Нынче, лежа в постели, пришла мысль, очень — мне показавшаяся, важной. Думал, запишу после. И забыл, забыл и не могу вспомнить.
Л.Н. Толстой
Проблема Льва Николаевича состоит в том, что он комплиментарен Чехову. И Толстой и Чехов обращались примерно к одному кругу людей, т.н. "образованному классу". Только Толстой писал для них, а Чехов их высмеивал. Для него "образованный класс" и был тем скопищем пошлости, что вызывало у Чехову его "скуку". Вот и вся разница.
Любомудрам предлагается помедитировать над картиной Репина, где этот "образованный класс" изображен во всей красе в один из триумфальных своих моментов. Картинка кликабельна. Смотрите внимательно, поймете, про что я говорю, когда рассуждаю о комплиментарности Толстого и Чехова.
И.Е. Репин. Манифестация 17 октября 1905 года
Эта картина, между прочим, исторический документ. И документ этот убийственен для Льва Николаевича, ибо показывает нам, перед какими ничтожествами Толстой пускался в ментальный пляс.
Еще раз: на картине мы видим не только скопище персонажей Чехова в их реальном бытовании, мы видим целевую аудиторию Льва Николаевича.
И в том, что Чехов изображал в своих произведениях целевую аудиторию Льва Николаевича, беспощадно изображал, замечу, и кроется деланное, искусственное непонимание того простого факта, что в "Даме с собачкой" изображена вовсе не чистая любовь двух одиночеств, а пошлейшее явление, именуемое курортный роман, что даже попал в анекдоты в виде уж совсем прямой пошлости: "Многие девушки так и не отдохнули". И именно в том, что герои Чехова есть целевая аудитория Толстого, сокрыта причина, почему современные духовные продолжатели "образованного класса" в упор не видят авторское обозначение "Вишневого сада" как комедии. А это комедия, местами даже фарс.
Дьер Гарибальди
November 4 2013, 15:19:01 UTC 5 years ago
papa_gen
November 4 2013, 15:27:26 UTC 5 years ago
Я не пишу о персонажах Толстого, я пишу о целевой аудитории романов Толстого, т.е. о тех, кто читал его романы, для кого он писал свои романы, о тех, кто покупал его романы. Писать можно про князей и графов, но писать не для князей и графов, а для средних чиновников, учителей, врачей и т.п. И вот эта целевая аудитория и совпадает с персонажами Чехова.
Еще раз специально для вас: целевая аудитория Толстого, т.е. его читатели, те, для кого он писал, и есть в своем преимуществе персонажи Чехова.
Вы уловили разницу, аметистовый мой? И меньше давайте советы. Чтение дневников Антон Павловича одно из любимых моих занятий. Меньше советов, яшмовый мой!
a_zudin
November 4 2013, 18:47:43 UTC 5 years ago
papa_gen
November 4 2013, 18:50:49 UTC 5 years ago
a_zudin
November 4 2013, 18:56:19 UTC 5 years ago
papa_gen
November 4 2013, 19:04:17 UTC 5 years ago Edited: November 4 2013, 19:07:30 UTC
Слесаря Сормовского завода тоже, замечу, читали и у них тоже свои пристрастия были. Так что слесарей Вы помянули напрасно. Слесаря как раз читали.
Так что все ваше "получается" разбилось о быт. О реальный быт. В том числе о "Бiолъ-Ласлей".
a_zudin
November 4 2013, 19:22:46 UTC 5 years ago Edited: November 4 2013, 19:25:27 UTC
С другой стороны, “Филипок” и т.п. писался Толстым явно не для людей с картины.
papa_gen
November 4 2013, 19:29:06 UTC 5 years ago Edited: November 4 2013, 19:33:31 UTC
Просто Вы не вполне себе представляете тогдашние реалии.
