Диаграмма кликабельна
Итак, высказывания нобелевского лауреата Бунина о соратниках:
1. Владимир Владимирович Маяковский - "самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства"
2. Исаак Бабель - "один из наиболее мерзких богохульников"
3. Марина Ивановна Цветаева - "Цветаева с её непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах"
4. Сергей Иванович Есенин - "проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!"
5. Анатолий Борисович Мариенгоф - "пройдоха и величайший негодяй"
6. Максим Горький - "чудовищный графоман"
7. Александр Александрович Блок - "нестерпимо поэтичный поэт. Дурачит публику галиматьей"
8. Валерий Яковлевич Брюсов - "морфинист и садистический эротоман"
9. Андрей Белый - "про его обезъяньи неистовства и говорить нечего"
10. Владимир Набоков - "мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный)"
11. Константин Дмитриевич Бальмонт - "буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротичское помешательство"
12. Максимилиан Волошин - "толстый и кудрявый эстет"
13. Михаил Кузмин - "педераст с полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки"
14. Леонид Андреев - "запойный трагик"
15. Зинаида Гиппиус - "необыкновенно противная душонка"
16. Велимир Хлебников - "Довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворяющийся хмельным"
govorilkin
January 3 2011, 07:30:03 UTC 8 years ago
papa_gen
January 3 2011, 07:44:49 UTC 8 years ago
lemuel55
January 3 2011, 07:32:19 UTC 8 years ago
А ведь и в сети можно встретить таких старых ворчунов (да и молодых, и средних). Всё не по их, все не годяцца!
papa_gen
January 3 2011, 07:44:16 UTC 8 years ago
Но как-то так получилось, что я, вероятно, согласен с Буниным. Нет, не словесно, а по итогам. Из всех, им охарактеризованных, я лично перечитываю только Блока. Вот так просто по велению души. Остальные мне просто нелюбопытны.
Маяковского я не читал со школьной скамьи и не считаю, что что-то потерял.
Бабеля я пытался читать. Испытал приступ рвоты. Горький (даю свою оценку) многословен и пуст. Цветаева - скучна. Набокова читал, "Лолиту". Признаюсь, что интерес был не литературный. Перечитывать не хочется. Есенин... А что Есенин, писал что-то невнятное. Всех остальных прочел по диагонали и понял, что даром убил время.
Так что, если отбросить моральную окраску, присутствующую в его оценках, то он в принципе прав. Читать стоит только Блока, да и то мелкими порциями и не часто.
govorilkin
January 3 2011, 08:15:56 UTC 8 years ago
вот именно.
Это из разряда согласия футбольного фаната который любит футбол и ходит на все матчи с тем, что гольф и шахматы - фуфловые игры.
papa_gen
January 3 2011, 08:19:30 UTC 8 years ago
Впрочем, у Горького есть "Васса Железнова", но это единственное что мне у него читается.
чистая вкусовщина
govorilkin
January 3 2011, 08:28:44 UTC 8 years ago
Мне например Бабель нравится, но я ж не делаю выводы о фуфлыжности Блока и т.д. ;) ;) ;)
Танцуя канкан с выкрутасами
papa_gen
January 3 2011, 08:47:53 UTC 8 years ago
Было сказано, что меня с Бабеля блевать тянет. Я его физиологически не перевариваю. Это для меня квинтэссенция именно русскоязычной, не русской, а русскоязычной литературы. Русский для него чужой язык. Чувства и вкуса к русскому слову у него нет, а уж про его взгляды вообще молчу.
Re: Танцуя канкан с выкрутасами
govorilkin
January 3 2011, 08:55:27 UTC 8 years ago
(задумчиво) а что, есть какая-то разница?
-/Русский для него чужой язык.
точнее "не родной", и это неудивительно :)
-/Чувства и вкуса к русскому слову у него нет,
мы опять возвращаемся к вопросам вкуса? ;)
-/а уж про его взгляды вообще молчу.
