philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

О причинахъ — II.
О причинахъ — I здѣсь.
Потому при анализѣ любой ситуацiи эту многофакторность надо учитывать.
Можетъ быть, не во всей полнотѣ требованiй Аристотеля въ началѣ «Метафизики» (у него, кажется, есть провиденцiальная причина, примѣнительно къ разсужденiямъ о революцiяхъ напоминающая знаменитыя слова Чаадаева; и я не знаю, слѣдуетъ ли считаться съ этимъ такимъ не рацiоналистическимъ подходомъ величайшаго рацiоналиста), но — по крайней мѣрѣ три вещи нужно учитывать. Если революцiя — болѣзнь, то это 1) наличiе и концентрацiя носителей заразы; 2) иммунное состоянiе организма; 3) окружающая обстановка. Въ той или иной мѣрѣ зараза присутствуетъ всегда; но предположимъ, что ее — сколько обычно, а человѣкъ былъ чѣмъ-то огорченъ и его силы сопротивленiя понизились, и погода была холодной, такъ что при дыханiи обожгло горло, — тогда у болѣзни будутъ двѣ причины, каждая изъ которыхъ могла бы сама по себѣ и не оказаться достаточной (обладалъ бы онъ нормальной сопротивляемостью, справился бы съ «ожогомъ», а если бъ не было «ожога» — и съ пониженной сопротивляемостью пронесло бы). А наличiе заразы является необходимымъ условiемъ, но въ данномъ случаѣ не является причиной.
Для Францiи 1789 года внѣшнiя условiя были благопрiятны, а вотъ зараза сильна и иммунитетъ слабъ; страна, спокойно въ началѣ XVIII вѣка пережившая не одинъ дефолтъ и которой по большому счету ничего, кромѣ дефолта, и не угрожало, затѣяла гнусную и кровавую авантюру. Россiя 1917 г. имѣла чрезвычайно неблагопрiятныя внѣшнiя условiя, не слишкомъ страшную заразу (она была слабѣе, чѣмъ, скажемъ, въ 1905-мъ) и иммунитетъ, ослабленный ростомъ (у организмовъ такое бываетъ, и — болѣе того — это имъ свойственно).
Постараюсь еще два слова о Павлѣ I.
Причины заговора, разумѣется, лежатъ только и исключительно въ его личности, но на разныхъ участниковъ онъ воздѣйствовалъ по-разному. Въ любомъ случаѣ роковымъ для него стало сочетанiе двухъ ошибокъ, каждая изъ которыхъ была бы не смертельной: 1) онъ довелъ и позволилъ другимъ довести свои семейныя дѣла до такого состоянiя, что для его сына заговоръ оказался единственнымъ средствомъ выпутаться изъ ситуацiи, и 2) ключевой фигурѣ — Палену — онъ внушилъ чувство неувѣренности въ завтрашнемъ днѣ настолько, что тотъ предпочелъ рискнуть положенiемъ втораго человѣка въ Имперiи. И семейный скандалъ безъ Палена (впрочемъ, Паленъ его искусно подстрекалъ, за что его впослѣдствiи ненавидѣлъ Александръ), и Паленъ со своими опасенiями безъ санкцiи наслѣдника оставляли Императору громадные шансы выпутаться.
Могъ ли быть заговоръ, не опирающiйся на наслѣдника? Среди его боевой силы — офицеровъ — были такiе, которые выступали за истребленiе всей Императорской семьи. Но они не были въ большинствѣ, и организовать что-либо только привлекая эту публику никакой возможности не было. Большинство же выступало за право носить круглыя шляпы, обѣдать и тушить дома свѣтъ когда вздумается и не рисковать отправиться за строевую оплошность съ вахтпарада въ Сибирь (съ этой точки зрѣнiя заговорщики получили, чего хотѣли). Эти требованiя, кстати, было весьма легко удовлетворить, но Павелъ не догадался.
Кстати, намъ абсолютно неизвѣстно, выигралъ или проигралъ Паленъ. Такой кушъ, какъ Орловы, сорвать ему не удалось, даже въ ссылку отправился въ свои помѣстья — но кто знаетъ, можетъ, при Павлѣ его ждала бы и куда худшая судьба? А падать ему было куда.
Любители теорiи англiйскаго вмѣшательства навѣрняка отмѣтили, что англичанамъ я не отвожу никакой роли, и профранцузскую политику причиной гибели Павла вовсе не считаю. А что, собственно, могли сдѣлать англичане? Сформировать боевыя колонны изъ офицеровъ? Павелъ рѣшилъ эту задачу много лучше, чѣмъ сдѣлали бы они. Уронить его репутацiю? На русское общественное мнѣнiе они повлiять никакъ не могли. Дать денегъ? Пожалуй, да, но — съ одной стороны, — при всей таинственности бюджета этого мѣропрiятiя — врядъ ли оно обошлось особо дорого, съ другой — на такiе расходы Паленъ могъ пойти и самъ (Алдановъ полагаетъ, что англiйскихъ денегъ не было). Съ другой — акцiи противъ Наполеона обошлись Англiи явно много дороже и ни къ какому результату не привели. Пришлось привлекать Поццо ди Борго.

Выводы для сегодняшняго дня я оставлю на потомъ. И еще немного каретъ:







Tags: pensieri, portugal, Павелъ I
Разумно, согласен, спасибо.
Есть такая книга: В.А. Мау и И.В. Стародубровская ''Великие революции. От Кромвеля до Путина''.
Весьма добросовестное изложение того, что думают историки об этом феномене. Язык местами плох - канцелярская поэзия.
Вам не встречалось ли обсуждение вопроса почему прекратились дворцовые перевороты после убийства Павла ?
Последней попыткой можно считать декабристов, а дальше и попыток не было .
Возможно, и сталкивался, но сейчасъ не помню.
Есть ещё версия, что заговор стал возможен по причине убытков понесённых от прекращения хлебной торговли, а тут у британцев и русских образовалась общая проблема. Это как-то хорошо сплачивает....
Боюсь, что для сплоченiя двухъ боевыхъ офицерскихъ группъ это слишкомъ марксистская причина…
А между тем эта версия единственная даёт реальные мотивы-были затронуты материальные интересы самой состоятельной части российского общества.Был поставлен под угрозу источник благосостояния русской знати и это совсем не шутки.
Дѣло рѣшили нѣсколько десятковъ офицеровъ, а не пострадавшiе отъ политики въ своихъ матерiальныхъ интересахъ помѣщики. Эти категорiи могли пересѣкаться, но не настолько. А вотъ угроза Сибири и стѣсненiя въ образѣ жизни — это касалось каждаго.
Я прочел этот пост ПОСЛЕ последнего (читаю обычно ленту от конца), и поразился еще больше. Не могу постичь, что мешает Вам столь же здраво судить об обст-вах гораздо более позднего времени и гораздо более очевидных.
Надѣюсь, мои отвѣты убѣдили Васъ, что все дѣло въ неудачной формулировкѣ съ моей стороны.
Вполне. О перспективах осады Пг. (силами пары армейских корпусов) можно спорить, но это, конечно, уже не конспирология.