"Филиппок" писался Толстым для библиотек школ для простых детей. Тогда такой литературы просто была ужасающая нехватка, а потому толстовские упражнЫния прокатывали по принципу: "на бесптичье и ж*па соловей". "Филиппок"написан для учительниц этих школ, а вовсе не для самих детей.
a_zudin
November 4 2013, 19:36:05 UTC 5 years ago
papa_gen
November 4 2013, 19:49:12 UTC 5 years ago Edited: November 4 2013, 19:49:45 UTC
a_zudin
November 4 2013, 20:16:28 UTC 5 years ago
Я удивился тому, что если слесарь дорос до “Чайки”, то почему бы ему не дорасти до “Живого трупа”. То есть, если аудитория Чехова расширялась некими слесарями, то и аудитория Толстого расширялась ими же.
Вы же, на это замечание, стали обвинять меня в том, чего я не утверждал. А именно, что Толстой включал этих слесарей в свою целевую группу. Ну и у кого здесь демагогия.
Кстати, вспомнив купринскую “Анафему”. При всем уважении к Чехову, вряд ли нашелся бы дьячек, который ради Чехова пошел бы на такое служебное преступление.
papa_gen
November 5 2013, 02:43:26 UTC 5 years ago
Я могу привести и другие категории людей.
Почему так? Ведь тут не только отношение Толстого к этим людям. Тут еще и отношение целевой аудитории Толстого к этим людям. Как можно писать положительно о полицейском?! Да разве поп человек?! Вот и не писал Толстой про это.
А Вы несете, пардон за прямоту, социологическую туфтень с тухлым запашком демагогии марксистского разлива. Еще раз: ваши попытки выстроить всеобщую теорию фигни (говорю не обижая, а надеясь на ваше чувство юмора) на каких-то социологических рассуждаловах не имеют ничего общего с реальностью. Пора уже марксизм и его методы сдать на помойку, где ему и место.
Вы просто не совсем понимаете, кто входил в понятие "образованного класса" той поры. От общей читательской аудитории они составляли от силы одну пятую часть, если не меньше, но они были активными, пожалуй, самыми активными покупателями литературы. При том литературы "думственной". И расчет Толстого именно на них был с коммерческой точки зрения абсолютно оправдан. Ведь он же жил и кормил свою семью вовсе не с поместий, как думают некоторые. Сельское хозяйство, вообще хозяйство он знал плохо и не любил, а потому большая часть его поместий доходов не приносила. Некоторые были убыточны. Но жил Толстой неплохо. Хорошо жил. Семью большую содержал. Домище в Ясной Поляне. Все это с гонораров. Да, с гонораров за произведения, что он писал для образованного класса, подстраиваясь под его, этого класса, вкусы.
Чехов же не подстраивался. Вовсе не подстраивался. Он писал всейную литературу. И он не писал те мысли, что ждала от него публика, он писал то, что видел и описывал это так, как он видел. И Чехов вращался в этом образованном классе. Был внутри этой публики, правда, не сливался с нею. Он очень хорошо видел, что образованный класс на самом деле из себя представляет. Те же дачные истории - это про образованный класс.
И еще. То, что Чехов был "всейным", привело к тому, что где-то с 1900 года он был самым богатым писателем России. Вот просто самым богатым. И каждый находил в нем что-то свое. А кто-то и всего его запоем читал. Т.е. свой читатель у Чехова был, но он никогда не работал на этого читателя, нет, писать-то писал, исходя из каких-то представлений от том, кто будет читать, но под него не подстраивался, в отличие от Толстого.
a_zudin
November 5 2013, 18:50:44 UTC 5 years ago
Или, кроме персонажей из целевой аудитории Толстого, у Чехова были и персонажи, в эту аудиторию не входящие? Тогда комплиментарность не полная. Так можно про любых двух писателей сказать, что некая часть персонажей одного, входит в целевую аудиторию другого.
papa_gen
November 5 2013, 18:52:48 UTC 5 years ago
a_zudin
November 5 2013, 19:10:42 UTC 5 years ago
И Толстого, в свое время, тоже прочитал, 22-х томное собрание, включая письма и дневники.
