Умеренное имяславие необходимо монаху, подвизающемуся в умном делании.
Человек, не являющийся имяславцем, не может НАЧАТЬ правильного умного делания.
Правильное умное делание есть "внимать словам молитвы", что означает не отвлекаться мыслью от слов молитвы ни на что, внимать именно самим словам. Размышлять во время молитвы о смысле слов молитвы, составлять то или иное толкование этих слов и так далее допустимо только на предварительном этапе, этапе знакомства с молитвой.
Само же делание состоит в том, чтобы просто произносить молитву, не развлекая при этом ум ничем, никакими помыслами или чувствами, какими бы правильными и благочестивыми они ни казались.
Но для человека, не являющегося имяславцем, оно не просто трудно - оно психологически невозможно. Ибо что такое для него сами по себе слова молитвы, чтобы им "внимать"?! Он скорее будет внимать тем или иным образам, какие в его уме ассоциируются с молитвой.
Человек, не верящий, что Сам Бог здесь и сейчас присутствует в Своем Имени, не имеет оснований для того, чтобы внимать этому Имени.
Вот и все.
Монах, отвергнувший имяславие, навсегда закрывает себе правильное начало монашеского пути, и с этого времени вынужден всю жизнь искать обходные пути.
Чем сейчас 99% монахов и занимается. Это страшное бедствие есть прямое следствие пагубного осуждения имяславцев в 1913 году. Впрочем, скорее всего , было наоборот: самое это осуждение стало возможным только потому, что в широких кругах монашества всякое здравое понятие о правильном НАЧАЛЕ умного делания было утрачено.
Но вот - кто стоит за имяславие?
Во-первых, конечно, имяславцами являются все подлинные делатели молитвы, все настоящие монахи и молитвенники, безмолвники и подвижники общежительных монастырей - все те, кто на деле познал силу имени Господа. Но они не участвуют в словесных перепалках по этому вопросу, оставляя защиту имяславия на попечение Самого Бога. И конечно, Бог защитит имяславие!
А во-вторых, за имяславие активно борются раскольники и еретики, использующие допущенное заблудившимися накануне Революции иерархами русской Церкви имяборчество как аргумент против Церкви, в подтверждение своего душепагубного заблуждения.
С одной из таких деятельниц (ortorussia) я немного пообщался сегодня: http://ortorussia.livejournal.com/1040612.html#comments
Вначале мы с дамой довольно мило побеседовали, но как только её начало припекать, она наглухо забанила меня и удалила как мои последние сообщения, так и свои собственные - просто потому, что не имела, что мне возразить по сути. Ну, и что? кто из нас не страдает самолюбием, пусть первым кинет в даму камень!
Я же пользуюсь случаем прорекламировать этот журнал (действительно интересный, заслуживающий внимания), но вместе с тем и предупредить читателя: осторожно, здесь ревность не по разуму, здесь отцеживают комара и поглощают верблюда.
Но и много интересной информации по теме тоже можно найти!
См. также заметку Черная рука и Парижское богословие
alojoshka
December 26 2016, 22:12:14 UTC 2 years ago Edited: December 26 2016, 22:12:42 UTC
palaman
December 27 2016, 02:33:39 UTC 2 years ago
in_doctus
December 26 2016, 22:20:45 UTC 2 years ago
palaman
December 27 2016, 02:33:03 UTC 2 years ago
Поскольку Бог присутствует в Своем имени Своими нетварными энергиями, а энергии общи для всех лиц Троицы, то не отличается.
Поскольку же Ипостась Логоса присутствует в имени Иисус ещё и Своими акциденциями (которых нет у Отца), то отличается.
Это я просто ответил на Ваш вопрос, хотя не понимаю его смысл. То есть, не понимаю, для чего Вы это спросили, хотя и понимаю, что спросили и как надо ответить, если подходить формально.
> почему, чтобы внимать словам молитвы, надо верить, что Бог присутствует в Своем Имени?
