Сразу предупреждаю — я прочиталъ только «Властелина», и то въ переводѣ. Потому компетентенъ судить лишь о большихъ массахъ, но не о стилѣ и фактурѣ.
Ко второй книгѣ претензiй нѣтъ. (Къ сожалѣнiю, законы построенiя кино заставили сдѣлать изъ послѣдовательнаго развитiя двухъ темъ параллельное, что лишило эту часть обаянiя.)
Въ первой части — растянутый прологъ, въ третьей — ненужный эпилогъ. Какъ если бы Вергилiй сталъ послѣ гибели Турна описывать полицейскую операцiю Асканiя противъ засѣвшихъ въ этрусскихъ горахъ сторонниковъ Мезенцiя).
Общiй недостатокъ — отсутствiе драматизма и внутреннее безсилiе зла, что не соотвѣтствуетъ ни реальной жизни, ни законамъ эпоса. Высшее искусство состоитъ въ томъ, чтобъ заставить читателя, знающего, чѣмъ все закончится (Iерусалимъ и Казань будутъ взяты, Одиссей вернется на родину), на мигъ повѣрить, что такъ случиться не можетъ. Въ этомъ отношенiи Толкiенъ сродни Вольтеру — у Гендальфа, какъ и у Генриха IV, сплошные мальчики для битья. А вѣдь у Толкiена преимущество — читатель не знаетъ финала.
Въ качествѣ иллюстрацiи: въ первой части безкрылымъ назгуламъ что-то удается (растрепать пару подушекъ). Во второй и третьей у нихъ съ крыльями не получается и этого.
Ну и еще одно, личное. «Въ лазури этой нѣтъ боговъ». Слышалъ, что Толкiенъ — добрый католикъ, и весьма удивляюсь: какъ такой текстъ могъ написать человѣкъ вѣрующiй?
qwercus
June 15 2008, 12:48:38 UTC 11 years ago
akula_dolly
June 15 2008, 12:56:12 UTC 11 years ago
К сожалению, на нем лежит большая, хоть и невольная вина - именно его трилогия породила весь этот мутный поток тупоумной фэнтези, который изливается уже полвека, создав генерацию читателей-уродов. (Правда, вину с ним разделяет Говард). Боюсь, что ему пришлось провести за это некоторый срок в чистилище.
Разумеется именно потому, что он был добрым католиком, ему ни на секунду не могло повериться в конечную победу зла. В этом смысле конец действительно предопределен.
philtrius
June 15 2008, 13:21:13 UTC 11 years ago
akula_dolly
June 15 2008, 13:25:19 UTC 11 years ago
philtrius
June 15 2008, 13:33:51 UTC 11 years ago
akula_dolly
June 15 2008, 13:41:50 UTC 11 years ago
Мощь зла не есть что-то определенное и постоянное, она зависит от нашей крепости - для одного ерунда, плюнуть да перекреститься, для другого - погибель. В этом смысле зло изображено Толкином достаточно реалистично.
Вам не кажется, что Вы требуете от сказки чего-то, что уместнее ожидать от других жанров?
korob_kov
June 15 2008, 14:35:11 UTC 11 years ago
akula_dolly
June 15 2008, 14:39:00 UTC 11 years ago
korob_kov
June 15 2008, 16:06:41 UTC 11 years ago
dodoche
June 15 2008, 20:24:07 UTC 11 years ago
А могут и как вывеску использовать, классический случай - тот же Перумов.
korob_kov
June 15 2008, 20:47:14 UTC 11 years ago
dodoche
June 15 2008, 14:53:42 UTC 11 years ago
algo
June 16 2008, 17:06:16 UTC 11 years ago
Deleted comment
akula_dolly
July 4 2008, 21:53:30 UTC 11 years ago
arsoys
July 4 2008, 20:26:54 UTC 11 years ago
stephanicus
June 15 2008, 13:01:05 UTC 11 years ago
Я совсем не смог читать нисколько. Ну никак не смог. Даже стыдно немного.
philtrius
June 15 2008, 13:21:43 UTC 11 years ago
stephanicus
June 15 2008, 17:18:32 UTC 11 years ago
Ах, правда, вспомнил сейчас: купил сыну "Хоббита" и сам прочел его - ничего себе так, хорошая вполне сказка; но это несколько иное, насколько я понимаю, чем "В.К.".
А еще сейчас подумалось: вот сидишь ты, Фильтриус, и читаешь, скажем, "Хоббита" - картинка настолько уютная и умилительная, что прямо Толкин какой-то.
ka_o
June 15 2008, 13:24:53 UTC 11 years ago
philtrius
June 15 2008, 13:32:56 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 13:34:12 UTC 11 years ago
dodoche
June 15 2008, 14:29:14 UTC 11 years ago
korob_kov
June 15 2008, 14:51:12 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 16:29:30 UTC 11 years ago
korob_kov
June 15 2008, 17:52:42 UTC 11 years ago
uxus
June 15 2008, 18:39:33 UTC 11 years ago
uxus
June 15 2008, 16:09:16 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 16:37:20 UTC 11 years ago
А еще он пишет, что действие Властелина не имеет отношения ко Второй мировой войне. Не верю.
uxus
June 15 2008, 17:59:53 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 19:02:20 UTC 11 years ago
На самом деле, для настоящего ответа нужны разные материалы, которых я не знаю, так что это скорее читательская догадка.
