А вотъ интересно, кто будетъ всерьезъ воспринимать искусствовѣдовъ, всерьезъ же обсуждающихъ современное абстрактное искусство? Понятно, что не всѣ такiе, что нѣкоторые занимаются техническими прiемами поздняго Тицiана, — но какъ это увидѣть со стороны, простому обывателю. Созерцатели философическихъ глубинъ чернаго квадрата бросаютъ тѣнь и на спецiалистовъ по Тицiану — ученыя степени называются одинаково.
А вотъ интересно, кто будетъ всерьезъ воспринимать искусствовѣдовъ, всерьезъ же обсуждающихъ современное абстрактное искусство? Понятно, что не всѣ такiе, что нѣкоторые занимаются техническими прiемами поздняго Тицiана, — но какъ это увидѣть со стороны, простому обывателю. Созерцатели философическихъ глубинъ чернаго квадрата бросаютъ тѣнь и на спецiалистовъ по Тицiану — ученыя степени называются одинаково.
alexeiv
January 5 2010, 10:19:40 UTC 9 years ago
alexeiv
January 5 2010, 10:23:27 UTC 9 years ago
philtrius
January 5 2010, 10:40:14 UTC 9 years ago
vyazemtseva
January 5 2010, 10:51:05 UTC 9 years ago
а) по каким мотивам филологическое сознание выстраивает связь между тем, что выше названо "современное абстрактное искусство" и "Созерцатели философическихъ глубинъ чернаго квадрата";
б)чем мотивировано определение Малевича как творца "современного абстрактного искусства"
в) кто же был тот шарлатан-исследователь живописи первой половины ХХ века, посмевший бросить тень на безусловно досточтимого, но в посте оставшегося неизвестным, исследователя Тициана?
г) почему работа по исследованию Малевича видится более легкой/легкомысленной по сравнению с оной же, посвященной Тициану?
Спасибо.
philtrius
January 5 2010, 11:11:35 UTC 9 years ago
Черный квадратъ — современный абстракцiонизмъ, поскольку это не флорентiйское Возрожденiе, не французскiй классицизмъ или импрессiонизмъ и даже не передвижники.
За искусствовѣдѣнiемъ слежу вполуха, за отголосками; тѣмъ не менѣе предполагаю, что о Малевичѣ много пишутъ (поискъ въ каталогѣ моей библiотеки далъ три десятка работъ, хотя тамъ есть повторы и другiе Малевичи; впрочемъ, онъ не отслѣживаетъ статьи). А это, на мой взглядъ, вопросъ не только вкуса, но и существованiя. Чернаго квадрата, какъ произведенiя искусства, нѣтъ. Слѣдовательно, всѣ, пишущiе о немъ, пишутъ ни о чемъ, чѣмъ и отличаются отъ пишущихъ о Тицiанѣ.
vyazemtseva
January 5 2010, 11:55:40 UTC 9 years ago
"Чернаго квадрата, какъ произведенiя искусства, нѣтъ". Извините, есть, два варианта присутсвуют в экспозиции главных музеев национального искусства страны - в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, попали они туда не в "перестроенчные годы" и хранятся по тем же нормам, что и Тициан в Эрмитаже или в любом другом музее, и точно также их исследуют музейные сотрудники или внешние исследователи. А то, что Вы называете "писать ни о чем", можно делать и с Репиным, воспевая глубокую мораль и общественный пафос его искусства, его умение писать "как есть" и соверешенно не замечая в его работах Художника.
И последнее: ну почему Малевич? Почему не Кандинский, не Родченко, не Попова, etc.?
philtrius
January 5 2010, 12:53:44 UTC 9 years ago
vyazemtseva
January 5 2010, 13:20:28 UTC 9 years ago
philtrius
January 5 2010, 15:54:25 UTC 9 years ago
Эссе Лифшица читаю съ удовольствiемъ, спасибо. Но съ основной его мыслью (насколько я понялъ ее изъ начала) согласиться не могу: онъ приписываетъ модернизму дурное, но содержанiе, въ то время какъ модернизмъ безсодержателенъ.
ivan_babicki
January 5 2010, 12:14:35 UTC 9 years ago
vyazemtseva
January 5 2010, 13:16:04 UTC 9 years ago
Средневековая культура - неклассическая относительно культуры Древнего Рима, ей предшествующей, и Возрождения, за ней следующей. Однако, как я понимаю, в происходящем дискурсе с "неклассикой" того же Малевича Средневековье ни в коем случае не ассоциируется.
