Начало — здѣсь.
Лжеюзеръ sergius_caesar совершенно правильно задалъ направленiе дальнѣйшей бесѣды — культура, возможно, не обязательно высокое и прекрасное (отъ самого слова вѣетъ чѣмъ-то лихачевскимъ, а не пушкинскимъ), но воспринимать ее иначе и развивать эту тему просто не имѣетъ смысла.
Ну такъ вотъ, культура въ смыслѣ «высокаго и прекраснаго», осуществляемая на государственномъ уровнѣ, и демократiя — взаимоисключающiя вещи. Высокое и прекрасное растетъ только на тучной почвѣ соцiальнаго неравенства. Возможно, закономѣрностей такихъ и нѣтъ; кстати, нѣтъ и обратнаго, поскольку соцiальное неравенство вовсе не предполагаетъ автоматически культурнаго взлета; но фактъ остается фактомъ: Римъ эпохи Августа, Францiя Людовика XIV, Россiя отъ Екатерины до Николая — страны и эпохи, гдѣ соцiальная несправедливость концентрировалась сравнительно съ ближайшимъ прошлымъ и будущимъ и, по-видимому, съ географическимъ окруженiемъ (кромѣ Рима, естественно, который таковаго не имѣлъ). Поскольку расцвѣтъ и упадокъ русской дворянской культуры происходилъ практически на нашей памяти, мы даже можемъ съ незначительнымъ рискомъ ошибиться въ причинно-слѣдственной области назвать ихъ основныя вехи — эмансипацiю дворянства отъ государственного тягла при Елизаветѣ-Петрѣ-Екатеринѣ и эмансипацiю крестьянства отъ помѣщичьяго тягла при Александрѣ. Повторюсь: не всякая соцiальная элита можетъ обезпечить расцвѣтъ. Было бы интересно прослѣдить, что въ этой области дѣлаетъ буржуазная элита. У насъ, кстати, не такъ плохо получалось — когда она освоилась съ «дворянскими замашками».
Сейчасъ никакой эксплуатацiи нѣтъ. Есть проблема лишняго, никому не нужнаго населенiя. Старая основа соцiальнаго неравенства — способность человѣка произвести больше, чѣмъ нужно ему для жизни, — ушла въ прошлое, поскольку цѣнятся технологiи и ресурсы, а отнюдь не люди. Если бы кто-то получилъ въ крѣпостные нѣсколько сотъ душъ русскихъ мужиковъ, онъ разорился бы на удовлетворенiи ихъ нехитрыхъ потребностей въ тѣлогрѣйкахъ, сапогахъ и водкѣ, не получивъ взамѣнъ никакого продукта. И просвѣщенный досугъ, непремѣнное условiе творчества (еще по Аристотелю), устраненъ сегодняшней реальностью въ степени, немыслимой еще для XIX в.
Такъ что на нашей почвѣ высокое и прекрасное можетъ расти лишь въ узкихъ кружкахъ. Господствующихъ позицiй оно уже не завоюетъ.
ivanov_petrov
June 6 2008, 07:16:33 UTC 11 years ago
philtrius
June 6 2008, 17:49:49 UTC 11 years ago
ivanov_petrov
June 6 2008, 18:20:28 UTC 11 years ago
sparrow_grass
June 6 2008, 07:32:36 UTC 11 years ago
philtrius
June 6 2008, 17:51:05 UTC 11 years ago
sparrow_grass
June 6 2008, 19:15:10 UTC 11 years ago
А второе, мы как будем доказывать справедливость тезиса - от противного или прямыми доказательствами? И будем оперировать терминами "необходимого и достаточного" или только "необходимого" или только "достаточного"?
Берусь предположить, что Вы кладёте свой тезис в рамки "необходимого". Просто я с другой стороны подхожу. Вот, скажем, в современной России, на мой взгляд, культура не развивается совсем, и её общий уровень сильно снизился по сравнению с советским периодом. При этом, на мой взгляд, социальное неравенство, экономическое неравенство, эксплуатация, и прочие прелести цветут буйным цветом.
Есть ещё и третий аспект. О самом определении культуры. Тут можно вообще рассуждать до посинения, ну, можно предположить, что мы интуитивно понимаем друг друга... хотя я не до конца в этом уверена. Скажем, я считаю, что в области кино и мультипликации был расцвет культуры в "условно социально равноправном" советском союзе. но подозреваю, что Вы со мной здесь можете не согласиться.
philtrius
June 6 2008, 19:25:05 UTC 11 years ago
Экономическое неравенство не отрицаетъ соцiальное равенство. Не знаю признаковъ, по которымъ рекрутируется нынѣшняя элита; очевидно, однако, что вкусы у нея вполнѣ «народные». «Пацанамъ нравится».
Мнѣ не хотѣлось бы доказывать справедливость тезиса. Любое мое доказательство опрокинулъ бы тотъ фактъ, что творчество — иррацiонально и принципiально непредсказуемо. Анализировать можно, правда, пространство между творцами и ихъ — реальной или потенцiальной — аудиторiей, что я и пытаюсь по мѣрѣ силъ дѣлать.
Соотвѣтственно подъ соцiальнымъ неравенствомъ я готовъ понимать то, что входъ въ элиту является, съ одной стороны, близкимъ къ наслѣдственному, съ другой — черезъ мощную и сложную школу. Полная невозможность попасть иначе не привѣтствуется; но вотъ большая трудность — очень нужна.
sparrow_grass
June 6 2008, 19:26:28 UTC 11 years ago
...вполне возможно. Но надо подумать дальше.
philtrius
June 6 2008, 19:35:19 UTC 11 years ago
sparrow_grass
June 6 2008, 20:59:40 UTC 11 years ago
Потом элиту практически уничтожили. И что же? - общество, которое не являлось прямым наследником той элиты, а наоборот, стало впитывать в себя ту самую культуру, той самой прослойки... На самом деле, получилось, что социализм сделал ту культуру из элитной - массовой. Можно, конечно, говорить о разной степени "впитывания" культуры предшествующих эпох массами, но по-моему, сей феномен отрицать нельзя.
Anonymous
June 8 2008, 19:50:51 UTC 11 years ago
Примите и проч.
Escogriffe.
begemotoff
June 6 2008, 07:38:18 UTC 11 years ago
spamsink
June 6 2008, 07:40:45 UTC 11 years ago
mike67
June 6 2008, 08:20:21 UTC 11 years ago
koka57
June 6 2008, 10:00:33 UTC 11 years ago
az_greshny
June 6 2008, 17:46:55 UTC 11 years ago
Рѣчь идетъ о досугѣ заказчика
philtrius
June 6 2008, 17:49:02 UTC 11 years ago
ivan_babicki
June 6 2008, 21:26:33 UTC 11 years ago
См. Флоренцию XV в.
"культура въ смыслѣ «высокаго и прекраснаго», осуществляемая на государственномъ уровнѣ, и демократiя — взаимоисключающiя вещи. Высокое и прекрасное растетъ только на тучной почвѣ соцiальнаго неравенства."
Не очень понятное рассуждение. Если разница материального положения не считается неравенством - то в ренессансной Италии неравенства по меркам дореволюционной Европы просто не было. Если считается - то при чём здесь демократия?
sergius_caesar
June 8 2008, 11:40:43 UTC 11 years ago