Народное (оно же массовое) воспрiятiе искусства, конечно же, несовершенно. Но у него есть одна черта весьма здоровая — критерiй «а такъ я не смогъ бы». En masse люди понимаютъ, что «Желаемъ вамъ свершенiй и удачъ, рѣшенiя задуманныхъ задачъ» могутъ всѣ, а «И мчится въ прахѣ боевомъ, гордясь могущимъ сѣдокомъ» — только одинъ человѣкъ въ мiрѣ. Критерiй не универсаленъ (среднiй человѣкъ не напишетъ «Завтрака комбайнера», не воспроизведетъ шиловскую и глазуновскую живопись и церетелiеву скульптуру), но какъ необходимое условiе онъ долженъ быть принятъ.
Талантливый сможетъ выразиться въ формѣ сонета и академическаго полотна. Бездарный будетъ искать новыхъ формъ для своей безсодержательности.
Объ этомъ очень хорошо у Вольтера.
Соотвѣтственно, когда предлагается не высказываться о томъ, въ чемъ не разбираешься, то, когда рѣчь идетъ о какомъ-нибудь* малевичѣ, требованiе неисполнимо. Для того чтобы разбираться въ немъ, нужно потратить на это время, которое съ большей пользой можетъ быть отдано другому. Чтобы это время все-таки найти, нужно не разбираться въ живописи. А не разбираясь въ живописи, можно ли разбираться въ малевичѣ?
* Если бъ я писалъ, скажемъ, по-французски, я просто употребилъ бы тутъ неопредѣленный артикль.
mmekourdukova
January 29 2012, 08:12:45 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 08:54:10 UTC 7 years ago
mmekourdukova
January 29 2012, 08:57:10 UTC 7 years ago
noctu_vigilus
January 29 2012, 08:28:50 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 08:34:30 UTC 7 years ago
noctu_vigilus
January 29 2012, 08:50:48 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 08:52:35 UTC 7 years ago
mmekourdukova
January 29 2012, 08:59:49 UTC 7 years ago
boomzoomer
January 29 2012, 08:40:48 UTC 7 years ago
А уж филологам должно быть легче чем не филологам.
>Талантливый сможетъ выразиться въ формѣ сонета и академическаго полотна.
А что можно сказать в этой связи про верлибр? Вроде бы бесформенное искусство.
Тем не менее, огромный пласт поэзии XX века, не сонет и не акакмические формы, а верлибр.
philtrius
January 29 2012, 08:46:29 UTC 7 years ago
roman_shmarakov
January 29 2012, 09:27:30 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 09:32:55 UTC 7 years ago
ermite_17
January 29 2012, 09:46:06 UTC 7 years ago
Можно прекрасно изобразить в виде верлибра, напр., эпизод с небом Аустерлица из "Войны и мира", или любой пейзаж из "Записок охотника" или "Степи", или вступление к "Повести о двух городах" Диккенса, или Gettysburgh Address Линкольна и т.д.
Выйдет ли из этого "плохая проза"?
philtrius
January 29 2012, 09:49:52 UTC 7 years ago
Но, въ принципѣ, ничто не мѣшаетъ верлибру быть и приличной прозой.
ermite_17
January 29 2012, 10:03:04 UTC 7 years ago
Но вообще четкой границы между стихами и прозой нет, так что г. Журдена отчасти обманули.
А ритм отсутствует только в плохой прозе, это знали еще античные авторы.
philtrius
January 29 2012, 10:06:45 UTC 7 years ago
ermite_17
January 29 2012, 10:18:14 UTC 7 years ago
boomzoomer
January 29 2012, 10:36:39 UTC 7 years ago
А как тогда быть с поэтами не писавшими в классических формах(Уитмен для примера)?
Считать их просто прозаиками или плохими прозаиками?
philtrius
January 29 2012, 10:47:05 UTC 7 years ago
boomzoomer
January 29 2012, 10:31:10 UTC 7 years ago
очепяткаопечаткаакакмическиеакадемическиеzveriozha
January 29 2012, 09:02:59 UTC 7 years ago
Отсюда никак не следует, что последователь новых форм бездарен. И не следует, что талантливый будет обязательно выражаться в академическом полотне.
