papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Иван Бунин о современных ему русских писателях



Диаграмма кликабельна


Итак, высказывания нобелевского лауреата Бунина о соратниках:

1. Владимир Владимирович Маяковский - "самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства"

2. Исаак Бабель - "один из наиболее мерзких богохульников"

3. Марина Ивановна Цветаева - "Цветаева с её непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах"

4. Сергей Иванович Есенин - "проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!"

5. Анатолий Борисович Мариенгоф - "пройдоха и величайший негодяй"

6. Максим Горький - "чудовищный графоман"

7. Александр Александрович Блок - "нестерпимо поэтичный поэт. Дурачит публику галиматьей"

8. Валерий Яковлевич Брюсов - "морфинист и садистический эротоман"

9. Андрей Белый - "про его обезъяньи неистовства и говорить нечего"

10. Владимир Набоков - "мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный)"

11. Константин Дмитриевич Бальмонт - "буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротичское помешательство"

12. Максимилиан Волошин - "толстый и кудрявый эстет"

13. Михаил Кузмин - "педераст с полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки"

14. Леонид Андреев - "запойный трагик"

15. Зинаида Гиппиус - "необыкновенно противная душонка"

16. Велимир Хлебников - "Довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворяющийся хмельным"
Tags: die kunstkammer
ох уж эти творческие люди, просто таки змеиный букет
Клубок единомышленников!
Ah, vieux grognard!
А ведь и в сети можно встретить таких старых ворчунов (да и молодых, и средних). Всё не по их, все не годяцца!
Да уж... Ворчун первостатейный, чего там говорить.

Но как-то так получилось, что я, вероятно, согласен с Буниным. Нет, не словесно, а по итогам. Из всех, им охарактеризованных, я лично перечитываю только Блока. Вот так просто по велению души. Остальные мне просто нелюбопытны.

Маяковского я не читал со школьной скамьи и не считаю, что что-то потерял.

Бабеля я пытался читать. Испытал приступ рвоты. Горький (даю свою оценку) многословен и пуст. Цветаева - скучна. Набокова читал, "Лолиту". Признаюсь, что интерес был не литературный. Перечитывать не хочется. Есенин... А что Есенин, писал что-то невнятное. Всех остальных прочел по диагонали и понял, что даром убил время.

Так что, если отбросить моральную окраску, присутствующую в его оценках, то он в принципе прав. Читать стоит только Блока, да и то мелкими порциями и не часто.
-/Из всех, им охарактеризованных, я лично перечитываю только Блока.

вот именно.
Это из разряда согласия футбольного фаната который любит футбол и ходит на все матчи с тем, что гольф и шахматы - фуфловые игры.
Скорее другое. Брюсов слишком манерен. Ну, а все остальные просто не трогают, кроме Бабеля, с которого блевать тянет.

Впрочем, у Горького есть "Васса Железнова", но это единственное что мне у него читается.
а я о чем? :) :) :)
Мне например Бабель нравится, но я ж не делаю выводы о фуфлыжности Блока и т.д. ;) ;) ;)
А где-то было сказано про фуфлыжность Бабеля?

Было сказано, что меня с Бабеля блевать тянет. Я его физиологически не перевариваю. Это для меня квинтэссенция именно русскоязычной, не русской, а русскоязычной литературы. Русский для него чужой язык. Чувства и вкуса к русскому слову у него нет, а уж про его взгляды вообще молчу.
-/Это для меня квинтэссенция именно русскоязычной, не русской, а русскоязычной литературы.

(задумчиво) а что, есть какая-то разница?

-/Русский для него чужой язык.

точнее "не родной", и это неудивительно :)

-/Чувства и вкуса к русскому слову у него нет,

мы опять возвращаемся к вопросам вкуса? ;)


-/а уж про его взгляды вообще молчу.

а со взглядами то, что не так?
Разница есть. Это человек не русской культуры. Он чужден ей. Примерно так.

Это не вкусовщина. Это... Французы четко разделяют собственно французскую литературу и литературу франкофонскую.
Набоков о себе:

Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски.

-/Французы четко разделяют собственно французскую литературу и литературу франкофонскую.

а некоторые и мышей едят:)
Они не мышей едят, а лягушек.

