Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Тайна армянской Рыбки

Меня попросили истолковать этот мультик.



С удовольствием исполняю.

Что-то сразу понятно, лежит на поверхности.

А именно: Ээх и Рыбка это одна команда. В самом деле, едва ли Старик ни разу в жизни не говорил "Э-эх!" до этого случая. А "сработало" лишь после встречи с Рыбкой. Трудно сомневаться, что зовут духа вовсе не "Ээх", и стариковым "Эх"-ом просто воспользовались как предлогом, чтобы втянуть Старика в историю.
Потом, Ээх слишком легко уступил Рыбке победу и слишком показательно "взорвался" в небесах, демонстрируя своё поражение. Духи не так тупы, не любят сдаваться и всегда выкручиваются из любых положений, если есть хоть малейший шанс. Проигрывают они только Богу. Так что тут "усё ясно".

Неясно другое.

Зачем Рыбка вообще попалась Старику? Духи не попадаются в сети просто так. Да и вырваться из сети не составляет для них никакого труда, что ясно и показано в финальной сцене, когда Рыбка отбрасывает человеческий облик и принимает вид Рыбки. Нет, тут скрыта какая-то загадка. Зачем нужно было попасться в сеть, предоставить Старику и Бабке возможность проявить своё благородство, затем создать для них (мнимую) опасность и наконец "спасти" от этой опасности?

Я догадываюсь, что вся эта история была затеяна для того, чтобы всучить Старику волшебный Столик. Но в чем истинный смысл этого артефакта и цель всей интриги - не знаю. Повествование обрывается "на самом интересном месте", когда артефакт оказывается в распоряжении Старика, причем таким образом, что Старик более не ждёт подвоха.

В сущности, это не сюжет, а завязка какого-то большого сюжета.

Что можно добавить?

Ну, очевидна перекличка этой армянской сказки со знаменитой благодаря Пушкину русской сказкой о Золотой Рыбке. Но армянский Старик кажется намного благороднее и умнее русского, а уж армянская Бабка и вовсе ни в какое сравнение не идёт сравнительно с русской. Наверное, для создателей фильма это было важным соображением. Но Вы же знаете, что меня в моих толкованиях мало волнует замыслы создателей. Для меня гораздо интереснее то, что у них по факту получилось. Потому что именно в этом проявляется действие Музы. А искусстве по-настоящему интересна именно Муза.

Муза этой сказки - Рыбка (ака "Ээх"). Но в чем смысл всей интриги как целого? Не знаю...

Постскриптум (из обсуждения):

С демонами нельзя действовать по принципу "от противного", "делай все наоборот". Они слишком хитры, и легко манипулируют теми, кто применяет столь простые стратегии.
Потому если Рыба дает хороший совет, отсюда не вытекает, будто совет плохой. Скорее всего, если бы Старик поступил иначе, более корыстно, его заловили бы ещё быстрее и основательнее. То есть, он совершенно правильно сделал, отпустив рыбку. Ошибку он допустил в другой момент - когда взял от кого попало сомнительный подарок (столик).
Tags: психология, толкования
1
Как зовется та муза, которая заставляет автора писать текст забыв о главном - "Делай добро и не жди награды". Почему важно искать злое, а не доброе?

Вопрос серьезный. Я почувствовал что-то что зацепило меня в этом посте наряду с соседним, где было сказано "Путин довел страну до краха".

Что важнее - бичевать грех, осуждать ложь или прославлять правду, искать ее и выделять во тьме свет?

palaman

June 11 2019, 14:19:41 UTC 1 month ago Edited:  June 11 2019, 14:26:58 UTC

Прежде всего, мне хотелось бы понять, какие из моих слов могли быть истолкованы как "Путин довел страну до краха"? В явном виде я такой глупости сказать никак не мог, потому что не вижу краха и не считаю Путина настолько важной фигурой, чтобы он мог довести до чего бы то ни было страну.
"Ээх и Рыбка это одна команда." - "Путин и все проблемы страны это одна история".
Вы-автор видите некую картину и интерпретируете ее определенным образом, создаете некий текст. Другой автор тоже видит некую картину и интерпретирует ее определенным образом, создает некий текст.
Вы видите некий заговор, другой автор видит некий заговор. Вы видите злые силы, другой автор видит злые силы. Обе интерпретации вызывают у меня ощущение неприятия, мир-зол, мир полон заговоров. В этом общность. Хотя, конечно, это отчасти верно. Отчасти - верно. Отчасти.
А теперь отвечу на остальные вопросы:

> Как зовется та муза, которая заставляет автора писать текст забыв о главном - "Делай добро и не жди награды"?

