Многие знают фильм Глеба Панфилова "Начало", где играла молодая Инна Чурикова.
Сюжет картины прост и трогает душу. В небольшом провинциальном городке живет Паша Строганова, работает на ткацкой фабрике и играет в самодеятельности Бабу-Ягу практически без грима. Что поделаешь, ну не дал Господь красоты. Зато отсыпал таланта, душевной щедрости, доброты полной мерой. На танцплощадке все подружки нарасхват, а Прасковья стенку подпирает, держит сумочки и зонтики. Но однажды и ее приглашает на танец очень симпатичный молодой человек - зоотехник Аркадий. И вроде бы всё у них складывается неплохо, и любовь есть, и какое-то подобие семейной жизни налаживается, да вот беда - женат Аркадий, и дочка имеется. К счастью, режиссер, снимающий фильм о Жанне Д`Арк, приглашает Пашу Строганову сыграть главную роль...
Такой вот жалостливый сюжет фильма "за жизнь", где актер Евгений Лебедев, играющий роль епископа Кошона, разговаривает голосом Ефима Копеляна.
Но есть в фильме одна штука, про которую знали и знают очень не многие. Это - музыка. Почему-то все убеждены, что автор ее некто Вадим Давидович Биберган (1937 г.р., советский и российский композитор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации).
И даже саундтрек к фильму иногда выкладывают в сеть, приписывая авторство музыки данному человеку.
А между тем...
А между тем, музыку эту аж с 1960 года, т.е. за десять лет до выхода фильма на экраны исполнял вражеский ансамбль The Shadows.
The Shadows - Man of Mystery (1960)
Такой вот выход из тени. Прямо комическая сцена приезда родственника из деревни. С чем я нас всех и поздравляю.
Особую благодарность выношу френду Актапублика, что напомнил эту поучительную историю интеллектуального оскудения и падения.
Deleted comment
papa_gen
December 23 2011, 12:20:00 UTC 7 years ago
lion_man
December 23 2011, 12:13:49 UTC 7 years ago
papa_gen
December 23 2011, 12:22:30 UTC 7 years ago
lion_man
December 23 2011, 12:23:10 UTC 7 years ago
papa_gen
December 23 2011, 12:28:29 UTC 7 years ago
sureshka
December 23 2011, 12:54:03 UTC 7 years ago
papa_gen
December 23 2011, 12:55:16 UTC 7 years ago
И им не было стыдно!
nashenasledie
December 23 2011, 13:16:22 UTC 7 years ago
и этот вопрос можно задать ему лично - упомянуто ли в титрах использование этой мелодии, почему нет, если нет, как он относится, узнал ли кто-то тему в Локарно, когда там был представлен фильм, например, что сказали, и т.д., всё, что интересует
papa_gen
December 23 2011, 13:37:32 UTC 7 years ago
nashenasledie
December 23 2011, 13:45:03 UTC 7 years ago
papa_gen
December 23 2011, 13:49:43 UTC 7 years ago
А с другой стороны, Союз композиторов СПб такой клоповник, где, думаю, все не только про этот позор знают, но уже и сплетни на эту тему считаются неприличными по причине своей банальности.
nashenasledie
December 23 2011, 13:56:09 UTC 7 years ago
обычное интервью к обычному юбилею.. он - главный композитор Панфилова. Может, есть какое-то разумное объяснение. Просто поговорить.
papa_gen
December 23 2011, 14:07:57 UTC 7 years ago
Нет, вот когда Бетховен берет, положим, тему "Їхав козак за Дунай" и, обработав ее превращает в "Schöne Minka", это одно. Тут претензий никаких нет, но когда вот так... Да, собственно, и претензий нету и вопросов, и никакие объяснения с толкованиями и трактовками слушать не нужно. Все ж на поверхности, не дураки ж мы какие, чай.
armrin_langi
December 23 2011, 18:00:22 UTC 7 years ago
papa_gen
December 23 2011, 18:06:08 UTC 7 years ago
deka
December 23 2011, 16:03:12 UTC 7 years ago
Кстати, перечислять в титрах исполнителей, чья музыка использована в картине, в России стали сравнительно недавно, а при СССР вообще такого не помню как-то.
