philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:

О поверхностныхъ статьяхъ

Вотъ, прочелъ эту статью (на мой взглядъ, весьма поверхностную) и задумался: а что же такое совѣтскій человѣкъ?

Съ одной стороны, статически ставить такой вопросъ безсмысленно. Первое поколѣніе совѣтскихъ людей — родившихся во второй половинѣ 10-х ​гг​. XX в. и въ слѣдующемъ десятилѣтіи — сожрала война (а оно было бы, пожалуй, наиболѣе чистымъ). ​Младшія​ же поколѣнія формировались въ ножницахъ между ослабѣвшимъ и потерявшимъ чистоту СССР и остатками и инерціей старой жизни. Можно сузить вопросъ — что такое совѣтскій человѣкъ ​хрущевско​-брежневской эпохи (отъ 45 до 75 ​лѣтъ​ сейчасъ). И тутъ я думаю, что это не какой-то рѣшающій признакъ, а совокупность признаковъ, каждый изъ которыхъ можетъ совершенно спокойно жить и внѣ совѣтской реальности.
Какъ въ этой статьѣ: культура двороваго насилія вовсе не только СССР и соціализму свойственна. А умѣніе договариваться — продуктъ сложнаго воспитанія, а вовсе не естественный фонъ.
Кромѣ того, можно провести классификацію человѣческой природы — соціальный прессъ совѣтскаго образца изъ разнаго матеріала производилъ разный продуктъ. Разыскивая совѣтскаго человѣка въ себѣ, обнаруживаю не только соціальную безпомощность, но и довольно значительный пластъ соціальнаго лицемѣрія: меня не смущаетъ довольно сильное несоотвѣтствіе между моими взглядами и образомъ жизни.
А вы какія черты отнесли бы къ существеннымъ признакамъ совѣтскаго человѣка?
Tags: реакціонное, соціологическій опросъ
4
" родившихся во второй половинѣ 10-х ​гг​. XIX в" - мне кажется, что здесь все-таки опечатка и речь идет о второй половине 10-х годов XX века?
Да, конечно. Исправляю.
Извините, скверная привычка торопиться с комментарием :(
По сути вопроса, на мой взгляд, для советского человека характерны: идеологическая индоктринированность, склонность к мистицизму самого скверного пошиба, низкая самооценка, низкая мотивация к самообразованию и саморазвитию, агрессивность, низкая самооценка.
идеологическая индоктринированность - но ведь не было ее. Напр., все советские люди, от бомжа до члена ПБ, прекрасно знали, что телевизор врет. Сейчас же совсем иная картина
Неоднозначная картина. У населенія было очень разное отношеніе къ внутренней и внѣшней жизни. О томъ, что внутри, знали, что врутъ, но при этомъ — вполнѣ совѣтско-​благонамѣренныя​ представленія о США.
Знали, что телевизор врет. Но в то же время, выйти из круга идей, заданного пропагандой, не могли.
Вы знаете, судя по моим наблюдениям, вынужден не согласится с Вашим тезисом. Скорее наоборот - если что-то говорилось в телевизоре, то воспринималось как истина в последней инстанции.
>>>По сути вопроса, на мой взгляд, для советского человека характерны: идеологическая индоктринированность, склонность к мистицизму самого скверного пошиба, низкая самооценка, низкая мотивация к самообразованию и саморазвитию, агрессивность, низкая самооценка.>>>

Не могу согласиться, что это свойственно только для советского человека "в массе". Это общее свойство человеческой массы.

Мне сложно судить, я не наблюдал не советских людей в массе.
это вполне себе признаки "русского"; в чём характерные особенности советского?
Характерный признак советских, кстати, что они пишут о русских в кавычках.
советский человек падок на разные социальные мифы, на космогонию-эсхатологию.

он не только верит в светлое будущее, он с пеной у рта защищает свое светлое прошлое: золотой век большевизма, где молочныя реки текли в кисельных берегах, пока не пришёл Горбатсчш и не порушил (а ЦК КПСС, видимо, было под гипнозом) все эти великия и не менее прекрасныя завоевания Октября и Мая.. советский человек не может признаться, что жил в обществе-говне. Это признание лишит его всякой личностной опоры. Он рухнет без этой подпорки.
Да, это важно. Нужно смотрѣть, какъ выстраиваются ​миѳологическія​ конструкціи, чтобы вернуть утраченный смыслъ жизни.
А вот это как раз не важно. Не имеет практического смысла это знание – сколько десятилетий идёт у нас разрушение сталинского мифа? А он только крепчает со временем. Тогда как ленинский миф куда-то испарился ещё в советское время.
Скорее даже наоборот это действует – где сейчас русские националисты, которые ставили во главу угла своей идеологии именно деконструкцию советского мифа?
Негодящий миф можно только выбить другим мифом, годным. Одного осознания негодности – мало.
=сколько десятилетий идёт у нас разрушение сталинского мифа?= сталинский миф разрушают либералы, то есть те, кто по определению не имеет отношения к национальному дискурсу, вообще вне его.

А власть очень ловко (надо признать) подсовывает массам один единственный вариант выбора: или либерал-сторонник западных харрасментов или совецкий традиционалист.
А дискурс =русский-совецкий= -- за скобками.