А что там Набоков про себя понаписал...

Это - автор "Лолиты" и не более того.
-/Они не мышей едят, а лягушек.

"-некоторые, между прочим, языком умываются.
-Ага. А некоторые и мышей едят" (с) Успенский :)
Думал узнаете цитату.

-/А что там Набоков про себя понаписал...

ничем не хуже, чем Блок писал про других. И имхо, объективнее, т.к. не про чужих, а про себя писал.
Мы тут не про Блока и его писания, а про Бунина вообще-то. Блок, слава Богу, Бабеля прочесть не успел. Даже не знал, что такое есть.
оговорился
имел в виду Бунина.
А чем же вам так Бабель не нравится?
Вот не нравится и все. И обосновывать не хочу, ибо уже его порядком подзабыл (читал аж в конце 70-х), что хорошо, а чтоб объяснить, нужно его перечитать. А я этого делать не хочу. Я человек живущий своим опытом. Раз опыт говорит мне, что это плохо, то повторно я уже к таким делам не возвращаюсь.
Это автор "Лолиты", и этого вполне достаточно. Но есть еще и Цинциннат, "Камера обскура", "Соглядатай"...
Я все это читал. По диагонали. Но давайте не будем создавать друг у друга излишних иллюзий. Набоков - автор преимущественно подростковый. Всех интересует "Лолита", а все остальное так...
Подростковый? Возможно, но это не делает его хуже. Расширяет представления, дает новые чувства и мысли, позволяет выйти за пределы своего частного опыта, своего "я", и лучше понять человеческое, понять себя.
Мне больше нравится "Приглашение на казнь". Лолита - идеальный роман, но мне совсем не интересный. Ум понимает, а не мое:). Как, впрочем, и "Ада". Но я иногда думаю, а могла бы я так думать, если бы не читала все это? Ведь "Пнин", "Защита Лужина" когда-то давно читались.
Я просто не считаю себя, свое отношение, поводом для того, чтобы сказать, что все то, что мне не нравится - чушь:).
"Лолита" - подростковый роман эпохи бэби-бума. Сознательно написанный ради денег. Современные подростки обходятся в своем сексуальном взрослении без этой книги.

Остальное у него вторично. Фаулза читать куда интереснее.
Вот-вот! Этот Ваш ответ - очень яркая иллюстрация!:)
Какая мне разница, что послужило поводом и какова была мотивация к творчеству? Важно только то, что получилось! Смешно же, право! Эту книгу не для сексуального образования читают:).
Ну, да я, почему-то считаю, что Вы меня сознательно провоцируете:)
"Когда б вы знали из какого сора
Растет поэзия, не ведая стыда,.."

Фаулза? Только "Коллекционера". После "Волхва" возникает чувство мошенничества, что тебя надули:)
Да у Фаулза все превосходно. И "Коллекционер", и "Волхв", и "The French Lieutenant’s Woman", и "The Ebony Tower" - все стоит читать.

Кстати, вот еще пример писателя, биографию которого знать не обязательно. Стивен Фрай. Когда читаешь его романы, совершенно забываешь и его скандальную биографию, и то, что он сыграл Дживса. Более того, знание всего этого, неизбежное из-за того, что он наш современник, никак не помогает, но и не мешает восприятию его произведений.

А вот Артюр Рембо и Поль Верлен слабо понимаются вне контекста их взаимного романтического увлечения.

Это, кстати, весьма показательно. На биографию одного наплевать, а творчество двух "друзей" очень уж наполнено их биографией.
:)Фрая не знаю и не читала, к стыду, наверно. Знаю его имя: дочь слушает и восхищена его аудио-Поттером на английском. Но читать чего-то не советовала.

Кого категорически, на мой взгляд, нельзя читать без знания его реальной жизни и биографии, так это Ницше. Это может быть чревато жизненными ошибками:)

Верлен и Рембо? Интересно, а если бы они не имели "романтических" отношений без резни ножиком, без абсенту:), то были бы они сейчас "так любезны народу"?
Фрай считается, не знаю, справедливо ли, самым лучшим современным английским писателем. У него стоит читать: The Hippopotamus, Making History, The Stars’ Tennis Balls, The book of general ignorance.

