Уф! Признался.
И теперь, признавшись в этом тайном пороке, я расскажу с огромным запозданием историю о том, как мой мир перевернулся, опрокинулся и разбился. [Spoiler (click to open)]Это случилось, когда AlfaGo победила великого Ли Седола, живую легенду современного Го.
Популярнейшее введение в тему для тех, кто не понимает, о чем идет речь.
... А дело было так ...
В течение недель, предшествовавших первой игре, команда DeepMind выражает смиренный оптимизм относительно шансов AlphaGo на победу. Ли Седол же уверен в себе; на пресс-конференции с Демисом Хасабисом, основателем DeepMind, он утверждает, что для него задача заключается не в том, победит ли он АльфаГо, но и победит ли он со счетом 5/0 или 4/1.
И это не пустое высокомерие. Ли объективно оценивает шансы, основываясь на игре AlphaGo против Фань Хуэй. Фань Хуэй и Ли Седол несопоставимы по силе. В мире Го, Ли Седол это - бог с маленькой буквы. Он является одним из тех редких виртуозов, которые делают эпоху, которые устанавливают мерку для остального мира. Он на порядок более талантливый, чем Фань Хуэй, тоже великий мастер. Между Фань Хуэй задал AlphaGo жару на неофициальном матче. Он выиграл две из пяти игр.
Другие корейские профессионалы на пресс-конференции шутят, что они завидуют Ли, ведь DeepMind Challenge Match - это самый простой способ срубить миллион долларов для игрока такого уровня как Ли.
* * *
Через несколько минут после начала первой игры все ожидания меняются. Сразу видно, что Ли Седол играет не с той же AlphaGo, что и Фань Хуэй в Лондоне. Та версия AlphaGo играла неплохо, но слишком пассивно, мирно. Нынешняя AlphaGo в Сеуле любит атаковать, ей нравится агрессивный бой. Ли сыграл нетрадиционный дебют, пытаясь сбить AlphaGo с толку, но это не работает.
У AlphaGo было почти пять месяцев на улучшение - а она постоянно улучшается, играя сама с собой миллионы раз, накапливая опыт и постепенно пересматривая свои алгоритмы в зависимости от того, какие последовательности игры приводят к более высокому проценту выигрыша. Ей не нужны перерывы на отдых. У неё не бывает дней, когда ей просто не хочется тренироваться. Ежедневно изо дня в день AlphaGo продвигается к превосходству, и результаты ошеломляют.
Ли продолжает проигрывать в первой игре, и сдается после 186 хода. Переломный момент, похоже, наступил на 102 ходу белых. Это было резкое, неожиданное вторжение, агрессивный ход нейросети, который резко усложнил боевые позиции. Но по правде говоря, это именно тот стиль, который более всего понятен для Ли. Он сам любит такие ходы. В этот момент полный спектр эмоций виден на лице Ли: удар, удивление, принятие и, наконец, мрачное разрешение. Его челюсть падает, и через несколько секунд он садится на стул и улыбается удивленно, затем он ошеломлен. Наконец его эмоции усиливаются настолько, что он дает себе подзатыльник, что бывает лишь когда он крайне напряженно думает или нервничает.
Он начинает пересматривать ходы, он перебирает на доске альтернативные варианты, экспериментирует с иными путями, которые не были использованы. Мы видим, как он работает, пытаясь точно определить, как и почему он проиграл.
Теперь Ли понял меру машины. Входя в вторую игру, он уже понимает, с чем он имеет дело. Следующий вечер станет настоящим испытанием. Но на пресс-конференции, следующей за первой игрой, он понижает свои предполагаемые шансы на победу до 50 процентов.
* * *
Во второй игре Ли демонстрирует другой стиль, пытаясь играть более осторожно. Он ждет случая, который можно будет использовать, но нейросеть продолжает удивлять. На ходу 37 AlphaGo делает неожиданный ход. Такой ход в данной позиции никогда не видели в профессиональных играх, но его смысл скоро становится очевидным. Позже Фань Хуэй сказал: "Я никогда не видел, чтобы человек сыграл таким образом. Как это было прекрасно!"