Да еще и культ победы -- так что одной рукой разрушается культ Сталина, и другой рукой созидается
Национальный дискурс, да... Люди у нас тридцать лет занимаются этим самым национальным дискурсом – и где они, извините, сегодня, эти люди?
Путин виноват, с Крымом подставил, а то бы они ...
Поймите, речь идёт не о дискурсах – вот типа мы выберем тот или иной самый правильный дискурс (кстати, ничто не напоминает, такой образ мыслей?) – речь о людях.
но людям же надо на что то ориентироваться, их моральные нормы должны выстраиваться на основе чего-то...
Религия формализована, идеологии нет. Вернее, есть идеология патриотизма: все наше хорошее, все не наше плохое. Блеск.
надо на что то ориентироваться
Вот Витгенштейн например говорит, что этика трансцендентальна.
Первой мыслью при установлении этического закона формы «ты должен...» является: «а что, если я не сделаю?» Но ясно, что этика не имеет ничего общего с наказанием и вознаграждением в обычном смысле. Поэтому данный вопрос о последствиях действия должен быть вопросом, не относящимся к делу. По крайней мере эти последствия не должны быть событиями, ибо все же нечто в этой постановке вопроса должно быть правильным. Должно иметься некоторого рода этическое наказание и этическое вознаграждение, но они должны лежать в самом действии.
Нет никакой идеологии патриотизма, всё это даже не самообман. В том смысле, что мотивом к действию, этическим вознаграждением, реализуемым прямо в ходе действия, здесь и сейчас, патриотизм у нас не является. Что другое – может быть, какое-то чувство общности, основанное на ... если вспомнить грубую поговорку – нас ***, а мы крепчаем. Вроде бы пока больше ничего нет.
=мотивом к действию, этическим вознаграждением, реализуемым прямо в ходе действия, здесь и сейчас, патриотизм у нас не является. =

-- это , мне кажется, проблема всего пост-христианского мира, по крайней мере в Европе
Как чистый "продукт советского государства", сформированный в стандартной рабочей среде на основе рабоче-крестьянских убеждений в необходимости труда и рожденный "жить при коммунизме", не могу признать "общесть" описываемых Вами свойств советского человека. Воспитанные во мне представления о необходимости труда трансформировались реальностью жизни в необходимость и личную потребность свободного труда как основы нравственности, как только я сама узнала, что это такое. Отсюда появились и иные взгляды на любую общественную реальность, на собственность, справедливость, законность и свободу.

Не могу бросать комья грязи в своих родителей и предков вообще, ибо труд их был честным. Как и не могу не признать, что переход от социализма в 90-х был выполнен хищнически, грабительски, цинично и нагло. После этого в социалистическом прошлом для многих оказалось некоторое, что может вызывать у людей естественную ностальгию - это следует понимать, вынося поверхностные суждения. Неблагодарное это дело и бессмысленное - бороться с человеческими чувствами.

Кто на каком, прошу прощения, субстрате и терруаре жил и произрастал при социализме - вопрос частный, и обобщения на этой почве далеко не всякий вправе проводить. Я знаю тех, кто жил бедно и трудно, но не был грязен, но и тех, кто жил обеспеченно, но в фактических и ментальных отходах и помоях. Так же и сейчас. Как всегда, это вопрос личного выбора.
которые жили в СССР, не становясь советскими людьми.

Речь не только о диссидентах.

На мой взглад, элементарные нормы обыкновенной человеческой этики стояли и стоят в прямом противоречии с омерзительно лицемерным характером советской власти (и быта, бо неразделимы).
Мне кажется, что такие "эмигранты к себе" - естественное явление для любого социума. Диссиденты "кричали" и "кричат", но никогда ни в каком обществе кричащие не были решением сложностей, возникающих между социумом и личностью. А сложности возникают у любого думающего и чувствующего человека в любом обществе: "Кто жил и чувствовал, не может в душе не презирать людей".

Лицемерие есть свойство любой власти. Этим я нисколько не стремлюсь оправдать советскую власть. Просто для меня ненависть к ней много глубже, чем младенческий "крик", и глубина эта содержит понимание природы советской власти, которая не была занесена в Россию вирусами с Марса. Она явилась следствием ошибок и деятельности всей России. От вдумчивого анализа ошибок этих все бегут, опять же с криками и воплями. А не надо бы...
Предательство всегда бывает плодом манипуляций мошенника ради компрометации лоха, с последующим его ограблением. Беда лоха в том, что единожды совершив предательство, он всю оставшуюся жизнь посвятит тому, чтобы доказать свою нравственную непогрешимость. "Предательства не было". А потому он будет совершать предательства снова и снова. И будет кидаем снова и снова.
А не такая уж она и поверхностная... Если резюмировать, то суть происходящего схвачена верно – Россию с её постсоветским комплексом назначили на роль плохого парня, оттеняющего потускневшие было ценности Запада. Ну а кого ещё? Иран слишком маленький, Китай слишком большой, да и далеко – в смысле расстояний на карте Культуры.
Печально конечно, но нам не привыкать, "не жили хорошо и ...":)
Какая самая характерная деталь постсоветского человека? Возможно "Четвёртый сон Веры Павловны" – где-то глубоко на заднике сознания... Отсюда, "с остервенением, достойным лучшего применения" – строительство виртуальных миров. То есть к ситуации постмодерна, где "можно всё, но понарошку", постсоветский человек приспособился по своему – выгораживает себе уютный ментальный угол, занимаясь там реконструкциями. Чего? Да чего угодно, в принципе – неважно... Важно, что о путях практической реализации своих фантазий он мало задумывается.
Да, я вѣдь тоже ​тѣмъ​ же занимаюсь. Только въ другомъ мѣстѣ уголъ выгораживаю. Я бы принялъ эту черту въ такой формулировкѣ, какъ бѣгство отъ реальности. Бѣгутъ ​всѣ​, но другіе могутъ обходиться съ ней иначе, а совѣтскій человѣкъ не можетъ.
Возможно да... Возможно другое отношение к реальности у советского человека. Но это уже слишком глубоко, здесь я пасую:)
у советского человека нет брезгливости к "основателям" -- Ленину, Сталину и их пособникам. Могут отвергать одного, но непременно почитать другого. Или хотя бы, если не почитать, то быть терпимы: "все таки много сделал".

