Давайте так. Я высказал свое мнение. Оно мое личное, основанное на многократном чтении "Преступления", так же на моем личном жизненном опыте, а равно и на знании тех жизненных реалий (обычно это называется историей быта), что существовали во время, описанное в романе.
Вот вы хоть раз видели человека с проломленным черепом? Вот так вот въяве? И чтоб брызги мозга по стенам? |
О чём это Вы? "Преступление и наказание" - это не бытовуха, не полицейский роман, это выдающееся идейное произведение, Раскольников - это не просто образ, это сумма идей, это синтез раскола и раскаяния, это символ того, что могло бы произойти ( и произошло!) с Россией и какой мучительной ценой могло бы быть куплено (да и может ли быть куплено без Любви) спасение. А вы о каких-то студентах-извергах, о каких-то проломленных черепах, о крови, о брызгах мозга...
|
Вы можете несколько снизить накал своего пафоса? Вот просто взять и снизить? Приземлиться, так сказать, на грешную землю. Посмотреть на все проще, человечней что ли.
Вот есть в Новгородской области город Старая Русса, а там есть дом-музей Достоевского, и есть магазин, на котором есть мемориальная доска, что раньше при Федоре Михайловиче в помещении магазина был лабаз, куда Федор Михайлович "ходил за покупками". Вот так просто брал и ходил. Без всяких иных идей ходил, кроме как за покупками. Не знаю что он там покупал, чай, наверное, гречку опять же. Мыло тоже, полагаю, покупал. Мыться-то человеку всяко надо? Ведь так? Вот вы же тоже, вероятно, моетесь. А как без мыла мыться? Скучно без мыла мыться. Или, положим, лимоны и баранки к чаю покупал, чтоб веселее чаевничать, поставив самовар на берегу речки Перерытица (она же Порусье). Вот так вот садился Федор Михайлович и пил чай, закусывая пряниками и баранками. Сушками, наверное, тоже. Мух, вероятно, отгонял, что на варенье в вазончиках сеть хотели. Даже, думаю, он иногда и из блюдечка чай прихлебывал, дул на блюдечко, надувая щеки, а потом с шумом втягивал чай. Такие вот пасторальные сцены. И где во всей этой вполне жизненной картине ваш пафос? Вот где он? Где тут эта сумма идей, где тут синтез раскола и раскаяния? Где тут символ? Я, знаете ли, в убийствах ни в чем не повинных старушек, пусть и вредных, никаких особых символов не вижу. Увы. Вот брызги мозга весьма живо представляю. |
Ей Богу, Вы напоминаете мне Базарова с его убогими представлениями о смысле искусства. Скажите еще, что Писарев прав в отношении Пушкина, что цена пушкинским творениям по сравнению с сапогами копейка, что целью творчества Достоевского было отобразить дикость нравов русских убожеств по сравнению с просвещёнными европейцами, что белая бабочка и очки, которые присутствуют в вашем юзерпике - это есть признаки настоящей образованности, и никакие другие её вовсе не отменяют. Более всего Вы похожи на путешественника во времени, явились сюда и начинаете нас поучать: "оставьте вы ваши высокопарные бредни, уж мне ли не знать, как было на самом деле? Какой Бог, когда научно доказано что Бога нет, а есть проза жизни".
А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка? |
Я, между прочим, в Бога верю. В храм Божий хожу, посты блюду, у исповеди и причастия бываю. Советую и вам. Настоятельно.