а со взглядами то, что не так?
Re: Танцуя канкан с выкрутасами
papa_gen
January 3 2011, 09:01:14 UTC 8 years ago
Это не вкусовщина. Это... Французы четко разделяют собственно французскую литературу и литературу франкофонскую.
Re: Танцуя канкан с выкрутасами
govorilkin
January 3 2011, 09:22:44 UTC 8 years ago
Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски.
-/Французы четко разделяют собственно французскую литературу и литературу франкофонскую.
а некоторые и мышей едят:)
поправляя
papa_gen
January 3 2011, 09:33:48 UTC 8 years ago
А что там Набоков про себя понаписал...
Это - автор "Лолиты" и не более того.
Re: поправляя
govorilkin
January 3 2011, 09:44:12 UTC 8 years ago
"-некоторые, между прочим, языком умываются.
-Ага. А некоторые и мышей едят" (с) Успенский :)
Думал узнаете цитату.
-/А что там Набоков про себя понаписал...
ничем не хуже, чем Блок писал про других. И имхо, объективнее, т.к. не про чужих, а про себя писал.
Re: поправляя
papa_gen
January 3 2011, 09:55:52 UTC 8 years ago
Re: поправляя
govorilkin
January 3 2011, 10:04:40 UTC 8 years ago
имел в виду Бунина.
А чем же вам так Бабель не нравится?
Re: поправляя
papa_gen
January 3 2011, 10:08:56 UTC 8 years ago
Re: поправляя
govorilkin
January 3 2011, 10:22:09 UTC 8 years ago
Добавляя:)
bettybarklay
January 3 2011, 18:08:26 UTC 8 years ago
Re: Добавляя:)
papa_gen
January 3 2011, 19:45:28 UTC 8 years ago
Re: Добавляя:)
bettybarklay
January 3 2011, 20:03:05 UTC 8 years ago
Мне больше нравится "Приглашение на казнь". Лолита - идеальный роман, но мне совсем не интересный. Ум понимает, а не мое:). Как, впрочем, и "Ада". Но я иногда думаю, а могла бы я так думать, если бы не читала все это? Ведь "Пнин", "Защита Лужина" когда-то давно читались.
Я просто не считаю себя, свое отношение, поводом для того, чтобы сказать, что все то, что мне не нравится - чушь:).
Re: Добавляя:)
papa_gen
January 3 2011, 20:25:30 UTC 8 years ago
Остальное у него вторично. Фаулза читать куда интереснее.
Re: Добавляя:)
bettybarklay
January 3 2011, 21:19:46 UTC 8 years ago
Какая мне разница, что послужило поводом и какова была мотивация к творчеству? Важно только то, что получилось! Смешно же, право! Эту книгу не для сексуального образования читают:).
Ну, да я, почему-то считаю, что Вы меня сознательно провоцируете:)
"Когда б вы знали из какого сора
Растет поэзия, не ведая стыда,.."
Фаулза? Только "Коллекционера". После "Волхва" возникает чувство мошенничества, что тебя надули:)
Re: Добавляя:)
papa_gen
January 3 2011, 21:58:24 UTC 8 years ago
Кстати, вот еще пример писателя, биографию которого знать не обязательно. Стивен Фрай. Когда читаешь его романы, совершенно забываешь и его скандальную биографию, и то, что он сыграл Дживса. Более того, знание всего этого, неизбежное из-за того, что он наш современник, никак не помогает, но и не мешает восприятию его произведений.
А вот Артюр Рембо и Поль Верлен слабо понимаются вне контекста их взаимного романтического увлечения.
Это, кстати, весьма показательно. На биографию одного наплевать, а творчество двух "друзей" очень уж наполнено их биографией.
Re: Добавляя:)
bettybarklay
January 4 2011, 14:20:29 UTC 8 years ago
Кого категорически, на мой взгляд, нельзя читать без знания его реальной жизни и биографии, так это Ницше. Это может быть чревато жизненными ошибками:)
Верлен и Рембо? Интересно, а если бы они не имели "романтических" отношений без резни ножиком, без абсенту:), то были бы они сейчас "так любезны народу"?
