philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Коллеги, скажите, пожалуйста, кто-нибудь изслѣдовалъ исторiю русскаго сонета? Въ частности, задавался ли вопросомъ, почему у ранняго Хераскова есть сонеты, а у зрѣлаго и стараго — нѣтъ?
Tags: philologica, вопросъ
Былъ сборникъ "Русскiй сонетъ" со вступительной статьей О. Ѳедорова, е. не ош. Но сдѣланъ онъ былъ отвратительно, такъ что даже не рекомендую.

Боюсь, вопроса "въ частности" никто и никогда до васъ не ставилъ: не знаю никого, кто могъ бы посмотрѣть съ такой дистанцiи, чтобы была значима разница между раннимъ и зрѣлымъ Херасковымъ. Вообще говоря, у многихъ поэтовъ сонеты появляются только на краткое время - такъ у (поздняго) Пушкина, такъ у (ранняго) Мандельштама. Это не обязательно даже связано съ серiозными измѣненiями поэтики.
Статья О.И.Федотова - в сборнике "Сонет серебряного века: русский сонет конца XIX-начала XX века", а в книге "Русский сонет" (издательства "Московский рабочий") послесловие В.С. Совалина. Но и оно очень общее, обзорное.
Вот не знаю. Конечно, если есть "русская Камена", почему б не быть "рускому сонету". Но режет слух. Какие-то "русские шахматы".
Мне не режет.
Да, вы правы. И "отвратительно" относилось какъ разъ къ первой книгѣ.

Даже неловко, насколько все перепуталось. Хотя 10 лѣтъ - не шутка.
Я думаю, что как раз в случае с Херасковым связано. Сонеты вполне укладываются в рамки поздней "барочной", игровой и экспериментальной эстетики, которая еще сохраняется в 60-е годы (всякие фигурные стихи, "оды, собранные из односложных слов" А. Ржевского; поэтому он пишет много сонетов - они тоже воспринимаются в ряду подобных "преодоленных формальных трудностей"; один из сонетов, как Вы, верно, помните, рекомендуется читать "весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия"). Но чем поэт становится "классичнее", тем меньше места в его творчестве для сонета и прочих поэтических трюков. Только в 19 веке отношение к сонету меняется, да и то не сразу (пушкинский пафос в "Суровый Дант..." уже не вполне понятен современному читателю).
Да, навѣрное. Я совсѣмъ не представляю себѣ Хераскова, такъ сказать, "въ развитiи".
если поставить вопрос по-другому: история русской строфики, то кое-что можно найти.
у Гаспарова, у М.Лотмана, и Барри Шера
патамушто сонет, кто там что бы ни и и как ты его не -- все равно *откатать школу*.
Ага.
сладки плоды учености - не чавкай,
чувствителен познанья стебелек,
послушнику положен путь далек,
а обстоятельства довольно шатки
но только так, войдя к великим в долю,
ты выведешь, что коля любит олю
И потом сонет - Ренессанс и Барокко. А у нас как-то с этим не очень.
продаю хорошую... редкую и т.д. "чавкай---Кафкой"
и полку с кафкой и туфтой
задернул камкой и тафтой

у самих револьверы найдутся
... императивы вообще открывают большие просторы. всякие там *ерзай, мешкай*.
(помолчав): да и *погоди*.

в общем, ты письмо мое, милый, не комкай.
Идя стезей учености, не тявкай,
Твой путь препятствiй полонъ и далекъ.
Одинъ язвитъ заточенной булавкой,
Другой ужъ раздуваетъ уголекъ,
А третiй строитъ замокъ вмѣстѣ съ Кафкой.
И нѣтъ, гдѣ отдохнулъ бы и прилегъ,
Дубравной тѣни, солнечнаго луга;
А кости павшихъ заметаетъ вьюга.

очень карашо!
видите, как плодотворно.

впрочем, что' я за оценщик.
Я не язвлю, не язвлю! Ну самую малость только..
Многие поэты (самый яркий пример, разумеется, Пушкин) в начальный период творчества пробовали писать все, а затем выбирали то, что им ближе. Может быть, сонет оказался в итоге не близок Хераскову?
http://lib.rus.ec/b/363809

(Разумеется, я не помню, касался ли автор сонетов Хераскова).
Спасибо. Это, кажется, общая тенденцiя (возможно, Ржевскiй былъ ключевой фигурой).