papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про Виктора Топорова

Решил закрыть пробел в своем знании современной словесности и составить себе представление о творчестве критика Виктора Топорова. Собрал несколько его рецензий, критических откликов, закачал в планшетку и почал читать.

Что хочу сказать? Рецензии глупы, а сам автор, на мой взгляд, не совсем умный, даже совсем не умный человек. Самое плохое, что выдает он свои плоды информационного метаболизма под влиянием сублимации собственной своей ничтожности, а потому его рецензии не могут служить никакой отправной точкой в понимании того, хорош ли оплевываемый Топоровым автор или плох. Есть такие рецензенты, чья ругань есть четкий маркер, что книгу читать стоит, есть и такие, чья похвала говорит, что не стоит тратить деньги и время на такого-то автора. И есть такие, что за деньги будут хвалить и хорошее и плохое. Топоров, как я понимаю, за свои "рецензии" денег с авторов не берет, но вот составить по его критике представление, стоит ли ЭТО читать, невозможно.

Мое мнение - его нужно гнать взашей из литературы. Его место в дворниках. Но это мое мнение. И я его никому не навязываю. Просто понял, что его читать не нужно. Вообще.
Tags: Книгочейское
Вы и за его переводы хотите гнать?
Не читал его переводов, даже и не знал, что он что-то переводил, но за его критику, его следовало бы приговорить к дворницкой работе.
Были и такие.
Но потом их восстанавливали или реабилитировали...)
Этого никто не реабилитирует - отброс, он и в Африке отброс.
Я это написала три года назад, убедившись, что Топоров - идиот. Он свой дурной характер и неодолимое желание обругать кого-нить после обеда, выдает за критический дар.
Дико субъективен.
Да это все знают, но лижут ему зад из-за того, что он хозяин премии "Национальный бестселлер".
Самая дурацкая премия, замечу. Ничего автору не дает. Кто помнит ее лауреатов? Разве, что Диму Быкова. Ну так Дима прозаик хреновый, если не сказать хуже, поэт, правда, хороший. Но получил-то он премию у этого гражданина, как прозаик.
Ещё в он в Григорьевской участвует. А в писательской каше разбирается. Язык у него, да, остр. Обиженных много.
Один из недостатков – тяга к некоторой патологии в литературе. Но как патологоанатом – вполне профессионален. Тут главные обиды.
Вы меня простите, но мне совсем не интересно выяснять причины, почему вы все это написали. Критик он плохой, даже никакой. Точка.
Правильно. Снаружи видно плохо.
Да, в таком духе всегда говорят, когда сказать толком нечего. НамекаютЬ на некое тайнознание, что в итоге оказывается пустотою. Ведь у вас же в этом вопросии одна пустота. Разве не так?
Пустота необыкновенная.
Но я буду стараться заполнить её. Буду учиться у Вас. Ведь Вы так классно проанализировали стиль и особенности письма главного героя поста. Это изысканно и глубоко. Блестяще и резюме: сослать в дворники, чтобы сей автор не смел занимать больше Ваше драгоценное время.)
А я уже его сослал: сделал для себя пометочку, что читать оного критика не нужно. Пустая трата времени.

Кабы еще и другие поняли, что он убожество, было бы совсем хорошо. Обаче я лично на войну с этим ментальным убожеством начинать не хочу - времени жалко. Да и потом, как сказал Фридрих Великий, вступая в спор с дураком невольно сам ему уподобляешься. А топоров - дурак. Так что не будем снисходить до его уровня. Будем оставаться разумными людьми. Ведь мы же с Вами разумные люди? Не так ли?
Дело хозяйское.
А насчёт разумности... Это трудный вопрос. Специалисты говорят, что клиенты психбольниц больными себя не признают...)
Да, топоров тут ярчайший пример. Как посмотришь на него, понимаешь, что он-то уж точно себя больным не признает. Даже попытается в своей непринужденной манере дохтурам диагноз поставить. Самое смИшное, что найдутся такие, что ему поверят. Но мы-то с Вами не из их числа? Ведь так?
Считаете, что мы с Вами здоровы?
Мы же не топоров. А это уж определенная заявка на здоровье.
Это может быть тоже диагнозом.)
Ну, тогда вам стоит обратиться к врачу. Срочно!
Срочно занимаю. И на Вас?:))
Нет, не стоит. Я навел справки в минздраве, там сказали, что мне волноваться не следует я здоров, ибо живу я от топорова удаленно, а вот ваше состояние у них вызывает опасение.
Тогда привет минздраву. Хотя пишем мы оба.)
Я больше читаю.
Дружба поверяется разногласиями.)
вот точно,а то я думал это я дурак.Действительно идиот,спасибо что подтвердили

