Хороший вопрос - заодно и повод дать небольшое оглавление по теме.
Исторически, первая Власть была властью Адама и Евы над их многочисленным потомством. Как только Адам умер, так сразу началась игра во Власть, длилась чуть больше тысячи лет и завершилась Потопом. О деталях и специфике той эпохи можно лишь догадываться.
После Потопа и Столпотворения человечество утратило единство; люди разделились по семьям и родам, внутри каждого из которых власть тоже была поначалу патриархальной. Но ко временам Авраама люди размножились настолько, что начались войны, с войнами разбой, и начали выдвигаться люди нового типа, уже чисто люди Власти, власть которых не обосновывалась патриархальными причинами. Началась эпоха царей/королей.
Так что, думаю, если искать момента, начиная с которого уже полноценно работает наша теория Власти, случилось это где-то в эпоху Авраама и несколько веков после него. Произошел фазовый переход, и общество перестало быть патриархальным, хотя последние, уже чисто косметические следы патриархальности сохраняются в той или иной мере и по сей день во всех странах.
Так что я склонен выводить генезис Власти из генезиса криминала. (См. Логика образования высшей политической власти.) Древнейшие короли, может быть, и были прямыми продолжателями патриархальной традиции в новых условиях. Но предки всех современных королей - это уже просто наиболее успешные предводители разбойничьих шаек. Хотя к королям традиционно применяются патриархальные понятия (отец), но уже как метафора. По сути, это были просто удальцы, сколотившие вокруг себя властные группировки и нагнувшие других таких же удальцов.
А дальше понятно.
Кто-то первым сообразил, что хотя народ можно и просто грабить, но гораздо умнее, напротив, защищать его от грабежа и брать за это налоги. Так и появилось собственно государство.
Естественное государство. Чем естественное государство отличается от шайки разбойников? Тем, что те грабят, а эти берут по закону :) Короли без разбойников невозможны. При этом чужой король либо находится в союзе с твоим королем, либо объявляется тем, кем они является по сути: разбойником. Если бы не было грабителей, не было бы и государства. Ибо зачем?
Тут начинает уже разговор не об эволюции собственно Власти, а об эволюции систем Управления. Что Власти лучше делать с народом: резать или стричь.
А далее появляется огнестрельное оружие, с ним массовые армии и постоянная опасность революций. А следом - технология искусственного государства, идеи "национализма", иллюзия "демократии". И - вуаля! - вот мы и дошли до нашей эпохи. Теперь следующий актуальный вопрос - электронное управление людьми. (См. Конец Власти.) Нейросети неизбежно вытеснят традиционное Управление и сделают неэффективными существующие властные группировки. Это следующий шаг на том же пути. (см. Электронный рай) А в конце, понятное дело, Антихрист (см. Единство мировой элиты невозможно) - и перезагрука.
medved_kuznets
September 1 2018, 10:59:01 UTC 10 months ago Edited: September 1 2018, 11:02:07 UTC
palaman
September 1 2018, 13:28:16 UTC 10 months ago
uri_ben_cephas
September 1 2018, 13:21:09 UTC 10 months ago
Мне кажется, при всей (или, скорее, по причине) крайней сжатости библейского повествования, оно заслуживает более подробного рассмотрения.
-------
По иудейскому тексту Потоп случился в 1656 году.
-- по самаритянскому - в 1307 г.
По Ватиканскому кодексу Септуагинты - в 2242 г.
По Александрийскому - в 2262 г.
По всем традициям Адам жил 930 лет.
uri_ben_cephas
September 1 2018, 13:53:05 UTC 10 months ago
Ну всё-таки это слишком упрощённо. Государство нужно для принуждения к исполнению обязательств. Судья - не менее важный человек, чем царь.
Šumma awīlum lū kaspam lū ḫurāṣam lū wardam lū amtam
lū alpam lū immeram lū imēram ū lū mimma šumšu
ina qāt mār awīlim ū lū warad awīlim
balum šībī u riksātim ištām ū lū ana maṣṣārūtim imḫur
awīlum šū šarrāq iddāk.
Если человек серебро ли, золото ли, раба ли, рабыню ли,
быка ли, овцу ли, осла ли, или что-либо ещё,
у свободного или раба
без свидетелей и договора купил или взял на хранение,
человек этот - вор, его надо убить.
