но ведь именно от нас зависит, чего мы хотим, к чему стремимся, сколько усилий прикладываем и т.п.
Значит, если получается что-то не то, значит или хотим не того, или не к тому стремимся, или усилий недостаточно прикладываем. Что значит "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал"-до меня пока не доходит.

Anonymous

November 4 2016, 07:30:32 UTC 2 years ago

>>Маргарита, я часто слышу эту фразу "простить себя" и не знаю, что она значит.

Это - просто мера смирения, которая находится посередине между самовлюбленностью и вседозволенностью и самоосуждением без рассуждения. Узкая тропка - да.

>>Вы говорите, что от нас мало зависит, но ведь именно от нас зависит, чего мы хотим, к чему стремимся, сколько усилий прикладываем и т.п. 
Значит, если получается что-то не то, значит или хотим не того, или не к тому стремимся, или усилий недостаточно прикладываем.

Я не внутреннее делание имела ввиду. Если считать, что все внешнее, происходящее с нами или близкими, зависит только от нас, то Промысел Божий и волю Божию мы подсознательно исключаем. Мы-то стремимся, конечно... но всегда ли хочет ли Бог того, что хотим мы?

>>Что значит "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал"-до меня пока не доходит.

Много чего - в разном контексте. По большому счету то, что я писала - тщетно делание, если Бог сам не засвидетельствует дела Духом Святым. Подробнее об этом у ап. Павла - кого Бог избрал, тех и оправдал, а кого оправдал - тех и прославил (по памяти - книг под рукой нет, первое - к римлянам, если не ошибаюсь). От чего зависит "избрание"? Были б готовые рецепты - мы бы тут это не обсуждали...

Маша Солохина

November 6 2016, 14:54:51 UTC 2 years ago Edited:  November 6 2016, 14:59:17 UTC

"Я не внутреннее делание имела ввиду. Если считать, что все внешнее, происходящее с нами или близкими, зависит только от нас, то Промысел Божий и волю Божию мы подсознательно исключаем. Мы-то стремимся, конечно... но всегда ли хочет ли Бог того, что хотим мы?"
Так ведь внешние вещи зависят от нашего внутреннего делания, рядом со святыми тишь, да гладь, да Божья благодать. Вокруг святых тысячи спасаются.
Я на собственном опыте не раз наблюдала, как внутреннее делание может влиять на внешние события.
Богу для нас благодати не жалко и духовных даров не жалко, это мы в силу своей извращённости не способны их принять, или не можем разумно использовать.
Отсюда вывод: в том, что я не в силах повлиять на окружающие меня несчастья и несправедливость, виновата я сама, тем что не святая. Потому что в противном случае Бог открыл бы мне, что делать и что сказать, да и молитва моя имела бы большее влияние.
Он,конечно, и так мне помогает, но я часто ленюсь собраться и попросить Его о помощи.
Будь я святая, я бы больше могла помогать людям и телесно и духовно, и ещё у меня, может быть, был бы дар исцеления(старая детская мечта).
А в том что у меня этого нет виновата я. Потому, что ленюсь, ищу земной славы, предаюсь гордости, чревоугодию, осуждению и т.д. и т.п.
Отсюда ненависть к себе. Вижу, какой я могла бы быть, и какая я есть. Наверное, я чего-то не вижу.

Anonymous

November 7 2016, 09:43:34 UTC 2 years ago

Эх, было б все так сказочно просто...
Мария, все понимаю. Но самоукорение - это неплохо, самоосуждение - совершенно бесплодная чрезмерность...

Попробую по деталям:

>>Так ведь внешние вещи зависят от нашего внутреннего делания, рядом со святыми тишь, да гладь, да Божья благодать. Вокруг святых тысячи спасаются.

Так ведь спасение это не совсем тишь и гладь ))) - далеко не совсем. И в житиях святых тишь да гладь редко встретишь, если это не внешняя скупая картинка - жил святой, жил лет 100 где-то там, Бог знает где - на одном месте... а потом - умер ) об остальном мы можем только догадываться.

Благодать - это вообще невидимый огонь... и чем сильнее окружающая человека благодать, тем сильнее и ярче огонь... а вот что бывает при этом с людьми  - насмотрелась я уже предостаточно.

Яркий пример - Афон. Там и святые старцы, и благодать, и уставы, и правила, и вообще все, что хочешь - но та духовная война, которая там идет - далеко не всем по силам. И прельщаются, и с ума сходят, и с собой кончают - всякое случается.

>>Я на собственном опыте не раз наблюдала, как внутреннее делание может влиять на внешние события.