Этому учит Дух Святый. Бог никогда не оставит без награды того, кто делает добро - если только это действительно добро.
Идея "бесокрыстного добра" от лукавого. Её суть - гордыня и самообман. Почему? Потому что "никто не благ, только Бог". И если человек воображает себя благим, это значит лишь, что он плохо знает самого себя.

> Почему важно искать злое, а не доброе?

Потому что важно сохранять трезвость. В настоящем добре нет зла, и сколько ни ищи, не найдешь его ни капли. Потому что "Бог есть свет, и нет в Нём тьмы ни единыя".
Если в каком-то "добре" можно найти примесь зла, то это мнимое добро, от лукавого.

> Что важнее - бичевать грех, осуждать ложь или прославлять правду, искать ее и выделять во тьме свет?

Бичевать, осуждать - это вообще не про меня. Я не ставлю перед собой такой цели. Моя цель - понять реальное положение вещей, каким бы оно ни было. Почему? Для чего? Потому что реальность - от Бога, и всё случающееся случается по воле Бога. Для того, чтобы познать Его волю, нужно понять Истину. Вот моя цель. "Бичевать" мне так же скучно, как и "прославлять" - если только речь не идёт о Боге. Потому что Он единственный, кто достоин славы. Аминь.
А если я вижу в вашем тексте злое, значит ли это что этот текст от лукавого или мое восприятие ошибочно?
Это значит, что либо текст от лукавого, либо восприятие ошибочно.
Текст от лукавого? МИР от лукавого? Богу все инструмент. Во всем есть Божественная Метафора и кажется всегда надо искать ее. В ужасе, а боли, в страдании, во лжи. Этого всегда предостаточно. Но для всего есть план и надо стараться почувствовать правильное прочтение всего.

Нужно ли прочтение, которое ведёт к розни. Бесовская муза судит, но кому судить. Не мне тут судить точно, я не знаю.
Реальность - от Бога. А текст лишь часть реальности. Как и лукавый лишь часть реальности. Часть реальности может не быть благой, но Промысел восполняет её таким образом, что реальность как целое - блага.
Чтобы текст/образ был благим, его создатель должен быть благим.

Прочтение/толкование должно быть прежде всего трезвым. Если что-то не так, не надо притворяться, что всё так. Выражаемое Вами настроение "мир и так плох! давайте стараться видеть хорошее!" происходит от отчаяния и от маловерия. Давайте видеть реальность такой, какова она есть. Потому что истина - от Бога Истины. Не надо приукрашивать реальность; она и без того наиболее оптимальна, так как определяется Промыслом благого Бога.
Создатель всегда благой. Если речь о Создателе.
А автор конкретного произведения всегда грешен.

Что-то не так. Я говорю. Вам вашу же мерку.
Я не против. На святость я не претендую. Что вижу - то и пою.

staerum

June 11 2019, 15:04:33 UTC 1 month ago Edited:  June 11 2019, 15:06:00 UTC

Мне казалось, что вы претендуете на Истину. И стараетесь ее добиться по мере своих сил. Это всегда сложный поход.

Наверное предельно сложный из доступных человеку путей.
Я стараюсь достичь Истины, но я на Неё не претендую. Ведь для меня Истина это Иисус Христос.

Не я обладаю Истиной, но напротив - Она мною обладает. Я раб Истины. К сожалению, раб не совсем верный, ненадежный - и я сам это вполне сознаю.
Это так. Да. Создатель, по принимаемой аксиоматике, и есть Абсолютное Бытие. Попробуйте теперь представить себе Совсем Полную Противоположность. Ее не бывает именно потому, что это ее основное свойство - что ее не бывает. А вот двигаться в ее направлении (совсем-совсем не сдвинувшись) - это - можно.
Я про то, что даже в полной жопе можно увидеть свет в конце туннеля и к нему двигаться, ровно это.
К свету, да. А то есть граждане, которые опять же совершенно искренне считают, что чем глубже - тем - лучше. Оно их (и окружающих) типа Возвышает.