Что же Ли? Он встает и выходит из комнаты. В это мгновение неясно, что происходит, но затем он снова входит в игровой зал, вновь садится и играет свой ответ. Далее следует гораздо более удачная игра, чем игра номер один, однако финал прежний. Ли Седол сдается после 211 хода.
В ту ночь Ли и группа его коллег сидят до 6:00, пытаясь нащупать возможную стратегию в мозговых штурмах. Они ищут серебряную пулю, ахиллесову пяту, чтобы обеспечить победу. Теперь ему нужно три победы, три победы подряд, чтобы выиграть матч.
* * *
Игра 3 заканчивается очередным поражением - после четырех часов изнурительной игры Ли Седоль сдается. Это одна из лучших партий в его жизни, но он просто не может пробить броню ИИ. Теперь становится ясно, что настоящая сила AlphaGo превосходит даже то, что было показано на первых двух играх. Позже американский комментатор Дэвид Ормерод, напишет, что просмотр третьей партии Ли с AlphaGo заставил его почувствовать себя «физически нездоровым».
В конце концов, не найдя никаких вариантов, которые дали бы ему шанс на победу, Ли начинает делать бессмысленные ходы.
На пост-игровой конференции Ли выглядит на 10 лет старше. Среди огненных ламп и вспышек камер он извиняется перед всем миром. «Я прошу прощения за то, что не в состоянии удовлетворить ожидания человечества», - говорит он. «Я чувствовал себя бессильным». Даже исследователи DeepMind, которые глубоко восхищаются Ли, кажутся более мрачными, чем ликующими по поводу их собственной победы. Есть ощущение, что мир изменился изменился, и изменился к худшему. Гу Ли, один из давних друзей и соперников Ли Седола, комментирует на китайском телевидении, что Ли от лица всего человечества «в полном одиночестве ведет битву против незримого врага».
* * *
Ли уже проиграл матч, но в четвертой игре у него новая цель - выиграть хотя бы один раз.
Ли, играя белым против черных AlphaGo, пробует еще один новый стиль - ещё более рискованную стратегию под названием amashi . Перед этим страшным непобедимым противником-роботом человек предельно обнажен, и мы видим, как некоторые магические фокусы великого Ли Седола выходят на поверхность. До сих пор AlphaGo выигрывала, позволяя Ли взять небольшую прибыль в обмен на свои собственные дополнительные преимущества, и ее превосходные возможности расчета позволяли ей каждый раз навязывать человеку невыгодную сделку. Теперь Ли заставляет AlphaGo сражаться в стиле "все или ничего".
И вот Ли совершает 78-й ход, о котором скажут потом «рука Бога». Это блестящая тактическая игра, которую AlphaGo не смогла учесть. В течение следующих нескольких шагов последовательность становится катастрофической для AlphaGo, которая, по-видимому, «понимает» - что бы это ни значило - что её перехитрили. Её стратегия начинает рушиться.
В конце концов, не найдя никаких ходов, которые бы дали шансы на победу, она начинает играть бессмысленные ходы - ходы, которые фактически лишь уменьшают её очки. Наконец, нейросеть сдаётся.
После матча сотни людей скандируют имя Седола, когда он выходит на сцену. Ликующий мастер благодарит всех участников, говоря, что тепло, которое он испытывает в этот момент, обращает в ничто горечь трёх предыдущих поражений.
Однако остался еще один один сюрприз для этого вечера. На пресс-конференции Ли указывает, что как в этой игре, так и в игре 2 (самой удачной для него) AlphaGo играл в черными. Ли просит удалить это возможное преимущество в финальной игре. Кажется, что, вскарабкавшись на Эверест после трех неудачных попыток, Ли решил еще раз попробовать, только с завязанными глазами.
В игре 5 Ли использует стратегию, похожую на игру 4. Какое-то время игра идет на равных, но AlphaGo еще раз доказывает, что она нащупывает даже самые небольшие возможности и немедленно цементирует любые преимущества, которые она получила. И стоит ей хоть чуточку выйти вперед, как она будет очень хорошо защищать своё лидерство. Ли вынужден сдаться в последний раз, закончив матч четырьмя потерями и одной победой. На этот раз не было руки Бога.