Deleted comment

Не стоит с таким сердцем воспринимать его. В википедии на страничке, посвященной себе любимому, он написал так:



Человек, что с таким трепетом относится к началу своего творчества, как минимум не умен, а как максимум неадекватен на шутки и вышучивания, при том поставляет предметы для вышучивания в избытке. Коли он вас как-то зацепил, просто найдите предмет для вышучивания, и он забьется в истерике, забрызгает слюною и только станет всеобщим посмешищем.

К таким вообще нужно относится легко.
А что было-то? Премии какие-то.. критики.. Из более-менее современных критиков я знаю только С.Бережного - ну и ст. о/у Гоблина, куда уж без.

Вообще, "творчество" критиков, если они чистые критики, и ничего, кроме рецензий, не написали, я бы этим словом не называл..
Вы не правы. В европах вообще-то критик отдельная профессия. И нужная, замечу. И критик там очень редко бывает писателем, ибо писатель, ставший критиком - плохой писатель. Всегда. А плохой писатель будет все критиковать не как читатель, что собственно и делает там критик, а как плохой писатель, сублимирующий свою писательскую ненужность.
Ну так в Европах, поди, и критиков - таких, о которых Вы говорите - не по десятку за гривенник на каждом углу.

Я в слово "критик" вкладываю тот образ, что сформирован в моём сознании нашей действительностью.. Образ, кстати, столь обширен, что распространяется даже на сферу IT, а вовсе не только на изящные искусства. Потому, собственно, я и выразил недоумение, с чего это Вы почтили вниманием какого-то .. критика. Не много ль чести, как бы? ))
Я к тому, что нашим издателям пора озаботится селекцией критиков в европейском духе, иначе они рискуют потерять значительный пласт читателей. А такие, как Топоров, должны быть изгнаны из литературы, по крайней мере, не допускаться до больших изданий.
Согласен! Но зачем же только в литературе? "все примут горячее участие" )))
Мы постоянно забываем, что литература - бизнес. И хорошие критики ей просто необходимы, иначе издательский бизнес становится хаотичным. Что мы сейчас и имеем - засилье на полках книжных магазинов низкопробной малотиражной фантастики, а хорошие авторы с трудом пробиваются к читателю. Их спокойно можно издавать тиражами в десятки тысяч, но потребитель, т.е. читатель о них почти не знает, либо их упоминают такие "критики" как Топоров, что ни про кого объективно не напишет. Итог - у нас в "серьезных" авторах числится Б. Акунин, стилизатор хороший, не спорю, но писатель так себе, и Улицкая, а это уже просто унылое "то самое". Т.е. страдают все - издатели, читатели, культура в целом.

Да, еще вот вспомнил такую "писательницу", как Дина Рубина. Это даже не Улицкая, это - за гранью. А все это результат в том числе и бытования у нас таких "критиков" как Топоров.
Вы не могли бы вспомнить, когда Топоров сказал хоть одно хорошее слово о перечисленных Вами авторах - Акунине, Улицкой и Рубиной? Если вспомните, буду признателен Вам за ссылку.
Спасибо.
Я вас очень прошу вспомнить, когда топоров (с маленькой буковки) написал хоть что-то умное. Когда вспомните, буду вам признателен. Спасибо.
Умному достаточно(с).
Жаль, что на вопрос Вы не ответили.
Отчего же? Я как раз ответил. Ведь в "критическом" творчестве топорова невозможно найти признаков интеллекта, и Вы это прекрасно знаете. Так что ваш вопрос был изначально демагогическим. Я же предложил Вам посмотреть на "критику" топорова ширшее. И Вы согласились со мною. Ведь так?

