philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

I. Дано четыре утвержденiя.

1 a. Граффити, татуировки и проч. — признакъ дикости и безкультурья.
1 b. Граффити, татуировки и проч. — актъ самовыраженiя личности.
2 a. «Черный квадратъ» Малевича — вещь абсолютно пустая и легкая въ исполненiи; эстетической цѣнности не представляетъ.
2 b. «Черный квадратъ» Малевича — философски чрезвычайно глубокое произведенiе, шедевръ современной живописи.
Логически первая и вторая пара никакъ не связаны. Какъ вы полагаете, справедливо ли, что если человѣкъ придерживается позицiи 1 a, то онъ скорѣе всего будетъ придерживаться и 2 a, и наоборотъ?
ІІ. Что все-таки можно и чего нельзя говорить о покойникахъ? (Вспоминая очеркъ френда o_proskurin о Бибрисѣ въ «Скандалахъ»).
Tags: pensieri
Интересно рассмотреть пограничный случай: когда в качестве татуировки используется "Черный квадрат" Малевича, кто будет считать это профанацией искуства, а кто - крайне болезненной операцией с невыразительным результатом.
А какъ понять по черному татуированному квадрату — Малевичь это или не Малевичь?
А там должна быть имитация дубовой рамки с медной табличкой.
Можетъ, настаивать на настоящей рамкѣ съ табличкой?
По-моему, приделывать к живому человеческому организму дубовую раму с табличкой - это не наш метод и далеко выходит за рамки традиций self-mutilation.
Искусство, какъ говорится, требуетъ жертвъ.
По мне так о покойниках можно говорить всё.
Иначе такая наука, как история, перестала бы существовать...
И даже плясать на ихъ могилахъ можно?
Вот уж никак не ожидала от Вас кризиса логики: Вы спрашивали о том, что можно и чего нельзя говорить :-))).
Я ожидалъ этого, но имѣются въ виду только словесныя пляски, разумѣется. Типа этой, и безъ меня весьма популярной реплики.
Это каждый решает для себя, мне кажется.
Но я бы не стала громко кричать, что так нельзя...
...хотя, разумеется, сама так вряд ли стала бы писать :-)))
Можетъ, Вы и надъ живыми не пляшете?
Мне кажется, что о покойниках можно говорить всякое, но лучше подождать, поскольку жанр некролога подразумевает некоторую сдержанность. Относительно первого - я скорее придерживаюсь взглядов, изложенных в 1б и 2а.
А сколько ждать? Если, скажемъ, пару дней, пока поутихнетъ скорбь отъ скоропостижной утраты, — я готовъ.
Не знаю, честно говоря. Слишком серьезное дело. Не знаю.
Что касается первых двух пунктов, то мне оба утверждения представляются равно бессмысленными, не говоря уже о том, что я не понимаю, что такое здесь "и др".
Оба вторых мнения - осмыслены, но неверны. "Квадрат" Малевича, разумется, ни с какой стороны не шедевр живописи, но отнюдь и не пустая вещь. Это глубокое и прочувствованное послание, состоящее в том, что живопись умерла. Так и есть, она в ХХ веке действительно умерла, хотя отдельные художники еще остались. То же относится и к прочим искусствам.
О покойниках можно говорить все, кроме пошлостей. Как и обо всем прочем. Это интеллигенции нашей трудно, пошлость - ее ежедневный хлеб.
Относительно первой пары — не согласенъ; въ частности и потому, что такiе мнѣнiя слишкомъ распространены въ обществѣ, чтобъ признать ихъ безсмысленными (можетъ, они неудачно сформулированы).
О второмъ. Я не спецiалистъ въ живописи; но поэзiя, на мой взглядъ, существуетъ (хотя аналогичныя Малевичу реплики были и здѣсь). Отчего бъ не существовать и живописи?
Имхо:

I. Корелляция будет, но она не будет логически неизбежной.

II. Зависит от (а) времени после смерти, (б) личности покойника и (в) его роли / положения. Чем больше времени прошло, чем гаже был покойник и чем более значимую роль он занимал, тем меньше можно сдерживаться (ну, понятно, что эта зависимость не линейная). Например, про Ленина или Калигулу говорить можно почти как угодно резко.
з.ы. к татуировкам я отношусь значительно лучше, чем к "Чорному квадрату", по отношению к которому я вообще затрудняюсь найти хорошие слова.
Значитъ, «Квадратъ» ругать можно, а Малевича — только тогда, когда онъ станетъ старше, чѣмъ сейчасъ Калигула?
Да, не люби грѣхъ, люби грѣшника…
Нет, Малевича (Сталина, Брежнева) уже можно. Тут, имхо, нелинейная функция. После 40 дней происходит уровень сдерживания резко падает.

з.ы. Если уж на то пошлО, я и к С.В.Михалкову неплохо отношусь. Хороший поэт, большой труженик и кажется порядочный человек. Для меня он в первую очередь детский автор. А за умелое написание гимна его, как литератора, скорее уважать можно. Упокой, Господи, его душу!

з.з.ы. Простите за з.ы. - накопилось.
Я думаю, что чисто "эмпирически" приверженцы 1a также разделяют и положение 2a. Обратное, скорее всего, не имеет места. Скажем, я вполне принимаю 2a, но при этом достаточно мягко отношусь к явлениям типа граффити, татуировок, пирсинга и прочего. Особенно показателен третий пример: поначалу я воспринимал эту "новинку" очень враждебно, а потом примирился.
Ну, будучи преподавателемъ вуза, Вы вполнѣ могли и отыграться на носителяхъ пирсинга…
На эту тему есть известная цитата: "Кристобаль Хозевич успел раньше".
Я думаю, человек, склонный к варианту "б" в одной из пар, будет скорее склонен и к варианту "б" в другой паре, хотя необязательно.
О покойниках, я считаю, можно говорить все что угодно - но желательно не родственникам.
Говорить такъ, чтобъ родные не слышали, или не въ ихъ адресъ? Первое предполагаетъ запретъ на любое публичное высказыванiе — потенцiально доступное.
Я имел ввиду, не говорить плохого о покойнике его родным. Делать скидку. На публичные высказывания по делу это, пожалуй, не распростаняется.
Ограничения на то, что можно говорить о покойниках, имеют эстетический характер, а не моральный. С моральной точки зрения о них можно говорить всё то же, что и о живых.
Я не вѣрю въ то, что этика и эстетика противостоятъ другъ другу. Проступки вѣдь бываютъ некрасивыми.
1. Да, справедливо. Хотя возможны исключения.

2. Можно говорить всё, я думаю. Иногда выждав девять дней. В тяжёлых случаях - сорок.