А какой для ищущего Бога человека смысл внимать каким-то там словам, если в этих словах не присутствует Бог?
in_doctus
December 27 2016, 06:18:25 UTC 2 years ago
То есть, если я правильно Вас понял, в молитве Отче наш имя - это Отец? А если в молитве говорится "Владыко Человеколюбче", то это тоже имя Божье? Извините за, наверное, глупые вопросы, но я в теме имяславия мало разбираюсь. Дионисия Ареопагита об именах Божиих я читал, но не знаю, как это с имяславием соотносится.
palaman
December 27 2016, 08:44:41 UTC 2 years ago
Бог по природе Своей непостижим и неименуем. И именно поэтому всякое Его имя или даже косвенное указание на Него есть таинство - то есть, дело невозможное без Его личного откровения, то есть, без присутствия Его нетварных энергий.
> Дионисия Ареопагита об именах Божиих я читал, но не знаю, как это с имяславием соотносится.
Напрямую соотносится. Во всех тех именах, которые перечисляет Дионисий, присутствует Бог. Хотя при этом сущность Его не выражается ни одним из этих имен, что ясно говорится в "Апофатическом боословии". Но именно поэтому - вследствие невыразимости Его - имя Его не может быть ничем кроме места Его присутствия, ведь в противном случае оно просто лишено какого бы то ни было смысла.
medved_kuznets
December 27 2016, 08:15:32 UTC 2 years ago
palaman
December 27 2016, 08:38:43 UTC 2 years ago
Естественно! Ведь это в любом случае суть монашеского делания, являешься ли ты имяславцем или имяборцем. Просто во втором случае это делание не может совершаться правильным образом. Если человек не верит, что Бог в Своем имени пребывает, то Он волей-неволей будет искать Его в мысленных образах, сопровождающих молитву - а значит, никогда не достигнет чистой умной молитвы, которая согревает сердце. А если эта останется цель недостижимой - то рано или поздно человек придет в уныние и оставит это (кажущееся бесполезным) делание. Хотя в действительности даже такое неправильное делание не бесполезно с точки зрения имяславия (ведь Бог-то все равно в Своем имени, даже если ты этому не веришь!), но данный-то человек (по условию задачи) противник имяславия. Итого что же? Он обречен. Его монашество так и останется внешним образом, и носить этот образ он будет себе в осуждение.
Вот какова цена имябожия.
А по сути, эта цена даже выше.
> их "разгон" действительно очень пагубное действие...
По моему мнению, если бы не было разгона имяславцев, то Бог не попустил бы революцию в России. Вот так вот!
ortorussia
June 12 2017, 10:45:45 UTC 2 years ago
palaman
June 12 2017, 16:17:50 UTC 2 years ago
ortorussia
June 18 2017, 08:18:46 UTC 2 years ago Edited: June 18 2017, 08:23:13 UTC
"Муж двоедушный не устроен во всех путях своих" (Иак. 1, 8)
palaman
June 19 2017, 18:57:42 UTC 2 years ago
ortorussia
July 3 2017, 12:43:53 UTC 2 years ago
Слишком широка дорога на пути этого "единства".
"Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?"(Лк.18).
"А Церковь в конце времен станет, как колечко: один Епископ, один Священник и один мирянин" Преп. Нектарий Оптинский.
palaman
July 3 2017, 13:48:36 UTC 2 years ago Edited: July 3 2017, 13:53:21 UTC
По Библии, эта пагубная эпоха продлится три с половиной года, иначе не спаслась бы никакая плоть, если бы Господь не сократил дней тех. А по вашей версии?
И ещё вопрос. Получается, ни одного простого монаха или монахини не останется в конце времен - только простой мирянин и последние представители священной иерархии. Может ли монах или тем более монахиня считать, что "конец времен" уже наступил, нет ли тут внутреннего противоречия?
Владимир Янчевский
January 29 2019, 11:27:35 UTC 5 months ago Edited: January 29 2019, 11:28:23 UTC
Я был близко знаком с Валерием Лапковским, который сейчас Архиепископ Крымский Мартин,уже не знаю даже какой юрисдикции. Это человек в котором : "диссидент победил священника"(С)
Но при этом в РПЦ все безблагодатно, а в зарубежной все замечательно, хотя можно запутаться в количестве этих церквей.
Что такое ИПЦ сейчас вообще не понятно.