То-то.
Разумеется, нет. Мне вообще не очень понятно, как Вы, не обладая соответствующими знаниями, подготовкой, опытом, начитанностью беретесь судить не просто о профессионале, а о человеке во всех отношениях выдающемся. Возможно, Вы не знаете, что он академик. Возможно, Вы не знаете, что это один из лучших в стране переводчиков. Возможно, Вы не читали его книг. Но разве это достаточное основание писать фамилию человека с маленькой буквы и обвинять его во всех смертных грехах?
Поскольку мы давно знакомы и я к Вам хорошо отношусь, я призываю Вас быть сдержаннее и подумать о том, что, возможно, Вы не правы.

papa_gen

November 19 2012, 01:52:39 UTC 6 years ago Edited:  November 19 2012, 01:53:28 UTC

Академик? Ой, мама дорогая! Скажите, что Вы это употребляете исключительно в ироничном ключе. Скорее скажите!

Вы знаете, в нашей стране столько Окодемий бизнеса и балета, что даже стыдно. Окодемия, учрежденная "обществом книголюбов". Да что может быть пошлее и нелепей? Звания такого ОкОдемика стыдиться должно, а не козырять им.

А что касается его переводческих дарований... Допускаю, что оные есть, хотя я и не имел возможности их оценить, вероятно, потому, что его услуги как переводчика мне были не нужны.

Но, согласитесь, что профессия литературного критика и профессия переводчика - разные профессии. И очень даже замечательный, правда, мне неведомый, переводчик Топоров, вполне может быть плохим и никчемным критиком. Разве не так?

Ваши рассуждения о соответствующей подготовке оставляю в стороне, ибо от них веет вообще чем-то странным. Доктор Чехов литинститутов не кончал, а писателем был великолепным. В то же время, большинство выпускников литинститута так и не дали ничего обществу из того, что оно от них ожидало.
Давайте! Я предпочитаю не читать Википедию. Не считаю нужным засорять свое ментальное пространство ее содержимым.
Опять с вами не соглашусь. В Википедию люди пишут сами про себя, так что имеем дело с информацией из первых рук: http://nimmerklug.livejournal.com/299025.html
Фу, какая провинциальщина! Годы творчества... Мдя. Тут врач уже не поможет.
У вас есть литературное образование?
Или опыт работы литературным критиком?
Или...

Вроде никто не заставлял Вас читать Топорова. Но" мыши плакали, кололись и... ели кактус?"
И ваш диагноз да...Внушаить. Тут и собственная ничтожность и глупость и всё всё всё.

Смешно-с.
Простите, но вас кто-то тянул высказываться по поводу частного мнения частного человека? Должно ли посетителю ресторана иметь кулинарное образование, чтобы оценить блюда? Я прочел несколько его рецензий, понял, что их написал неумный человек.

Тут прибегаете вы и пишите всякий бред, приписывая мне то, чего я и не помышлял даже. Так кто вы тогда. Буду суров в вашем плане, но про ничтожность и глупость писать не буду. Просто вы усердно едите мой кактус. С причавкиванием.
Сердитесь-значит не правы:)
Я не "прибегаю", а читаю френд ленту. Всё намного проще. Я высоко ценю Топрова и его тексты и натыкаюсь во френдленте на голословное утверждение вроде как человека до сих пор ценимого мной не в качестве фрика. Как чел любопытный пытаюсь выяснить у френда на основании чего сдела вывод...

Вместо спора френд обвиняет меня в бреде, ничтожности и глупости...

Да вы не стесняйтесь.Я переживу.
Но действительно смешная ситуация. Как школяр, решивший,что Толстой - идиот А Достоевский -унылое ЧМО...Или наоборот.
Я сержусь? Да я давно уже на вас не сержусь. И потом, я вас в ничтожности и глупости не обвинял. Я написал: "про ничтожность и глупость писать не буду". Правда-правда. Перечитайте, там именно так написано. Я только вам и написал, что вы усердно едите мой кактус. Что вы и сейчас делаете, опустившись в своем языке до прям-таки помойных утверждений о Достоевском и Толстом. Я их даже повторять не хочу.