Ну и насчёт плагиатов и нарушения авторского права -- при СССР возбранялось то и другое только в отношении советских авторов (и, кстати, не только в области исскусства -- в технике тоже), а тырить у "буржуазного Запада" считалось вполне себе нормой.
papa_gen
December 23 2011, 16:36:07 UTC 7 years ago
1) Заявление потерпевшего.
Он чаще всего и не знал, что кто-то ушлый спионерил в СССР его труд. Впрочем, некоторым представителям буржуазного Запада это удавалось. Так Юрий Анненков минимум дважды доказывал на территории СССР свое авторство. Оба раза успешно. Правда, прохвостов оба раза не посадили, но пилюль им прописали по полной. Т.е. восстановить свое авторство, присвоенное ушлым гражданином было вполне возможно, и ушлые могли, если не сесть (до этого старались не доводить, утрясая все, как теперь говорят, в досудебном порядке), то испортить себе биографию на всю оставшуюся жизнь - из партии вылететь запросто могли, ибо могли быть подведены под разряд идеологических диверсантов - он не просто так спер, а с умыслом навредить СССР на международной арене.
2) Вознаграждение.
Вот с этим был швах. У того же Анненкова в СССР раз десять огромными тиражами выходили книжки для детей с его текстами и иллюстрациями, но ни копейки гонораров за это он не получил. Это - да.
Но в плане охраны авторства, т.е. права создателя произведения на имя, в СССР все работало и для буржуев. Просто люди махали рукой, ибо возни много, а толку ноль - всяко ни копейки с Советов не получишь.
deka
December 23 2011, 17:32:12 UTC 7 years ago
Собственно, то, что я это не стал разворачивать, наверное, не означает, что я не в курсе? Я же написал , а не то, что "заявления потерпевшего из-за границ не принимались". А "нормой" это было, как Вы верно отметили, поелику подавляющее большинство авторов из-за границы просто были не в курсе, и нормального сотрудничества между СССР и странами Запада в области АП тоже не было -- разве что в области патентов ещё что-то было.
papa_gen
December 23 2011, 17:46:44 UTC 7 years ago
Поэтому нормой таковой образ поведения в СССР никак назван быть не может. Советское государство, если и не нещадно, но активно преследовало нарушителей авторского права среди своих граждан. Но, повторяю, при условии, что было заявление потерпевшей стороны, ибо таковое преступление не может считаться с точки зрения уголовного права преступлением, если нет потерпевшего. Кража, а кража права на имя тоже кража, не может считаться кражей, если нет потерпевшего, т.е. лица, коему был нанесен урон.
Т.о., от вашей неосмотрительной генерализации о том, что "тырить у буржуазного Запада считалось вполне себе нормой", мы доходим только до того, что это считалось нормой в достаточно узкой среде не стойких морально граждан. Меж тем как уголовное право почитало такие действия уголовнонаказуемым деянием.
Т.о., можно говорить о правовом нигилизме части советских граждан, но не как о том, что неуважение к авторскому праву "буржуазного Запада" было одним из атрибутов советской правовой системы.
Я прошу Вас аккуратней употреблять термины, определяющие те или иные феномены (явления), иначе, употребляя их слишком широко, можно дойти до таких силлогизмов, что волосы на голове завьются без парикмахера.
deka
December 23 2011, 21:12:51 UTC 7 years ago
Ну не знаю, что могло натолкнуть на чисто юридическое толкование той самой фразы. Я слово "норма" употребил в смысле "обычное, наиболее часто встречающееся".
Впрочем, не буду спорить -- и наши весовые категории не в мою пользу, да и спорить ради спора я не люблю, а с тезисной стороной всё же согласен.
jerrymandra
December 23 2011, 15:43:13 UTC 7 years ago
Демоны!
papa_gen
December 23 2011, 15:46:38 UTC 7 years ago
actapublica
December 24 2011, 09:40:17 UTC 7 years ago
Понятно, что в год создания фильма никто не позволил бы написать в титрах "Шэдоуз". Более того, уверен - это тщетельно скрывалось авторами. Но в перестройку, наверное, уже можно было расставить все точки над "и". Слишком знаковая для отечественного кино лента.