Очередное о кризисѣ современной литературы via karasseff. Собственно, меня тутъ одно зацѣпило. Одна изъ приведенныхъ цитатъ очень похожа на нѣкогда разсмѣшившiй Блока дистихъ: Раскидались по дубровѣ Ноги, груди и уста. Такъ что можно констатировать: мы вернулись прямикомъ въ Серебряный вѣкъ.
Помилуйте, я-то тутъ при чемъ? Я дѣлаю одно сближенiе; выводъ изъ него можно сколько угодно не воспринимать серьезно. Позицiя же моя заключается въ томъ, что 1) современной литературой интересоваться не слѣдуетъ и 2) сказать о ней что-то достовѣрное невозможно въ силу того, что никогда не можетъ быть увѣренности въ полнотѣ собственнаго опыта.
Фильтриус непоследователен. Уж если отрясать прах и тлен культуры современников - то полностью, не разбирая где кончается литература и начинается политика. А то все Прилепина ругать - Навальный тоже небось не Цицерон.
Скорее автор заметки демонстрирует непонятное для "диагноста" (автохарактеристика!) отсутствие интереса к этой самой современной литературе. Садуллаев и Прилепин и вправду кошмарные писатели, но, право слово, конъюнктурными литературными премиями отечественная словесность не исчерпывается. Да и собственно ограничивать их лауреатами современную словесность почти то же самое, что писать историю русской литературы 20 в. по сталинским/ленинским премиям. Хотя, грешен, упомянутому там писателю Осокину я все же несколько сочувствую, правда уважаемый диагност не в состоянии отличить намеренный и подчеркнутый примитив этого писателя от борзописи Прилепина.
На мой непросвѣщенный взглядъ, не для чего ею и интересоваться; написанное сейчасъ станетъ занятнымъ лѣтъ черезъ сто въ лучшемъ случаѣ. Впрочемъ, подчеркнутому примитиву я склоненъ сочувствовать такъ же мало, какъ и борзописи.
Спасибо Вам за ссылку! :) Хоть я как-то ещё после Пелевина убедился, что современные русские романы следует читать очень и очень избирательно. Впрочем, мои сверстники на досуге всё больше интересуются либо классиками, либо зарубежными авторами, а слова преподавателя о том, что сейчас, оказывается, есть литературная критика, но мы, филологи, её не знаем - это и вовсе какой-то каламбур.
Нет, конечно. Я, безусловно, могу преувеличивать роль критики, но прошу заметить ещё и то обстоятельство, что я "наблюдаю" за литературой современной с периферии :) По тем знаниям, которые мы выносим из школы, литературный процесс в России обрывается где-нибудь в 60-х ХХ века :) Молодёжь, что естественно, тянется к новому, и, пожалуй, тягу сию следует удовлетворить с самого начала.
Да, безусловно, критика - это не "главное", но не отсутствие ли качественной критики является одной из причин упадка словесности...
Я не думаю, что тягу молодежи къ новому должна удовлетворять школа. Это все равно что изучать принципы дѣйствiя айфона или футболъ. На мой взглядъ, литературный процессъ въ Россiи оборвался въ серединѣ XIX в. Потомъ — сполохи и отдѣльныя имена.
Ну… Если для Васъ Гоголь и Баратынскiй мертвы, а Пелевинъ и какая-нибудь, прости Господи, Фанайлова живы, я могу Вамъ только посочувствовать. Для филолога-литературовѣда это, разумѣется, было бы доказательствомъ профнепригодности.
Как джентльмен и патриот скажу, что "простигосподифанайлова", выросшая в славном городе Воронеже, в начале своей бурной деятельности являла несомненный литературый талант. Который затем и променяла - известно на что. Противопоставлять отдельные литературные имена и процесс в целом - это предпочитать одну условность другой, разве нет? Все что у нас есть - это даже не отдельные имена, а всего лишь отдельные тексты. Скажет ли Фильтриус, что таковых, заслуживающих внимания текстов, создано после Крымской войны меньше, чем до?
:) Вы знаете, господин philtrius, если я и употребил это слово то только лишь в самом узком смысле. Примерно в том же, в каком определение "мёртвый" употребляется применительно к классическим языкам или же к языкам "вышедшим из употребления".
Я нисколько не склонен умалять ценности классики в её лучших проявлениях, но широким массам всё-таки нужно что-то для контраста. А так... Нет современной литературы, и, как следствие, мало кто помнит о классиках.
Видите ли, то, что мало кто помнитъ о классикахъ, — я все напоминаю человѣчеству, а человѣчество все никакъ не усвоитъ, — это норма. Уже и Пушкинъ не для всякаго. Но какимъ образомъ отъ Фанайловой или Бродскаго перейти къ Пушкину — ума не приложу. Либо одно, либо другое.
Ну, Вы знаете, я лет в 5 учился читать по букварю неизвестного автора, а в 7 - мог хорошо воспринимать разве что сказки Пушкина, но никак не романы Фёдора Михайловича.
Всё-таки от простого к сложному мы переходим. Думаю, и в данном случае при желании можно перейти. Не хватает как раз желания. Не хватает как раз некоего литературного патриотизма.