И про спор...

К чему спорить об очевидных вещах? Топоров не очень умный человек. Критик никакой. Тут и двух мнений быть не может. Как можно оспаривать, что Нева впадает в Балтийское море? Так нельзя оспорить и мою констатацию. Да, она сурова, но справедлива. Я вообще очень справедливый человек.

yuss

November 18 2012, 17:56:38 UTC 6 years ago Edited:  November 18 2012, 17:56:50 UTC

Перечитайте свой пост.В ничтожности и глупости вы обвинили Топорова. Причём никак не аргументировали. В моём комменте упоминание про ничтожность и глупость спроецировали на себя...

И пошло и поехало.

Но если даже в ЖЖ вы путаете, что сказали сами, а что сказал я,то можно ли доверять такой степени субъективности?

В Топорове я ценю то,что он позволяет роскошь писать то,что считает нужным. Это сегодня довольно редкая черта.Впрочем ваше право в своём ЖЖ считать Топорова земляным червяком. А себя - мерилом всех вещей.
А к чему аргументировать очевидное? Ведь все знают, что белое - белое, а черное - черное. Это нужно аргументировать? Так и тут. Прочтя его опусы, составил единственно возможное суждение, какое может составить думающий человек, что Топоров глуп и ничтожен. Даже жалок. Но что с того? Я это как-то вам лично навязывал? Я написал: " ...это мое мнение. И я его никому не навязываю".

А ценить можно и даже нужно и туалетную бумагу. Ее единственный недостаток состоит в том, что она иногда внезапно кончается.

И, конечно, я - мерило всех вещей, ибо я человек. А человек - это звучит гордо. И в нем все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А вы на Топорова поглядите. На него взглянешь, и такое впечатление, что видишь ханыгу, что зашел в магазин на Пяти углах за "Тремя топорами".

yuss

November 18 2012, 18:10:43 UTC 6 years ago Edited:  November 18 2012, 18:10:55 UTC

Когда я вступаю в диалог с иной нежели у меня точкой зрения,то с целью услышать аргументы в пользу иной точки зрения,соотнести со своими оценками. Но вы правы. Тут такая позиция бессмысленна.

Так что сорри за беспокойство
УдаляЮССь.
Диалог не есть спор. Часто люди просто мило беседуют. В ЖЖ я лично ценю такую форму общения, а не унылое выяснение позиций. В конце концов, мы не в СССР живем, чтобы выяснять постоянно позиции. Это как-то даже и истерично.
"писатель, ставший критиком - плохой писатель. Всегда".

Ходасевич?
В данном случае мое. Может, еще кто-то так говорил. Но это из моего читательского опыта.
Я и не думал, что это цитата, просто привел в пример Ходасевича - отличного писателя и поэта, и очень тонкого и умного критика.

papa_gen

November 18 2012, 18:39:01 UTC 6 years ago Edited:  November 18 2012, 18:51:22 UTC

Да кто вам сказал, что Ходасевич был умным критиком? Он скорее был критиком, вставшим в позу литературоведа. Позу, ему неудавшуюся.

А критиканством он занялся только потому, что жить со стихов он уже не мог. Т.е. имеем поэта-неудачника.
Категорически не согласен. Для меня Зоил Абрамыч Топоров прямо-таки компас в мире литературы. Если он чего-то или кого-то похвалил - я заранее твердо знаю - читать ни в коем случае не следует.
Вот тут согласен!!! Это 146%!
По каким критериям вы определяете "умный человек" и "глупый человек"?

И каким надлежит быть критику? Ну и потом, литература вряд ли бизнес. Книгопродажа - это да. Но мироовая практика показывает, что книги, аписанные по рецептам успеха, коммерческого успеха как раз и не имеют - в подавляющем большинстве случаев. Понятно, что пистаелям хочется славы и денег, но это вторичная вещь, даже третичная.

papa_gen

November 18 2012, 18:38:18 UTC 6 years ago Edited:  November 18 2012, 19:04:57 UTC

Мировая практика показывает, что книгоиздание - бизнес. И еще она показывает, что успешная книга всегда индивидуальный продукт.