И с чего вы вообразили, будто я рассуждал о том, что Достоевский отображал дикость нравов русских убожеств? Вот с чего? Я где-то про это писал? У меня где-то хоть слово про это есть? Или вы просто взяли и приписали мне свои потаенные мысли, что нашептывает вам в подкорке некий подколдунок? Вот сидит у вас там на особливой табуреточке в вязаных чулочках и мягких тапочках на войлочной подошве, кофий пьет, над лукошком колдует, шепчет что-то... Кстати, а чем вам моя бабочка и монокль не угодили? Вот чем? Мне обязательно надо каждому встречному-поперечному рассказывать, что у меня астигматизм - один глаз прекрасно видит, а другой не совсем? Вот так я увижу вас на другой стороне улицы, перебегу дорогу, увиливая от мчащихся самобеглых экипажей, схвачу за грудки, встряхну вас вместе с тем подколдунчиком, что на вас чары насылает, да как заору: "Астигматизм у меня!" Вот прямо в ухо заору. Думаю, вы после этого не только у алжирского дея шишку увидите, мнится мне, что вы ее и у тех найдете, про кого Гоголь и не писал даже. Вам, боюсь, после такой оказии черти всюду ненароком мерещиться будут. Так зачем мне вас так терроризировать? Вот зачем? Скажите мне? А что там писаревы всякие, белинские писали, мне плевать. Белинский вон написал однажды: "Мне хочется любви, оргий, оргий, и оргий самых буйных, самых бесчинных, самых гнусных, а жизнь говорит: это не для тебя - пиши статьи и толкуй о литературе." Это он В.П. Боткину написал. Так вы что? Вы меня гнусным оргиям предаваться заставляете? Почто? Морок какой-то, право слово. |
У меня не было цели как-то унизить Вас, или оскорбить, если приняли близко к сердцу, простите. Речь о другом - о проблеме романа, о смысле творчества, о Достоевском. Утилитарный дух, которым Вы нашпиговали Ваш пост в Вашем ЖЖ абсолютно чужд романной эпической и поэтической истине, так как я её понимаю. Идейная драма человечества в романном образе Раскольникова Вам абсолютно не открылась, Вы в романе ничего не поняли и взялись судить о том, что лежит на поверхности - о преступлении, обосновывая его примерами студентов-неудачников, которые в силу недостатка ума, не смогли пробиться в число казенокоштных, а потому, мол, и стали идейными борцами с системой ("Именно из них и вышли все эти каляевы, каракозовы и прочие борцы за лучший мир, за святую свободу"). Но ведь это абсолютная ложь (я думаю что Сванидзе, Млечин, Караганов, Федотов пр. нечисть Вам мысленно аплодирует). Задача романа совсем в другом, этого не объяснишь в двух словах, Достоевский как никто другой явственно видел что человечество уклоняется от пути, указанного Христом и, если это уклонение, превратившееся на Западе в крутой поворот остановить было нельзя, то в России, только что вступивший на капиталистический путь, еще было можно... А Вы опять о преимуществах здорового образа жизни, о вреде неудачников, о том что "надо работать, господа, надо работать!" (проф. Серебряков в "Дяде Ване").
Смысл романа в любви, в Христе, в прощении, а не в разоблачении прохиндеев. У меня нет ни сил ни желания далее спорить с Вами, прощайте, будьте здоровы! |
Вот так всегда, только разговор начнешь, а тебе уже: "Прощайте!" И как бы намекают на то, что владеют неким сокровенным завещанием Федора Михайловича, сокрытым до времени, где, по словам старцев, все и про все написано. Еще и в сванидзы записали. Прямо даже не знаю. Такие они, знатоки романной эпической и поэтической истины, эзотерические тайнознатцы.
Хорошо, хоть опять гнусным оргиям предаваться не призывают. На радения какие-нибудь не тащат. Того гляди к хлыстам каким увлекут. |
sir_nigel
April 9 2011, 13:12:40 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 13:15:09 UTC 8 years ago
yositch
April 9 2011, 13:18:15 UTC 8 years ago
шаркая ножкою
papa_gen
April 9 2011, 13:19:44 UTC 8 years ago
Deleted comment
papa_gen
April 9 2011, 13:28:35 UTC 8 years ago
Deleted comment
papa_gen
April 9 2011, 13:32:21 UTC 8 years ago
Deleted comment
papa_gen
April 9 2011, 13:35:31 UTC 8 years ago
sureshka
April 9 2011, 13:29:08 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 13:30:54 UTC 8 years ago
intaria
April 9 2011, 14:02:32 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 14:50:24 UTC 8 years ago
sureshka
April 9 2011, 17:26:41 UTC 8 years ago
lapadom
April 9 2011, 14:39:00 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 14:49:08 UTC 8 years ago
teophila
April 9 2011, 14:56:33 UTC 8 years ago
Меня вот всегда раздражали все эти "своим творчеством поэт/писатель хотел сказать/показать/донести идею..."
Мне вот что-то не кажется, что он что-то там хотел. Любит - пишет о любви, увидел красивую березку - написал о березке. И не надо "береза - образ Родины" и т.д.
Конечно, бывают идейные произведения. Но искать тройной смысл там, где и двойного-то нету, по-моему, глупо.
Извините, если что не так.
papa_gen
April 9 2011, 14:59:01 UTC 8 years ago
teophila
April 9 2011, 15:03:47 UTC 8 years ago
Но раздражает, когда не дают права на собственное мнение, которое отличается от классиков критики.