Вот, скажем, весьма интересный документ, слегка непонятный, если согласиться с Вашей теорией, что Толстой угождал своей аудитории ради получения гонораров для кормления семьи.
http://tolstoj.ru/2577.html
papa_gen
November 6 2013, 11:39:02 UTC 5 years ago
a_zudin
November 6 2013, 18:49:15 UTC 5 years ago
papa_gen
November 6 2013, 18:54:05 UTC 5 years ago
А они покойнику нужны? Или Вы полагаете, что Толстой насовсем умирать не собирался? Думал, наверное, что коли гонорары поступать будут, ему из могилы по ночам выходить придется и как-то их продуванивать в ближайшем придорожном трактире или в железнодорожном буфете, пугая впечатлительную публику и восклицая после каждой стопки: "Не могу молчать!"
a_zudin
November 6 2013, 19:17:07 UTC 5 years ago
papa_gen
November 6 2013, 19:59:17 UTC 5 years ago
a_zudin
November 6 2013, 20:38:17 UTC 5 years ago
То есть, по Вашей концепции получается, что Толстой, путем угождения аудитории, жадничал с гонорарами только ради себя любимого, а на семью ему было наплевать. Редкостный мерзавец у Вас получается из Толстого.
papa_gen
November 7 2013, 12:10:07 UTC 5 years ago Edited: November 7 2013, 12:10:27 UTC
Еще раз: мы говорим не о планах загробного существования моих и Льва Николаевича, а о том, что целевая аудитория, на которую работал Толстой как автор, представляла собой сборище людей, из которых Чехов по преимуществу черпал типажи своих произведений. Он и других людей изображал, конечно, несколько раз даже себя выводил довольно комически, например, в рассказе про Новый год, но преимущественно типажи он брал из той публики, что назвала себя "образованным классом", и на которую работал Л.Н. Толстой.
a_zudin
November 7 2013, 19:13:10 UTC 5 years ago
Так вот, если дочеховский Толстой - это успешный романист, и беллетрист, который, весьма возможно, и искал успеха у определенной публики, то параллельный Чехову Толстой – это на 90 процентов публицист. И в этот период, если он на кого и работал, так всяко не на публику, а на мысли, бродившие в его голове. Мысли эти во многом странные, и если они и воспринимались некоей аудиторией, то не потому, что Толстой под нее подстраивался, а наоборот, он форматировал определенную аудиторию под свои мысли. И на гонорары в этот период ему было довольно сильно плевать.
Вот примерно так видится мне, по моему слабому разумению.
papa_gen
November 7 2013, 19:19:39 UTC 5 years ago
Так что Толстой не даром подстраивался под "образованный класс", что живописали нам в своих произведениях Чехов и Репин.
a_zudin
November 7 2013, 19:31:53 UTC 5 years ago
papa_gen
November 7 2013, 19:36:51 UTC 5 years ago
a_zudin
November 7 2013, 19:41:14 UTC 5 years ago
papa_gen
November 7 2013, 19:43:41 UTC 5 years ago
a_zudin
November 7 2013, 19:53:44 UTC 5 years ago
papa_gen
November 7 2013, 20:06:40 UTC 5 years ago Edited: November 7 2013, 20:07:13 UTC
Я написал: Толстой сознательно работал на, как теперь принято говорить, целевую аудиторию, "образованный класс". Я так же написал, что для Чехова "образованный класс" поставил в несметном числе типажи для его произведений. Вот и все, что я написал. Вы пост мой перечтите.
Вы мне приписываете что-то странное, а потом это с упоением начинаете опровергать. Привычка к марксистско-ленинской методе ведения беседы, т.е. демагогии, как-то удручает. Не ожидал от вас такого.
a_zudin
November 7 2013, 20:19:05 UTC 5 years ago
Или Вы это ощутили как бы “между строк”, исходя из своего личного понимания, что такое хорошо, и что такое плохо?