Есть такая штука как ложные силлогизмы. ;-)
philtrius
January 29 2012, 09:34:09 UTC 7 years ago
zveriozha
January 29 2012, 09:43:26 UTC 7 years ago Edited: January 29 2012, 09:47:08 UTC
Тут все несколько относительно, не находите?
philtrius
January 29 2012, 09:52:43 UTC 7 years ago
Безусловно, академическая форма сама по себѣ изъ ничего не возникаетъ, къ ней приводитъ длительное развитiе, къ которому изложенное правило непримѣнимо.
Но когда-то это развитiе приводитъ къ существованiю достаточно сложнаго и адекватнаго набора. Вотъ можно спорить, входятъ ли въ него достиженiя импрессiонистовъ.
dsgtq_qfle
January 29 2012, 09:04:49 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 09:35:39 UTC 7 years ago
dsgtq_qfle
January 29 2012, 09:42:57 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 10:08:40 UTC 7 years ago
dsgtq_qfle
January 29 2012, 10:27:20 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 10:48:09 UTC 7 years ago
dsgtq_qfle
January 29 2012, 10:57:59 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 11:10:52 UTC 7 years ago
dsgtq_qfle
January 29 2012, 11:28:44 UTC 7 years ago
Сложив в уме последнее высказывание и старорежимную орфографию, делаю вывод, что Вас не переубедить. Почтительно удаляюсь. )))
philtrius
January 29 2012, 11:36:18 UTC 7 years ago
Поскольку Малевичъ — мейнстримъ, а я — маргиналъ, мнѣ пока достаточно, чтобъ эти мысли звучали публично.
philtrius
January 29 2012, 11:13:52 UTC 7 years ago
А относительно Глазуновыхъ и прочихъ Церетелiевъ — согласенъ. Они тоже катастрофа. Вотъ и живемъ мы между бездарнымъ псевдоакадемизмомъ и такимъ же модернизмомъ.
balda_balda
January 29 2012, 09:07:45 UTC 7 years ago
=Талантливый сможетъ выразиться въ формѣ сонета и академическаго полотна. Бездарный будетъ искать новыхъ формъ для своей безсодержательности.=
гр. А.Н.Толстой высказывался так:
- убито полтора миллиона отборных самцов. поневоле обрежешь юбочку.
толкуя это расширительно, можно сказать, что череда научных открытий и политиццких (с - Руцкой) событий ХХ века (Герника, Освенцим, Хиросима) сильно затруднили адекватное восприятие академиццких (с - Руцкой) полотен.
====
а вообще скучновато, мне каатся, сводить новые формы (с - Треплев) к шарлатанству, моде, конъюнктуре.
philtrius
January 29 2012, 09:41:52 UTC 7 years ago
balda_balda
January 29 2012, 09:48:28 UTC 7 years ago
--
некорректное сравнение =съ Черной смертью и Тридцатилѣтней войной= по всем статьям некорректное. качество трагедии другое. мозги другие и души тоже.
и за тридцать-то лет к чему только не привыкнешь. бомба же летит быстро.
philtrius
January 29 2012, 09:56:47 UTC 7 years ago
Относительно другихъ душъ — позвольте не согласиться. XX вѣкъ не очень поддерживаетъ идею нравственнаго прогресса (и, боюсь, даже прогресса чувствительности).
bdag_med
January 29 2012, 09:12:27 UTC 7 years ago
balda_balda
January 29 2012, 09:19:59 UTC 7 years ago
распространенное мнение, будто четырехпалые руки, пятигранные груди, глаза без зрачков и пр. появляются потому, что авторы рисовать не умеют, при всей своей распространенности - мнение неверное. умеют.
==
под научными открытиями мы имели в виду изобретение не только атомной бомбы, но и цветной фотографии.
eu_he_nio
January 29 2012, 09:24:25 UTC 7 years ago
Что ж мы имеем на сегодня - с одной стороны публику, напрочь утратившую представление о возможном и необходимом. Не далее как вчера наш дорогой проф.Ш вздумал зайти в народ - там ему на пальцах разъяснили, что филология наука не дворянская и что для правильного толкования памятников древнерусской литературы более чем достаточно здоровой крестьянской смекалки и верного политического чутья.