Моему однокласснику так за сочинение тройку влепили, он видите ли не считал Катерину в "Грозе" положительной героиней. Ах, как он посмел! Не в тему, но часто вспоминаю.
papa_gen
April 9 2011, 15:07:08 UTC 8 years ago
Вот я учился в школе задолго до перестройки, в сочинении по "Преступлению" написал, что что главный герой романа не Раскольников, опустившийся и морально разложившийся "вечный студент", совершивший грех убийства и стоящий на пороге сумасшествия, а Порфирий Петрович, тоже когда-то бывший студентом, тоже имевший "идеи", может, и похлеще, чем у Раскольникова. Вот он и есть главный герой, потому что смог переменить себя, т.е. пройти настоящее покаяние, к которому звал Иоанн Креститель: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное".
Так меня из школы исключить хотели. Отец даже в райком партии ходил, орденами бренчал.
teophila
April 9 2011, 15:11:37 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 15:16:48 UTC 8 years ago
olelookoyeah
April 10 2011, 02:47:46 UTC 8 years ago
А Вы меня переплюнули по всем статьям! Церковь и всё такое... Респект!
banshee_d
April 10 2011, 09:05:53 UTC 8 years ago
Suspended comment
trout
April 9 2011, 14:58:22 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 14:59:54 UTC 8 years ago
ksergej
April 9 2011, 16:00:23 UTC 8 years ago
Но вот что интересно, я думаю что данная вами оценка Раскольникова - цитирую:
"Кто есть по большому-то счету Раскольников и ему подобные, наводнявшие тогдашнюю Коломну? Да умственные трусы они есть. Им проще старушку или ребенка топором ухайдакать, чем признаться, что их высокоумные идеи довели лично их до положения парий. И домой к родителям им вернуться тяжелее, чем человека убить."
- это в данном случае - ваше личное суждение и не более того.
Т.е. с одной стороны - вы, конечно, правы, и рассказы ваших родственников, и ваши иронические замечания про сушки и чай с лимоном - это все конечно правильно - и все возможно так и было.
Проблема только в том, что роман - это художественное произведение, а не документальное, и как настоящее художественное произведение, роман Достоевского оставлят место для игры воображения и интерпритации. Чем больше места для "работы мозга" оставлено - тем более "резонансным" является произведение, тем большие массы "серого вещества" оно затрагивает.
То есть, попросту говоря, вы, на основании ваших знаний и семейных рассказов, прочли "один" роман, а ваш оппонент совершенно "другой".
И тут фокус в том, что оба эти варианта имеют право на существование.
Мой вариант интерпритации немного ближе к взгляду вашего оппонента. (Скажу сразу я роман читал очень давно, и сейчас, к сожелению, нет времени перечитывать - но в памяти остались некие "штампы" Если вы скажите, что в романе нет и следа от моей интерпритации, то я спорить с вами не буду, покрайней мере, пока не перечитаю :))) ).
Итак в моей памяти - Раскольников - это "неудавшийся суперчеловек", почти по-Ницше. Деньги - это, конечно повод, но решающий "моральный тормоз" он снимает именно идеей о "суперчеловеке". В конце-концов он проигрывает, показвая тем самым несостоятельность этой идеи.
Очень гумманистический роман.
papa_gen
April 9 2011, 16:26:51 UTC 8 years ago
ksergej
April 9 2011, 19:42:39 UTC 8 years ago
> Про то, что вся эта людоедская теория Раскольникова разбита внешне довольно простым человеком, Порфирием.
-> да
> Раскольников - умственный трус
-> нет
Раскольников - это почти сформировавшийся террорист. Достоевский "вползает" в его шкуру и пытается показать внутренний мир и развитие терориста и холоднокровного убийцы и его психологию.
Я так это понимаю.
Очень современная пороблематика, между прочим.
papa_gen
April 9 2011, 19:49:52 UTC 8 years ago
Да и убивцом он оказался так себе.
Не думаю, что современная. Нет у нас сейчас идейных. Те, что идейные в инторнетах сидят, по клавишам стучат.
И это, кстати, хорошо.
verybigfish
April 9 2011, 16:42:39 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 16:44:05 UTC 8 years ago
verybigfish
April 9 2011, 16:45:49 UTC 8 years ago
papa_gen
April 9 2011, 16:47:53 UTC 8 years ago
yositch
April 9 2011, 17:12:08 UTC 8 years ago
http://p-i-f.livejournal.com/2182176.html?#cutid1
papa_gen
April 9 2011, 17:14:49 UTC 8 years ago
govorilkin
April 9 2011, 20:18:28 UTC 8 years ago
ну не верят такие криптолухи, что банан - это порой просто банан, а не фаллический символ, или тайный намек на импотенцию второго помощника первого секретаря.
ну и фиг с ним, такие и в трещинах штукатурки тайные руны увидят