Лоуренс Оливье в роли Гамлета
А вот любопытно, откуда есть пошло играть Гамлета худосочными актерами? Вот Лоуренс Оливье - худой, наш Иннокентий Смоктуновский - худой... А между тем, если уж на то пошло, то Гамлета должен был играть вовсе не Смоктуновский, а Невинный. Ведь роль-то для него. И по актерскому дарованию, что ничуть не меньше дарования Смоктуновского, и по комплекции.
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета
Ведь шекспировский Гамлет - тучный и одышливый человек.
Вячеслав Невинный
Читаем текст Шекспира. В 5-м акте, во 2-й сцене перед самой дуэлью с Лаэртом мать Гамлета, подавая ему платок, прямо называет сына толстым и одышливым человеком.
KING CLAUDIUS
Our son shall win.
QUEEN GERTRUDE
He's fat, and scant of breath.
Here, Hamlet, take my napkin, rub thy brows
Король
Наш сын
Одержит верх.
Королева
Он тучен и одышлив. -
Вот, Гамлет, мой платок; лоб оботри
(Пер. Лозинского).
Даже любопытно, когда пошла эта мода отдавать Гамлета актерам субтильного телосложения? Типа в тучном и одышливом человеке духовности меньше? Раз толстый, то и чувства тоже толсты? А ведь это толстый человек говорит:
Черт возьми, или, по-вашему, на мне легче играть, чем на дудке? Назовите меня каким угодно инструментом, - вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне не можете.
Таков наш подлый век консьюмеризма, где даже настоящий порыв человеческого духа должен с ужимками принимать "приличное" обличие, чтобы пресыщенные скучающие дамочки, получив свою порцию духовности, могли потом с утомленным видом заявить: "Что-то Гамлет показался мне ужасно скучным"... Сказать и вновь приступить к просмотру увлекательного фильма о жизни немецких медсестер.
nimmerklug
December 29 2011, 17:04:06 UTC 7 years ago
papa_gen
December 29 2011, 17:22:12 UTC 7 years ago
Но Шекспиру в наше время определенно не везет на исполнителей главных ролей. Полное игнорирования смыслов, заложенных автором. То Гамлета играет актер, тощий аки селедка, то Джульету - тридцатипятилетняя тетенька неохватных размеров.
Я, кстати, не против, что Смоктуновский играл, но могли бы хоть подушками его как-то до того состояния, что в английском обозначается словом "fat", довести.
iraizkaira
December 29 2011, 19:18:49 UTC 7 years ago
А Гамлет - ну, тучен он и задыхается, но что ж поделаешь - он главный герой и играют его соответственно актёры, которые играют главных героев.
Хотя надо признать, что Л. Оливье блестяще сыграл. (И где только научился так хорошо по-английски говорить?)
actapublica
December 29 2011, 18:31:57 UTC 7 years ago
domety
December 31 2011, 07:18:25 UTC 7 years ago
deka
December 29 2011, 19:49:56 UTC 7 years ago
nieczuja
December 29 2011, 20:19:39 UTC 7 years ago
olelookoyeah
December 30 2011, 04:32:24 UTC 7 years ago
papa_gen
December 30 2011, 04:46:57 UTC 7 years ago
И еще. Гамлет происходит из королевского рода, т.е. рода воинов, а тогда воин должен был быть довольно крупным человеком, хотя бы для того, чтобы размахивая мечом, не упасть на землю.
Так что Гамлет по любому обязан был быть как минимум крупным человеком. Шекспир это даже усилил, назвав его тучным, жирным и склонным к одышке.
Вопрос именно в том, что в нашем обществе сформировалась матрица, где Гамлета, да и вообще интеллектуала мыслят худосочным.
Так одна дама и написала, обсуждая этот мой пост, но в другом журнале:
"...глаз (и дух, впрочем, тоже) видит рвущегося, страдающегося, съедаемого противоречиями интеллектуала все-таки худым, высоким и желательно одухотворенным. Таковы законы жанра." ( http://actapublica.livejournal.com/280768.html?thread=896448#t896448 )
Т.е. люди даже не понимают, что хотел сказать автор. Они мыслят какими-то "законами жанра", а не пытаются понять, что говорит им автор. Шекспиру в этом смысле очень не повезло. Его знаменитый монолога про Мир-театр неумолимого Хроноса люди, привыкшие мыслить "законами жанра", в конечном итоге низвели до банального "Меняйся!", извратив сам смысл монолога на его противоположность.
olelookoyeah
December 30 2011, 06:43:16 UTC 7 years ago
А за образец жизни и вида философа я всегда брал неоплатоника Плотина, чьё жизнеописание, составленное Порфирием, люблю иногда перечитать.