Мне кажется,что брезгливость (именно брезгливость, ненависть может быть даже и у советских как форма обиды, что обманул, не оправдал надежд) ко всему этому КРАСНОМУ -- признак несоветского человека.

И еще советский человек не видит в исторической России своих настоящих корней, он может ею даже любоваться, но как , допустим, Парижем - - красиво, но чужое
"И еще советский человек не видит в исторической России своих настоящих корней..."

Именно это - самое главное. Советского человека неверно трактовать лишь идеологически (культурно-антропологически), он должен трактоваться в первую очередь генеалогически, как и совок в целом, т.е. та социокультурная тотальность, в которой он существует, которая для него своя и "наша". Советский человек и совок это отсутствие живой генеалогической связи с Россией, это жизнь после разрыва с ней и забвения/лжи о ней, т.е. после красного рва, отделившего его от России. Все "надстроечное" - производно от этого фундаментального фактора.
вдимо, да, еще и смешение
Совершенно верно!
Добавлю, что исторические корни эти обрубаются каждым поколением, отрицающим факты истории и не желающим себя отождествлять с не приглядной для новых поколений частью прошлого.
200-300 лет истории России - это трудно вмещающийся в восприятие обыденным советским сознанием период, и люди в большинстве желают видеть только часть - советскую или досоветскую, ностальгируя о "прекрасном" прошлом, существующем только в воображении.
А ностальгировать о нормальномъ прошломъ дозволяется?
Еще как дозволяется!)

Дозволяется вообще-то все, но не все мы можем себе позволить.
Я имел в виду не столько даже общественные и довольно абстрактные корни, а корни вполне конкретные, на уровне семейной истории, семейных преданий и т.п., когда точно знаешь, что собою представляли твои досоветские предки и какова была их жизнь. Быть советским человеком тогда труднее, да и не хочется совсем. Конечно, это относится в первую очередь к тем, чьи предки принадлежали к более-менее культурной части тогдашнего об-ва.
Въ точку. У совѣтскаго человѣка уровень брезгливости пониженъ.
(Написалъ и задумался о просвѣщенныхъ мореплавателяхъ съ ихъ ирландскими и индійскими голодовками.)
Главное в советском человеке был общий знаменатель,конечно не универсальный,но ориентированный к универсальному,в той,или иной степени,этот "знаменатель",не получая реальных вспомогательных средств изжился родовым,не сразу,и у многих не окончательно.Именно об этом изживании говорил Лебон,говоря о "режиме ему наследующем",говоря о социализме.Вот,тщетные попытки приобрести "дженерик" этому "знаменателю" и наблюдаются.

Главное качество советского человека - крайняя атомизированность, неспособность организовывать даже небольшие сообщества. Даже внутри семей - конфликты, отчужденность, ненависть.
Что касается образа действий государства и общественных ценностей, то мы тут идем вполне в ногу со временем, со всем остальным миром. Например, я читал пост об истории советской моды. Оказалось, что все, казавшееся советским уродством и мутацией, было распространено во всем мире.
Наконец, читая посты о дореволюционной России, обнаруживаешь большое сходство между образом действий тогдашних и нынешних властей. Путинские чиновники и олигархи - сплошь советские люди - очень похожи на николаевских, так же действуют и принимают такие же решения.
И вообще, многие, сочиняя списки порочных качеств советских людей или путинской России, не способны различить общемировые тренды, особенности именно России, и внеисторическое несовершенство человеческой натуры. А это как раз - следствие недостатка образования и кругозора.
Пожалуй, это и есть типично советское качество - любые наблюдаемые недостатки реальности приписывать исключительно России, советскости или Путину. А о мире за пределами этих виртуальностей мыслить, как о безупречном рае.

Съ первымъ согласенъ безоговорочно.
Со вторымъ — съ сокрушеніемъ сердечнымъ вынужденъ согласиться. Да, гостиница «Россія» — верхъ уродства, но о башнѣ Монпарнасса и газовомъ заводѣ центра ​Помпиду​ можно сказать то же самое.
Кстати, какого Николая Вы имѣли въ виду? Если II, никакъ не могу согласиться.
>Кстати, какого Николая Вы имѣли въ виду? Если II, никакъ не могу согласиться.

