papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про Гамлета


Лоуренс Оливье в роли Гамлета

А вот любопытно, откуда есть пошло играть Гамлета худосочными актерами? Вот Лоуренс Оливье - худой, наш Иннокентий Смоктуновский - худой... А между тем, если уж на то пошло, то Гамлета должен был играть вовсе не Смоктуновский, а Невинный. Ведь роль-то для него. И по актерскому дарованию, что ничуть не меньше дарования Смоктуновского, и по комплекции.


Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета

Ведь шекспировский Гамлет - тучный и одышливый человек.


Вячеслав Невинный

Читаем текст Шекспира. В 5-м акте, во 2-й сцене перед самой дуэлью с Лаэртом мать Гамлета, подавая ему платок, прямо называет сына толстым и одышливым человеком.

KING CLAUDIUS

Our son shall win.

QUEEN GERTRUDE

He's fat, and scant of breath.
Here, Hamlet, take my napkin, rub thy brows


Король

Наш сын
Одержит верх.

Королева

Он тучен и одышлив. -
Вот, Гамлет, мой платок; лоб оботри

(Пер. Лозинского).

Даже любопытно, когда пошла эта мода отдавать Гамлета актерам субтильного телосложения? Типа в тучном и одышливом человеке духовности меньше? Раз толстый, то и чувства тоже толсты? А ведь это толстый человек говорит:

Черт возьми, или, по-вашему, на мне легче играть, чем на дудке? Назовите меня каким угодно инструментом, - вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне не можете.

Таков наш подлый век консьюмеризма, где даже настоящий порыв человеческого духа должен с ужимками принимать "приличное" обличие, чтобы пресыщенные скучающие дамочки, получив свою порцию духовности, могли потом с утомленным видом заявить: "Что-то Гамлет показался мне ужасно скучным"... Сказать и вновь приступить к просмотру увлекательного фильма о жизни немецких медсестер.
Tags: Думы, Записки на манжетах
Можно и с другой стороны взглянуть - это что же, если Бербедж был тучен и одышлив, так уж тощим заказано Гамлета играть?
Ну, не знаю. Про Ричарда Бербеджа точно не известно, был ли он тучен по жизни. На портретах так вполне даже нормальной комплекции, не тучен. Другое дело, что был широкой кости, но так плотник же бывший.

Но Шекспиру в наше время определенно не везет на исполнителей главных ролей. Полное игнорирования смыслов, заложенных автором. То Гамлета играет актер, тощий аки селедка, то Джульету - тридцатипятилетняя тетенька неохватных размеров.

Я, кстати, не против, что Смоктуновский играл, но могли бы хоть подушками его как-то до того состояния, что в английском обозначается словом "fat", довести.
Джульетту, по идее, вообще должна играть травести - в старом значении слова.))) А тётенька тридцатипятилетняя старовата даже для мамы, которой тоже 27, если не ошибаюсь.
А Гамлет - ну, тучен он и задыхается, но что ж поделаешь - он главный герой и играют его соответственно актёры, которые играют главных героев.
Хотя надо признать, что Л. Оливье блестяще сыграл. (И где только научился так хорошо по-английски говорить?)
А что с возрастом? Ведь Гамлет немолод? Или я ошибаюсь?
Ему 30. Как раз как Невинному на кадре из "Берегись автомобиля".
Кстати, когда-то давно рассказывали, что в какой-то постановке Гамлета в 30х играл Анатолий Горюнов: режиссёр как раз "зацепился" за эти строки и на роль пригласил полного "Карасика".
Да, в Вахтангова играл Горюнов
Ну а как должен выглядеть интеллектуал, рефлектирующий интроверт? Как Кеша или Лорик, точно!
Вообще-то большинство философов, за немногим исключением, было склонно к полноте. Тут есть объективная причина - мозгу, напряженно работающему мозгу, нужно много липидов. А липиды - жиры.

И еще. Гамлет происходит из королевского рода, т.е. рода воинов, а тогда воин должен был быть довольно крупным человеком, хотя бы для того, чтобы размахивая мечом, не упасть на землю.

Так что Гамлет по любому обязан был быть как минимум крупным человеком. Шекспир это даже усилил, назвав его тучным, жирным и склонным к одышке.

Вопрос именно в том, что в нашем обществе сформировалась матрица, где Гамлета, да и вообще интеллектуала мыслят худосочным.

Так одна дама и написала, обсуждая этот мой пост, но в другом журнале:

"...глаз (и дух, впрочем, тоже) видит рвущегося, страдающегося, съедаемого противоречиями интеллектуала все-таки худым, высоким и желательно одухотворенным. Таковы законы жанра." ( http://actapublica.livejournal.com/280768.html?thread=896448#t896448 )

Т.е. люди даже не понимают, что хотел сказать автор. Они мыслят какими-то "законами жанра", а не пытаются понять, что говорит им автор. Шекспиру в этом смысле очень не повезло. Его знаменитый монолога про Мир-театр неумолимого Хроноса люди, привыкшие мыслить "законами жанра", в конечном итоге низвели до банального "Меняйся!", извратив сам смысл монолога на его противоположность.
Ну раз сам Вильям наш Шекспир сказал, что надобно быть ему таким - что ж спорить? То будет не Гамлет, а сочный Омлет!
А за образец жизни и вида философа я всегда брал неоплатоника Плотина, чьё жизнеописание, составленное Порфирием, люблю иногда перечитать.
У Шекспира несколько мест, где указывается на тучность Гамлета. Я просто взял самое бесспорное. Где сама мать его называет тучным. Т.е. Шекспир в это вкладывал какой-то смысл. Какой? Вероятно, мы поняли бы, играй Гамлета подходящий по комплекции актер. Но таких постановок я что-то не помню, кроме акимовской в театре Вахтангова.