Про Стивена Фрая
papa_gen
January 4 2011, 14:49:10 UTC 8 years ago
Первые три перечитывал неоднократно и с удовольствием. Для меня это показатель качества текста, если тянет перечитать.
Что касается его таланта как чтеца, не актера, а именно чтеца, то он бесподобен, что во многом связано не только с его актерским мастерством, но и с эталоностью его английского произношения.
Если говорить о Виньоне, то ему много польстили переводчики, находя философскую глубину там, где ее нет. В принципе, это - кабацкая литература. Феномен Виньона в том, что он писал низовым языком, используя часто абстинентную лексику, но грамматически правильно для языка той поры. Репертуар тем довольно примитивен. Но не думаю, чтобы вы стали бы искать большие глубины в матерных стихах.
Re: Про Стивена Фрая
bettybarklay
January 4 2011, 16:46:47 UTC 8 years ago
Вы абсолютно правы: обсценное стихосложение вряд ли может быть источником философской мысли. Мое ограниченное сознание не может манипулировать такого рода словоформами - сознаю и признаю. Значит я могу сказать, что Вийон для меня в большей степени работа переводчиков. Знаменателен тот факт, что Вийон при всей своей "кабацкости" служил привлекательным материалом для перевода многих интересных переводчиков: один Эренбург чего стоит:). Как Вы оцениваете "Баладу о жареной рыбе" Вийона?
дымя козьей ножкой
papa_gen
January 4 2011, 20:38:51 UTC 8 years ago
Вот "Балладу истин наизнанку" читал, а про рыбу нет.
lemuel55
January 4 2011, 10:41:59 UTC 8 years ago
Маяковский... мне очень нравится, как он писал, но не нравится, ЧТО.
papa_gen
January 4 2011, 15:06:23 UTC 8 years ago
"Защита Лужина" - единственное, что примиряет меня с эпитетом "писатель" у Набокова.
Есенин... Ну, не знаю, мне он всегда казался вторичным.
забавный пост:)
dadaha
February 11 2011, 19:34:22 UTC 8 years ago
С Вами насчет Бабеля согласна. Маяковский и Цветаева тоже потускнели со временем, они для юношества. А Набокова почитайте, не может быть, чтобы Вы его мало читали! "Лолита" -- самая неудачная его книга. И не только в содержании дело, но и стилистически. Она была написана в сознательном расчете на успех. Стареющий никому не нужный в Америке профессор устал от безвестности и продал душу известно кому:((((
У него очень хороши "Защита Лужина", "Пнин", "Дар". Ну и рассказы.
У Есенина есть несколько гениальных стихотворений в потоке (как он сказал?) мессианского запоя:)
koshka_toshka
January 3 2011, 08:03:55 UTC 8 years ago
с кроткой благостию во взорах
papa_gen
January 3 2011, 08:12:30 UTC 8 years ago
Возьмите в библиотеке его Собрание сочинений и все там найдете.
Библиографическая справка: Бунин И.А. Собр. соч.: В 11 т. Берлин: Петрополис, 1934--1936.
Вот тут еще довесочек: http://proza.ru/2005/05/18-38
А что, его оценки расходятся с вашими? Ну, уж тут я ничем помочь не могу.
Re: с кроткой благостию во взорах
koshka_toshka
January 3 2011, 08:38:00 UTC 8 years ago
Но у меня еще есть один вопрос: Автор сам давал разрешение на публикацию своих личных дневников и писем к кому-то или это сделали его "последователи" сами, дыбы для лучшего понимания самой личности автора?
