Кто ругает плохих людей,
но не молится за них,
тот никогда не познает
благодати Божией.
(Силуан Афонский)
но не молится за них,
тот никогда не познает
благодати Божией.
(Силуан Афонский)
Вопрос:
> А молиться, чтобы плохим людям стало плохо - считается?
Ответ:
Молиться в любом случае хорошо.
И в крайнем случае можно молиться и против врага, желая ему "плохого". Ведь "плохое" по сути не плохо, когда оно исходит от Бога. И вразумление, и наказание от Бога - это в конечном итоге благо.
И у нас есть примеры в Писании. Давид в Псалтири прямо проклинает своих врагов, и эти проклятия стали классическими, их используют в крайних случаях.
Цитирую Псалом 108 (Псалом проклятия):
Поставь над ним нечестивого,
и дьявол да станет одесную его.
Когда будет судиться, да выйдет осужденным,
и молитва его да будет в грех;
да будут дни его кратки,
и достоинство его да возьмет другой.
Дети его да будут сиротами,
и жена его — вдовою.
Да скитаются дети его и нищенствуют,
и просят хлеба из развалин своих.
Да захватит заимодавец все, что есть у него,
и чужие да расхитят труд его.
Да не будет сострадающего ему;
да не будет милующего сирот его;
да будет потомство его на погибель,
и да изгладится имя их в следующем роде.
Да вспомнит Господь беззаконие отцов его,
и грех матери его да не изгладится.
Да будут они всегда в очах Господа,
и да истребит Он память их на земле.
Но молиться таким образом значит подвергать опасности и себя самого! То есть, это то же самое, что прыгнуть в пропасть, обняв врага, которого желаешь уничтожить.
"Бог долго терпит и больно бьёт".
Он обычно не спешит с карами, давая согрешившему новые и новые шансы на исправление. Причина этого в том, что Его суд является окончательным и "непоправимым" - не в том смысле, что Он что-то там не может исправить, а в том, что Он этого не хочет. Если Он что-то решил, то так и будет, потому что воля Его неизменна. И потому Бог, когда желает именно покарать, обычно ждет, когда заслуживающий кары человек полностью "созреет" как плод для жатвы.
И потому тот, кто молится Богу, чтобы Господь обрушил кары на врага, де-факто усиливает злодеяния этого врага, ускоряя процесс "созревания" его для последнего акта драмы, ужасного и непоправимого. И таким образом, молясь против врага, мы волей-неволей укрепляем этого врага в его злобе, укрепляем в том числе и против нас самих.
И если ты не хочешь "прыгать с пропасть, обнявшись со врагом", лучше использовать иной способ молитвы за врага, заповедованный нам Самим Христом. А именно.
Христос рекомендует христианам молиться о помиловании для своих врагов. Мало кто этот метод практикует, и потому даже среди христиан нечасто попадаются люди, испытавшие его на деле и понимающие настоящий смысл и действие такой молитвы.
Мне случалось молиться за врагов и видеть страшную силу и действие такой молитвы. Так что вот это написано из опыта.
И я всем рекомендую действовать именно таким образом.
Говоря кратко.
Когда мы молимся о помиловании нашего врага, в первую очередь эта молитва умеряет вражду. Как в сердце врага, так и в нашем собственном сердце появляется благодатное действие к примирению, ведущее врага к раскаянию, а нас к прощению.
Но тут все зависит от свободной воли! И если враг упорен в своей вражде и не желает раскаиваться, но продолжает враждовать, то он очень быстро переполняет чашу терпения Господа - и созревает для кары. Потому что нет более несносного греха чем упорно враждовать против того, кто молится о твоем помиловании.
В отношении к такому упорному в злобе человеку Бог действует быстро и решительно, используя порой и тебя самого в качестве орудия кары. При этом проявляется тот эффект "христианского боевого искусства", которые многие ошибочно ищут в "системе Кадочникова" и ещё невесть где. Когда Бог использует тебя в качестве орудия кары - это и есть христианское боевое искусство. Я назвал его "искусством избегать боя", потому что это не бой, а казнь. Классический пример такой казни - краткая и суровая расправа Давида над Голиафом.
Ввиду особой важности этой темы, я разжевал все это подробно и с иллюстрациями вот здесь.
mindfactor
October 1 2018, 09:57:04 UTC 9 months ago
Можете пояснить этот момент ? Сходу оно как-то непонятно.
palaman
October 1 2018, 10:44:42 UTC 9 months ago
Как и наоборот, молясь о помиловании врага, мы преклоняем милость Бога в первую очередь к нас самим. Что же касается врага - может быть, для него и лучше быть поскорее обезвреженным, претерпеть наказание ещё в этой жизни, чтобы насколько возможно облегчить его участь в Вечности.
medved_kuznets
October 1 2018, 10:25:10 UTC 9 months ago
palaman
October 1 2018, 10:37:16 UTC 9 months ago
pheophano
October 1 2018, 14:09:56 UTC 9 months ago
Но не поздновато ли на рынок единоборств выходить? Он уже сформирован и поделен.