Т.е. получается, что из выдающихся режиссеров 20-го века только Акимов обратил на это внимание. Правда, нужно заметить, что Акимов вообще-то был в первую очередь художник, а потом режиссер, и зрительный образ роли у него складывался еще на стадии обдумывания постановки.
Гамлет - вообще одна из самых многотрактуемых пьес Шекспира, из самых загадочных, поэтому вряд ли стоит удивляться всем новинам, которые она будет ещё открывать.
Ну, самая загадочная - "Буря", а "новины"... Да какая ж тут "новина", коли он сам ясно назвал Гамлета тучным?
Буря, да... или сонеты...
Недавно читала о спектакле, в котором Гамлет насиловал Офелию на рояле. :(
Вот. Вот и я об этом. Все на потребу толпы! А толпа при этом заявляет на голубом глазу: "Так Шекспир сам сказал, что мир - театр, а люди в нем актеры. Вот мы и надеваем масочки"...

А на самом деле Шейкспир в том монологе именно и сказал, что маски бесполезны перед неумолимым Хроносом.
Вообще-то "тучность" Гамлета стала уже общим местом. Всем это известно, все об этом высказались. Но традиция постановок такова, что, вот...

papa_gen

December 30 2011, 07:35:15 UTC 7 years ago Edited:  December 30 2011, 07:35:55 UTC

Это не традиция постановок такова. Это угода публике, что не желает понять двух простых вещей:

1) Гамлет у Шекспира был тучным. Почему? Автору виднее.

2) Философы склонны к полноте. Это - особенность профессии, если хотите. Чистая физиология - мозгу нужны липиды и фосфор. Почему? Потому что мозг состоит из фосфорлипидов. Липиды - жиры.

Публика вообще очень глупа.
Помнится, Олеша тоже обращал на это внимание.
Ну, "публика - дура", тут не поспоришь))
Но хотелось бы определённее: так актёры глупы или публика? То есть одни других стоят...
О чём копья ломаем?
С наступающим Новым Годом всех!!!
А разве кто-то чего-то ломал? Даже табуретки не сломали, что характерно.
Мэл Гибсон играл Гамлета в фильме Дзеффирелли. Он вроде не худой)
Но и тучным (fat) его назвать сложно.
Замечательный актёр Вячеслав Невинный.
Но вы всёрьёз - о даровании, равном Смоктуновскому?
Я не благоговею перед именем, не кликушествую. Но существует такая почти непреодолимая вещь, как актёрская индивидуальность. Грубо говоря, Невинный - простак, а Смоктуновский - первый на нашем театре рефлексирующий интеллигент.
Можеи и Гамлет быть простаком, но это уже альтернативный театр))

papa_gen

December 30 2011, 06:18:27 UTC 7 years ago Edited:  December 30 2011, 06:19:32 UTC

Невинный один из немногих актеров-интеллектуалов. Обычно актеры глупы, а Вячеслав Михайлович был очень умным человеком. Именно что интеллектуал. И актерское дарование у Невинного было просто феноменальным.

amado

December 30 2011, 07:19:38 UTC 7 years ago Edited:  December 30 2011, 07:22:29 UTC

По поводу актёрской глупости - ну, что на это возразить...Ещё неплохо бы добавить об актёрской развращённости. Что Вы, право...
Невинный мог быть очень умным человеком, но есть такое понятие, как актёрская индивидуальность, амплуа, иначе. Тут нет никакой зависимости между интеллектом и особенностью таланта.
Вот Крамаров - очень и очень неглупый, а главное, глубокий человек был. И актёр феноменально одарённый. И тоже мечтал сыграть Гамлета. Что скажете?
Когда говорят об амплуа... Это очень "умное" слово. На самом деле глупое. Глупое и по последствиям для актера. Нет, для актера-середнячка оно правильное, а вот для актера уровня Невинного глупое. Очень глупое. И оно очень мешает актеру раскрыть всю полноту дарования. Сыграет актер удачно роль любовника и вот уже ходит с печатью актера-любовника.

Вот характерные примеры. Никулин - клоун, а ведь он и сильнейший драматический артист. Или Папанов - актер величайшего драматического дара, но играл чаще комедийные роли. Актер и режиссер Владимир Басов чаще играл как актер комедийные роли, но его игра как драматического актера просто великолепна. Его драматические роли тем ценнее, что он играл чаще из внутренней режиссуры, т.к. был сам режиссером своих постановок и фильмов, и подсказать ему было некому. Кстати поэтому большинство актеров-режиссеров в своих спектаклях и фильмах предпочитают не играть.

Так что амплуа - это для среднего актера.

А что касается Крамарова. Сейчас какой-то юбилей. И принято в такие дни говорить приятности, но я слышал о нем мнение, как об очень недалеком человеке.

Он играл те роли, что были ему по силе, а вот Невинный не сыграл и половины.
Давно об этом думал. Гамлет, вроде, еще и бородат был? По крайней мере, так можно истолковать одну из его реплик, обращенных к актерам (да и скандинав все же).

А по теме давно уже замечено, что "... физиономия полнеющего мужчины незаметно превращается в ряшку, на которой трудно прочесть живые муки его души. Зато некто, страдающий, скажем, несварением желудка, взглянет на вас во всем ореоле духоборческой худобы, а в глазах его будет светится отчаяние падшего ангела." (с) Ю.Поляков
:)))

Именно, что... Несварение желудка есть первый признак интеллектуала.