Казнокрады и земгусары Первой мировой войны ничем по модусу операнди не отличались от путинских времен :-)

Если Путилов отец - как человек сложившийся при Николае 1м был настоящий деятель промышленной революции, близкий по духу Брюннелю и Альфреду Круппу, то уже Путилов сын - гешефтмахер масштаба Березовского :-)

Вброшу к я злую мысль - Российскую империю убил не 1917й год а 1897й. После него от поражения к поражению в том числе и в экономике.
Советский человек - "реалист" в средневековом смысле слова, убежденный в реальном существовании идей вроде родины, справедливости, истины.
Человек, предпочитающий единство разнообразию, - подсознательно, о чем бы речь не шла.
Человек, уверенный в абсолютной исторической правоте того единства, к которому он принадлежит.
Человек вертикали; в любом обществе строящий иерархические отношения.
Человек-ребенок, дитя Матери-Родины.
1й абзац - француз же!
Про французов не скажу, не знаю.
Если я правильно Вас понял, вопрос был, скорее в том, как люди от условно 45 до 75 воспринимают себя, и что из своих качеств, считают приобретенными в советское время (а вовсе не в том, как люди характеризуют неких "советских"). Мне кажется главное качество здесь - некая атомизированность, отсутствие ощущения себя единой частью народа, страны и т.п., а отсюда и рвачество, и остальные сопутствующие качества. Именно эти качества стали визитной карточкой современности, поскольку их носители создали современную Россию. Тем более стыдно ощущать в себе эти качества, при том, что в 80-х они воспринимались как абсолютно "отрицательные". В настоящее время эта атомизированность вылилась у одних в эскапизм (и духовная эмиграция), у других - в желание непременно оказаться первым среди самых успешных.
«Недавно встретил в дискуссии максиму: "Отношение к советским временам зависит от того, по какую сторону колючей проволоки оказались твои родственники" ©. Но не следует забывать, что сторона колючей проволоки, по которую оказывался человек при большевицкой диктатуре, не была случайной: доходившие до открытого геноцида репрессии были для красных "социальных экспериментаторов" инструментом социальной инженерии и (анти)селекции, когда всё светлое, умное, доброе, РУССКОЕ превращалось в "лагерную пыль", а "вся гнусь, все самое темное, мерзкое и безумное, что было в Российской Империи, с началом революции вырвалось на свободу", уселось в социальные лифты и рвануло к власти и успеху. И у тех, кто оказался по ТУ сторону лагерной проволоки, в большинстве случаев вообще не осталось потомства - отсюда такое засилье откровенно неполноценных совков: русских людей, особенно образованных русских горожан спускали вниз по социальной лестнице, превращали в бесправных "лишенцев", "перекрывали кислород" и уничтожали без суда, а совецких инородцев, стукачей, вертухаев, комиссарских подстилок и просто дураков, "самых тупых и подлых крестьян и рабочих, настолько тупых и настолько подлых, что когда они шли, то оставляли за собой следы дымящегося дегтя", тянули вверх изо всех сил.

Разумеется, построенное на таких принципах государство долго просуществовать не могло. "И это правильно, товарищи" (с)». - Этногенез "совецких".
Поиск советского человека во мне обнаруживает специфическое отношение к деньгам. Настолько было вбито в голову вот это "иметь больше чем есть у других - стыдно", что мне до сих пор невозможно говорить о вознаграждении за свою работу без неловкости.

bettybarklay

February 11 2018, 08:22:25 UTC 1 year ago Edited:  February 11 2018, 08:26:26 UTC

У истории обычно нет проектов, ибо проект предполагает деятельность на основе воли для достижения поставленной цели. Советский проект предполагал цель и средства, и по этим признакам был проектом, но для реализации его не оказалось воли, так как "господа социалисты все хорошо с помощью логики рассчитали, но не учли одного - натуры человека". А без воли любой проект превращается в прожект. В этом причина краха социалистической идеи в ХХ веке и в будущих веках, когда людям эта идея вновь покажется привлекательной. Это не вопрос выбора способа реализации. Это вопрос, лежащий в сущности человека.

Отсюда, не правомерно говорить о постсоветском проекте. Его нет. Мы живем нынче еще на инерции отрицания прошлой неудачи. Пока есть импульс, мы движемся от социализма, но мы не движемся к разумно выбранной, поставленной цели. Это движение после столкновения с неодолимым препятствием: куда отскочили, туда и несемся.

В этих условиях "путинский человек" как общественная совокупная идентичность есть человек без цели, человек в стадии выбора, человек решающий, знающий, чего ему не хочется, и следующий своей человеческой природе, инстинкту, но НЕ поставивший себе во главу угла того, чего ему хочется.
Инстинкт наживы, жажда богатой жизни, потеря нравственных критериев с заменой их поклонению Маммоне - все это слишком напоминает эпоху революционных 1861-1881 годов...
Поскольку никто не учится на исторических уроках, как на Западе, так и на Востоке, исторический шаблон может повториться.

"Пуля в полете" реализует свои качества, а не раскрывает их, ибо она неумолимо движется к цели. Можно сделать новый выстрел, но сделанный выстрел отменить уже никогда не удастся. Кто стреляет, тот знает эту неумолимость пули. Так происходит с любой сущностью. Человек "советский" - по аналогии это человек посткрепостнический, уходящий от крепостничества, но не знающий, куда идти, знающий только, что вернуться не удастся: пулю в ствол не вернуть! Когда ему дали цель, он и "полетел". В этом смысле все народы одинаковы. Нужна цель. Тот кто даст сейчас цель, тот и будет определять, каким будет человек "после Путина".
Разумеется, что внешнее окружение входит в совокупность факторов влияния. Но главное для России при всех влияниях западничества и славянофильства - всегда внутри самой России. Мы знаем эти качества, мы обязаны их знать, и главное качество - свойство к "бессмысленному и беспощадному". Нельзя переходить черту, после которой это качество реализуется, так как это необратимо - пуля в ствол не вернется.

