Единственнымъ предметомъ Гололя была его встревоженная, больная совѣсть. Это понимали проницательные люди (напр., Ю. Ѳ. Самаринъ) еще тогда. Судить о Россiи гоголевскаго перiода по Гоголю — все равно что пытаться разсмотрѣть строенiе растительной клѣтки даже не сквозь закопченное стекло, а свозь танковую броню.
Другой вопросъ — почему противоположный истинѣ тезисъ Брынскаго козла (знавшаго въ Россiи только редакцiонныя дрязги и жизнь философствующихъ и бесѣдующихъ о политикѣ кружковъ) смогъ стать популярнымъ и вытѣснить истину? Онъ самъ по себѣ очень интересенъ, но разбирать его сейчасъ не будемъ.
То же самое и съ Щедринымъ. У него — не больная совѣсть, а болѣзненная мизантропiя. «Ужъ очень противны были люди». Это даетъ интересный результатъ въ сочетанiи съ литературнымъ талантомъ, но какъ источникъ знанiй о Россiи Щедринъ — писатель съ нулевой цѣнностью.
Теперь, собственно, о чемъ рѣчь. Недавно ушедшiй къ большинству (если быть математически точнымъ, къ другой половинѣ) бывшiй премьеръ-министръ произнесъ одну чрезвычайно популярную фразу. Нашлось много желающихъ придать этой фразѣ статусъ незыблемаго закона русской жизни. А между тѣмъ это никакой не законъ, а жалкая попытка самооправданiя, поскольку въ русской жизни многое мѣнялось, и далеко не всегда къ худшему. Попробуйте представить себѣ Петра съ этой фразой на устахъ вечеромъ памятнаго iюньскаго дня, или Александра II на смертномъ одрѣ! Затхлая и скаредная Москва смѣнилась вольнымъ и умнымъ Петербургомъ, неряшливый внѣшне и внутри николаевскiй судъ — судомъ «скорымъ, правымъ и милостивымъ», который разбирающiйся въ дѣлѣ Кони ставилъ не ниже европейскаго, приходскiя школы — университетами, &c. Послѣ сталина даже и СССР сталъ мѣняться къ лучшему, а послѣ Хрущева его можно было назвать — съ множествомъ оговорокъ, конечно, — цивилизованной страной.
Никакого «какъ всегда» не было и нѣтъ.
therese_phil
November 7 2010, 21:39:21 UTC 8 years ago
philtrius
November 7 2010, 21:45:48 UTC 8 years ago
евгений козлов
November 7 2010, 22:39:13 UTC 8 years ago
philtrius
November 8 2010, 04:49:36 UTC 8 years ago
евгений козлов
November 8 2010, 11:10:30 UTC 8 years ago
stephanicus
November 7 2010, 23:34:08 UTC 8 years ago
Deleted comment
philtrius
November 7 2010, 21:50:27 UTC 8 years ago
Deleted comment
philtrius
November 7 2010, 21:59:05 UTC 8 years ago
Deleted comment
philtrius
November 8 2010, 04:44:19 UTC 8 years ago
karaul_family
November 7 2010, 22:41:39 UTC 8 years ago
nandzed
November 8 2010, 01:36:00 UTC 8 years ago
А если вы просто делаете утверждения, то верны те же самые приведенные мною аргументы. Гоголь не весьма однороден во временной развертке своей литературной жизни, и нелюбовь к себе - одно из условий, пусть сильных, но это характерологическое условие, а никак не причина творчества. Нелюбовь вообще не может служить причиною, что бы там Щедрин ни говорил...
Литература требует от читателя труда, и труда умственного и умного, а никак не допущений и утрирования такого рода...
Россия - это Россия точек зрения, разом имеющих право на жизнь. Как, впрочем, и нынче - кому-то хорошо работается и живется, а кому-то - о всяку пору главный вопрос - кому же на Руси жить хорошо... И в конце концов - одни живут, другие все больше громко вопрошают о жизни, сама же их жизнь, меж тем, вполне себе невелика, скромна и однообразна событийно и в воплощении идейном...
philtrius
November 8 2010, 04:48:09 UTC 8 years ago
nandzed
November 8 2010, 06:45:27 UTC 8 years ago
Хотя... с точки зрения философствующего писателя или чего хуже - занятого всерьез самопознанием, "все внешнее - лишь символ внутреннего". (Н.Бердяев)
И это верно для самых различных по этиологии учений.
Но именно в виду такой подчинительной связи нельзя никак говорить, что писатель имеет предметом совей деятельности ТОЛЬКО внутренний мир, это физически невозможно... Но и не так просто, чтобы можно было разделить внутренний и внешний миры. Не то что без ущерба для понимания - их вообще нельзя разделить. И это верно не только для писателя, но и любого другого человека.
Город Петербург я очень люблю, но
dadaha
November 8 2010, 06:13:51 UTC 8 years ago
roman_shmarakov
November 8 2010, 07:24:35 UTC 8 years ago
maria_gorynceva
November 8 2010, 08:52:25 UTC 8 years ago
И мне кажется, что тезис Виктора Степановича очень косвенно соотносится с литературой. Мы же не знаем, как далеко у него простиралось это "всегда", а контекста он не оставил. Вернее, он известен, но слишком узок для подобных толкований.
Никакого «какъ всегда» не было и нѣтъ
roman_shmarakov
November 8 2010, 09:17:53 UTC 8 years ago
Re: Никакого «какъ всегда» не было и нѣтъ
евгений козлов
November 8 2010, 13:58:43 UTC 8 years ago
+100
alexvelikoross
November 8 2010, 09:25:58 UTC 8 years ago
образчик изящной словесности
высказанный и тонко ,
и с непосредственностью :)
_aristeo
November 8 2010, 18:09:33 UTC 8 years ago
Полностью с Вами согласен. Почивший был не более чем мещанином во дворянстве. А его знаменитое косноязычие имело под собою причину самую прозаическую: покойный не умел изъясняться иначе как матом, поэтому, будучи вынужденным говорить на нормальном русском языке, впадал в известный ступор.
Deleted comment
banshur69
November 11 2010, 20:52:49 UTC 8 years ago