С другой стороны - да собственно ее и нет, другой стороны - на сцене все та же публика, по обстоятельствам времени и места подаваемая то в качестве "политиков" и "интеллектуалов", то "поэтов" и "художников". Полное взаимопонимание, если не дружеское участие.
И стоит ли посягать на эту идиллию?
philtrius
January 29 2012, 09:43:07 UTC 7 years ago
eu_he_nio
January 29 2012, 18:53:02 UTC 7 years ago
и мир воскрес - завидная судьба,
не правда ли, развеялась волшба
и радуется русская Камена..
Но постоянства стоит ли измена,
безмолвна днесь архангела труба,
власть времени бестактна и груба,
легка и неприметна поступь тлена.
Мир простоват. Избыток - красота,
забава мастера и просто так
проложен Путь, мечтательный и Млечный.
Струится между пальцев звезд песок,
пора ко сну и, подавив зевок,
художник утверждает образ вечный.
balda_balda
January 29 2012, 09:43:09 UTC 7 years ago
==
я-то - никакой дискутант, но то, как вы полемизируете, ввергает меня в...
кулик... публика... какое мне дело до публики/резонанса?
а эпатаж был, я полагаю, еще в каменном веке и пребудет вечно.
вы мне про кулика, а я - про пикассо.
eu_he_nio
January 29 2012, 10:04:05 UTC 7 years ago
И против того же Пикассо ничего особенно не имею.
И тем более против новых форм - только где они? Тот же верлибр, как уже выше заметили, эвон когда гремел.
И даже эпатаж - да пожалуйста, если в меру и к месту. А то ведь..
nickteplov
January 29 2012, 09:37:34 UTC 7 years ago
Позволю себе заявить, что обыватель не способен воспроизвести квадрат.
Опишите мне, пожалуйста, эту картину по памяти?
Уверен, что большинство представляет себе холст в раме закрашенный черным цветом. Такое произведение – к постмодернисткому американскому послевоенному искусству, но никак не к последовательному модернисту Малевичу. Он изобразил композицию – черный квадрат на белом фоне, решая совершенно конкретную формальную задачу – уравновесить фигуру по расположению и массе в квадратном формате. В данном случае его "мастерство" заключалось в поиске пропорции белого поля, возможно микроскопического смещения квадрата из центра для того чтобы скомпенсировать несимметричность человеческого зрения. Потому, это – картина, а не безобразие или концептуалистская выходка. Не является некой абсолютной вершиной или новаторством, а только ОДНА ИЗ работ посвященная формальным свойствам композиции, законы которой одни для всех, для Микеланджело, Глазунова, архитектора и проектировщика дверной ручки. Одновременно Малевич рисовал белый круг в квадратном формате, три треугольника и т.п., почему-то эти произведения не вызывают такого шума и возбуждения публики, хотя по правилам игры Малевича он ничем не хуже квадрата. Сейчас все студенты-дизайнеры исполняют подобные упражнения с геометрическими фигурами, как само собой разумеющиеся, в этом нет ни скандала, ни преступления против Искусства, а есть вдумчивое изучение его законов. Я считаю, что человек, взявший на себя труд (а это именно интеллектуальный и чувственный труд) понять задачи Малевича и Мондриана, получит от созерцания классического искусства гораздо больше пользы и удовольствия. (Когда увидит, что помимо сюжета и мастерства фотографического воспроизведения реальности, там есть и строгая абстрактная (как музыка) партитура).