На мой взгляд, автор статьи делает, прошу прощения, анализ мочи, и по этому анализу пробует предсказать, "доедет ли это колесо до Казани", что будет с обществом дальше, то есть не туда смотрит, не то рассматривает, впрочем, как многие, кто зарабатывают себе на Канары, писанием таких статей. Это статья на заказ, статья по спросу, и автора мало волнует реальное положение дел. Так ведь именно из этого равнодушия элит и пишущих обычно и произрастает "бессмысленный и беспощадный", "ибо не ведают, что творят.
Тюремные манеры поведения(полижи сильного, топчи слабого; хочешь жить - умей вертеться; не украдешь ты - украдут у тебя), тюремные манеры общения(тупая агрессия с непременным выражением сексуального доминирования), тюремный лексикон языка, тюремный культ и кумиры музыки-телевидения, тюремные решетки на окнах и железные оковы с пауками на дверях камер-жилищ и тд, и тп.
Советский человек не любит себя. Стыдится быть богатым. У него нет национальных интересов. Для советского человека совершенно естественно, что отобранные у него деньги безвозмездно отдаются каким-то фантастическим оборванцам и папуасам. Советские очень любят страдать за "правду" (которую им разъясняет телевизор).
Пмсм, трагедия Донбасса демонстрирует советского человека во всей красе (как со стороны граждан РФ, так и собственно местных жителей).
Не знаю. Мне и моему окружению социальное лицемерие было, пожалуй, совсем не свойственно, и мой образ жизни всегда, в общем и целом, соответствовал моим взглядам. Политически, я был очень советским молодым человеком, и не то чтобы верил в телевизионный образ Америки - я просто никогда не думал про Америку, тот образ жизни, что видел, казался мне единственно возможным. Общество поощряло к занятиям физикой, и это абсолютно соответствовало моим взглядам. Много позже, один очень умный американский физик, неплохо (для американца) понимавший советскую жизнь, сказал мне: «Ты всегда занимался только тем, чем хотел, а про себя я этого сказать не могу». Ну, а когда общество вокруг совсем уж перестало соответствовать моим принципам, я его сменил на другое (общество, что характерно, а не принципы).

А вот агрессия и неспособность к компромиссам, отмеченная в статье - это да, этого сколько угодно.
Я и Жена окончили школу после войны. Университет окончили после смерти Сталина, аспирантуру – после XX съезда КПСС, взявшего курс на десталинизацию страны. Оба успешно защитили кандидатские диссертации и получили хорошие места работы по любимой профессии. Через несколько лет защитили докторские диссертации. Я стал профессором, она заведующей лабораторией.
В советский период мы, таким образом, принадлежали к среднему слою населения, причем к его высшему подслою. Мой сын стал главным инженером среднего предприятия. Дочь стала переводчицей и вышла замуж за офицера, который окончил военную академию и стал полковником.
В советский период сложилась определенная иерархия социальных слоев и, соответственно, уровней благополучия. Не все жили одинаково хорошо. Многие жили превосходно (до пяти процентов населения), многие хорошо (до десяти процентов), большинство терпимо (до шестидесяти процентов), остальные ниже среднего и плохо. Разумеется, по советским, а не по западным меркам. В мировой социологии принято измерять степень неравенства так: вычисляется жизненный уровень десяти процентов высшего уровня и десяти процентов низшего, и результаты сопоставляются. В Советском Союзе отношения высших десяти процентов к уровню десяти процентов низших было четыре к одному, а теперь, в постсоветской России, – тридцать (а по другим сведениям, сорок) к одному. Комментарии не требуются!
В том, что мы из низших слоев поднялись в средний слой (причем ближе к высшему), не было ничего особенного. Нечто подобное было достижимо для многих без каких-либо особых данных. Тогда даже самые яростные антисоветчики вынуждены были признавать, что в Советском Союзе была самая высокая в мире и в истории человечества вообще вертикальная динамика населения, т.е. подъем из низших слоев в более высокие. Для большинства таких людей это делалось как бы само собой.
Я не прилагал для этого никаких особых усилий. Хорошо учился и работал. Был честным гражданином. Окружающие видели это и ценили меня именно за это. Те, от кого зависело мое служебное положение, сами способствовали моему жизненному успеху. Это было обычным явлением в советский период. Таких, как я, были миллионы. Мы образовывали человеческий фундамент советского общества. Если ты обладал какими-то полезными для общества способностями, хорошо учился и добросовестно работал, ты большую карьеру не сделал бы, но на достаточно высокий уровень поднялся бы без всяких карьеристских усилий. Основа советского общества позволяла многим миллионам людей жить достойно. Это определяло высокий уровень самосознания советского человека – совка. Я обратил на это внимание только теперь, когда условия для этого качества исчезли, были разрушены. Почему я это качество не замечал раньше? Да потому, что все условия для него мне достались как дар судьбы, без усилий с моей стороны, как нечто само собой разумеющееся и потому не имевшее субъективной ценности.
Это какая-то сказка, которая никакъ не пересѣкается съ моимъ жизненнымъ опытомъ. Мы жили на разныхъ планетахъ.
Забыл подписать. Это цитата из размышлений А. Зиновьева, которого насильно выдворили из СССР в 70-х годах. До перестройки он жил в ФРГ. Умер в 2006. Выдающийся логик. Предлагал изучить, построенный в СССР русский коммунизм. Его тексты и мысли логически выстроены. Каждое слово очищено от посторонних смыслов.
Этот человек никогда не подстраивался под начальство, говорил все прямо. Был лидером наиболее выдающегося в СССР философского кружка.
Зиновьевъ​ — совсѣмъ не авторитетная фигура. Къ старости у человѣка крыша поѣхала, бываетъ.
Большинство советских людей было уверено в том, будто коммунизм самим фактом своего появления, автоматически должен был принести с собою социальные права и гарантии, причем – как установление некоей справедливости. И идеология фактически поддерживала это заблуждение. На самом деле коммунизм приносит автоматически лишь лучшие, чем в западном обществе, возможности для «социальной справедливости». Но эти возможности реализуются в определенном (и довольно широком) диапазоне неравенства, имеют место нарушения норм, за социальные права и гарантии нужно постоянно сражаться, на что уходят значительные усилия людей в их повседневной жизни. Рядовые граждане выигрывают то, что им положено, фактически с боем.
А. Зиновьев
А в каком десятилетии 20 века вы перестали соску сосать?
Грубость Вашего отвѣта недостаточна для стиранія комментарія, но вполнѣ достаточна для ​бана​. Та чушь. которую Вы пишете по поводу ​РИ​ и СССР, для меня никакой новостью не является.
Так было. Но уже в 70-х годах все стало рушиться, и разрушения эти пошли "сверху".
Согласен.То, что капиталистический ширпотреб был намного привлекательней и качественней советского - это и есть "победил" для огромного числа аналитиков-надомников. Ну, утрирую немного.. не только ширпотреб, но и автомобили, многие станки и т.п. Айфоны опять же )) джинсы.. В космосе, атоме, авиастроении, тяжелом и среднем машиностроении Союз если и уступал, то несущественно. Не говорю уж про балет )) и искусство вообще. В первую очередь человеку нужна безопасность. В СССР был очень высокий уровень обеспечения безопасности граждан. По потребностям первой необходимости - массовое обеспечение жильем с очень дешевой стоимостью коммунального обслуживания. По продуктам - "Производство мяса в 1991г. составляло 11.7 % от мирового уровня.""СССР производил 21,4 % мирового выпуска сливочного масла"население СССР 4,88 % от мирового "В СССР к 90-91 г производилось по 38 метров тканей на человека. Из них 75% мирового производства льняных, 16% шерстяных, 13% хлопчатобумажный, 12% шелковых".
В 1987г. внешний долг США возрос до 246 миллиардов долл. 19 окт 1987г. катастрофически рухнул Уолл-стрит! В сложившейся ситуации США могло спасти только чудо. И чудо явилось в образе Горбачева. Горбачев сдал все позиции СССР на военной и политической арене - начиная с демонтажа ядерного паритета. Но, добавлю, ГОРБАЧЕВ ПОГУБИЛ И ЭКОНОМИКУ СССР.
В январе 1987г. были отменены ограничения во внешней торговле - те ограничения, которые прикрывали от обвала внутренний рынок СССР. Ибо без таких ограничений внутренний рынок СССР не мог продержаться и одного дня - с его огромным диспаритетом цен на продовольствие и товары народного потребления по отношению к внешнему рынку. И вдруг разрешено было предприятиям и частным лицам вывозить за рубеж все товары - продовольствие, сырье, электронику, энергию, продукцию химической промышленности - словом: всё, всё и всё!".