* * *
Что всё это значит для нас? Не так уж много. Если бы AlphaGo проиграла Ли в марте, было бы лишь вопросом времени для неё улучшиться настолько, чтобы превзойти его. Го постоянно развивается. То, что считается оптимальным, быстро меняется. Люди оттачивают наши коллективные знания об игре более чем на 2500 лет - но разница в том, что AlphaGo может делать то же самое много, намного быстрее.
Важно не то, что ИИ DeepMind может научиться побеждать в игре Го, а в опасности, что он может научиться побеждать во всем, что угодно. Возможности применения этих революционных достижений в машинном обучении - в неожиданной способности машин имитировать человеческое творчество и интуицию.
[Для справки. Осторожно, много цифр.]Количество допустимых позиций на доске при игре Го на доске разного размера.
1x1 1
2x2 57
3x3 12675
4x4 24318165
5x5 414295148741
6x6 62567386502084877
7x7 83677847847984287628595
8x8 990966953618170260281935463385
9x9 103919148791293834318983090438798793469
10x10 9649842850190965458963088797883509808814
11x11 7934748668165822668209366717901891323216
12x12 5777425848951323899823797030748399932728
13x13 3724979230768639644229490476702451767424
14x14 2126677329003662242497893576504405980988
15x15 1075146430836138311876841375486612380973
16x16 4813066963822755416429056022484299646486
17x17 1907938891962819920460572618185046522015
18x18 6697231142888292128927401888417065435099
19x19 2081681993819799846994786333448627702865
Профессионалы играют 19x19, а доски более маленького размера используются лишь для обучения игре, так как там быстрее становятся видными последствия того или иного хода. Не через двадцать ходов, а через десять или пять :)
И цитата из философской статьи по этому поводу:
[Spoiler (click to open)]До настоящего момента изобретением, которое, пожалуй, сильнее прочих повлияло на ход новой истории, был печатный пресс (XV век). Он позволил эмпирическому знанию постепенно вытеснить церковные доктрины, и эпоха разума пришла на смену эпохе религии. Личностное постижение и научное знание сменили веру в качестве основного критерия человеческого сознания. Информация начала скапливаться и систематизироваться в библиотеках. Век разума породил идеи, из которых прямо проистекает весь современный порядок вещей.
Нейросеть AlphaGo нанесла поражение чемпионам мира по игре в го, поскольку совершал стратегически немыслимые ходы — ходы, которые люди не могли предвидеть и не научились успешно отражать. Находятся ли такие ходы за пределами возможностей человеческого мозга? Или же люди тоже смогут им научиться под руководством нового наставника?
До того, как в го начал играть ИИ, игра преследовала сложные цели: игрок старался не только выиграть, но и изучить новые стратегии, которые потенциально были бы применимы и в других областях жизни. Напротив, ИИ руководствуется единственной целью: победить. Он «учится» не в рамках концепций, а строго математически, внося небольшие изменения в собственные алгоритмы. Таким образом, учась выигрывать в го с целью, отличной от человеческих, ИИ может повлиять и на сам характер этой игры. Можно ли утверждать, что эта узкая направленность на победу характерна для ИИ вообще?
Другие ИИ работают над изменением человеческого мышления, разрабатывая устройства, которые могут давать веер ответов на запросы людей. Если не принимать во внимание сугубо практические вопросы («какая температура на улице?»), то определённые опасения внушают вопросы о природе нашей реальности и смысле жизни. Хотим ли мы, чтобы наши дети постигали жизненные ценности, общаясь с алгоритмами? Не следует ли нам защитить свою конфиденциальность, ограничив возможность ИИ изучать тех, кто задаёт ему вопросы? Если да, то как этого достичь?
