Салтыковъ-Щедринъ не имѣетъ ничего общаго съ русской жизнью, его окружавшей; но большевики читали его охотно, находились подъ сильнымъ его влiянiемъ, и этотъ импринтингъ сказался на характеристикахъ того государства, которое они строили. Потому для описанiя большевицкой реальности онъ относительно адекватенъ.
По-моему, главный импринтинг был во взятом на вооружение образе "дикой царско-крепостнической России", которую они, к образу этому неустанно апеллируя, с поросячьим визгом и подлой жестокостью уничтожали.
А как-то пояснить это можно? Мне помнится, у него был опыт работы крупного администратора в провинции. То есть должно быть что-то, что не позволяло ему допускать опыт до литературы, или исакажало этот опыт, так что он сам им не владел - я об этом ничего не знаю.
Можетъ быть, онъ лично жегъ гимназiю и упразднялъ науки, я не знаю… Но если все-таки нѣтъ — онъ изображалъ нѣчто, пророжденное самой прогрессивной теорiей въ сочетанiи съ собственной больной печенью. А опытъ тутъ ни при чемъ.
Просто для его сатиры характерна устремлённость к норме, в чём он наследует европейским просветителям (кстати, когда его вздумали переводить на европейские языки, он сам был несколько озадачен и недоумевал: "Я ведь для них писатель восемнадцатого века!"). А большевики (в пределе) тоже стремились следовать идеям об устройстве (точнее, переустройстве) мира, основанном на рациональных началах - хоть и вышло у них страшненько. Порочная и иррациональная человеческая натура опять взяла своё :-)
Большевики вообще свое представление о прошлом базировали на сатире. И когда сами дорвались до власти - то подражать стали не прежним "власть имевшим", а их сатирическому изображению.
Или говоря иначе: Салтыков-Щедрин посмеялся над настоящим, будущее плакало над Щедриным и смеялось над собой? Но нет, это слишком конечно. Не сатира для истории, а история для сатиры? Это такой произвол, перед которым и Маркс буржуа.
"Было бы крайне ошибочно судить о русской провинции прежнего времени по «Мертвым душам» и «Ревизору» или даже по «Запискам охотника». Лучшие ее элементы остались незатронутыми русской литературой, которая в преследовании высших идеалов беспощадно карала то, что было им противно, не заботясь о полноте изображения. Благородная цель служит оправданием одностороннего направления сатиры прежнего времени. Но теперь, когда это все отошло в область давно прошедшего и представляет как бы отжившую формацию, какую цель можно иметь, изображая старый русский провинциальный быт в виде «Пошехонской старины»? Разве доказать, что автор в своей жизни ничего не видал, кроме грязи?" http://alex-vergin.livejournal.com/11550.html
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
кстати да
landgrafff
December 25 2015, 09:08:40 UTC 3 years ago
enzel
December 25 2015, 09:11:07 UTC 3 years ago
.... и на все пять рублей процвёл.
scholarpunk
December 25 2015, 09:56:56 UTC 3 years ago
scholarpunk
December 25 2015, 09:59:06 UTC 3 years ago
cass1an
December 25 2015, 11:20:26 UTC 3 years ago
maxserov
December 25 2015, 12:00:31 UTC 3 years ago
ivanov_petrov
December 25 2015, 12:19:04 UTC 3 years ago
philtrius
December 25 2015, 12:24:21 UTC 3 years ago
az_greshny
December 26 2015, 11:54:17 UTC 3 years ago
Щедрин
logos
December 28 2015, 21:39:54 UTC 3 years ago
pasha_su
December 25 2015, 13:57:57 UTC 3 years ago
begemotoff
December 25 2015, 16:55:29 UTC 3 years ago
eu_he_nio
December 25 2015, 18:47:14 UTC 3 years ago
Салтыков-Щедрин посмеялся над настоящим, будущее плакало над Щедриным и смеялось над собой?
Но нет, это слишком конечно. Не сатира для истории, а история для сатиры? Это такой произвол, перед которым и Маркс буржуа.
Или такъ:
az_greshny
December 26 2015, 11:55:29 UTC 3 years ago Edited: December 26 2015, 11:55:57 UTC
kislin
December 26 2015, 09:04:16 UTC 3 years ago
alex_vergin
December 29 2015, 19:40:49 UTC 3 years ago