Основная черта советского человека - хамство, раскормленное пропагандой эгалитаризма ("кто был ничем, тот станет всем", "всеобщее равенство", "у советских собственная гордость"), отрицание иерархии ("а я-то чем хуже?"). Нет трезвого и критического взгляда на себя.
Существенный признак советского человека - гордость от того, что дал подписку и работаешь в "ящике".
Для меня человек советский если ретранслирует советскую пропаганду в том или ином виде, включая плохо переваренный марксизм. Все эти вот производственные отношения, смена исторических формаций, право наций на самоопределение и пр. И с неизменной шизофренией вида Суворов это хорошо, а Скобелева нет, не знаем, а что памятник взорвали так так и надо.
ну если говорить об именно советской специфике -- поскольку СССР бы (по крайней мере в Европе) страной с наиболее последовательно и далеко проведенной реализацией левой идеи, то умение договариваться, как ненужное в левом социуме, здесь было в максимальной степени редуцировано.
Про молодежные банды мне что-то сложно сказать, хотя любопытно, что вот в период массового рекрутинга всяческой мафии - когда "братки" были на каждом шагу - основу личного состава составляли как раз лица моего поколения, т.е. 60 - 75 г.р.

glavbuhdudin

February 11 2018, 13:42:57 UTC 1 year ago Edited:  February 11 2018, 14:27:55 UTC

Тяжелое наследство совка, не признававшего ни личной жизни, ни прав. Отсутствие понятия privacy, игнорирование личных границ и прав.

Србственно САБЖ: Советская жизнь приучила людей бескорыстно ненавидеть, компенсировать несвободу внешнюю внутренним насилием по отношению друг к другу. У нас хорошо получается ссориться, ругаться, ненавидеть; мы не умеем договариваться и даже презираем это как проявление слабости; мы умеем производить конфликт буквально из воздуха, из ничего. Накоплены неограниченные запасы насилия, а также навыки его производства. Мы производим то, чему нас научила советская власть, – недоверие и агрессию.
Поколение коммуналок плохо понимает, что такое privacy. Но мне кажется, что это скорее касается поколeния родителей.
К слову сказать, понимают, что воровать плохо, но воруют - нуачотакова? У людей выработался условный рефлекс, если с вами кто-то заговорил (на улице, на работе, позвонил в квартиру) то это потенциальный мошенник. Да и вообще, надо вести себя осмотрительно везде: в магазине, банке, госучреждении. Это обязательная осмотрительность, иначе станете жертвой. Это правовой аспект privacy.