Также она показывает, что писатели хотят деньги. Коли писатель денег не хочет, а издается за свой счет, то это не писатель, а графоман. Слава же есть только паблисити, т.е. она всегда овеществляется в деньги. И требовать от писателя, чтобы деньги были для него третичны, может только очень неумный человек.

Вы же не требуете от печника, чтобы для него деньги были третичны? Разве не так? Вы же прекрасно знаете, что пока не расплатитесь с ним, у вас в печке будет торчать хитро один кирпич, через который вы будете вечно угорать. Так и с писателями. Требуя от них, чтобы они третично относились к деньгам, вы обрекаете себя на чтение всякой туфты, ибо, как любил говорить Шаляпин: "За бесплатно только птички поют".

Вот и слушайте птичек, вернее, читайте графоманов.
Сравнение с печником неудачное, так как критерии его профессионализма очень просты и легко проверяемы. Если печка не чадит (хорошая тяга) и хорошо отапливает дом, значит, она хороша и сложена профессионально.
А вот критерии хорошего литературного произведния, вы даже если и назовете, то формально под них может попасть и графомания. Вот Набоков вроде и доказывал, что Достоевский плохой писатель, какие-то критерии указывал, почему плохой, а все равно Достоевский выше Набокова на три головы.

Собственно, вы никаких критериев и не приводите ни насчет Ходасевича, ни насчет Ходасевича, ни насчет Топорова. Просто такое у вас мнение. А на чем оно основано, кроме личного вкуса, непонятно.
Если вы печку, которая исправно делает свое дело, и сложена ровно, назовете плохой, то тут мнение надо обосновывать, а в литературе - сколько угодно.
Фраза Шаляпина, которой он обосновывал выбивание гонораров покрупней, не приложима к искусству в целом.
К примеру, гонорары Льва Толстого составляли совсем не значимую часть по отношению к его доходам от имений. ЧТо же он "Войну и мир" ради денег писал? А коли так, зачем шесть-семь раз ее переписывал? Написал раз да и в печать, и следущюий роман строчи - так прибыльней.

Да и современность подтверждает: почти все книжные прилавки завалены книгами, написанными рад денег. А качество - в общем и целом куда ниже, чем в те времена. когда писали не только ради денег, и в первую очередь не из-з-ха них.
Сравнение с печником удачное. Все люди трудятся ради денег. В первую очередь ради них, иначе им кушать-жрать было бы не на что, да и семью кормить тоже нужно.

Вопрос именно в том и состоит, что хороший критик помогает ориентироваться книгоиздателю и читателю, кто хороший автор, а кто так себе.

И не придумывайте про бешеные доходы Толстого от имений. Правда, суровая правда жизни состоит в том, что кабы не гонорары от изданий, все бы имения Л.Н. Толстого пошли бы с молотка. Основной доход председателя Всероссийского общества босохождения с палочкой был с писательства. Это медицинской факт.

И не выдумывайте себе золотые времена, когда писатели писали "не только ради денег". Таких времен никогда не было. И в том же XIX веке полки книжных магазинов были завалены откровенной халтурой так же, как и сейчас. И так же как и сейчас, в России была проблема с критикой. Были либо полоумцы типа Белинского и Добролюбова, либо вообще не пойми кто.

Фраза Шаляпина применима к искусству в целом. Так во всем мире и происходит. Искусство - товар. Хорошее искусство - хороший товар, а когда начинают рассуждовыват прА "не только ради денег", искусство умирает и появляется самовыражение и томные ДБД (духовно богатые дамы) плюс еще "молодые" писатели, что подают надежды до 60-ти лет.

Писатель, да вообще художник, если он хороший художник, всегда ведет беседу с потребителем его искусства (писатель с читателем). Но для этого он должен иметь досуг, чтобы у него появлялись мысли, а не их обрывки. Чтобы он мог работать над слогом, его вкуснотою. А для досуга нужны деньги.