papa_gen
December 30 2011, 06:50:24 UTC 7 years ago
Т.е. получается, что из выдающихся режиссеров 20-го века только Акимов обратил на это внимание. Правда, нужно заметить, что Акимов вообще-то был в первую очередь художник, а потом режиссер, и зрительный образ роли у него складывался еще на стадии обдумывания постановки.
olelookoyeah
December 30 2011, 07:11:58 UTC 7 years ago
papa_gen
December 30 2011, 07:19:50 UTC 7 years ago
olelookoyeah
December 30 2011, 07:22:06 UTC 7 years ago
iraizkaira
December 30 2011, 08:27:23 UTC 7 years ago
papa_gen
December 30 2011, 08:31:45 UTC 7 years ago
А на самом деле Шейкспир в том монологе именно и сказал, что маски бесполезны перед неумолимым Хроносом.
amado
December 30 2011, 07:21:24 UTC 7 years ago
papa_gen
December 30 2011, 07:35:15 UTC 7 years ago Edited: December 30 2011, 07:35:55 UTC
1) Гамлет у Шекспира был тучным. Почему? Автору виднее.
2) Философы склонны к полноте. Это - особенность профессии, если хотите. Чистая физиология - мозгу нужны липиды и фосфор. Почему? Потому что мозг состоит из фосфорлипидов. Липиды - жиры.
Публика вообще очень глупа.
domety
December 31 2011, 07:16:59 UTC 7 years ago
amado
December 31 2011, 07:48:11 UTC 7 years ago
Но хотелось бы определённее: так актёры глупы или публика? То есть одни других стоят...
О чём копья ломаем?
С наступающим Новым Годом всех!!!
papa_gen
December 31 2011, 07:49:57 UTC 7 years ago
domety
December 31 2011, 07:56:07 UTC 7 years ago
balbesko_1984
December 30 2011, 06:04:09 UTC 7 years ago
papa_gen
December 30 2011, 06:34:28 UTC 7 years ago
amado
December 30 2011, 06:09:07 UTC 7 years ago
Но вы всёрьёз - о даровании, равном Смоктуновскому?
Я не благоговею перед именем, не кликушествую. Но существует такая почти непреодолимая вещь, как актёрская индивидуальность. Грубо говоря, Невинный - простак, а Смоктуновский - первый на нашем театре рефлексирующий интеллигент.
Можеи и Гамлет быть простаком, но это уже альтернативный театр))
papa_gen
December 30 2011, 06:18:27 UTC 7 years ago Edited: December 30 2011, 06:19:32 UTC
amado
December 30 2011, 07:19:38 UTC 7 years ago Edited: December 30 2011, 07:22:29 UTC
Невинный мог быть очень умным человеком, но есть такое понятие, как актёрская индивидуальность, амплуа, иначе. Тут нет никакой зависимости между интеллектом и особенностью таланта.
Вот Крамаров - очень и очень неглупый, а главное, глубокий человек был. И актёр феноменально одарённый. И тоже мечтал сыграть Гамлета. Что скажете?
papa_gen
December 30 2011, 07:30:32 UTC 7 years ago
Вот характерные примеры. Никулин - клоун, а ведь он и сильнейший драматический артист. Или Папанов - актер величайшего драматического дара, но играл чаще комедийные роли. Актер и режиссер Владимир Басов чаще играл как актер комедийные роли, но его игра как драматического актера просто великолепна. Его драматические роли тем ценнее, что он играл чаще из внутренней режиссуры, т.к. был сам режиссером своих постановок и фильмов, и подсказать ему было некому. Кстати поэтому большинство актеров-режиссеров в своих спектаклях и фильмах предпочитают не играть.
Так что амплуа - это для среднего актера.
А что касается Крамарова. Сейчас какой-то юбилей. И принято в такие дни говорить приятности, но я слышал о нем мнение, как об очень недалеком человеке.
Он играл те роли, что были ему по силе, а вот Невинный не сыграл и половины.
hrensnim
December 31 2011, 08:17:18 UTC 7 years ago
А по теме давно уже замечено, что "... физиономия полнеющего мужчины незаметно превращается в ряшку, на которой трудно прочесть живые муки его души. Зато некто, страдающий, скажем, несварением желудка, взглянет на вас во всем ореоле духоборческой худобы, а в глазах его будет светится отчаяние падшего ангела." (с) Ю.Поляков
papa_gen
December 31 2011, 08:19:19 UTC 7 years ago
Именно, что... Несварение желудка есть первый признак интеллектуала.