Re: с кроткой благостию во взорах
papa_gen
January 3 2011, 08:51:11 UTC 8 years ago
Re: с кроткой благостию во взорах
koshka_toshka
January 3 2011, 09:11:24 UTC 8 years ago
Если это так, то я его за это только уважаю....и не думаю. что он рассчитвал на понимание большинства, а лишь на отдельных людей, которых он сам уважал и на тех, кому разу давал способнось все правильно понять..именно все, а не частные негативные высказывания в чьей-либо адрес)
Пока думаю так)
yositch
January 3 2011, 09:12:07 UTC 8 years ago
Как про людей, так вероятно Бунин прав. Ему виднее. Очень похожи его оценки на записки иных современников.
А если о творчестве, так тут каждому свой фрукт по вкусу.
papa_gen
January 3 2011, 09:38:00 UTC 8 years ago
yositch
January 3 2011, 09:41:30 UTC 8 years ago
и что нам оттого что автор был скотиной или наркоманом?
papa_gen
January 3 2011, 09:51:09 UTC 8 years ago
ross_grifon
January 3 2011, 10:46:39 UTC 8 years ago
Типа Д,Артаньян, ога.
papa_gen
January 3 2011, 10:51:31 UTC 8 years ago
И потом, имеет право. Он как-никак нобелевский лауреат. Тогдашний еще, когда эта премия еще не выродилась в то, во что выродилась.
a_zudin
January 3 2011, 14:39:03 UTC 8 years ago
papa_gen
January 3 2011, 16:20:31 UTC 8 years ago
Даже любопытно, как бы он охарактеризовал Пелевина и Татьяну Толстую...
sureshka
January 3 2011, 14:48:08 UTC 8 years ago
papa_gen
January 3 2011, 16:18:56 UTC 8 years ago
Просто люди.
bettybarklay
January 3 2011, 18:17:00 UTC 8 years ago
Тут все не просто так
papa_gen
January 3 2011, 19:42:37 UTC 8 years ago
К первым относятся: Державин (вы много знаете про его семью, про то, что в юности он был карточным шулером?), Пушкин, Гоголь (пожалуй, единственный случай в его творчестве, когда биографию знать полезно, это - попечитель богоугодных заведений Земляника, прообразом которого был великий Иван Котляревский, создатель малороссийской (Энеады) {Еней був парубок моторний
І хлопець хоть куди козак}, слова "Выздоравливают как мухи" - слова Котляревского, более биография Гоголя в принципе не нужна), Достоевский (можно даже не знать про его гражданскую казнь и страсть к игре).
Вторые - те, чьи биографии знать полезно. Например, совершенно по другому видится произведения Шедрина, если знать, что в принципе это мнения скептика-государственника, с богатой родословной, к тому же еще и серьезного администратора. Тут сразу пропадает оценка Щедрина как зубоскала, как некоего чуждого всему русскому автора. Ну, Лермонтов так вообще случай, когда человек просто сконструировал свой эпизод из жизни из собственного литературного произведения, только в жизни оказалось, что Печорин погибает. Или смерть Толстого, резко снижающая нравственную ценность его произведений, более того, делающая ее сомнительной, при том, что Толстой все-таки гений.
Ну, а есть и такие, что просто тычут тебе в нос свои биографические подробности.
Есть еще один разряд. Это касается авторов, практикующих вещества. Ни Вы, ни я так до конца и не поймем Бодлера, Блока или Пелевина. Просто потому, что мы не имеем их практик.
Хотя, если говорить про Блока, то скорее его можно отнести к первой категории, т.е. тех, чья биография не важна. Хотя, если знать, что Блок отчасти был националист, как и его тесть чемоданных дел мастер Д.И. Менделеев, это меняет восприятие некоторых произведений. Но это только частный момент. Это как Котляревский, где случай с его прототипством Земляники, интересен, но не более того.
Re: Тут все не просто так
bettybarklay
January 3 2011, 21:12:47 UTC 8 years ago
Для меня же и правда, все куда как проще. Иногда меня спрашивают, зачем мне знать биографию Баха. Мне интересно, и я читаю. Вот и все. Не для внешнего использования, а для удовлетворения потребности знать.