И не нужно тут придумывать высокой литературы дилетантов, что имеют доход с одного, а пишут в свое удовольствие. Когда имеешь доход, то и занимаешься своим доходом в первую очередь. Это вам скажет любой деятель культуры, что внезапно занялся бизнесом. Бизнес дает человеку такой драйв, с которым никакое творчество сравниться не может. Нужно быть очень талантливым, талант должен переть из тебя, чтобы помимо бизнеса еще и творить. Вот в Венеции жило два брата Бенедетто и Алессандро Марчелло. Один был венецианским сенатором, а другой полководцем. Крепкие такие мужичины были, основательные. В честь одного при жизни Венеция даже монеты выбила. Но оба вошли в историю музыки как выдающиеся композиторы. Ну, так потому и вошли, что талантища у каждого было немерено, и эти таланты перли. И таланту в них в каждом было больше, чем у Вивальди. Занимайся они музыкой, как Вивальди, вышли бы два титана. Но они были дилетантами и занимались музыкой урывками.

Я к тому, что бизнес, да и любое другое занятие, даже журналистика, привносят в жизнь человека ненужную суету, и он не может полностью сосредоточится на творчестве.

И еще. Когда настоящий художник что-то делает, ему удовольствие доставляет сам процесс делания, но вот результат любой художник видит очень ясно - деньги.
Ну и хочу добавить: я ничего ни от кого не требую. Каждый пишет, как хочет. Слава к деньгам не сводится. Слово - помимо всего это еще и власть. Желание влиять на умы в творчестве играет значительно большую роль, чем деньги. Собственно, истинные властители власть на богатство не променяют. Деньги, конечно, тоже власть - но опосредованная. К примеру, Ленин и Сталин вовсе не стремились к личному обогащению, но в вопросах власти не уступали. При этом они были именно работниками слова: Ленин будучи председателем Совнаркома в анкете написал "журналист", Сталин, уже будучи давно первым секретарем и не имея политических конкурентов, в разговоре с марашалом Головановым (если не ошибаюсь), назвал свою специальность - "бакинский агитатор".
Поэтому деньги совсем неглавное в творчестве. Есть еще стимул соревнования, соперничества.
Но, думаю, изначально, и честолюбие не первично.

papa_gen

November 18 2012, 20:00:51 UTC 6 years ago Edited:  November 18 2012, 20:01:28 UTC

Да. Такое тоже может быть. Но тогда нужно вначале прочитать эту книжку:



Без нее в таком деле никак.
Мне совершенно необязательно читать данную книгу. чтобы иметь представление о литературе, и почему люди пишут. Вы почему-то выбрали себе ничем не подтверждать сказанное. Ну так и дети в песочнице просто кричат друг на друга "Ты дурак!".
Насчет медицинских фактов, выдумываете только вы - и про Толстого, и про то, что я употреблял термин "золотые времена" (т.е. вы явно манипулируете, сводя сказнное мной к этому выражению). Тут речь идет совсем не о временах, т.к. времена могут быть совсем разные - античные Афины, где авторы зачастую представляя пьесу для ежегодного праздника соревновались за честь, и богатые горожане соревновались за честь быть спонсорами спектакля, и Англия времены Елизаветы и ЯКова, когда стихи писали и графы св герцогами, но публиковали их без всякого желания получать прибыль (издание Великого фолио с произведения Шекспира стоило в 4 раза больше, чем могла принести реализация тиража), и Толстой с Тургеневым и Гончаровым, которые деньги, конечно, немало любили, но сказать, что они начали писать с целью заработать - значит полностью не понимать этих авторов и не знать их биографий. Жажде писать всегда предшествует любовь к литературе, как таковой - с раннего детства. Вначале идет любовь к литературе, потом желание подражать и самовыражаться, потом тщеславие, а уж потом деньги.
Еще раз: денежный фактор я ничуть не отрицаю, но этот фактор не первичный. Точней, те, у кого он первичный, за редчайшими исключениями, шедевров не создают - гонят поденщину.
Как раз те, у кого он первичный, поденщины не гонят. Пушкин - яркий тому пример. Пушкин вообще самый коммерчески успешный творец, да и издатель тоже, кстати. Кабы в карты не играл, был бы одним из богатейших жителей Питера.

А у кого он вторичный или третичный, как раз и гонят лабуду, ибо они самореализуются. И не нужно тут сыпать кучу фамилий.