Подозреваю, все же второй вариант.
papa_gen
November 7 2013, 20:34:19 UTC 5 years ago Edited: November 7 2013, 20:39:00 UTC
Дело не в том, что я "ощутил-не ощутил", на это целая литература есть про то, на какого читателя он преимущественно рассчитывал, когда писал. Очень такая фундированная. Поройтесь в библиотеках или сети, коли Вас этот вопрос заинтересовал.
И еще. Ни один хороший писатель никогда не думает о том, сколько денег он с этого писания "срубит", если только он не заключил с издателем договор, или сам является издателем и примерно, как Пушкин, представляет, сколько у него в итоге выйдет. Но в сам момент писания никто, даже из числа ведающих наперед, о деньгах не думает. Перед человеком стоят совсем иные задачи. Вот Пушкин совсем не знал, что могут вытворить его герои. Просто не знал.
a_zudin
November 7 2013, 21:00:21 UTC 5 years ago
papa_gen
November 7 2013, 21:02:22 UTC 5 years ago
a_zudin
November 7 2013, 21:31:40 UTC 5 years ago
И это вызывает во мне, технаре, определенную зависть. Ведь у нас все не так.
papa_gen
November 7 2013, 21:45:05 UTC 5 years ago
Но поскольку методикой познания, т.е. исследования Вы не владеете, принципиально не владеете, а пользуетесь жуликоватыми приемами марксизма-ленинизма, то и получаются у Вас то чернокнижные вызывания духа Льва Николаевича, то еще какая несусветица. Еще раз: вы принципиально не владеете методикой познания, Вы интуитивно ей следуете только в т.н. "естественнонаучных" дисциплинах, где есть т.н. верификация, и где ваша система расуждалов, построенная на приписываниях и допущениях не пойми чего, не прокатит.
Но вы не понимаете, что тоже самое следствие, я имею в виду следствие уголовное, по своей методологии ничем не отличается от добросовестного исторического исследования. Кстати, невладением методологией исследования, т.е. методологией истории (история = исследованию), грешат и почти все советские и постсоветские историки. Во многом это они Вас убедили в том фантазме, что Вы тут только что изложили и несколько дней пытаетесь мне доказать.
Но все-таки, хочу заметить, что делать это надо не прибегая к жидкостям, раздвигающим личностные горизонты.
a_zudin
November 7 2013, 21:58:05 UTC 5 years ago
papa_gen
November 7 2013, 22:11:33 UTC 5 years ago
Чем занимается уголовный следователь? Он по сути занимается не поиском виновного, он занимается реконструкцией событий, т.е. то, как преступление (событие) разворачивалось во времени. Он не был участником события (свидетелем происшедшего), более того, Закон прямо запрещает, чтобы следователь был участником событий, ибо это может лишить его объективности. Т.е. следователь занимается тем, что, опрашивая участников событий и назначая экспертизы, восстанавливает ход события.
Чем занимается добросовестный историк, не историописатель, т.е. чаще всего мемуарист, а человек, что не был свидетелем происшедших событий? Он их восстанавливает. И восстанавливает теми же методами, что и следователь. Опрашивает свидетелей событий, если таковые есть, анализирует мемуары, используя приемы критики источника (следователи тоже иногда привлекают мемуары, например, свидетельские показания умерших свидетелей или не могущих по какой-либо причине вновь дать их, но давшие раньше, методика критики таких показаний мало отличается от принятой в истории), привлекает естественно-научные данные. Всем этим наши историки владеют слабо, больше владеют способами подмены понятий.