Если ИИ способен учиться неизмеримо быстрее людей, то мы можем ожидать, что методом проб и ошибок, который обычно используют люди для принятия решений, он тоже будет пользоваться неизмеримо быстрее: ИИ будет делать ошибки чаще и масштабнее, чем люди. Возможно, мы не сумеем ограничить эти ошибки, как предлагают исследователи в области ИИ, включая в программу «этические» и «рациональные» требования. Из-за того, что человечество не смогло предельно чётко описать данные категории, возникли целые академические дисциплины. Станет ли ИИ судьёй над ними?
В-третьих, ИИ может достичь необходимых целей, но не сумеет объяснить принцип своих решений. В определённых областях — распознавание образов, анализ больших данных, игры — способности ИИ могут превосходить человеческие. Если вычислительные мощности будут быстро расти, ИИ вскоре научится оптимизировать различные ситуации способами, которые будут несколько отличаться, а возможно радикально отличаться от способов оптимизации, характерных для людей. Но если до этого дойдёт, то сможет ли ИИ объяснить людям, почему его решения оптимальны? Или же процесс принятия таких решений окажется за пределами человеческого языка и разумения? На протяжении всей человеческой истории различные цивилизации старались различными способами объяснять мир вокруг себя: в Средневековье — религией, в эпоху Просвещения — разумом, в XIX веке — историей, в XX веке — идеологией. Сложнейшим, но и важнейшим вопросом о том новом мире, в который мы идём, является следующий: что случится с человеческим сознанием, если ИИ превзойдёт его объяснительные способности, и наше общество больше не сможет описывать мир, в котором живёт, в понятных для себя терминах?
Как будет определяться сознание в мире машин, которые переведут человеческий опыт в математические данные, выраженные через собственную память? Кто будет нести ответственность за действия ИИ? Как определять сферу ответственности за ошибки ИИ? Сможет ли созданная людьми правовая система поспеть за действиями ИИ, который в состоянии молниеносно отыскивать увёртки и лазейки в ней?
Просвещение началось тогда, когда философские концепции сделались общедоступными благодаря новым технологиям. Сейчас мы движемся в обратном направлении. Мы изобрели могущественную технологию, но не нашли для неё философских принципов. Другие страны сделали создание ИИ общенациональным проектом. Соединённые Штаты на правительственном уровне пока не приступили к полномасштабному изучению ИИ и возможных последствий его применения. Этот вопрос следует сделать приоритетным, и прежде всего с точки зрения связи ИИ с гуманистическими традициями.
Разработчики ИИ, столь же неискушённые в политике и философии, как я сам в технологиях, должны задать себе ряд вопросов, которые я упомянул выше, чтобы встроить ответы в своё детище. Американскому правительству следует учредить президентскую комиссию из числа выдающихся мыслителей, чтобы выработать национальную политику по отношению к ИИ. Одно можно утверждать со всей уверенностью: если мы не приступим к этой задаче как можно скорее, то уже в ближайшем будущем обнаружим, что стало слишком поздно.
Хорошо написано про матч игры в Го между чемпионом и ма
livejournal
May 31 2018, 17:53:34 UTC 1 year ago
loboff
May 31 2018, 19:06:17 UTC 1 year ago
1. Досмотрел "Крах" (он же "Падение"). Да, действительно третий сезон очень неплох. Восторгов у меня всё равно нет, но это добротная и умная работа.
2. А вот что такое судоку с точки зрения математика? Понимаю, вопрос дурацкий, но всё же. Это банальная и несложная головоломка или тут есть всё же какая-то математическая магия, которая мне, как гуманитарию, недоступна?
palaman
June 1 2018, 01:46:26 UTC 1 year ago
2) Увы, в судоку я не играл ни разу в жизни. Сейчас познакомился с правилами и попробовал поиграть, но сходу ничего сказать не могу. Просто боюсь высказать поверхностное и потому неверное суждение. Многие вещи имеют несколько смысловых слоёв - и возможно, это как раз тот случай. Чем меня поражает го - тем, что я уже много лет не могу дойти в этой игре до "дна", до сути. Под каждым смыслом открывается новый смысл. Прямо как в дао де дзине: "Мрак, и в нём снова мрак. Врата всех и всяческих тайн." Звучит очень пафосно и претенциозно, но точно выражает моё непрестающее изумление перед глубиной этой совершенно простой на первый взгляд игры. Надо войти в тему, чтобы получить хоть какое-то право голоса...