На мой взгляд, здесь проблема стремления навязать искусству парадигму истории литературы, применить принципы литературоведения к описанию и анализу произведения изобразительного искусства.
С исследователями Бродского сталкиваться не доводилось, но с исследователями искусства ХХ века сотрудничаю постоянно, ничего комического, уверяю, в них нет. Методы научной работы с "вещами" одинаковый - как для иконы, так и для жанровой картины в духе критического реализма середины 19 в. или для абстрактной композиции.
Мои комментарии мотивированы тем, что не перестаю удивляться, почему образованные, начитанные, талантливые люди, пишущие в толстые литературные журналы и читающие лекции в университетах, демонстрируют совершенно обывательсткое, характерное, скорее, массовому сознанию, восприятие искусства ХХ века.
philtrius
January 5 2010, 13:34:14 UTC 9 years ago
Кстати, гдѣ у меня множественность видовъ небытiя? Я перечислялъ то, чѣмъ небытiе не является — по крайней мѣрѣ таковъ былъ замыселъ, можетъ, плохо сформулировалъ.
vyazemtseva
January 5 2010, 15:36:57 UTC 9 years ago
Флорентийское Возрождение, повторю вышеизложенную мной мысль, также отлично от французской романики, как французский классицизм от испанской готики. Для ранней готики не существует античного искусства, для высокого Возрождения - готического. Для Малевича и иже с ними не существовало, не смотря на академическое образование, академической традиции, и наоборот. Так выходит, если принять способ опредения художественных явлений через обозначение того, чем они НЕ являются, что виды небытия разные. Можно еще добавить, что "современный абстракционизм" - не наскальная живопись неолита и не египетское искусство Древнего Царства. Кстати, греческую керамику VIII века принято обозначать как "геометрический стиль", но причем здесь Малевич?
ivan_babicki
January 5 2010, 13:47:56 UTC 9 years ago
"Методы научной работы с "вещами" одинаковый - как для иконы, так и для жанровой картины в духе критического реализма середины 19 в. или для абстрактной композиции."
Это, извините, ни в какие ворота не лезет - Вы можете представить себе исследователя Поллока, потратившего годы на установление его авторства и времени и места создания его картины?
vyazemtseva
January 5 2010, 15:21:11 UTC 9 years ago
Вергилий и де Борн - классики, но относительно друг друга - они представители различных культур, одна из которых другую отрицала. Это, конечно, схема, но она иллюстрирует одну из проблем определения "классического".
Речь шла о Малевиче и "современном абстрактном искусстве", ярчайшим представителем которого был избран Поллок. Почему в доводах в основном примеры из литературы? В том, что Кибиров не Катулл - Малевич не виноват.
А исследователя, потратившего годы на то, чтобы установить авторство "модернистской" работы, хорошо себе представляю, как и архивную работу, с этим связанную и "иследовательскую интуицию" в действии.
Критика модернизма - увлекательное занятие и порой плодотворное с точки зрения рождения идей и трактовки существующих явлений. Это виртуозно выходило у Михаила Лифшица здесь: http://justlife.narod.ru/lifshits/krisis_bezobraziya/19_pocemy_ya_ne_modernist.htm Мой учитель рассказывал о нем: "Только Лифшиц мог ходить в Институт [Искусствознания] в джинсах, потому что он знал Гегеля так, как не знал никто". Его критика (что меня в ней и привлекает) основана на четких философских установках, а не на эмоциях типа "это не искусство, я и сам так могу".
ivan_babicki
January 5 2010, 18:08:48 UTC 9 years ago
Утверждать, что Фильтриус тут неправ, можно либо с точки зрения последовательного отрицания иерархического принципа и оценки (что логически корректно, но трудно, поскольку для любого человека существует порог бездарности, после которого он не выдерживает и срывается на оценочность), либо постулируя, что иерархия существует, но Малевич в ней ближе к Тициану, чем к Церетели - и в этом случае Вы точно так же окажетесь перед невозможностью что-либо научно доказать, как и любой Ваш оппонент.