18 век до Р.Х.
bacr
September 1 2018, 21:39:35 UTC 10 months ago Edited: September 1 2018, 21:40:12 UTC
К вопросу о том, что было поначалу.
livejournal
September 5 2018, 07:15:14 UTC 10 months ago
grnsta
September 8 2018, 18:29:04 UTC 10 months ago Edited: September 8 2018, 18:30:29 UTC
Неизменно ссылаясь на положения Сутра- питаки, Васубандху описывает людей первой кальпы как порожденных разумом, наделенных совершенным телом и сверхобычными способностями, питающихся радостью, а не физической пищей, и живущих весьма долго. Первые люди были подобны существам мира форм, хотя обитали в чувственном мире. Поскольку сознание живых существ, по Васубандху, соотнесено с их местопребыванием, постольку и сознание людей первой кальпы соотносилось с их пребыванием в сансарном мире. Несмотря на свои исходные совершенства, они испытывали жажду к чувственному опыту, влечение к ощущению вкуса чудесной первопищи — «сока земли».
Начало потреблению материальной пищи, заменившей радость как пищу Введение: Категории буддийской культуры 27 нематериальную, положила «нетерпеливая природа» одного из первых людей. И это вовсе не проходное для буддийского умозрения рассуждение.
Ведь объектам внешнего мира не присуще свойство пробуждать в человеке желания, в противном случае и Учитель не был бы свободен от желаний и привязанностей, которые есть следствие аффектированное™ сознания.
Причиной вырождения совершенных живых существ стал не сам вдруг возникший «сок земли», а страстное влечение к тому, чтобы вновь и вновь ощущать его вкус. Изначально светящиеся тела их потемнели, уплотнились и отяжелели; в мире воцарилась тьма, и из-за потребности в освещении появились Луна и Солнце.
Люди полностью исчерпали «сок земли», а затем и пришедший ему на смену «земляной пирог», и начали потреблять дикорастущий рис. Эта уже совсем грубая пища привела к заметному изменению человеческого тела: появились органы пищеварения и выделения шлаков, а вместе с ними и половые органы — женские и мужские. С того момента изначальная радость при виде друг друга начала ошибочно связываться людьми с вновь образовавшимися половыми различиями. И они, говорит Васубандху, «становятся жертвой ошибочных представлений, вызывающих [в дальнейшем] чувственное влечение» (карика 98), что явилось для обитателей чувственного мира началом «одержимости злым духом желания». Колесо времени окончательно поворачивается в сторону вырождения живых существ.
grnsta
September 8 2018, 18:34:53 UTC 10 months ago
И вот одно из этих [существ], будучи ленивым по природе, сделало запас.
Другие [, глядя на него,] также начали делать запасы. И тогда у них возникло понятие "мое". Рис, который все время продолжали срезать, перестал родиться. Поэтому, разделив между собой поля, они присвоили их и стали грабить чужие поля. Так появилось воровство. Для того чтобы воспрепятствовать [воровству], люди собрались и выделили из своей среды специального человека, который за шестую часть [урожая должен был] охранять поля. Этот хранитель полей [стал называться] кшатрием. [Поскольку он был тем избранным царем,] относительно которого множество людей пришли к согласию, и устраивал [всех] подданных, возникло наименование "царь Махасаммата". Таково начало династии царей.
Те, кто отказался от жизни в доме и избрал уединение, стали называться брахманами. Впоследствии при одном из царей начало процветать воровство среди тех, кто из жадности не делился [установленной] долей. Царь использовал против них оружие. Поэтому другие стали говорить: "Мы так не поступали". Это положило начало лжи» (карика 98).
При поверхностном чтении этого отрывка можно сделать вывод, что перед нами южноазиатский вариант концепции, которая позднее, в европейской социальной философии нового времени, получает название теории общественного договора. Однако при углубленном анализе обнаруживается парадоксальный факт. Социальная структура возникает как инструмент предотвращения воровства. Тем не менее воровство не только не прекращается с установлением царской власти, но и приобретает характер посягательства на самые основы «общественного договора». Это уже воровство царской доли. И оно побуждает царя применять насилие как способ пресечения. Насилие же, в свою очередь, порождает ложь, а не социальную гармонию. Круг замыкается: власть, пресекая первоначальное воровство, порождает социальную аномию и ведет к «преобладанию пути дурных действий».