Первые три перечитывал неоднократно и с удовольствием. Для меня это показатель качества текста, если тянет перечитать.

Что касается его таланта как чтеца, не актера, а именно чтеца, то он бесподобен, что во многом связано не только с его актерским мастерством, но и с эталоностью его английского произношения.

Если говорить о Виньоне, то ему много польстили переводчики, находя философскую глубину там, где ее нет. В принципе, это - кабацкая литература. Феномен Виньона в том, что он писал низовым языком, используя часто абстинентную лексику, но грамматически правильно для языка той поры. Репертуар тем довольно примитивен. Но не думаю, чтобы вы стали бы искать большие глубины в матерных стихах.
Очень хорошо и убедительно Вы написали про Фрая. Возникло желание прочесть:), естественно, в переводе. Я только новости могу читать на английском - сухое и безОбразное.

Вы абсолютно правы: обсценное стихосложение вряд ли может быть источником философской мысли. Мое ограниченное сознание не может манипулировать такого рода словоформами - сознаю и признаю. Значит я могу сказать, что Вийон для меня в большей степени работа переводчиков. Знаменателен тот факт, что Вийон при всей своей "кабацкости" служил привлекательным материалом для перевода многих интересных переводчиков: один Эренбург чего стоит:). Как Вы оцениваете "Баладу о жареной рыбе" Вийона?
Не читал такой баллады, врать не буду. У меня такой завод, говори про что знаешь.

Вот "Балладу истин наизнанку" читал, а про рыбу нет.
У Набокова есть "Защита Лужина", а у Есенина поэмы 1918-1920 гг.
Маяковский... мне очень нравится, как он писал, но не нравится, ЧТО.
Маяковский мне не нравился и не нравится в любом виде. Эти все его лесенки лишь только вычурность и ничего более.

"Защита Лужина" - единственное, что примиряет меня с эпитетом "писатель" у Набокова.

Есенин... Ну, не знаю, мне он всегда казался вторичным.
Обожаю Бунина:)
С Вами насчет Бабеля согласна. Маяковский и Цветаева тоже потускнели со временем, они для юношества. А Набокова почитайте, не может быть, чтобы Вы его мало читали! "Лолита" -- самая неудачная его книга. И не только в содержании дело, но и стилистически. Она была написана в сознательном расчете на успех. Стареющий никому не нужный в Америке профессор устал от безвестности и продал душу известно кому:((((
У него очень хороши "Защита Лужина", "Пнин", "Дар". Ну и рассказы.
У Есенина есть несколько гениальных стихотворений в потоке (как он сказал?) мессианского запоя:)
А можно узнать. откуда такие данные?То есть кто автор-составитель и насклько он был близок к самому Бунину?
Да уж куда ближе. Сам и писал. Взято из собрания сочинений. Письма, записи.

Возьмите в библиотеке его Собрание сочинений и все там найдете.

Библиографическая справка: Бунин И.А. Собр. соч.: В 11 т. Берлин: Петрополис, 1934--1936.

Вот тут еще довесочек: http://proza.ru/2005/05/18-38

А что, его оценки расходятся с вашими? Ну, уж тут я ничем помочь не могу.
Большое спасибо за ответ и особенно за довесочек..гораздо больше обьясняет)))
Но у меня еще есть один вопрос: Автор сам давал разрешение на публикацию своих личных дневников и писем к кому-то или это сделали его "последователи" сами, дыбы для лучшего понимания самой личности автора?
Это прижизненное издание. Посмотрите на годы издания. Исследователей у него тогда не было. Гонорар за издание получил он сам, как и за редактуру и подбор текстов. Надеюсь, что сам автор сделал все от него зависящее, чтобы его правильно поняли.
"Надеюсь, что сам автор сделал все от него зависящее, чтобы его правильно поняли."
Если это так, то я его за это только уважаю....и не думаю. что он рассчитвал на понимание большинства, а лишь на отдельных людей, которых он сам уважал и на тех, кому разу давал способнось все правильно понять..именно все, а не частные негативные высказывания в чьей-либо адрес)
Пока думаю так)
Как по мне, так я разделяю писателя=живое существо и его творчество.
Как про людей, так вероятно Бунин прав. Ему виднее. Очень похожи его оценки на записки иных современников.
А если о творчестве, так тут каждому свой фрукт по вкусу.
Лермонтов своей смертью показал, что не всегда можно отделить личность писателя от творчества. Это если серьезно.
это им, современникам, можно\не можно отделять\не отделять, а нам, чисто читателям, не остаётся ничего, кроме творческого наследия.
и что нам оттого что автор был скотиной или наркоманом?
Вот я, например, прочел один раз Бодлера Le Poème du haschisch и понял, что без гашиша его творчество мне не понятно. Посему и не стал дальше углубляться. Ну, а что касается смерти Лермонтова, то параллель с дуэлью Печорина очевидна и сейчас.
И только он один посреди этого ужоса стоит в белом смокинге.
Типа Д,Артаньян, ога.
Ну, там еще про Блока тепло сказано.