И потом, кроме базовой духовной идеи нужна еще техника. А ее нет.
palaman
October 1 2018, 18:26:12 UTC 9 months ago
"Рынок боевых искусств" - это же рынок "боевых" искусств. А не боевых. Потому что там не убивают. А в настоящем бою - убивают. До смерти.
В настоящем бою русские всегда били китайцев. Да и японцев били, пока японцы не построили (при помощи США) современные боевые корабли.
livejournal
October 2 2018, 02:30:29 UTC 9 months ago
latnemrob2
October 2 2018, 05:36:44 UTC 9 months ago
palaman
October 2 2018, 05:41:07 UTC 9 months ago
latnemrob2
October 2 2018, 05:59:34 UTC 9 months ago
palaman
October 2 2018, 06:05:24 UTC 9 months ago
latnemrob2
October 2 2018, 06:29:47 UTC 9 months ago
palaman
October 2 2018, 08:46:11 UTC 9 months ago
latnemrob2
October 2 2018, 09:08:57 UTC 9 months ago
Например.
Нужно ли Овчинникову, в этом случае, молится еще за помилования Мазепы, что бы с ним, вместе, в пропасть, не того?
palaman
October 2 2018, 11:13:20 UTC 9 months ago
mindfactor
October 2 2018, 13:41:50 UTC 9 months ago
Когда Монах говорит, что Волшебника обманули невидимые разбойники, тут слово-в-слово повторяется евангельская притча.
И чтобы опровергнуть слова Монаха, достаточно сказать
"Царство, разделившееся в себе, не устоит"
Потому что по тексту, Волшебник с невидимыми разбойниками молитвой всё же сражается.
palaman
October 2 2018, 13:47:58 UTC 9 months ago
mindfactor
October 2 2018, 13:59:34 UTC 9 months ago
palaman
October 2 2018, 14:09:38 UTC 9 months ago
— Ты зря обиделся, — сказал Волшебник. — Конечно, Антон прав. Прав во всем.
Митька онемел.
— Это у тебя сиюминутные чувства, — сказал Волшебник. — Знаешь, годы идут. Мне уже очень много лет. И я уже по опыту знаю, какие чувства проходят с годами, а какие остаются. Твоя обида — это…
Он пошевелил в воздухе пальцами.
— Потом ты поймешь его, и согласишься с ним. Он боится, что сын его зря потеряет драгоценные годы на пустые игры. Он прав. Быть взрослым в детстве — это значит остаться ребенком до самой смерти — и дальше. Истина не зависит от возраста. Мишке не нужны детские игры. Он давно взрослый, потому-то он навсегда останется ребенком. Если только не сорвется, не впадет в детство… Ты, конечно, виноват. Перед Мишкой, перед Антоном… Ты это поймешь потом. А сейчас послушай меня, старика. Я благодарен тебе за молитву. За это упорство. Надо быть магом, чтобы понять, какие пласты перевернулись… какая целина перепахалась, пока ты молился. Я сразу знал, что ты послан мне судьбой. Но я не знал… не мог и представить себе, как это серьезно. Я думал, ты будешь моим учеником… моим наследником… сыном, если хочешь.
Митька кивнул.
— Нет. Нет, — Волшебник покачал головой. — Ты послан мне судьбой, чтобы поставить точку в этой моей жизни.
Митька испугался. Точку в жизни? Что за притча? Что же он, Митька, и вправду палач?!. И должен добить свою сказку собственными руками?
— Не пугайся. Не в жизни вообще. Не в жизни раба Божьего Иоанна, а в жизни волшебника. Я ведь не всегда был волшебником. Я начал сознательную жизнь в монастыре… Там я понял, что к чему.
Волшебник замолчал, давая Митьке время переварить. Но Митька не мог переварить.
— Я не стал монахом, — продолжал Волшебник, — не стал, потому что прельстился. Прельстился возможностью прожить такую жизнь, какую прожил. Я узнал многое. Я знаю, как устроен мир. Смысл этой моей жизни, жизни белого мага, был в том, чтобы понять то, что понял Екклезиаст. Он был царем и все перепробовал. И он постиг, что все это… — он показал пальцем вокруг, — все это суета.
Митька почувствовал протест. Он помотал головой.
