Коллеги, скажите, пожалуйста, кто-нибудь изслѣдовалъ исторiю русскаго сонета? Въ частности, задавался ли вопросомъ, почему у ранняго Хераскова есть сонеты, а у зрѣлаго и стараго — нѣтъ?
Былъ сборникъ "Русскiй сонетъ" со вступительной статьей О. Ѳедорова, е. не ош. Но сдѣланъ онъ былъ отвратительно, такъ что даже не рекомендую.
Боюсь, вопроса "въ частности" никто и никогда до васъ не ставилъ: не знаю никого, кто могъ бы посмотрѣть съ такой дистанцiи, чтобы была значима разница между раннимъ и зрѣлымъ Херасковымъ. Вообще говоря, у многихъ поэтовъ сонеты появляются только на краткое время - такъ у (поздняго) Пушкина, такъ у (ранняго) Мандельштама. Это не обязательно даже связано съ серiозными измѣненiями поэтики.
Статья О.И.Федотова - в сборнике "Сонет серебряного века: русский сонет конца XIX-начала XX века", а в книге "Русский сонет" (издательства "Московский рабочий") послесловие В.С. Совалина. Но и оно очень общее, обзорное.
Я думаю, что как раз в случае с Херасковым связано. Сонеты вполне укладываются в рамки поздней "барочной", игровой и экспериментальной эстетики, которая еще сохраняется в 60-е годы (всякие фигурные стихи, "оды, собранные из односложных слов" А. Ржевского; поэтому он пишет много сонетов - они тоже воспринимаются в ряду подобных "преодоленных формальных трудностей"; один из сонетов, как Вы, верно, помните, рекомендуется читать "весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия"). Но чем поэт становится "классичнее", тем меньше места в его творчестве для сонета и прочих поэтических трюков. Только в 19 веке отношение к сонету меняется, да и то не сразу (пушкинский пафос в "Суровый Дант..." уже не вполне понятен современному читателю).
Ага. сладки плоды учености - не чавкай, чувствителен познанья стебелек, послушнику положен путь далек, а обстоятельства довольно шатки но только так, войдя к великим в долю, ты выведешь, что коля любит олю И потом сонет - Ренессанс и Барокко. А у нас как-то с этим не очень.
Идя стезей учености, не тявкай, Твой путь препятствiй полонъ и далекъ. Одинъ язвитъ заточенной булавкой, Другой ужъ раздуваетъ уголекъ, А третiй строитъ замокъ вмѣстѣ съ Кафкой. И нѣтъ, гдѣ отдохнулъ бы и прилегъ, Дубравной тѣни, солнечнаго луга; А кости павшихъ заметаетъ вьюга.
Многие поэты (самый яркий пример, разумеется, Пушкин) в начальный период творчества пробовали писать все, а затем выбирали то, что им ближе. Может быть, сонет оказался в итоге не близок Хераскову?
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
platonicus
April 4 2012, 11:23:40 UTC 7 years ago
Боюсь, вопроса "въ частности" никто и никогда до васъ не ставилъ: не знаю никого, кто могъ бы посмотрѣть съ такой дистанцiи, чтобы была значима разница между раннимъ и зрѣлымъ Херасковымъ. Вообще говоря, у многихъ поэтовъ сонеты появляются только на краткое время - такъ у (поздняго) Пушкина, такъ у (ранняго) Мандельштама. Это не обязательно даже связано съ серiозными измѣненiями поэтики.
stephanicus
April 4 2012, 15:06:57 UTC 7 years ago
eu_he_nio
April 4 2012, 16:02:05 UTC 7 years ago
stephanicus
April 4 2012, 16:05:26 UTC 7 years ago
platonicus
April 4 2012, 16:49:24 UTC 7 years ago
Даже неловко, насколько все перепуталось. Хотя 10 лѣтъ - не шутка.
o_proskurin
April 5 2012, 00:37:35 UTC 7 years ago
platonicus
April 5 2012, 06:41:51 UTC 7 years ago
in_b
April 4 2012, 15:04:36 UTC 7 years ago
у Гаспарова, у М.Лотмана, и Барри Шера
balda_balda
April 4 2012, 16:56:35 UTC 7 years ago
eu_he_nio
April 4 2012, 17:46:47 UTC 7 years ago
сладки плоды учености - не чавкай,
чувствителен познанья стебелек,
послушнику положен путь далек,
а обстоятельства довольно шатки
но только так, войдя к великим в долю,
ты выведешь, что коля любит олю
И потом сонет - Ренессанс и Барокко. А у нас как-то с этим не очень.
balda_balda
April 4 2012, 19:56:30 UTC 7 years ago
eu_he_nio
April 4 2012, 20:50:33 UTC 7 years ago
задернул камкой и тафтой
у самих револьверы найдутся
balda_balda
April 4 2012, 21:04:43 UTC 7 years ago
(помолчав): да и *погоди*.
в общем, ты письмо мое, милый, не комкай.
philtrius
April 5 2012, 04:10:58 UTC 7 years ago
Твой путь препятствiй полонъ и далекъ.
Одинъ язвитъ заточенной булавкой,
Другой ужъ раздуваетъ уголекъ,
А третiй строитъ замокъ вмѣстѣ съ Кафкой.
И нѣтъ, гдѣ отдохнулъ бы и прилегъ,
Дубравной тѣни, солнечнаго луга;
А кости павшихъ заметаетъ вьюга.
balda_balda
April 5 2012, 06:30:17 UTC 7 years ago
видите, как плодотворно.
впрочем, что' я за оценщик.
eu_he_nio
April 5 2012, 06:45:41 UTC 7 years ago
puzis
April 4 2012, 22:27:57 UTC 7 years ago
o_proskurin
April 5 2012, 00:23:23 UTC 7 years ago
(Разумеется, я не помню, касался ли автор сонетов Хераскова).
philtrius
April 5 2012, 04:12:14 UTC 7 years ago