Шекспир, кстати, был самым богатым ростовщиком Англии своего времени. Деньги заработал на своих пьесах и стихах. Так что ваши теории про герцогов и графов, что вы почерпнули из окололитературоведческой конспирологической литературы, вовсе не верны. У Шекспира к тому же был очень скверный характер на предмет гонораров. Он до последнего пенни выбивал их у издателей, а уж в ростовщических делах великий драматург разве, что с Шейлоком мог поспорить - дам, что вовремя не возвращали ему деньги, имел обыкновение спихивать в сточные канавы под общий одобрительный смех английских простолюдинов. И да, некоторые сонеты написаны им на обороте закладных, между прочим. Медицинской фактус.

Так что меньше ссылайтесь на Достоевского, Гончарова и т.п. С Достоевским вообще все предельно просто - он буквально жил со своих книг - люди приходили к нему на квартиру в Коломне, и он продавал им свои романы. И жил он со своих романов, не имея иного дохода, неплохо. Дом в Старой Руссе (она же Скотопригоньевск) купил. Большой дом такой. С садом. Сидел в оном саду на бережку Руссы, пил чай и закусывал бубликами, что покупал в лабазе, в помещении которого ныне находится старорусский супермаркет "Матрица" (сущая правда и про бублики, и про лабаз, и про супермаркет "Матрица" - у входа в супермаркет висит мемориальная доска, сообщающая всем, что тут был лабаз, куда Ф.М ходил за покупками). Гончаров тоже сильно дела с гонораров поправил. Вот разве что у Некрасова гонорары такой роли не играли, ну, так он с фальсификации вин жил, об чем всей фраппированной российской обчественности расповедал Михаил Евграфович. Вот просто взял и самогонщика Некрасова на читую воду вывел, художественно описав, как из жженого сахару, брусничной настойки и пороху братья Некрасовы производили "рейнское" вино. Скандал большущий был.

А коли хочется славы, чтобы править Вселенной, то книжку эту нужно прочитать, а то приедут санитары и зафиксируют, а это, согласитесь странно - быть зафиксированным, когда вы в полушаге от правления всею Вселенною.
Не знаю, откуда вы берете свои медицинские факты. Ну вот от Шекспира нет ни одной расписки получения гонорара за пьесу или книгу. НИ ОДНОЙ. Про самого богатого ростовщика в Англии, почище Шейлока, это тиоже откуда взято, если известно его завещание, и в этом завещании приличные для крестьянина, но неприлично малые для самого богатого ростовщика суммы указываются?

Я бы назвал аристократов их разных стран и эпох, которые писали стихи и публиковали их, не требуя гонорара, да вы просили не сыпать фамилиями.

Что касается Пушкина, то вам несомненно известна его формула "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". И даже пример с Достоевским неубедителен, хоть он и жил с продажи книг. Но вы не найдете ни в его дневниках, ни в письмах такого рассуждения: хочу написать о том-то, потому что эта тема мне кажется наиболее ходовой и потому принесет максимальный барыш. И не найдете рассуждений - про что мне лучше написать про то или про это, и гаданий, что принесет больше денег.

А если не найдете, то какая речь может быть от бизнесе? О первичности денег? Конечно, писатель, как и всякий работающий человек (а писание романов занимает немалое время и немало сил) хочет вознаграждение за свой труд. И может спорить за гонорары - особенно, если это единственный его источник дохода.

Но это - не бизнес. Если вы на этом настаиваете, то мне придется констатировать, что и в понимании бизнеса вы несильны.
Бизнес - это Александр Дюма с литературными неграми. А когда писатель пишет о том, что хочет, то, что его волнует, то, что ему писать, наконец, просто интересно писать, но при этом облекает свое творение в форму интересную читателю, то это не бизнес, а искусство - искусство быть интересным, искусство удерживать внимание читателя, искусство заставлять его плакать и смеяться, бояться и радоваться. А когда он написал, естественно, ему хочется, чтобы его труд оценивался.
Бизнесмен мыслит совсем иначе - ему вторично, чем именно заниматься, главное, какая будет прибыль. В этом смысле и Генри Форд был вначале творцом автомобилей, а потом уже бизнесменом. Как финансист он заработал бы гораздо больше, но ему нравилось делать автомобили, и это определяло его деятельность.
Простите, но вам вообще лучше ничего не констатировать. Яйца курицу не учат. Человек, что не имеет к бизнесу никакого отношения просто не имеет права рассуждать о нем. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" - это и есть про бизнес, а пустозвонные рассуждение про графов и баронов, человека происхождения низкого - смешны.

