И не нужно придавать христианской храмовой скульптуре некий "католический" окрас, а плоское изображение выдавать за что-то очень православное. В Италии, например, до эпохи барокко старались воздерживаться от размещения скульптур в храмах. Правда-правда. Как правда и то, что большинство итальянских плоских икон, написанных вплоть до эпохи барокко, ничем не отличаются по манере от того, что писали греческие и русские изографы той поры. Цитадель католицизма, его оплот, мировой центр и такой феномен.
Были ли скульптуры в православной традиции? Начнем с того, что древнейший иконографический тип изображения Христа, "Добрый пастырь", есть изначально скульптурный. Не скажу, что Греция забита такими скульптурами, но встретить их можно. Наиболее древние подобные скульптуры обычно бывают в деревенских приходских храмах.
Но есть и очень распространенные. Например, был и сохраняется обычай ставить в церквях во имя святителя Николая Мирликийского его часто расписанные скульптуры. Есть обычай изображения Параскевы-Пятницы. Замечу, что эти обычаи перекочевали и на Русь святую. Так общеизвестен иконографический тип Никола Можайский. Это обычно круглая, чаще всего деревянная, расписная скульптура. Ставилась в наших никольских храмах в качестве храмовой иконы (по правую руку от Царских врат у солеи). Равно и Параскеву-Пятницу обычно изображали на Руси скульптурно. В Троицком соборе Александро-Невской Лавры есть такая икона. Между прочим, прославившаяся многими чудотворениями.
Никола Можайский, скульптурная икона, 14 век
Скульптура "Никола Можайский", та самая из Можайска была, чтобы любители боротьбы с католическими происками знали, чудотворной и почиталась великой святыней Руси.
Можайский чудотворный образ святителя Николая - древняя святыня Руси. Предание говорит, что когда монгольский отряд напал на Можайск, его жители стали молиться о помощи свят. Николаю. Им в ободрение и на страх врагу Святитель явился в небе над городом, держа в правой руке сверкающий меч, а в левой - образ града и храма. Неприятель после этого снял осаду, а благочестивые граждане Можайска устроили резное изображение свят. Николая в том виде, в котором они его видели. После этого от резного образа совершались и другие чудеса, что утвердило за ним славу чудотворного. О большом почитании этого образа на Руси свидетельствует то, что сами великие князья и цари Московские часто ездили на богомолье в Можайск.
Я это к чему? А к тому, что у москвичей есть хорошая возможность увидеть резные иконы в Историческом музее, где открывается выставка художественных шедевров Пермского края. Сходите, не пожалеете.
Евангелист. Резная икона. 17 век
И еще. Наибольшее распространение среди католических стран скульптура получила в Испании, и связанно это было ни с чем иным, как с борьбой с арабским завоеванием, с Реконкистой. Испанцы сознательно употребляли скульптуру, чтобы сильнее досадить магометанам. Взяв город, они ставили на его главной площади скульптуру Христа, зримо свидетельствуя как о своем исконном праве на владение местом, так и о своей вере в Спасителя.
mysea
December 20 2013, 13:19:16 UTC 5 years ago
olelookoyeah
December 20 2013, 14:31:57 UTC 5 years ago
Католицизм – это и есть язычество в христианстве, основанное на скульптурном понимании бытия, а католическая философия есть аристотелизм."
А.Ф.Лосев.
papa_gen
December 20 2013, 15:05:07 UTC 5 years ago
Нагромождение умных слов типа "умная", "апофатическая", "широкосоциальный" и т.п., впечатляет, конечно, но бЯда такого потока сознания в том, что люди свое узкое понимание выдают за вселенское, а потом это начинают всем с эгоистичным садистским самолюбованием навязывать.
Колокольный звон есть и у латинян. И какой! Заслушаешься на Рождество! Так что давайте уже не будем тут нести чепуху с элементами эротизма про купола и капризы готики.
Есть Никола Можайский? Есть! Православная икона? Православная и икона! Так что утритесь уже и прекратите заниматься тем же, чем занимались латиняне. Т.е. высасывать из пальца логически допустимые выводы, а потом пытаться их навязать как норму, догмат.
И будем честны. Вся подобная писанина идет от чувственного, плотского понимания веры. Икона рассматривается не как пособие в молитве, т.е. беседе человека с Богом, а как нечто такое, без чего сама молитва не идет. Это и есть то, что называется палладий, т.е. идол. И тут всегда есть элемент эротизма, не будем этого скрывать.
papa_gen
December 20 2013, 15:15:15 UTC 5 years ago
olelookoyeah
December 21 2013, 01:50:37 UTC 5 years ago
papa_gen
December 21 2013, 02:59:50 UTC 5 years ago
Кстати, готические храмы существуют и православные. Самые натуральные. И построены они были не в 19 веке, как часто думают, а во глубине веков. На Крите есть, на Кипре. Даже у нас в Новгороде есть - палаты новгородского митрополита с с его домовой церковью были построены. Правда-правда.
Смотрите проще на мир. Не ищите в нем ненужных коннотаций, так можно дойти и до того, что на троллейбусе ездить можно запретить, ибо он с рогами.
И про Лосева. Когда он пересказывает Отцов Церкви, тогда к нему вопросов не возникает. Возникает только один вопрос: "Зачем читать пересказ Лосева, коли можно самому пить от чистого источника?" Но есть и другой момент в его писаниях. Как только он начинает писать про свои переживания, так очень часто сваливается в плотское понимание веры, в чувственность, идущую от Эроса. Сразу вспоминаешь некоторые моменты его биографии и понимаешь что попал в некую лужу.
Если уж хотите читать что-то "заумное", то начните читать двух русских Богословов (с большой буквы): протопресвитера о. Иоанна Мейендорфа и протопресвитера о. Александра Шмемана. Вот там все четко. Без заскоков в "чуйственность" и без привнесения сторонних смыслов типа куполов и колокольного звона. При этом это люди, что жили очень напряженной молитвенной жизнью.
Но Вы нигде у них не прочитаете прА "переживания". И это правильно, ибо это то, что в православном богословии называется "история аркана", т.е. подспудный (содержимый тайно (тут тайна не в смысле "Мистика", т.е. таинство, а в смысле секретности от других) опыт общения христианина с Богом. Его нельзя выставлять напоказ, а уж тем более навязывать другим как некую норму. Начните уже их читать.
А Лосева спрячьте подольше. Как и Толстого. Последнего постарайтесь не читать года три. Вообще ничего из него. А потом прочтите как-то. Почему-то уверен, что взгляните на него совсем иначе.
danieldefo
December 20 2013, 16:10:25 UTC 5 years ago Edited: December 20 2013, 16:13:51 UTC
Уникальный брэнд Пермского края. Наряду со Звериным стилем
Кстати, типажи Пермской деревянной скульптуры - это вполне реальные люди, их потомки и сейчас живут в Перми.
Пермский актер Петр Вельяминов (посмотрите на лик святого на верхнем фото)
papa_gen
December 20 2013, 16:38:26 UTC 5 years ago