И потом, имеет право. Он как-никак нобелевский лауреат. Тогдашний еще, когда эта премия еще не выродилась в то, во что выродилась.
Абстрагируясь от оценок, восхищаюсь эпитетами. Ах, если бы нынешние друг дружку ругали так ярко.
Да, не то, что нынешнее племя. Богатыри, не мы!

Даже любопытно, как бы он охарактеризовал Пелевина и Татьяну Толстую...
Так было в России, так есть, так будет;)))
Литература писалась людьми для людей. У каждого - свои недостатки. Но мне лично интересны продукты их творчества, а не то, кто и что скзал друг о друге. Мерять творчество представленных литературных со-товарищей аршином Бунина? Не вижу смысла.
Ах, оставьте. Просто есть три рода писателей (поэтов в том числе). Есть те, чья биография совершенно неинтересна, а есть и такие, что и не поймешь до конца, если не знаешь хоть немного их биографию, а есть и третьи, что так и прыгают: "Почитай про меня".

К первым относятся: Державин (вы много знаете про его семью, про то, что в юности он был карточным шулером?), Пушкин, Гоголь (пожалуй, единственный случай в его творчестве, когда биографию знать полезно, это - попечитель богоугодных заведений Земляника, прообразом которого был великий Иван Котляревский, создатель малороссийской (Энеады) {Еней був парубок моторний
І хлопець хоть куди козак}, слова "Выздоравливают как мухи" - слова Котляревского, более биография Гоголя в принципе не нужна), Достоевский (можно даже не знать про его гражданскую казнь и страсть к игре).

Вторые - те, чьи биографии знать полезно. Например, совершенно по другому видится произведения Шедрина, если знать, что в принципе это мнения скептика-государственника, с богатой родословной, к тому же еще и серьезного администратора. Тут сразу пропадает оценка Щедрина как зубоскала, как некоего чуждого всему русскому автора. Ну, Лермонтов так вообще случай, когда человек просто сконструировал свой эпизод из жизни из собственного литературного произведения, только в жизни оказалось, что Печорин погибает. Или смерть Толстого, резко снижающая нравственную ценность его произведений, более того, делающая ее сомнительной, при том, что Толстой все-таки гений.

Ну, а есть и такие, что просто тычут тебе в нос свои биографические подробности.

Есть еще один разряд. Это касается авторов, практикующих вещества. Ни Вы, ни я так до конца и не поймем Бодлера, Блока или Пелевина. Просто потому, что мы не имеем их практик.

Хотя, если говорить про Блока, то скорее его можно отнести к первой категории, т.е. тех, чья биография не важна. Хотя, если знать, что Блок отчасти был националист, как и его тесть чемоданных дел мастер Д.И. Менделеев, это меняет восприятие некоторых произведений. Но это только частный момент. Это как Котляревский, где случай с его прототипством Земляники, интересен, но не более того.
У Вас интересный подход к литературе. С одной стороны, Вы как будто стремитесь к какой-то "литературной" истине, а с другой стороны, Вы эту истину пытаетесь создать самостоятельно.

Для меня же и правда, все куда как проще. Иногда меня спрашивают, зачем мне знать биографию Баха. Мне интересно, и я читаю. Вот и все. Не для внешнего использования, а для удовлетворения потребности знать.