- На тебе столик волшебный!
- Не, нужно Страдать! Тогда Я стану почти как Христос, нет, даже Выше Христа, Выше Бога, и вообще он какую-то фигню создал, так что Мы с Моим Внутренним Имамом все разломаем и заставим его все переделывать!
Эти граждане в настоящей жопе не были, есть мнение. Или это уже реально сатанизм какой-то, манихейство.
Сатанизм и есть, самый натуральный. Изложение концепции от самого натурального сатаниста.
> Во всем есть Божественная Метафора и кажется всегда надо искать ее.

Так ведь я именно этим и занимаюсь. Если бы я был святым, я бы видел Его замысел и свидетельствовал бы о нём. Но я вижу лишь то, что я вижу. Что могу - то и делаю. Что я могу? Могу видеть лукавство там, где наивный человек обманывается. Это уже немало.
Все стараются как могут. А кто-то видит в Путине причину всех страданий и обличает. Давайте друг друга прощать.

palaman

June 11 2019, 15:01:47 UTC 1 month ago Edited:  June 11 2019, 15:01:59 UTC

Давайте прощать тех, кто просит прощения. Давайте не будем воображать, будто мы добрее Бога.
А с теми кто не просит что делать?
Оставлять их Богу. И не только с ними. Это универсальный подход в отношении любой вещи, относительно которой нам не открыто, что надлежит делать. Оставлять Богу - Он Сам разберётся. Он создал вещь, Он знает её назначение, изначально предвидит её судьбу и определяет её финал.
> Могу видеть лукавство там, где наивный человек обманывается. Это уже немало.

Наивный человек прочитает так - "Значит делай добро и бросай его в воду - от демонов". Так ведь еще и богохульная Рыба (Рыба!) это говорит. Значит мультфильм надо не показывать никому, ограничить его просмотр. Так ведь, есть у вас такое сообщение?
Нет, с демонами нельзя действовать по принципу "от противного", "делай все наоборот". Они слишком хитры, и легко манипулируют теми, кто применяет столь простые стратегии.
Потому если Рыба дает хороший совет, отсюда не вытекает, будто совет плохой. Скорее всего, если бы Старик поступил иначе, более корыстно, его заловили бы ещё быстрее и основательнее. То есть, он совершенно правильно сделал, отпустив рыбку. Ошибку он допустил в другой момент - когда взял от кого попало сомнительный подарок (столик).

staerum

June 11 2019, 15:23:20 UTC 1 month ago Edited:  June 11 2019, 15:26:34 UTC

Наверное вот этого абзаца мне не хватило, чтобы ваш разбор мне в самом деле понравился. Спасибо.

С большой силой приходит большая ответственность. Конечно, столик это завязка для второй серии (кажется ее даже сняли, но не уверен).
Сняли?! Это интересно. Если найдёте, пожалуйста, дайте мне знать!
Нет, я не нашел продолжение, у меня просто сложилось впечатление что оно есть в такой форме - бедняк находит/получает волшебный предмет и Царь/ какой-то злонамеренный иерарх пытается ее отнять, в связи с чем бедняку и его семье приходится столкнуться с новыми испытаниями и лишениями и сделать еще один шаг по пути духа. Кажется такой мультфильм в самом деле есть, но это не продолжение буквально )
О! этот поворот кое-что проясняет. Значит, целью интриги изначально был не бедняк, а князь/иерарх. А бедняка лишь использовали как инструмент в этой интриге. При этом да, конечно, сильно изменив его уровень бытия.
Все суть инструмент вознесения или падения. Любое техническое приспособление в современном мире работает как та же скатерть самобранка. )
У манихеев тоже есть кусочек Лжи, основанной на Истине.
Полярность - существует. Только не "злое и доброе", а Бытие и Небытие. Опять же, Ад - не не Абсолютное Небытие, а сингулярность.

Собственно, Фома и следствия из него.

На практике это означает, что в Ужасе, Боли и Лжи искать ничего не надо, коль скоро есть куча более других мест, и, в отличии от анекдота, да, где светлее - там и быстрее найдется.
Такая ситуация, что иногда надо искать. Потому что приходят и дают и отказаться не получается. Иов нам дан в назидание.
От Иова тоже требовалось сказать, что бог плохой и негодный, выдайте мне более другого. Кроме того, не всякий иов подходил, так что следующий раз не зачлось.

Список смертных грехов есть, он исчерпывающий, пополнению не подлежит. Но, да, человеки изобретательны, и иногда ухитряются туда вписаться весьма своеобразными способами.

dennis_chikin

June 11 2019, 15:46:39 UTC 1 month ago Edited:  June 11 2019, 15:47:30 UTC

Я не знаток именно армянской мифологии, но вообще дэвы и каджи - это очень сильно разные породы.
У некоторых из них ко всему прочему характерно "на зло маме отморожу уши".