philtrius
June 15 2008, 19:04:03 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 19:08:17 UTC 11 years ago
philtrius
June 15 2008, 19:10:59 UTC 11 years ago
Но я, вообще-то, совсѣмъ не о томъ. Сомнительныхъ параллелей можно найти въ избыткѣ. Слугамъ добра не нужны ни боги, ни вѣра, ни молитва — ничего…
ka_o
June 15 2008, 19:16:29 UTC 11 years ago
philtrius
June 15 2008, 19:18:31 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 19:22:40 UTC 11 years ago
philtrius
June 15 2008, 19:27:51 UTC 11 years ago
Отсутствие религии
korob_kov
June 15 2008, 19:33:21 UTC 11 years ago
Re: Отсутствие религии
philtrius
June 15 2008, 19:35:05 UTC 11 years ago
Убегают от назгулов
korob_kov
June 15 2008, 20:03:24 UTC 11 years ago
"- Да, эльфы, - сказал Фродо. - Это ведь Лесной Угол - они здесь почти каждый год проходят весной и осенью. <...>
О Элберет! Гилтониэль!
Надежды свет далекий!
От наших сумрачных земель
Поклон тебе глубокий!"
По моему скромному разумению, это сезонный обряд и призывающая часть гимна, хотя это так и не названо. Я, разумеется, могу жестоко ошибаться.
Это, кажется, единственное место, где описывается религия, и участники обряда - как раз лица незанятые в сюжете. Разумеется, ни с каким староевропейским эпосом не сравнить.
Re: Убегают от назгулов
dodoche
June 15 2008, 20:15:39 UTC 11 years ago
korob_kov
June 15 2008, 20:29:13 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 19:05:54 UTC 11 years ago
uxus
June 15 2008, 19:27:58 UTC 11 years ago
ka_o
June 15 2008, 19:40:18 UTC 11 years ago
korob_kov
June 15 2008, 19:28:24 UTC 11 years ago
Что до Гэндальфа - прошу Вас, просветите темноту необразованную. Кому он соответствует?
dodoche
June 15 2008, 14:43:57 UTC 11 years ago
Отсутствие драматизма: а Фродо, угодивший в плен в конце "Двух башен"? Что ему удалось спастись, выясняется только во второй части "Возвращения короля", а до этого мы ведь не знаем, что Голос Саурона блефует, когда показывает его кольчугу и прочие вещи Арагорну и Гэндальфу. Или, с другой стороны, войско, которое на глазах у Фродо выходит из Моргула:
"Вот буря и грянула, - подумал он. - <...> Поздно. Все пропало. Я промедлил и опоздал. Даже если я и справлюсь с поручением, никто об этом не узнает. Мне некому будет рассказать об этом. Все напрасно".
Насчет "нет богов" - у Профессора полно намеков, что всякого рода случайности, происходящие с героями (ну вот встретили Мерри и Пиппин Фангорна, а Фродо Фарамира, или там Грима шваркнул из окна Ортханка палантир) - это вовсе даже и действие провидения. Просто в лоб он так сказать не может - это порушит всю концепцию мира.
philtrius
June 15 2008, 17:27:56 UTC 11 years ago
Плѣнъ Фродо — дѣйствительно самый удачный сюжетный ходъ всей эпопеи. Но преимущество слишкомъ быстро сводится на нѣтъ.
dodoche
June 15 2008, 20:21:41 UTC 11 years ago
ex_griphonn
June 15 2008, 17:24:05 UTC 11 years ago
а богов, кстати, вообще нет
philtrius
June 15 2008, 17:29:09 UTC 11 years ago
ex_griphonn
June 15 2008, 17:46:05 UTC 11 years ago
со слезами на глазах сообщаю тебе, что бога нет
но вообще про язычество - это прекрасный ход. Боюсь только, что коммерчески он невыгоден - слишком сложно.
А то какая-нибудь "Русь изначальная" выйдет. И зачем это?
edricson
June 16 2008, 07:58:55 UTC 11 years ago
noctu_vigilus
June 15 2008, 19:10:19 UTC 11 years ago
philtrius
June 15 2008, 19:20:31 UTC 11 years ago
dodoche
June 15 2008, 20:19:54 UTC 11 years ago
Кстати, у Профессора есть забавная подколка на этот счет в конце, уже в сцене коронации. Две гондорские тетушки между собой говорят: мол, смотри-смотри, это те самые полурослики, ты подумай, самого Черного Властелина на поединке одолели и сожгли Барад-дур! Что одолеть Саурона можно было не в поединке, им в голову не приходит, а ведь это Минас-Тирит, не Рохан какой :^).
dodoche
June 15 2008, 20:26:56 UTC 11 years ago
noctu_vigilus
June 15 2008, 20:55:45 UTC 11 years ago
miram
June 15 2008, 21:35:30 UTC 11 years ago
aut idem alibi
http://lib.aldebaran.ru/author/tolkien_dzhon/tolkien_dzhon_o_volshebnoi_skazke/tolkien_dzhon_o_volshebnoi_skazke__1.html
homerus
June 16 2008, 06:40:53 UTC 11 years ago
Возможно, путь Толкиена - поместить Создателя за грань сюжета - более эффективный в проповедническом смысле, чем путь Льюиса. Хотя верно и то, что первый путь очень многих приводит не туда.
Некоторые общие материалы
definite
June 16 2008, 07:32:32 UTC 11 years ago
http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/hrestom.shtml - о религии в книгах Толкина (именно о религии как культе/обряде).
http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/pfedorov.shtml - подробно о Толкине и христианстве.
Есть также хорошая монография П.Парфентьева "Эхо благой вести: христианские мотивы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина". М., 2004. ( http://www.nto-ttt.ru/ourwork/echo.shtml )