А что такое privacy применительно к личности вообще мало кто понимает. Бытовое хамство это минимум.

В этом смысле различия поколений не наблюдаю.
В Израиле я в этом смысле совершенно расслаблен. Норма, что чужой человек с тобой заговорил на улице, просто ему хочется поговорить. Мне в голову не придет подозревать его в злом умысле! Я и входную дверь-то не всегда запираю.

Разговор с чужим человеком на улице - не посягательство на privacy - не хочешь говорить - не говори.
пришел сосед и сказал "Здесь голландия, и нам нечего прятать. Не держите шторы все время закрытыми"
https://wildest-honey.livejournal.com/1679748.html
Не знаю, я такое в Израиле представить себе не могу. Соседа послал бы, и все.

Был дядька из дома неподалеку, который возбухал, что я мимо его дома выгуливаю собаку. Я его послал, на следующий раз пригрозил пожаловаться.
Израиль все же очень сильно - СССР который хотели построить, но с первого раза не смогли :-))))
Как человек, уже почти полжизни проживший за пределами СССР, причем в общине, состоящей из близких друзей, нередко - одноклассников, могу сказать:

1. Умению договариваться - в смысле, социально организовываться для общей продуктивной деятельности - пришлось долго и болезненно учиться.

2. Советское общество в значительной степени было шахматной доской, как в Алисе. Социальная среда довольно однозначно определяла детерминированный маршрут школа-институт-аспирантура. Конечно, могла случиться неприятность, и можно было сойти с дистанции. Но идея свободного изменения маршрута была соверскому человеку чужда. Даже до сих пор я вижу по моим друзьям, оставшимся в России, что их дети гораздо более инфальтильны (хотя интеллигентнее), и родители за них решают значительно больше, чем мне придет в голову решать за своих.

3. Советское общество, равно и современное русское, в значительной степени стратифицировано. Нормальный москвич не знает, как зовут дворника, который 20 лет подметает его двор, и не может пересечься на общем торжестве с сантехником или учительницей начальных классов. В Израиле же это - обычное дело. На одной и той же свадьбе можешь встретить и сантехника, и спикера парламента.

4. Общепринято, что для выходцев из любых коммунистических стран - не только СССР - бумажный мир живет своей отдельной жизнью, не связанной с миром вещественным. Те производства, - например, фармакологическое, - где требуется строгое следование протоколу, плохо приспособлены для бывших коммунистических стран, даже для Китая. По бумаге невозможно восстановить, что происходило в действительности. И это даже в случае, когда никакой коррупции нет.