...Ну вот. Немного вник в "Латинский квадрат", и сразу стало понятно, что это дело очень серьезное. Особенно если учесть вот это. И оказывается, судоку - это никакое не судоку. Это латинский квадрат, а латинский квадрат-то придумал ни кто иной как Эйлер. А где наследил Эйлер - там не бывает скучно. У этого человека было невероятное чутьё.
loboff
June 3 2018, 10:00:55 UTC 1 year ago
Надеюсь, не сильно отвлеку, если приведу пример. Парные сочетания вариантов вполне однозначны - если они в одной линии или одном блоке, они дают однозначное решение. Но вот в случае с тройными сочетаниями вариантов сложность сразу резко повышается. И очевидное вроде бы сочетание оказывается всего лишь одним из девяти вариантов, например. Сколько их может быть по максимуму, судить не могу, но даже девять вариантов (в повторюсь казалось бы очевидной комбинации) - это и уже разрыв мозга. Поневоле вспоминается Лю Цысинь с его "задачей трёх тел", которую не смогла решить даже чрезвычайно развитая цивилизация.
То есть я понимаю, что с точки зрения математика вот этот "разрыв мозга" из моего примера наверное смешон, потому что это явно просчитывается, и всё такое. Но вот как глазами математика подобные вещи смотрятся скажем так эстетически? Это воспринимается как магия, или всё же многия знания лишают вот такие вещи их флёра?
А это ведь ещё достаточно простой пример. Я сознательно избегаю стороннего обучения, для меня это именно что игра, магия, которую принципиально "расколоть" самому - интерес именно в этом. И вот приходит момент, когда какие-то позиции становятся интуитивно понятны - если варианты выстроились вот так, то значит вот здесь этой цифры быть не может - но логически я это обосновать не могу. То есть оно несомненно работает, и подобные комбинации даже имеют своё специальное название (когда я убеждаюсь что это работает, я всё же захожу в подсказки, чтобы удостовериться, что оно есть, а не мнится), но как это происходит, мне крайне тяжело описать. Потом случается так, что такие комбинации накладываются друг на друга, образуя уже совершенно фантастические фигуры, изумительно красивые. Вот эта красота - она для математика существует?
Что забавно, про латинские квадраты я когда-то встречал, но никак не связал их с судоку - вот что значит гуманитарное мышление (там буквы, а здесь цифры, поэтому это разное).
1. Забыл предупредить - поначалу смотрится тяжело. Даже наверняка лучше первый сезон пропустить - разрозненные и довольно скучные эпизоды начинают связываться в одно именно во втором сезоне, и вот когда узел уже окончательно завязан, это то самое, начинается главное. Я по сути так и сделал - первый сезон я пересмотрел (а не прослушал как в первый раз) уже совсем другими глазами.
Кстати, с Вашим интересом к власти и конфликтам Вам должны понравиться "Миллиарды". Во многих смыслах это тот же "Ганнибал", только вместо кровищи там деньги.
palaman
June 3 2018, 15:37:41 UTC 1 year ago
2. Вы меня уже заинтриговали. Но ответить пока ничего не могу: надо разбираться.
fregimus
June 10 2018, 09:30:53 UTC 1 year ago
Еще одна совершенно неожиданно математически неинтересная игрушка — кубик Рубика. Ну понятно, что все трансформации образуют группу, но в этой группе ничего любопытного нет.
palaman
June 10 2018, 11:20:43 UTC 1 year ago
fregimus
June 17 2018, 21:51:18 UTC 1 year ago
:)
palaman
June 18 2018, 08:05:51 UTC 1 year ago
Re: :)
fregimus
June 18 2018, 16:06:42 UTC 1 year ago
palaman
June 18 2018, 16:59:33 UTC 1 year ago
Я стал бы говорить, сто сам наш ум существует не в материальном мире, а в мире идей. А с материальным соприкасается лишь благодаря материальному телу (мозгу).