Мы как-то привыкли не только ругать всё отечественное, но и не верить в то, что у нас может быть сделано что-то хорошее. И это в полной мере сказывается и на русской литературе. Прекратилась преемственность, нет моста к классике в виде хорошей современной литературы. Как следствие, эпиграф из Тютчева или цитату из Радищева кто-нибудь сейчас распознает?
Это, конечно, моё личное мнение, но ежели будут на слуху книги современные, ежели книжному обозрению будут посвящены телеэфиры и не две колонки на последней страницы газеты, то будет и привычка к чтению, будет и тяга к словесности.
Обывателю есть чему удивиться и есть чем заинтересоваться в классике, но обыватель до неё не доходит... Этому должны способствовать живые литераторы, которых обыватель может видеть по телевизору, слышать по радио и читать в Интернете.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
Deleted comment
philtrius
January 15 2012, 08:28:35 UTC 7 years ago
eu_he_nio
January 15 2012, 08:51:30 UTC 7 years ago
philtrius
January 15 2012, 09:03:24 UTC 7 years ago
homerus
January 15 2012, 09:11:03 UTC 7 years ago
stiven_dedal
January 15 2012, 11:01:34 UTC 7 years ago
philtrius_minor
January 15 2012, 11:11:30 UTC 7 years ago
Deleted comment
philtrius
January 15 2012, 15:25:00 UTC 7 years ago
yojik_ali
January 15 2012, 11:31:22 UTC 7 years ago
philtrius_minor
January 15 2012, 12:43:16 UTC 7 years ago
yojik_ali
January 15 2012, 16:04:07 UTC 7 years ago
Впрочем, я давно практически смирился с тем, что обсуждать книги или фильмы не с кем. Разве что в Интернете... :)
philtrius
January 15 2012, 16:10:15 UTC 7 years ago
yojik_ali
January 15 2012, 16:33:26 UTC 7 years ago
Да, безусловно, критика - это не "главное", но не отсутствие ли качественной критики является одной из причин упадка словесности...
philtrius
January 15 2012, 17:03:28 UTC 7 years ago
На мой взглядъ, литературный процессъ въ Россiи оборвался въ серединѣ XIX в. Потомъ — сполохи и отдѣльныя имена.
yojik_ali
January 15 2012, 17:22:16 UTC 7 years ago
Да, отдельные имена, но всё же...
philtrius
January 15 2012, 17:27:00 UTC 7 years ago
eu_he_nio
January 15 2012, 18:06:24 UTC 7 years ago
Противопоставлять отдельные литературные имена и процесс в целом - это предпочитать одну условность другой, разве нет? Все что у нас есть - это даже не отдельные имена, а всего лишь отдельные тексты. Скажет ли Фильтриус, что таковых, заслуживающих внимания текстов, создано после Крымской войны меньше, чем до?
philtrius
January 15 2012, 19:01:01 UTC 7 years ago
yojik_ali
January 15 2012, 20:02:29 UTC 7 years ago
Я нисколько не склонен умалять ценности классики в её лучших проявлениях, но широким массам всё-таки нужно что-то для контраста. А так... Нет современной литературы, и, как следствие, мало кто помнит о классиках.
philtrius_minor
January 15 2012, 21:31:52 UTC 7 years ago
yojik_ali
January 16 2012, 14:09:39 UTC 7 years ago
Всё-таки от простого к сложному мы переходим. Думаю, и в данном случае при желании можно перейти. Не хватает как раз желания. Не хватает как раз некоего литературного патриотизма.
Мы как-то привыкли не только ругать всё отечественное, но и не верить в то, что у нас может быть сделано что-то хорошее. И это в полной мере сказывается и на русской литературе. Прекратилась преемственность, нет моста к классике в виде хорошей современной литературы. Как следствие, эпиграф из Тютчева или цитату из Радищева кто-нибудь сейчас распознает?
Это, конечно, моё личное мнение, но ежели будут на слуху книги современные, ежели книжному обозрению будут посвящены телеэфиры и не две колонки на последней страницы газеты, то будет и привычка к чтению, будет и тяга к словесности.
Обывателю есть чему удивиться и есть чем заинтересоваться в классике, но обыватель до неё не доходит... Этому должны способствовать живые литераторы, которых обыватель может видеть по телевизору, слышать по радио и читать в Интернете.
novoeleto
January 15 2012, 12:37:59 UTC 7 years ago
Осталось пробить потолок в гостиную и спустить лесенку...
philtrius_minor
January 15 2012, 12:41:51 UTC 7 years ago
roman_shmarakov
January 15 2012, 12:42:31 UTC 7 years ago
philtrius_minor
January 15 2012, 13:03:34 UTC 7 years ago
roman_shmarakov
January 15 2012, 13:06:36 UTC 7 years ago
не стоит самому фильтровать то, что отфильтруется естественным путем
klausnick
January 16 2012, 17:37:25 UTC 7 years ago
roman_shmarakov
January 19 2012, 06:46:39 UTC 7 years ago
"пусть постоят у меня в Почайне", как княгиня Ольга говорила
suziralnik
January 15 2012, 15:05:33 UTC 7 years ago
philtrius
January 15 2012, 15:23:04 UTC 7 years ago