Леонтий Васильевич Дубельт (1792 — 1862) — генерал от кавалерии (1856); начальник штаба Корпуса жандармов (1835—1856) и управляющий III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1839—1856), участник Отечественной войны 1812 года (ранен в Бородинской битве) и Заграничного похода русской армии
Про него ходит много басней, а правда жизни заключается в том, что Леонтий Васильевич почитался современниками как один из самых отъявленных вольнодумцев. И это исторический факт, который не укладывается в головешки современных историков, обуянных, что уж таить, черно-белым мышлением, рожденным в сталинскую эпоху. Этим людям никак не взять в толк, что следует разделять службу, личную преданность Государю, и вольный образ мыслей. Таких, мыслей, что не посещали головы большинства декабристов. Вот, например, его рассуждения о рекрутском наборе:
Пуще холеры огорчает Россию рекрутский набор, и такой большой, что ужас берет. Едва к марту кончили поставку рекрут, теперь, к 1 ноября, опять подавай по 10 человек с тысячи! — Два набора в одном году! Да этого никогда не бывало. Помещики и народ ропщут, и мне кажется, если б доложили Государю, как это истощает народные силы, он пощадил бы своих подданных, которые, конечно, ему дороги; но он так высоко стоит, что сам не увидит страданий народа.
Эти частые и бесполезные наборы начинают производить ропот; никто не видит неприятеля, а теряем людей, как будто Наполеон опять на границах России. Подданные должны любить своего Государя, этим держится государство, и русское сердце всегда расположено к горячей любви к Царю; но когда человек ропщет, уж он не любит, — а это жаль и для Царя, и для подданных.
Еще подумаешь, что такой повсеместный вопль доходит до Царя Небесного. Подумаешь, что бедствия-то на Россию накликают жалобы и плач отчаянных матерей, жен и отцов, у которых отнимают их драгоценнейшее сокровище для того, чтобы сделать их совершенно несчастными. В самом деле, что может быть несчастнее солдата, у которого нет ни кола, ни двора, ни семейства, ни жены, ни детей, ни свободы дышать или двигаться иначе, как по воинскому уставу. А что делается с его родителями, с женою, с детьми! Иногда мать умирает с горя, отец дряхлеет от грусти; жена делается публичною бабою; дети в сиротстве становятся негодяями, все семейство лишается пропитания, потому что он один кормил их. Наши же русские мужички очень долго горюют по рекруте. Им смерть не так тягостна, как рекрутство. Положил в могилу сына, поплакал, сказал: «Будь Его святая воля! — мой сын-де в верном месте; у Господа хорошо, не то, что здесь — и хлеб не родится! и трудно жить. У Господа на небесах все готово!» — и утешился. Но о рекруте он плачет долго, потому что знает, как его сыну жизнь тягостна. При том не видит тут перста Божия, а видит только волю человеческую. Не опомнилось еще одно, другое семейство от сдачи кормильца своего в рекруты, как уже летит та же беда на третье и десятое. Все головы кружатся и у крестьян, и у начальников. Помещики уже не знают, кого выбирать, чтобы и крестьян поберечь, и волю правительства выполнить. Впрочем, сердце Царево в руке Божией! — Дал бы Господь, чтобы батюшка наш Великий Государь оглянулся на нас и пощадил бы детей своих. Если бы наш добрый Государь знал, какое это горе для всех, если б он видел эти обмороки, эти слезы, если б слышал эти вопли отчаянных жен и матерей, его сердце тронулось бы и он, в своем отеческом милосердии, придумал бы какой-нибудь другой способ пополнять войско. Кроме того горестного времени, в которое продолжается эта нравственная пытка как для помещиков, так и для крестьян, еще и после как долго, сколько лет все эти семейства не могут утешиться. У них отнимают всегда самого лучшего, самого здорового, того, который в лучшем цвете лет и который был кормильцем всей семьи. — Не понимаю, отчего помещикам не позволяют нанимать рекрутов со стороны, как то делается в вольных деревнях! Вольные крестьяне имеют право нанимать за себя охотников; отчего же это самое не позволено помещикам? Кто идет охотой, тот не в отчаянии. Чем ближе человек к природе, тем чувства его глубже и сильнее. От частого прикосновения к обществу и столкновения с его пороками чувствительность в человеке исчезает; но деревенские жители, особенно крестьяне, сохраняют свою природную чувствительность во всей силе. Наши паны этому не поверят, они даже не верят, что у крестьян есть чувство, а оно так — эта чувствительность так глубока в них, что горестного впечатления ни самое время истребить не может; и от того, у кого сдан был рекрут 20 лет тому назад, то семейство все еще тужит, все еще не может притти в порядок. Упадок духа производит в них расстройство в их жизни. Они беднеют от печали, потому что грустят непомерно и ничто не в силах их утешить. У них от огорчения все валится из рук; от тяжкого удара они грустят всю жизнь; тяжелее же рекрутства для них нет в мире ничего. Сдача рекрута расстраивает семейство навсегда. Отец и мать сданного рекрута, если люди не старые, вдруг хилеют и так изнемогают от слез и грусти, что часто делаются ни к чему не способными; меньшие дети уж им не милы, они почти не занимаются ими, потому что не могут забыть, что у них отняли самого лучшего их сына, того, над кем дышала их нежность, того, которого они готовили быть опорою их старости. Разумеется, когда главы семейства убиты горем, все в доме идет навыворот; семья беднеет, расстройство всего хозяйства наводит на них еще более уныния, и нет средства помочь им, потому что нет возможности вынуть из сердца их той занозы, которая глубоко вросла в нем.