ivan_babicki
January 5 2010, 18:11:15 UTC 9 years ago
Вы шутите? Это античность отрицала средневековую культуру или средневековье - античную?
vyazemtseva
January 5 2010, 20:12:52 UTC 9 years ago
-Следуя хронологии, средние века следуют за античностью, следовательно они (простите за ситуативное одушевление) ее и отрицают. Держу в уме все мини-"ренессансы" от Карла Великого до Джотто, но не могу на ожидаемые возрожения не сказать, что нервюрный свод и стрельчатая арка - это декларативное отрицание ордера.
-Тициан - гений, спору нет. Однако и о нем можно написать плохую работу (которых предостаточно), как о Малевиче - хорошую. Мне доводилось работать в Архиве Пармского университета, в отделе архитектуры ХХ века: архив находится в аббатстве XVI в. и хранящиеся в нем проекты рационалистических "коробок" стен не оскорбляют и никакого недоумения не провоцируют. Т.е. для каждого времени существует своя культура, где есть свои герои, некоторые из них выходят за рамки своей эпохи. Малевич не Тициан, однако время свое определил, влияние его огромно - от набивных ситцев до знаменитого павильона Иофана. Если Вы или Фильтриус склонны к размышлениям "o tempora!o mores!", я готова вас понять, но зачем же винить несчастного исследователя Малевича в разбрасывании теней?
ivan_babicki
January 5 2010, 21:29:24 UTC 9 years ago
- Фраза про декларативное отрицание для меня внятного смысла не имеет - если я пишу стихи, я не отрицаю этим прозы, если я пишу по-русски, я не отрицаю этим латыни. Классицизм средневековую культуру - да, отрицал, а средневековье античность не отрицало, хотя и не всегда ей подражало. Более того, мы знаем большинство античных текстов только благодаря средневековым переписчикам.
- Написать хорошую работу можно и о Малевиче, и о Церетели - но делать это смешно. "Чёрный квадрат" как явление искусства не существует. Конечно, можно писать о его влиянии на искусство, если оно имело место и если то искусство, на которое он повлиял, само по себе заслуживает внимания искусствоведа. Но приписывать ему собственную художественную ценность - это уже первый шаг к тому, чтобы всерьёз рассуждать о художественных достоинствах арт-проекта "дерьмо художника", как это сделала в прошлом году одна небезызвестная дама.
vyazemtseva
January 5 2010, 22:53:47 UTC 9 years ago
По поводу "дерьма художника". Мне пришлось писать статью энциклопедического характера об авторе проекта. Во время работы над статьей меня волновал единственный вопрос: зачем Мандзони включили в словник? Но все же, если в обществе находятся индивиды, готовые платить за "дерьмо художника" по цене золота, то всерьёз рассуждать все же нужно, хотя бы, для понимания zeitgeist и уровня мирового идиотизма.
philtrius
January 5 2010, 23:01:36 UTC 9 years ago
А дальше я вижу въ Вашей позицiи противорѣчiе. Отрицанiе академизма, пройдя черезъ квадратъ, должно было дойти до желудочной физiологiи; это естественная логика его развитiя. Потому какъ можно отрицать статусъ произведенiя искусства за опусомъ Мандзони, признавая таковой за опусомъ Малевича, — мнѣ глубоко непонятно.
vyazemtseva
January 6 2010, 00:40:45 UTC 9 years ago
Отрицание академизма - увольте, никогда об этом и не помышляла. Малевич и Мандзони разные художники хотя бы потому, что в случае первого мы говорим о станковой живописи и соответственно рассуждаем в категориях картины, сделанной кистью и красками на холсте, по традиционной технологии, то второй представляет совершенно иной вид искусства, представляющий набор совершенно иных образов, обращенный к иным эмоциям (Малевич вообще о человеческих эмоциях мало заботился) и являющийся продуктом буржуазной культуры.