Так что читайте лучше рекомендованную вам книжку.
А вы полагаете, что "медицинские факты" про Шекспира - самого богатого ростовщика, не смешны?

В пушкинской формуле вы почему-то видите только вторую часть фразы.
..."рукопись продать" - это да, про бизнес. Но "не продается вдохновенье" - это не бизнес, даже анти-бизнес, и эта часть фразы идет первой.
И о том, что у сильных писателей вы не найдете рассуждений "Надо писать про это, так как за это больше платят".
Вы, насколько понимаю, очень успешный бизнесмен. Ну тогда не можете не знать про мониторинг рынка и маркетинг - неотъемлемые от бизнеса вещи, которые начисто отсутствуют даже у живущего на гонорары Достоевского, не говоря о прочих.

papa_gen

November 19 2012, 04:45:13 UTC 6 years ago Edited:  November 19 2012, 04:46:50 UTC

Медицинские факты про Шекспира совсем не смешны, ибо говорят нам о том, что один из величайших творцов в истории человечества, воспарявший к самым высоким сферам, делал это походя, междудельно. Люди почему-то считают, что гений не ест бублики и не ходит в туалет. А вот Шекспир на одной из закладной написал такой сонет:

Лгут зеркала, - какой же я старик!
Я молодость твою делю с тобою.
Но если дни избороздят твои лик,
Я буду знать, что побежден судьбою.

Как в зеркало, глядясь в твои черты,
Я самому себе кажусь моложе.
Мне молодое сердце даришь ты,
И я тебе свое вручаю тоже.

Старайся же себя оберегать -
Не для себя: хранишь ты сердце друга.
А я готов, как любящая мать,
Беречь твое от горя и недуга.

Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет мое - и твоему конец!

Это просто нужно понять и принять. Мерзкий внешне старикашка с очень нехорошими повадками пишет такое!

И про Пушкина. Любой настоящий бизнесмен, занятый производством, в первую очередь обуян самим процессом производства. Это и есть главный драйв. Вы просто никогда не занимались настоящим бизнесом, а потому мыслите его как ларек. А вы сделайте комплект для деревянного дома, большого, просторного, комфортного. В этом комплекте каждое бревно предназначено для своего места. У бригады плотников уйдет от силы две-три недели, чтобы сметать этот дом. А почему? А потому что все уже сделано на лесопилке. Ничего подгонять не нужно. Сделать такое уже творчество. Так что Пушкин как раз был настоящим творцом. А те, кто рассуждовывает прА "вдохновенье", не пушкинское творческое, а самореализацию, есть просто графоманы.

И Достоевский, кстати, очень живо волновался продажей книг. Даже в дневнике делал отметки, когда никто не приходил и книг не покупал. В письмах к знакомым опять-таки про это иногда писал. И маркетинг они с Салтыковым туго знали. Специально для привлечения внимания к своим фигурам изобрели подложную вражду между собою, чуть до дуэлей не доходило. Гневные отповеди друг дружке в журналах писали. Это поднимало интерес публики к ним. Публика была фраппированна, а потому живо раскупала журнальные книжки с произведениями обоих. И каково же было удивление одного петербургскаго обывателя, что узрел в ресторане на Петергофском вокзале союзно обедающих и чокающихся Михаила Евграфововича и Федора Михайловича, после того как газеты раструбили, что на рауте у французскаго посланника у них дело чуть до драки не дошло. Довольно известная история, между прочим.

Живите проще, мыслите проще, не ставьте перед собой ненужных целей переустройства мира. Работайте над сюжетом (он обязан быть увлекательным) и стилем (книжку должно желать перечитать просто из-за вашего языка) и люди к вам потянутся. Берите пример с Конецкого что ли. И не бубните прА высокие цели литературы и творчества - это скучно и уныло.