— Не спорь, — Волшебник поморщился. — Не нужно мне говорить, что жизнь прекрасна и удивительна. Я — белый маг, я знаю это лучше, чем многие другие. Я говорю сейчас не о том… Эта прекрасная и удивительная жизнь — суета. Придавать ей какую-то важность — это ошибка. Тогда прекрасная и удивительная жизнь превращается в трагедию. Я всю жизнь играл, и получал удовольствие от своей игры. А теперь я понял, что только напрасно потерял время.
Митька медленно-медленно помотал головой.
— Ты можешь, — сказал Волшебник. — Ты можешь повторить мой путь, и убедиться в этом на собственном опыте. Ты можешь стать, как и я, клоуном, развлекающим публику.
— Вы — не клоун, — сказал Митька твердо.
— Прости, ты просто пока не понимаешь, что я говорю. Я говорю не о людях… не о детях, приходивших сюда на представления. Я говорю о бесах, которые посмеялись надо мной, толкнув меня на этот путь. Я исчерпал жизнь до конца и увидел, что в ней нет смысла. Нет смысла быть счастливым без Бога, вот и все. Меня провели как ребенка… как дикаря, выдав блестящие стекляшки за драгоценность. Все суета, говорил Екклезиаст. Весь мир — суета. Все суета, кроме Бога. Собственно, я всегда понимал это… но всегда откладывал на потом: потом разберусь. А пока… я искал совершенного счастья. Совершенного мира. Помнишь, ты спросил меня, как будет в Царстве Небесном без приключений?
— Помню.
— Вот и все. Все уже было сказано.
— Не понимаю, — сказал Митька твердо.
— Ты непременно поймешь. А сейчас — пойдем.
Волшебник тяжело поднялся. Митька встал.
— Пойдем к твоему Монаху. Нужно признаться ему, что он был прав насчет меня. И нужно посоветоваться с ним, как быть мне дальше.
palaman
October 2 2018, 14:09:57 UTC 9 months ago
— Придумай, что я должен сделать, чтобы ты поверил, что я — Сказочник.
Митька подумал.
— Сделайте чудо.
— Какое именно? чтобы ты не сомневался.
Митька затруднился ответить.
Тут из дверей Театра вышел Волшебник. Он остановился, озираясь по сторонам, но Митьки не видел.
— Постой, — сказал я Митьке. — Он нас не видит. Я написал, что он вышел и озирается, но тебя не видит.
— Как это — написал? — сказал Митька, беспокойно глядя на Волшебника.
— Написал, и все. Я пишу эту сказку. Как я напишу, так и будет. Смотри, сейчас он пойдет вверх по дороге, в сторону мебельного.
Волшебник пошел.
— Сейчас остановится, и пойдет назад.
Волшебник исполнил.
— Теперь вернется в Театр, но дверь оставит открытой.
Митька глядел во все глаза. Авторитет Волшебника стремительно падал, а мой, соответственно, рос.
— Теперь опять выйдет наружу и задумается — чего это я хожу туда-сюда?
Волшебник стал на пороге с видом крайне отрешенным. Мы были в двух шагах от него. Видно было, что смутить или удивить его, пожалуй, невозможно. Он просто знал откуда-то, что надо делать так — и делал, доверяясь интуиции. Но пока не мог понять, почему он это делает, и зачем.
— Поговорить с ним тебе пока не удастся. Ты пойдешь, поговоришь с Монахом.
— А про меня Вы тоже все пишете?
— Конечно. Не все, но главное.
— А если я все-таки пойду к Волшебнику?
— Не пойдешь. Если бы ты пошел, он бы тебя так и не услышал. Но ты не пойдешь. Ты поверил мне, и послушаешься меня. Сначала иди к монаху.
Митька решился послушаться.
Но на Волшебника это в тот момент не подействовало:
Когда Митька рассказал Волшебнику обо встрече со мной, тот заметно встревожился.
— Скажу честно, — сказал он. — Кто бы это ни был, но дело принимает серьезный оборот. Значит, вы вот тут стояли и беседовали, а я в упор не видел?
Митька кивнул. Он ощущал странный холодок, отчуждение от Волшебника. Митька догадывался, что Волшебник сейчас опять начнет его уговаривать бросить молитву, и не хотел этого. Митька про себя повторял молитву и ни о чем не думал.
— Кто бы это ни был… — повторил Волшебник задумчиво, — но это герой не моего мира. Случилось то, чего я опасался. Ситуация вышла из-под контроля.
Митька промолчал. Они оба молчали, не глядя друг на друга.
mindfactor
October 4 2018, 18:53:32 UTC 9 months ago
palaman
November 13 2018, 19:09:31 UTC 8 months ago
Суть в том, что бывают помыслы грубые, а бывают более тонкие. Невидимые разбойники порой сами учат нас, как нам с ними следует сражаться. И следуя их советам, мы сами не замечаем, как наша борьба с ними постепенно становится некоей формой взаимной любви.