Мне отнюдь не хотелось ни отрицать академизм, ни заставлять полюбить Малевича, но лишь понять, почему произведение последнего и через сто (!) лет после своего появление на свет вызывает неприятие у многих глубоко ценимых мной людей.
ivan_babicki
January 6 2010, 01:17:02 UTC 9 years ago
Если бы Вы с этого начали, все бы сразу почтительно умолкли...
vyazemtseva
January 6 2010, 19:01:29 UTC 9 years ago
philtrius
January 6 2010, 07:44:55 UTC 9 years ago
vyazemtseva
January 6 2010, 18:57:24 UTC 9 years ago
ivan_babicki
January 5 2010, 23:27:25 UTC 9 years ago
- Рассуждать как о социологическом феномене, конечно, можно, но рассуждения вроде ""Дерьмо художника" является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора и тех сотен искусствоведов и философов, которые об этом писали и пишут" (http://www.lenta.ru/conf/degot/) - это несомненно та самая дискредитация искусствоведения, о которой написал автор поста.
vyazemtseva
January 6 2010, 00:20:41 UTC 9 years ago
Указанная Вами дама - пишущий на тему искусства журналист, ищущий сенсаций. Искусствоведческого образования не имеет, отношение к ней в профессиональной среде соответсвующее.
Все же некоторые высказанные в этой ленте мысли напомнили одно мюнхенское событие 1937 года - выставку "Entartete Kunst", но там хотя бы право называться "искусством" не отрицалось.
ivan_babicki
January 6 2010, 00:43:13 UTC 9 years ago
Про даму не знаю, она в тексте по ссылке называет себя профессиональным искусствоведом, проверять не возьмусь.
Произвольные аналогии из истории Германии 30-ых и 40-ых годов - аргумент привычный для левых интеллектуалов, но уже несколько поистрепавшийся. Странно, что Вы не спросили, не вожу ли я бульдозер.
vyazemtseva
January 6 2010, 01:07:13 UTC 9 years ago
bohemicus
January 5 2010, 13:11:49 UTC 9 years ago
Искусствоведов, занимающихся современным искуством, если и воспринимают всерьёз, то по причинам, далёким от искусства.
Выше в комментариях один из Ваших собеседников утверждает, что ценность произведения искусства определяется его рыночной стоимостью. Никого не хочу обидеть, но это утверждение достойно инопланетянина, прибывшего к нам не далее, чем вчера.
В действительности цены на рынке произведений искусства абсолютно искусственные, простите за каламбур. Сам рынок максимально криминализирован. Собственно, этим в значительной степени и объясняется само существование современного "искусства". Именно в силу его нулевой ценности оно служит идеальным прикрытием в сделках по отмыванию денег и т.п. К искусству всё это вообще не имеет отношения.
Знаю, что многие из Ваших читателей со мной не согласятся, а кто-то может и почувствовать себя задетым. Но иногда хочется назвать вещи своими именами.
v_i_t_a_l_i_k
January 5 2010, 20:16:31 UTC 9 years ago
К слову сказать, при коммунизме среди наших искусствоведов было завидное единство во взглядах. А сейчас, при прочтении разных статей, очерков и искусствоведческих исследований очень часто мнения разных искусствоведов, порой, полярно противоположны относительно одного и того же художника или отдельно взятой картины. Т.е. каждый высказывает свою точку зрения приводя свои доводы.
И тем не менее, вряд-ли исследователям современного иск-ва проще и легче, чем тем, кто занимается Кватраченто, Возрождением или Классицизмом.
philtrius
January 5 2010, 21:02:58 UTC 9 years ago
v_i_t_a_l_i_k
January 5 2010, 21:30:40 UTC 9 years ago
_corso_
January 6 2010, 08:11:35 UTC 9 years ago
Впрочем, границы "академического искусства" постепенно сдвигаются и помянутый Малевич уже довольно давно находится "внутри"...
С другой стороны, если чуть-чуть расширить "фокус" на Малевича можно смотреть не как на эстетический феномен (чего, собственно, никто и не делает), а как на факт истории культуры.
philtrius
January 6 2010, 08:14:24 UTC 9 years ago
_corso_
January 6 2010, 08:30:03 UTC 9 years ago