fregimus
June 19 2018, 19:17:54 UTC 1 year ago
palaman
June 20 2018, 04:42:57 UTC 1 year ago
Я называю этот "мир идей" духовным миром, и говорю, что наш ум в нем обитает. Казалось бы, можно сказать и наоборот: что духовный мир обитает в нашем уме? Но это не так. Если бы мир идей обитал в нашем уме, то не было бы бессознательного. (Сознание и бессознательное.) Таким образом, факт наличия бессознательного свидетельствует о том, что наш ум - часть духовного мира, а не наоборот.
kunst_real
May 31 2018, 19:26:11 UTC 1 year ago
palaman
June 1 2018, 01:51:55 UTC 1 year ago
livejournal
May 31 2018, 20:38:45 UTC 1 year ago
zaharov
June 1 2018, 06:39:24 UTC 1 year ago
palaman
June 1 2018, 10:01:39 UTC 1 year ago Edited: June 1 2018, 10:08:27 UTC
zaharov
June 2 2018, 12:21:02 UTC 1 year ago
Все эти вопросы были заданы еще в 19 веке, задолго до появления компьютеров, когда люди впервые отчетливо осознали наличие нечеловеческих сущностей, в которых люди являются винтиками, а сами эти системы неуправляемы и живут по своим законам. Мир на это осознание, в целом, отреагировал Кафкой.
В электронных ИИ новым будет только одно. Миллиарды людей получат возможность освободится от трагической роли винтиков в корпоративных, национальных глобальных системах принятия решений и зажить нормальной человеческой жизнью. Человек избавится от необходимости перешагивать через себя и поступать вопреки совести, потому что этого требует система.
Борьба же за систему с человеческим лицом продолжится, но станет легче и динамичнее. В этой борьбе уже не нужно будет уничтожать жизни людей, являющихся винтиками, только для того, чтобы система работала чуть лучше. В борьбе с ИИ за лучшую работу ИИ люди смогут позволить себе и риск и безжалостность.
medved_kuznets
June 1 2018, 09:08:08 UTC 1 year ago
Вот Вы говорите, что не дошли до самых глубин Го. (я сам в Го практически никогда не играл) Но если сравнить с шахматами - какая игра глубже, по Вашему?
palaman
June 1 2018, 09:54:54 UTC 1 year ago
Эта игра гораздо комфортнее для человека. Она открывает простор для интуиции. Шахматы намного более схематичны и условны, так как основаны на множестве искусственных правил. В Го же правил, грубо говоря, просто нет - отсюда и огромное количество вариантов игры. Оно соотносится с количеством вариантов игры в шахматы примерно как N и N*N.
kunst_real
June 1 2018, 11:23:49 UTC 1 year ago
palaman
June 1 2018, 12:16:20 UTC 1 year ago
Но мне кажется, к этому дело не сводится. Го относится к шахматам как арабская система записи чисел и латинской. Хотя латинская долгое время была привычнее и милее сердцу европейца, арабская постепенно победила.
Мне думается, то же самое будет с Го и шахматами.
Есть не так уж много вещей, в которых культура Востока реально интереснее и сильнее культуры Европы. (Иглоукалывание, гунфу, массаж - что ещё?) И Го входит в этот короткий список.
Предсказываю, что наши правнуки будут играть в Го поголовно.
medved_kuznets
June 1 2018, 11:26:36 UTC 1 year ago
Я всегда воспринимал шахматы как отдельный способ общения. Причём даже достаточно интимный, поскольку люди соприкасаются не только мозгом, но и чувствами, интуицией (особенно в быстрых партиях 1-5 минут). Кстати, при быстрой игре многие схемы не действуют (поскольку не всегда их можно успеть реализовать), а условности принимают совершенно другой вид.
palaman
June 1 2018, 12:18:55 UTC 1 year ago Edited: June 1 2018, 12:20:11 UTC
Это-то и страшно было в описанном выше матче. Человек интимно "пообщался" с нейросетью - и?