У совѣтскаго человѣка проживающаго на русской территорiи нѣтъ Россiи, она ему, увы, враждебна. И это было бы просто сентиментальной фигней, если бы не отношенiе къ реституцiи. При этомъ словѣ совокъ всегда говоритъ «нѣтъ», лишь различно объясняя отказъ, въ зависимости отъ личныхъ качествъ. При словѣ «реставрацiя» - шипятъ уже безъ всякихъ словъ и объясненiй.
Невозможно выделить какие-то абстрактные черты. Это сочетание отношения к конкретным историческим событиям и конкретным политическим идеям. Причем применительно к конкретной стране.
Думаю, как я всегда и писал, что в основе (из которой проистекают все прочие отриц.качества) совчела лежит его ублюдочность ("оторванность от корней" и ист.России - тут частный случай) и как следствие - чуждость вообще всему миру. Это даже почище, чем известное скрещение "ежа с ужом" в нынешней пропаганде. Попробуйте быть патриотом отечества, которое создано для всеобщего упразднения отечеств как таковых. Он чужд и прошлому своей страны, и настоящему других стран, в сущности, выращен в пробирке, которой одной и предан.
Cоветский человек был естественнен,и поэтому исторически адекватен,в не зависимости от субьективной нравственности.Думать по другому,практически предполагать что советский человек есть продукт конструктивного замысла,внешнего целенаправленного воздействия заставившего исходного идеального человека "уклонится в своем развитии".Подобное мнение- "мичуринская биология",или "советская педагогика",как кому угодно,отличная только знаком в дуалистическом противопоставлении,"антисоветская".По этой логике,возможен и процесс воспитания в противном направлении,"правильного","в правильных учереждениях".Это и есть "большевизм".
Чтобы это,если даже и не понять,то хотя бы увидеть,надо посмотреть на ареал "остаточной советскости" в бывшем СССР,и обнаружить органичность советских принципов,прежде всего коллективизму.Так что,как сказал Федор:"Он самый...Только,......,опять оброс".
Все люди и народы таковы,для того и институции чтобы заставлять "мыться,стричь,брить,котов не давить(как бы не хотелось))
Именно так и есть: СЧ - продукт целенаправленного "воспитания нового человека", вполне успешного. Примеры успешного промывания могзов не столь и редки (совр. немцы, напр.), хотя советский эксперимент был наиболее впечатляющим.
Правильно ли я понял,что Вы признаете возможность реализации конструктивных замыслов относительно трансформации человека вообще?
"Человека вообще" - не признаю. Никому не удастся отучить его питаться, стремиться к продолжению рода, подавить его эгоизм и корыстолюбие и т.д. Но конструирование опред.мыслительных стереотипов, мироощущения и т.д. - вещь вполне обычная, и целенаправленная работа в этом направлении (особенно в условиях изоляции и отсутствия свободного доступа к информации) бывает успешной.
" Никому не удастся отучить его питаться, стремиться к продолжению рода, подавить его эгоизм и корыстолюбие" Никому,кроме него самого,индивидуально,путем осуществления свободного выбора,возможность которого есть основной "признак человека",потому он и деяние,а не явление.Я согласен с Вами о "обычности"работы,если добавить к этому понятие о комбинации воспитания,принуждения и дрессуры,в изоляции ,но во времени,длительности периода соотносимой с длительностью почти гоместатического существования,без внешних воздействий,до известного предела,остров и время не сделали из шотландца англичанина.Успех относителен,тому современность подтверждение.Советский успех,его универсальные претензии еще более относительны,повторюсь обратите внимание на его,остатков его, постсоветскую географическую локализацию,на региональную локализацию.Вот,очные наблюдения,за весь постсоветский период в Украине,Донбасс и Крым,не Одесса,и даже не Харьков.Эти наблюдения сделаны за пять,семь лет до новейших событий.Это говорит об одном,о совокупности комплиментарности с условиями.
Добавлю о "немцах".Невозможно изменить архетип,возможно механическим путем временно купировать его характерные проявления.Разве Меркель не "немец"(если исключить фантазийное прогнозирование)? Еще какой...
Национал-социализм был ситуативным,но архетипичным,если угодно,органичным оформлением германского архетипа.Так же как большевизм,советскость, ситуативное оформление великорусского архетипа,его коллективистской тенденции в психике.Но,германцам повезло больше,ситуативная форма была разрушена из вне,механически,хирургически,безоговорочной капитуляцией.
Советская же форма,полумертвая,длится и поныне,все больше отравляя трупным ядом великорусский субстрат.Мертвая гниющяя,она даже более опасна для него,чем в период своей относительной живости.
Насчет "архетипа" - это, знаете ли вещь спорная (у кого какой), во всяком случае никакого особого "коллективизма" в русском сознании нет (даже пресловутая "община" - явление сравнительно позднее). По факту после ВМВ немцев удалось "опустить" до такой степени, что лишь 18% готово защищать свою страну с оружием в руках. Если обратное - "архетип" - то, значит, и его можно изменить, или же это - не "архетип". Если следовать Вашей логике, то советскость неискоренима в принципе (и о чем тогда говорить). Однако психика немцев была сломлена не самим поражением (после коего ряд лет сознание ничуть не изменялось), а десятилетиями промывания мозгов после него. А советским (если и считать "поражением" распад СССР) никто и никогда мозги в противоположном направлении целенаправленно не промывал, а напротив, вскоре постепенно возобновилось промывание в советском духе.
О "спорности " спорить не буду,это так.Надо говорить о конкретных набдюдаемых феноменах.Почему община "сравнительно позднее",вполне своевременное,если говорить о "русском сознании",наверное можно,уже с Василия Темного,и то...Ну,с момента принуждения к "оседлости".Но община ведь не навязывалась,она самоорганизовалась,без комплиментарности к коллективизму невозможной,и довольно удачно,исторически адекватно.Надо не забывать о "молодости",тут фантазии о "тысячелетних" вредят пониманию.
В моем понимании 18% даже сверхизбыток,я предполагал бы половину от этого.Это ведь в обществе потребления,при наличии профармии.Ну,и откровенность ответа немецкого не столь сомнительна,как в некоторых местах.По моим предположениям это даже выше чем возможно было при системе рекрутирования,практически той же профармии, начала 19 века,и не только в Германии.Иллюзии последующего периода мобилизационных европейских армий,с воспитательно пропагадистским патриотизмом не должны маскировать реальность.Процент мог быть даже и меньше,(почему то вспомнился Гашек)
Я не утверждал о неискоренимости советского,я утверждаю,что любое фактическое устойчивое состояние есть совокупность в первую очередь комплиментарности(вносящей вклад в создание условий) и сами эти внешние условия.Подобная структура усложняет разрушения статус-кво.Там ,на постсоветском пространстве,где комплиментарность советским условиям отсутствовала,советскость разрушилась(ется)очень быстро.Именно разрушилась,не вытеснена и не подменена.В отношении советскости и федерации это комплиментарность коллективистическая.
Восемнадцать лет - это конечно срок, не поспоришь. А все остальное..
А что, территорию России захватили инопланетяне? Советский человек - это и есть естественное продолжение русского человека. Были альтернативные вариации, но реализовалась именно она, и это уже необратимо. Как необратима, скажем, потеря былого величия Венгерским королевством или Великим княжеством Литовским.
толерантность, мультикультурализм

но: русскоязычие
Основной признак советских - крайне негативное отношение к исторической России.
Он не пишет с ятями.

abashinsemen

February 24 2018, 11:21:55 UTC 1 year ago Edited:  February 24 2018, 11:23:30 UTC

Это подлая статья в первую очередь. Русских обокрали, унизили, три раза за сто лет подводили на грань уничтожения. Ответить так или иначе всё равно придётся. Можем повторить про это. Они это знают. Вот и начинают кривляться - "кухня", "двор", "советский человек". Но сколько верёвочке ни виться....
Для меня самым неприятным свойством человека, воспитанного по советски, является отсутствие понятия личных границ. Отсюда и хамство, и стремление решать свои проблемы за чужой счет, и агрессия, и недоговороспособнлсть... одним словом инфантилизм. Очень утомляют подростки в возрасте 60+
В иностранцах, много лет назад, удивило уважительное отношение к детям и ненавязчивость в обращении с ними, без вот этого всего "я сказала! поди сюда!!!" "У всех дети как дети..."