Смерть Льва Толстого нисколько не обесценивает для меня его творчество. Его жизнь, прочитанная мной у многих - в его дневниках, дневниках его жены, его детей, его свояченницы, правнука, секретаря - только дополняет мое понимание человеческой жизни. Все бывают стары, а графский титул и высокородство не избавляют от старческого слабоумия. Но была молодость и зрелость, было творчество и жажда работать, жить и писать. Беда в том, что была нарушена приватность, интимность их жизни, а потом и смерти.

Ваша точка зрения на влияние знания подробностей жизни на понимание творчества мне понятна. Она логически обоснована и может служить основой для понимания и восприятия. Мне просто трудно принять такую жесткую категоричность выводов.

Я знаю, как жила Цветаева, знаю многое из того, что делает ее в моем понимании плохой женой и матерью. Но на ее поэтические строки это не влияет. Нет! Не биография делает литературу, а литература делает важным взгляд на жизнь человека, который это написал.

Для меня знание о Блоке ничего не меняет в восприятии его произведений. Скажите, почему Вы его привязываете именно к Менделееву? Ведь сам дедушка Бекетов играл более важную роль в жизни Блока, чем друг Бекетова и будущий тесть Менделеев. Дед был фигурой интересной и значительной, вокруг которого и формировалась профессорская среда, где рос маленький Сашура.

Так и высказывание Бунина о Маяковском ничего не может изменить для меня в восприятии Маяковского. А почему должно? А Пушкин продолжает меня удивлять зрелостью, мудростью и глубиной мысли, хоть я знаю, что его жизнь прервалась в 37 лет. А "запойный трагик" заставит меня обливаться слезами над вымыслом о Сатане, о Иуде и о Василии Фивейском.

Пелевин для меня пустое пятно. Я пробовола, честно, но его тексты не расширяют для меня возможности понимания человеческого, а полностью блокируют возможность восприятия. Бодлер тоже не мой. Не мой склад сознания, не мое отношение к жизни. Это как из жизни "пелевинских насекомых". Другой мир, который меня не интересует. И тут уже даже знание жизни Бодлера ничем мне не помогает:), скорее отталкивает. Мне ближе Франсуа Вийон:)
Бодлера и Пелевина без практик с "веществами" понять вообще невозможно. Там какие-то аллюзии и ассоциации, которые понимаются только людьми с соответствующим опытом.

Биографию Пушкина, Державина и Гоголя вообще можно не знать. Никак на восприятие их творчества не повлияет. А вот Толстой с его измышленной ненатуральной жизнью и дикой смертью анафемы... Начинаешь по другому смотреть на его творчество. У Державина, Пушкина и Гоголя творчество часть жизни, но не сама жизнь, а у Толстого часть даже его самого... Я не говорю, что Толстой после этого перестал быть гением, нет, он гений и некоторые места я перечитываю с удовольствием, но знание о его смерти заставляет по другому глядеть как на его политические, так и этические теории. Там же, где он не занимается унылой назидательностью, там он весьма читабелен.

Чемоданный мастер оказал на Блока, на взрослого Блока, куда большее влияние, чем Бекетов. Не на поэта Блока, а на человека. Некоторые стихи Блока можно понять, если знать этот факт. Это - своеобразная энигма.

А Вийон-то Вам чем симпатичен? Вполне себе обычный отброс, ухайдаковший своего папашу на почве алкоголизма и посещения рогожных девок.

Ценен только филологически, ибо показывает низовой старофранцузский язык. Не более того.
Вийон мне симпатичен не филологически, ибо я в старофранцузском "ни ногой", а философичностью мысли, переданной в переводе на новорусский. Мысль переводится, с поэзией труднее!:)

"от жажды умираю над ручьем..."
"отчаянье мне веры придает..." - что-то дрогает во мне от этого Вийона.
В ощущениях нет истины, есть только истинность ощущений:)
А положительные отзывы у него о ком-нибудь были? Какой-то он чудовищный мизантроп:)
В принципе, характеристика Блока хороша. Он действительно "нестерпимо поэтичный поэт". Также об Алексее Толстом он хорошо отзывался.
Характеристика Блока хороша, если не брать во внимание "галиматью"))
Поэты, за редким исключением, всегда пишут галиматью. На то они и поэты.