Ну а то, что сам непритязательный объект стоит на аукционе $ n-миллионов, это имеет больше отношения к бизнесу, нежели искусству. Какое-нибудь исподнее Майкла Джексона ещё дороже, что с того?
philtrius
January 29 2012, 09:54:14 UTC 7 years ago
nickteplov
January 29 2012, 10:07:30 UTC 7 years ago
Невежество в стократ социально вредоноснее.
philtrius
January 29 2012, 10:10:24 UTC 7 years ago
1_9_6_3
January 29 2012, 10:24:53 UTC 7 years ago
Социальный вред искусства - вполне логичный этап развития выдвинутого тезиса. Можно ли в этой связи говорить о социальном вреде раннехристианского искусства - для римского социума?
philtrius
January 29 2012, 11:30:26 UTC 7 years ago
1_9_6_3
January 29 2012, 12:59:55 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 13:08:04 UTC 7 years ago
1_9_6_3
January 29 2012, 13:38:33 UTC 7 years ago
Пример с Малевичем вообще и с "Черным квадратом" в частности несколько утрирован и упрощен - последний был скорее манифестом, а искусство Малевича в целом очень публично (и поэтому социально вредно - в Вашей системе размышлений).
В этом отношении было бы интереснее (хотя и сложнее) построить аргументацию на критике Сезанна, художника значительного, но, в противоположность Малевичу, отстраненного от публики. Или на критике позднего Рембрандта, который по Вашим формальным критериям вполне является социально опасным художником для голландского общества 1650-60-х годов.
nickteplov
January 29 2012, 10:47:06 UTC 7 years ago
Оттого, что Глазунов, Церетелли или "академисты" разукрашивающие петербургское метро мозайкой в духе соцреализма, квадрат презирают, лучше не становится. Вот уж где подлинная социальная и культурная катастрофа.
tschausy
January 29 2012, 12:29:40 UTC 7 years ago
otrok_serje
January 29 2012, 11:48:22 UTC 7 years ago
philtrius
January 29 2012, 12:04:28 UTC 7 years ago
dr_criminale
January 29 2012, 12:06:49 UTC 7 years ago
Будучи средним, как-то с восторгом наблюдал процесс сварки - именно, как у Вас сформулировано: "Я так не смог бы".
Следует ли из этого, что нужно придерживаться классики в отправлении нужд телесного низа - на природе, за околицей, а обогреваться у костерка, донеолитического, с классическим пренебрежением оппозицией *сырое/вареное*?
philtrius
January 29 2012, 12:14:58 UTC 7 years ago
dr_criminale
January 29 2012, 12:27:49 UTC 7 years ago
Разумно было бы тогда, с Вашей стороны, дать формальные критерии нужно-должного, так как субъективная манифестация "Я так не смогу" весьма неопределенна. Произвольность ее толкования я попытался проиллюстрировать моим комментарием.
philtrius
January 29 2012, 12:28:56 UTC 7 years ago
dr_criminale
January 29 2012, 13:12:33 UTC 7 years ago
С какой стати персонально к нему применим объективный критерий?
philtrius
January 29 2012, 13:15:19 UTC 7 years ago
Быть плохимъ художникомъ — не грѣхъ, и отпускать тутъ нечего. Но портить общественный вкусъ — это грѣхъ, которому нѣтъ прощенiя.
dr_criminale
January 29 2012, 13:33:09 UTC 7 years ago
yojik_ali
January 29 2012, 13:35:27 UTC 7 years ago
novoeleto
January 29 2012, 14:03:06 UTC 7 years ago
Всё верно. Если видеть в живописи только ремесло, вроде ремесла краснодеревщика или резчика по камню.
Живопись отчасти ремесло, отчасти - своего рода философия визуальности... Вот в чём секрет.
"Так не смог" можно сказать почти о всякой живописи. Даже добротная ученическая работа не под силу профану. В любом случае ему надо было бы поучиться годик.
Особая статья - размышления художника С КИСТЬЮ В РУКАХ о языке живописи. Прикладная семиотика (малевич etc.).
dadaha
January 29 2012, 15:51:41 UTC 7 years ago
travellersjoy
January 29 2012, 16:02:33 UTC 7 years ago
Iliya Krasnokutskiy
January 30 2012, 13:08:29 UTC 7 years ago
philtrius
January 30 2012, 13:21:08 UTC 7 years ago
Iliya Krasnokutskiy
January 30 2012, 13:45:00 UTC 7 years ago
philtrius
January 31 2012, 06:19:29 UTC 7 years ago