Все эти несчастия можно бы предупредить, если б позволено было нанимать охотников. Есть люди одинокие, удалые, праздношатающиеся, которым негде приютиться; они за несколько сот рублей с радостию наймутся в рекруты, потому что им оставлять некого и нечего. Есть множество гулевой молодежи, которая ищет только покутить и которой везде море по колено. То не лучше ли итти в солдаты такому молодцу, чем погибать целому семейству? И не лучше ли оставить жить мирную семью в полном составе своем, а принимать в военную службу таких людей, которым некуда головы приклонить и которые сами рады развязаться с своим бесполезным образом жизни?
Если это не вольнодумец, то тогда я даже не знаю, кого можно назвать вольнодумцем.
lemuel55
October 18 2011, 07:15:14 UTC 7 years ago
И умный человек был. Не то что Николай Павлович. Но уж такого царя Бог нам тогда послал за грехи наши!
papa_gen
October 18 2011, 07:17:16 UTC 7 years ago
lemuel55
October 18 2011, 07:23:13 UTC 7 years ago
diana_spb
October 18 2011, 18:08:34 UTC 7 years ago
papa_gen
October 18 2011, 18:24:42 UTC 7 years ago
diana_spb
October 18 2011, 18:40:14 UTC 7 years ago
papa_gen
October 18 2011, 18:53:45 UTC 7 years ago
Впервые об освобождении крестьян заговорили люди, близкие к Петру III, потом Екатерина II живо интересовалась этим вопросом, выписки делала, справки наводила, потом пришел Пугачев и все отложили от греха подальше. Потом опять задумались, а тут во Франции революция приключилась. Опять не к месту. Потом Павел Петрович думу на эту тему думал. Не успел надумать. Потом Александр Павлович думал, тут Наполеон войной попер - не до того. Потом декабристы всю малину обломали. Любая уступка хоть в освобождении крестьян, хоть в отмене рекрутчины воспринималась бы как косвенное признание их правоты. И только при Александре Николаевиче, наконец, сподобились. Почти сто лет!
Не все делается быстро, и даже самодержцы подчас бессильны, хотя людям, умудренным знанием истории posteriori, все кажется куда проще. Всегда приятно сознавать себя умнее великих. Этакое ощущение читателя детективного романа, который даже посмеивается над нелепыми поступками следователя.
Судить других всегда просто и приятно, судить себя находится мало желающих.
diana_spb
October 18 2011, 19:03:53 UTC 7 years ago
papa_gen
October 18 2011, 19:06:10 UTC 7 years ago
diana_spb
October 18 2011, 19:08:38 UTC 7 years ago
papa_gen
October 18 2011, 19:16:07 UTC 7 years ago
diana_spb
October 18 2011, 19:17:58 UTC 7 years ago
papa_gen
October 18 2011, 19:24:35 UTC 7 years ago
Впрочем, это не касается тех случаев, когда суждения идут либо по моральной части, либо по той части, что делает любой обыватель, идя на выборы и голосуя за того или иного политика. Но государь-то не выборная должность, да и с позиций морали Вы его не судили.
Остается только один вариант - Вы почитаете себя более сведущей в искусстве управления, нежели Николай I. Разве не так?
diana_spb
October 18 2011, 19:34:19 UTC 7 years ago
>>> Вы почитаете себя более сведущей в искусстве управления, нежели Николай I.
Более сведущей вряд ли, я не имела достаточно практики. Но, профессионально занимаясь аудитом, и конкретно сейчас изучая с целью повышения квалификации в т.ч. методы управления и организации внутреннего контроля, могу сказать - по запискам Дубельта видно, что информационные потоки были построены неважно. "Не знал, не доложили, должность не та" - для меня это было бы достаточным основанием не голосовать за такого политика, если бы выборы были актуальными.
papa_gen
October 18 2011, 19:39:15 UTC 7 years ago
Наши аудторы самые аудитские аудиторы в мире!
"бы достаточным основанием не голосовать за такого политика, если бы выборы были актуальными"
Повторяю, Государь - должность не выборная, так что Николай Павлович мог не беспокоится о том, что о нем думают люди, "профессионально занимающиеся аудитом".
В общем все свелось к тому, о чем я и говорил: Вы судите о нем с позиций: "А вот я бы всем показала класс игры на бояне"!
diana_spb
October 18 2011, 19:45:41 UTC 7 years ago
Это Ваш вывод, не соответствующий моим комментариям.
Примерно как замечание водопроводчику: "кран течёт!" растолковать как "я бы уж завернула!".
>>> Повторяю, Государь - должность не выборная, так что Николай Павлович мог не беспокоится о том...
Дубельт расписывает очень красочно, как император заботился о своих подданных, не имея необходимости беспокоиться об их мнении.
diana_spb
October 18 2011, 19:47:19 UTC 7 years ago
http://papa-gen.livejournal.com/323378.html?thread=4654642#t4654642
papa_gen
October 19 2011, 04:11:52 UTC 7 years ago
seleznev_ms
October 18 2011, 07:27:09 UTC 7 years ago
Золотые слова!
papa_gen
October 18 2011, 08:30:23 UTC 7 years ago
nimmerklug
October 18 2011, 08:42:54 UTC 7 years ago
papa_gen
October 18 2011, 08:46:30 UTC 7 years ago
nimmerklug
October 18 2011, 09:56:54 UTC 7 years ago
А Дубельт и был декабристом
zamglavred
October 18 2011, 15:06:56 UTC 7 years ago
ad_ju
December 5 2011, 15:55:40 UTC 7 years ago
ad_ju
December 5 2011, 15:59:33 UTC 7 years ago