Я тоже. И в общем, и, особенно в чьей-то частной жизни: хочешь? Очень хочешь? - ладно, бери. Не пожалей только потом. Так что - да, влияет. Но с другой стороны - можно упорно добиваться своего, и даже добиться этого, а можно - того, что хочет все же Бог... выбор - за нами.

>>Богу для нас благодати не жалко и духовных даров не жалко, это мы в силу своей извращённости не способны их принять, или не можем разумно использовать.

Это верная мысль - да, Богу ничего не жалко, и не мерой Он меряет свои Дары - они безграничны. Дух вообще дышит - где хочет.

То, что не Он не дает, а мы часто закрыты к принятию - тоже верно.

>>Отсюда вывод: в том, что я не в силах повлиять на окружающие меня несчастья и несправедливость, виновата я сама, тем что не святая. Потому что в противном случае Бог открыл бы мне, что делать и что сказать, да и молитва моя имела бы большее влияние. 

Несчастья, несправедливость... это, хммм... - с чьей точки зрения? С Вашей? ) то есть - кто определяет, что справедливо, что - нет, Вы? )

>>Он, конечно, и так мне помогает, но я часто ленюсь собраться и попросить Его о помощи. 
Будь я святая, я бы больше могла помогать людям и телесно и духовно, и ещё у меня, может быть, был бы дар исцеления (старая детская мечта).
А в том что у меня этого нет виновата я. Потому, что ленюсь, ищу земной славы, предаюсь гордости, чревоугодию, осуждению и т.д. и т.п.
Отсюда ненависть к себе. Вижу, какой я могла бы быть, и какая я есть. Наверное, я чего-то не вижу.

Мария, все, что Вы хотите, было понятно еще в самом начале... мне даже разубеждать Вас не хочется - такая полнота детской веры в каждом Вашем слове... ненавижу себя потому, что я не святая, а святой хотела бы стать, чтобы получить дары и помогать людям... красиво.

Но давайте все-таки временно примем, как есть - у Вас пока не хватает сил для святости, а Бог не торопится ее дать. Но люди-то, которым Вы хотели бы помогать, они ж ведь никуда не делись, правда? Ну и начните - с них. Вместо того, чтобы тратить силы на ненависть к себе из-за того, что Вы пока несовершенны, потратьте их на помощь и радость для тех, кто рядом - это все, что я выше пыталась сказать.

Святость - это ж не подарок на день рождения для хорошей девочки... а если девочка была плохая, то вот не видать ей подарка!! )) нет... это плод незаметного внутреннего труда, огромное терпение и постепенность... борьба с унынием, с маловерием... - в общем, делайте то малое, что Вам доступно, благодарите за все - и все со временем придет: и понимание, и радость, и, если Бог соизволит дать - то и святость и дары для помощи миру.

То есть, Ваша личная молитва и пост, это, конечно, хорошо, но прошу Вас, не забывайте все же, что не жертв от Вас хочет Бог... - милости.
Спасибо Маргарита,:) просто вот для того чтобы давать вот эту самую радость меня чаще всего и не хватает, как-то в себе замыкаюсь.

Anonymous

November 8 2016, 10:38:59 UTC 2 years ago

Спасибо и Вам за беседы ) все будет хорошо, терпения Вам ))
"Благодать - это вообще невидимый огонь... и чем сильнее окружающая человека благодать, тем сильнее и ярче огонь... а вот что бывает при этом с людьми - насмотрелась я уже предостаточно.

Яркий пример - Афон. Там и святые старцы, и благодать, и уставы, и правила, и вообще все, что хочешь - но та духовная война, которая там идет - далеко не всем по силам. И прельщаются, и с ума сходят, и с собой кончают - всякое случается.
" Так это же не из-за благодати, а из-за того что на Афоне особо сильные бесы крутятся. А Бог это ведь "ум умного, разум разумного, сила сильного и т.д." и Благодать если дословно, это то что даёт благо. Бывает конечно, что Бог посылает людям и то, что называют несчастьями, но это мне кажется, скорее исключение. Обычно люди становятся несчастными когда Бог их оставляет.
Сама часто замечала, что когда молишься, всё вокруг меняется к лучшему, причём не только у меня, но и у тех, за кого я молюсь.
Тогда у меня возникло предположение, что когда мы молимся большинство вещей вокруг нас происходит по Божьему благоволению, когда нет, то по попущению. Я конечно понимаю, что Бог не действует механически, но всё же, есть ли в этом какая-то доля правды?
Понимаю, что наша молитва нужна не столько Богу, сколько нам.
Только хотя всё и происходит по Божей воле, всё же имеет смысл просить у Бога помочь кому-то, не уточняя при этом каким образом?