Кстати, христианская "демонология" подобные аналоги имеет. Вся, абсолютно вся инфернальщина - это штука, от которой человеку стоит держаться подальше, ибо окромя адских глюков он ничего хорошего с этого не поимеет, но есть такие экземпляры "ушеотмораживальщиков", что человек со стороны может лишь подивиться. Да чтоб далеко не ходить, то как там: "Разрешил им вселиться в свиней, после чего все стадо с громким хрюканием бросилось в море и утонуло."

Опять же есл мы берем постулатом Бессмертие Души, то никакая одержимость и прочее не могут погубить эту самую Душу. Смысл всего действа состоит в том, чтобы те, для кого сие показывается - САМИ признали, что власть дьявола ВЫШЕ власти бога. Здесь допустимо все - и явиться к монаху и попросить за себя (в смысле, за беса, молиться) и, да, выдача разных нишьтяков, тайненьких знаньиц и прочего, и, да, разумеется, помощь против "конкурентов". Если в результате будет признание "вот, Бог не помог, а бес - помог" - так больше, в общем-то, ничего и не требуется.

Искушения Иисуса в том же состояли. Да, было бы там признание, было. Не врал Сатана. Зачем ему, если с того получил бы много больше...
Кстати, Рыбу выгода от битвы с Э-эхом и победы - прямая, даже две.

"Кто научил, что врать - хорошо? Я!!! А не этот, унылый!"
Кстати, да!
Красиво.

dennis_chikin

June 11 2019, 16:05:44 UTC 1 month ago Edited:  June 11 2019, 16:18:01 UTC

"Ошибку он допустил в другой момент - когда взял от кого попало сомнительный подарок (столик)."

- даже это - ЕЩЕ не ошибка. Ошибка будет, когда прозвучит искомая фраза. Не обязательно, кстати, от старика.
Требуется, повторюсь, именно признание, что Сатана ВЫШЕ Бога. Даже просто отречение - это все "не то".

Кстати, как видим, срабатывает, и люди, которые это произносят, не переводятся.
Не там ли лежит женский архетип? Танец Матери-природы и Творца.
Не зря же христиане считают женщину недостаточно чистой для Того Что Лежит За Вратами.
С "женским архетипом" все проще. Культ Астарты. Междужреческие терки. Даже не интересно.

С одной стороны - слегка похоже, типа "- Мужские божества старше женских, так что твое место - под лавкой! -Да я, да мы! Да я Родить могу! А у тебя через 5 минут на полшестого, и вообще надо еще посмотреть, может вы там все - евнухи!"

Но это все так - шелуха приземленная.

С идеей Единого Бога там плоховато было, соответственно, нет и того яростного отрицания. Язычники, что с них возьмешь...
Ну, естественно, всякая муть про "особое женское колдовство", да, баловство с инфернальщинкой, но это все по-мелочи, а про "сосуд греха" - отмазка гнилая.
Нельзя переспорить или обмануть того, кому семь тысяч лет. Нужно просто на все отвечать - нет.
Я так детей учил

Anonymous

June 12 2019, 08:13:13 UTC 1 month ago

А если спросит: "Ты веришь в Бога?"

Единственная универсальная стратегия - молчать. Ни да, ни нет. Отказ от контакта. "Не твоё собечье дело"
тоже верно
Спасибо за анализ! Действительно, теперь вижу, что Рыбка и Ээх - команда, причем Ээх ниже по положению. На этот вывод наталкивает сцена с игрой на органе, в музыке слышна нечеловеческая тоска (по свободе/самостоятельности).

Очень вероятно, что именно Рыбка - причина худых уловов и близкого голода Старика и Старухи.
И согласитесь, что в результате история стала ещё более интересной, заиграла новыми красками. Эх, узнать бы, чем она всё-таки завершилась!)))
>заиграла новыми красками

Соглашусь с Вами. Новое знание превратило эту историю из непонятной в откровенно опасную - лично для меня. Никакого желания узнать, что было дальше. Рад, что продолжение не вышло.

> Эх, узнать бы

правильно - Ээх.