Так что ваше "вот-вот" только показывает ваше дремучее невежество в вопросах методологии проведения любого исследования (истории, история = любое исследование). Вас этому не учили. Вас научили только одному: там, где ваши исторические (исследовательские) штудии могут проверить, нужно быть осторожным, ибо "бить будут". Ведь так? Так к чему Вы эти "Вот-Вот" написали? Что за пагуба, да еще под водочку?
a_zudin
November 7 2013, 22:37:50 UTC 5 years ago
С другой стороны, водочку я употреблял последний раз в гостях у тещи, четвертого числа. После этого никакого спиртного в моем организме не было. Ну и как мне, с учетом этого факта, относится к Вашим следовательским/исследовательским способностям, какими бы высокими словами они ни преподносились.
papa_gen
November 7 2013, 22:53:09 UTC 5 years ago
Вот Вам пример добросовестности в ведении беседы. Я только предположил, что Вы выпивши, но далее эту тему никак не использовал. Т.е. я не стал развивать ее, описывая жуткие сцены, что могут происходить сейчас с Вами. А ведь мог, не будем этого скрывать, ровно так же мог, как Вы стали строить допущения о том, как я собираюсь проводить свой загробный досуг, и что из моих потусторонних планов следует в оценке мною творчества Толстого и Чехова. Т.е. я не пошел дальше допущения, а Вы на нем теорию стали создавать.
О чем это нам говорит? О том, что методологией познания Вы не владеете. И там, где Вы чувствуете, где Вас сложно верифицировать, или Вы сможете отболтаться или сбить собеседника с толку, Вы, как и положено заправскому демагогу, взращенному на ленинской белиберде, пускаетесь во все тяжкие. Там же, где Вы знаете, что "могут побить" Вы инстинктивно стараетесь соблюсти нормы научных приличий.
a_zudin
November 8 2013, 19:26:30 UTC 5 years ago
Даже страшно подумать, каким аморальным чудовищем я буду выглядеть в глазах вьюношей будущих поколений, которые, применяя методологию познания, будут изучающих историю по Вашим запискам, справедливо считая Вас автором весьма “фундированным”.
А вот если приобщиться к первоисточникам, расположенным всего на несколько уровней выше, выяснится следующее.
Сделал я некое, совсем не обидное, предположение о Вашем завещании. Но ведь завещание - дело не загробное, а вполне земное, прозаическое и весьма полезное
Единственное же с моей стороны допущение о Вашем “загробном досуге”, это фраза: “лесопилку вы с собой туда не возьмете”. И все! Причем, когда я эту фразу писал, по простоте душевной считал ее не допущением, а непреложным фактом, истинным и для христианина, и для атеиста.
Хотя, конечно, для древнего египтянина, или, скифа, который был уверен, что в последний путь его снабдят всем необходимым для досуга, фраза эта, и в самом деле, являлась бы допущением, и весьма обидным. Поэтому, если Вы адепт какого-нибудь подобного языческого культа, искренне прошу прощение за обидное допущение. Так и представил себе, как археологи пятидесятого века найдут в Новгородских лесах пирамиду или курган, а внутри – целехонькую лесопилку. То-то радости им будет.
Ну и еще, из первоисточников. Рассуждения о загробных развлечениях в нашей беседе, и в самом деле, были. Но только не мои о Ваших, а Ваши о толстовских.
Вот там, да, по полной программе. И вылезание Толстым из гроба за гонораром, и принятие покойным рюмочки в станционном буфете, под восклицание “Не могу молчать!”.
И ведь вот что интересно, не через сто лет, не через десять, а всего на пять уровней комментов ниже, Вы, такой авторитетный , “фундированный” автор, уже весьма ярко и эмоционально живописуете именно мое пристрастие к фантазиям на тему загробного досуга.
papa_gen
November 8 2013, 19:33:11 UTC 5 years ago
a_zudin
November 8 2013, 19:43:44 UTC 5 years ago
http://papa-gen.livejournal.com/2702651.html?thread=20475195#t20475195
И автор этого коммента отнюдь не я.
sv_lubava
November 5 2013, 03:25:55 UTC 5 years ago
papa_gen
November 5 2013, 05:06:48 UTC 5 years ago
rusinma
November 6 2013, 18:03:38 UTC 5 years ago