Дэвид Ормерод пишет, что просмотр третьей партии Ли с AlphaGo заставил его почувствовать себя «физически нездоровым»
Негуманоидный ум-то получается.
medved_kuznets
June 1 2018, 12:28:02 UTC 1 year ago Edited: June 1 2018, 12:28:39 UTC
Напрашивается вопрос (наверное дилетантский) - а могут ли бесы (музы) влиять на эту искусственную нейронную сеть? Понятно, что на простые алгоритмы - точно не могут. Но тут всё-таки нейроны.
Да, тут даже без такого влияния можно почувствовать нездоровье
palaman
June 1 2018, 12:41:08 UTC 1 year ago
Это не просто вопрос! Спустя какое-то время это будет вопрос жизни и смерти! См. https://palaman.livejournal.com/347390.html
medved_kuznets
June 1 2018, 12:57:22 UTC 1 year ago
palaman
June 1 2018, 12:58:59 UTC 1 year ago
Он гораздо опаснее для нас, чем любой демон. Потому что демонам Бог не попускает властвовать над нами (мы сами себя им предаём), а человеку - попустит на какое-то время.
medved_kuznets
June 1 2018, 13:06:38 UTC 1 year ago Edited: June 1 2018, 13:07:28 UTC
Но тогда "нейросеть под властью бесов" - это совершенно особая опасность. Мы ведь привыкли в бесам изнутри, из бессознательного. Общение с ними мы почти не афишируем. А если такое Бессознательное начнет общаться снами извне, с той стороны, где общение обычно подчинено неким общим формам и правилам - это полностью сломает шаблоны.
palaman
June 1 2018, 13:09:19 UTC 1 year ago
dibutil
June 1 2018, 12:58:50 UTC 1 year ago
Когда-то в детстве я разгомил всё окружение в "точки"
Anonymous
June 2 2018, 23:00:03 UTC 1 year ago
Дождался, лет десять назад.
Оказалось... уровень где-то на пол-дана.
А вроде, всё ясно было с 2-3 игры.
Просто, остальные были вообще никакие.
Хотя, в точки, на тетрадном-то листе, а то и двойном, чуть иначе.
palaman
June 3 2018, 04:03:02 UTC 1 year ago
Сегодня это очень легко: https://online-go.com/
Может быть, у Вас особый талант к Го - имеет смысл проверить его в бою.
iv_an_ru
June 7 2018, 13:39:14 UTC 1 year ago
sulfid
June 7 2018, 14:17:13 UTC 1 year ago
palaman
June 7 2018, 14:23:16 UTC 1 year ago
Не существует эффективного алгоритма игры в Го.
Человек, овладевший этим искусством, играет намного лучше всех известных на сегодня алгоритмов.
Нейросеть сделала нечто невозможное. Она подошла к проблеме подобно тому, как подходит к этому человек. Она смогла подражать человеку - и превзошла самого человека.
sulfid
June 7 2018, 14:32:14 UTC 1 year ago
(напрашивается другое сравнение - с секс-игрушками: отдельные функции они могут выполнять лучше человека, но это же другое)
palaman
June 7 2018, 14:36:51 UTC 1 year ago
sulfid
June 7 2018, 14:54:04 UTC 1 year ago
palaman
June 7 2018, 18:05:00 UTC 1 year ago
Допустим даже, что мы научились делать одну операцию за планковское время (10-43 секунды, минимально возможное время с точки зрения физики). Это стало бы возможным, если бы мы сделали компьютер планковского размера (10-99 см3) и заполнили такими компьютерами всю видимую Вселенную (её объем 10150 см3). В этом случае мы смогли бы обеспечить быстродействие 10297 операций в секунду. Тогда мы действительно смогли бы перебрать все варианты игры в Го на стандартной доске. Причем довольно быстро. Это заняло бы у нас всего лишь 20 минут.
Но Вселенная, заполненная таким компьютерами, схлопнулась бы в черную дыру раньше этого срока :)
sulfid
June 7 2018, 19:40:24 UTC 1 year ago
sulfid
June 7 2018, 14:18:10 UTC 1 year ago
palaman
June 7 2018, 14:24:52 UTC 1 year ago
И почему не он-лайн? именно он-лайн. А как по-другому, если речь идет об игре против Гугля?
sulfid
June 7 2018, 14:27:51 UTC 1 year ago
а вдруг там карлик спрятанpalaman
June 7 2018, 14:34:59 UTC 1 year ago Edited: June 7 2018, 14:38:08 UTC
Но сейчас они используют свои мощности для других задач. АльфаГо спит.