:)

Anonymous

June 13 2019, 16:06:08 UTC 1 month ago

Я догадываюсь, что вся эта история была затеяна для того, чтобы всучить Старику волшебный Столик. Но в чем истинный смысл этого артефакта и цель всей интриги - не знаю
Судя по Проппу, из книги "Исторические корни волшебной сказки", волшебный столик может быть аналогом скатерти самобранки, которая в свою очередь аналог рога изобилия, который является аналогом ящика пандоры. И связь там такая:
http://www.opentextnn.ru/man/index.html@id=1941

Там, в стране мертвых, никогда не прекращается еда. Если принести такую еду оттуда, то еда эта и на земле никогда не будет исчерпана. Отсюда -- скатерть-самобранка.
В греческом мифе о Пандоре запретный ларчик содержит зло, распространяющееся по всему миру
Судя по анализу Проппа, обычно тот, кому достается предмет, дарящий вечное изобилие, либо выбрасывает его, либо гибнет. Т.е. обычно смысл назидательный - как у Пушкина. Рискну предположить, что авторы данной сказки просто забыли о волшебном столике. Либо авторы намекают на то, что старик со старухой за свою честную жизнь получили награду в виде вечного изобилия.
Спасибо за ссылку на Проппа! Я читал его последний раз уже лет тридцать назад. И это с моей стороны большое упущение. Хорошо бы выбрать время и почитать заново. Истолковать самого Проппа.

Anonymous

June 14 2019, 11:27:55 UTC 1 month ago

Биография у Проппа интересная, родился в семье лютеран, хотел перейти в православие, но родители были против. Революция. Некоторое время поучился в богословском институте. Но в итоге определял себя как марксист. Но кто тогда сказал-бы про себя, что он не марксист?) Интересовался практически всеми видами древнерусского искусства - живопись, архитектура, мифология.
http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/386.html
"Я побывал в Загорске. Не могу тебе сказать, какое это на меня произвело впечатление. Я уже давно начал переживать архитектуру. А русская средневековая архитектура есть необычайное чудо по талантливости и проникновенности. Никакие картины (Юон) и никакие фотографии не передают этого чуда. Здесь все в красках. Удивительный ансамбль. В XVII веке начинается медленное падение, хотя еще создается много прекрасного, и хотя я не специалист, сразу отличаю настоящее от наносного (трапезная)… Эта лавра была русской святыней, и это до сих пор пробирает всех, кто там бывает, а народу в ней великое множество. Меня поразило благолепие всего, что там делается. Во всех церквах идет служба, пение прямо ангельское"

Интересно еще то, какой метод для анализа он использовал, чем вдохновлялся. Помимо русской культуры он, будучи немцем, почитал Гёте. Вот что он писал: https://oleg-devyatkin.livejournal.com/90676.html
"Самый термин «морфология» заимствован не из таких руководств по ботанике, где основная цель — систематика, а также не из грамматических трудов, — он заимствован у Гёте, который под этим заглавием объединил труды по ботанике и остеологии. За этим термином у Гёте раскрывается перспектива в распознании закономерностей, которые пронизывают природу вообще. И не случайно, что после ботаники Гёте пришел к сравнительной остеологии. Эти труды можно усиленно рекомендовать структуралистам. И если молодой Гёте в лице Фауста, сидящего в своей пыльной лаборатории и окруженного скелетами, костями и гербариями, не видит в них ничего, кроме праха, то стареющий Гёте, вооруженный методом точных сравнений в области естествознания, видит сквозь единичное — пронизывающее всю природу великое общее и целое. Но нет двух Гёте — поэта и ученого; Гёте «Фауста», стремящийся к познанию, и Гёте — естествовед, пришедший к познанию, есть один и тот же Гёте. Эпиграфы к отдельным главам — знак преклонения перед ним. Но эти эпиграфы должны выразить и другое: область природы и область человеческого творчества не разъединены"

Возможно, муза, вдохновлявшая Гёте, также вдохновляла и Проппа.

Anonymous

June 14 2019, 07:52:45 UTC 1 month ago

В детстве при просмотре этого мультфильма я больше всего внимания обращал на диалог Рыбы с Ээхом, на то, как он его уболтал и этим победил. Вероятно режиссёр Роберт Саакянц любил этот элемент сюжета, он его использовал и в других мультфильмах: «Кто расскажет небылицу?» и «Ишь ты, Масленица!». В целом это весьма популярный сюжет, заболтать либо до смерти либо переубедить. Вот как в недавнем сериале Игра Престолов один из персонажей, Тирион, переубедил другого. Тут список есть использования его: https://posmotre.li/Заболтать_до_смерти и здесь: https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/TalkingTheMonsterToDeath