Смерть Льва Толстого нисколько не обесценивает для меня его творчество. Его жизнь, прочитанная мной у многих - в его дневниках, дневниках его жены, его детей, его свояченницы, правнука, секретаря - только дополняет мое понимание человеческой жизни. Все бывают стары, а графский титул и высокородство не избавляют от старческого слабоумия. Но была молодость и зрелость, было творчество и жажда работать, жить и писать. Беда в том, что была нарушена приватность, интимность их жизни, а потом и смерти.
Ваша точка зрения на влияние знания подробностей жизни на понимание творчества мне понятна. Она логически обоснована и может служить основой для понимания и восприятия. Мне просто трудно принять такую жесткую категоричность выводов.
Я знаю, как жила Цветаева, знаю многое из того, что делает ее в моем понимании плохой женой и матерью. Но на ее поэтические строки это не влияет. Нет! Не биография делает литературу, а литература делает важным взгляд на жизнь человека, который это написал.
Для меня знание о Блоке ничего не меняет в восприятии его произведений. Скажите, почему Вы его привязываете именно к Менделееву? Ведь сам дедушка Бекетов играл более важную роль в жизни Блока, чем друг Бекетова и будущий тесть Менделеев. Дед был фигурой интересной и значительной, вокруг которого и формировалась профессорская среда, где рос маленький Сашура.
Так и высказывание Бунина о Маяковском ничего не может изменить для меня в восприятии Маяковского. А почему должно? А Пушкин продолжает меня удивлять зрелостью, мудростью и глубиной мысли, хоть я знаю, что его жизнь прервалась в 37 лет. А "запойный трагик" заставит меня обливаться слезами над вымыслом о Сатане, о Иуде и о Василии Фивейском.
Пелевин для меня пустое пятно. Я пробовола, честно, но его тексты не расширяют для меня возможности понимания человеческого, а полностью блокируют возможность восприятия. Бодлер тоже не мой. Не мой склад сознания, не мое отношение к жизни. Это как из жизни "пелевинских насекомых". Другой мир, который меня не интересует. И тут уже даже знание жизни Бодлера ничем мне не помогает:), скорее отталкивает. Мне ближе Франсуа Вийон:)
Да в жизни вообще все не просто
papa_gen
January 3 2011, 21:31:28 UTC 8 years ago
Биографию Пушкина, Державина и Гоголя вообще можно не знать. Никак на восприятие их творчества не повлияет. А вот Толстой с его измышленной ненатуральной жизнью и дикой смертью анафемы... Начинаешь по другому смотреть на его творчество. У Державина, Пушкина и Гоголя творчество часть жизни, но не сама жизнь, а у Толстого часть даже его самого... Я не говорю, что Толстой после этого перестал быть гением, нет, он гений и некоторые места я перечитываю с удовольствием, но знание о его смерти заставляет по другому глядеть как на его политические, так и этические теории. Там же, где он не занимается унылой назидательностью, там он весьма читабелен.
Чемоданный мастер оказал на Блока, на взрослого Блока, куда большее влияние, чем Бекетов. Не на поэта Блока, а на человека. Некоторые стихи Блока можно понять, если знать этот факт. Это - своеобразная энигма.
А Вийон-то Вам чем симпатичен? Вполне себе обычный отброс, ухайдаковший своего папашу на почве алкоголизма и посещения рогожных девок.
Ценен только филологически, ибо показывает низовой старофранцузский язык. Не более того.
Re: Да в жизни вообще все не просто
bettybarklay
January 4 2011, 10:36:36 UTC 8 years ago
"от жажды умираю над ручьем..."
"отчаянье мне веры придает..." - что-то дрогает во мне от этого Вийона.
В ощущениях нет истины, есть только истинность ощущений:)
irli
January 7 2011, 15:27:13 UTC 8 years ago
papa_gen
January 7 2011, 15:44:41 UTC 8 years ago
irli
January 7 2011, 16:31:19 UTC 8 years ago
Элегируя на арфе
papa_gen
January 7 2011, 16:50:36 UTC 8 years ago