Зачем такому карлику прятаться? Выйди он наружу - он сразу стал бы миллионером.sulfid
June 7 2018, 14:57:19 UTC 1 year ago
а так, благодаря инвестициям в нейросети, может стать миллиардером!fregimus
June 10 2018, 09:25:01 UTC 1 year ago
По недавним тестам, производительность этого монстра на тех самых тестах оказалась равной оной iPad 2. Который на сегодня морально устарел примерно настолько же, насколько ILLIAC IV и все самые быстроходные Cray. Такие вот с масштабами у нас дела…
sulfid
June 18 2018, 11:55:50 UTC 1 year ago
Но история интересная, спасибо
fregimus
June 18 2018, 16:08:19 UTC 1 year ago
sulfid
June 19 2018, 06:46:53 UTC 1 year ago
fregimus
June 19 2018, 19:29:05 UTC 1 year ago
А вопрос какой решится? Тут я, кажется, ход мысли потерял. Автоматического гроссмейстера го — в каждый дом по доступной цене?
sulfid
June 21 2018, 11:04:27 UTC 1 year ago
Потому что пока получается, что гроссмейстер - уникален и неповторим, как и обычный гроссмейстер. И с обоими я всё равно не могу сыграть, так что нет причин расстраиваться
a_lazar
June 8 2018, 17:52:55 UTC 1 year ago
https://ru.wikipedia.org/wiki/Саммит_«Будущее_Го»#Кэ_Цзе_против_AlphaGo
palaman
June 8 2018, 20:28:28 UTC 1 year ago Edited: June 8 2018, 20:52:46 UTC
Поражение Ли Седоля меня "сломало". Веру в принципиальное превосходство человеческого интеллекта перед машинным. Конечно, я по-прежнему не верю в "искусственный разум". Но вот искусственный интеллект - всё. Это уже реальность.
И ясно, что теперь этот интеллект будут использовать как инструмент управления нами. И ясно, что эту битву мы уже проиграли. Но!
Но!
Ли Седоль сделал один ход, который назвали "рука Бога". И знаешь, я думаю, что это и вправду была рука Бога. Нашего Бога. Это было небольшое знамение в утешение всем, кто на Него уповает.
asper
June 17 2018, 22:08:16 UTC 1 year ago
palaman
June 18 2018, 09:18:18 UTC 1 year ago Edited: June 18 2018, 09:21:50 UTC
Нет, что Вы!
Как ни странно, даже на доске из ТРЕХ пунктов возникает довольно сложная борьба:
https://yadi.sk/i/H4pRInCS3Y4RXy
(Здесь гифка, её можно скачать и просмотреть браузером)
А доска 2*2 ещё сложнее :)
asper
June 18 2018, 14:08:55 UTC 1 year ago
Я думал, доска для Го всегда квадратная, как в ней может быть три пункта, должно быть 1 или 4 или 9, или как?
Но я изначально спрашивал про доску 1x1, в вашей таблице написано:
Количество допустимых позиций на доске при игре Го на доске разного размера.
1x1 1
2x2 57
3x3 12675
А что такое "позиция" - если даже всего одна клетка, то там может быть или белая фишка, или чёрная, или никакой - получается уже три позиции?)
palaman
June 18 2018, 18:05:33 UTC 1 year ago
Да, традиционная доска Го всегда квадратная, варьирует лишь её размер. Но выше в тексте заметки я объясняю логику, которая приводит меня к идее, что в Го можно играть на произвольном графе, с любым количеством пунктов, произвольным образом связанных (или не связанных) между собой.
А гифку надо просто скачать на свой комп и запустить браузером. Увы, при прямом просмотре с Яндекс-диска гифки не двигаются. А гифка без движения не имеет никакого смысла.